Применение технологий ИИ в иноязычном обучении взрослых: наставничество сверстников
- Авторы: Абрамова И.Е.1
-
Учреждения:
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 35-49
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297477
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-35-49
- ID: 297477
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Переход к постиндустриальному обществу, цифровизация экономики и социальной жизни привели к масштабным изменениям рынка труда. Это спровоцировало кризис в высшей школе, потерю интереса к вузовскому образованию, не отвечающему требованиям работодателей. Одним из способов решения проблемы является интеграция наукоемких технологий в учебный процесс. Цель статьи – описать опыт реализации педагогической технологии «наставничество сверстников» в процессе обучения английскому языку для специальных целей гуманитариев с применением ИИ-технологий и проанализировать полученные результаты.
Материалы и методы. В качестве научных методов применялись теоретические и эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, формализованный анкетный опрос с вопросами открытого и закрытого типов, сопоставительный анализ, экспертное оценивание, методы статистического анализа (среднее арифметическое, мода).
Результаты исследования. Доказано, что наставничество сверстников при обучении ESP с применением ИИ-технологий положительно влияет на формирование коммуникативной и цифровой компетенций. По окончанию эксперимента выявлено статистически значимое повышение уровня сформированности коммуникативной (Δ х̅ = +0,94 балла, Δ Мо= +1 балл) и цифровой (Δ х̅ = +1 балл, Δ Мо= +1 балл) компетенций. Участники эксперимента освоили алгоритмы применения различных технологий ИИ в изучении английского языка и использования его на практике, повысились результаты обучения и интерес к предмету, снизилась тревожность.
Выводы. Технология наставничества сверстников позволяет, в определенной степени, компенсировать неготовность ряда преподавателей иностранных языков использовать ИИ в учебном процессе. Признано, что назрела необходимость не только переподготовки преподавателей вузов в сфере ИИ-технологий для образования, но и разработки концепций университета будущего, интегрированного с ИИ и формирующего у студентов набор профессиональных и универсальных компетенций, востребованных быстроменяющимся рынком труда.
Об авторах
И. Е. Абрамова
Петрозаводский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lapucherabr@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1263-3599
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Россия, 185035, Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, 33Список литературы
- Butterfield D. Decline and fall: how university education became infantilized. 26.10.2024 // The Spectator. URL: https://www.spectator.co.uk/article/decline-and-fall-how-university-education-became-infantilised (accessed: 07.11.2024).
- Pelletier K., McCormack M., Muscanell N., Reeves J., Robert J., Arbino N. 2024 EDUCAUSE Horizon Report, Teaching and Learning Edition. Boulder, 2024. 46 p.
- Liao H, Xiao H, Hu B. Revolutionizing ESL teaching with generative artificial intelligence – take ChatGPT as an example // International Journal of New Developments in Education. 2023. Vol. 5. Issue 20. P. 39-46. https://doi.org/10.25236/IJNDE.2023.052008
- Prasad B.N., Jaheer B. The use of AI (artificial Intelligence) in English learning among engineering students: a case study // International Journal of English Learning & Teaching Skills. 2023. Vol. 5. Issue 4. Р. 3500-3508. https://doi.org/10.15864/ijelts.5410
- Anh L.T.Q. AI Chatbots in English language learning: a critical review // Journal of Knowledge Learning and Science Technology. 2024. Vol. 3. № 2. Р. 185-195. https://doi.org/10.60087/jklst.vol3.n2.p195
- Wei L. Artificial intelligence in language instruction: impact on English learning achievement, L2 motivation, and self-regulated learning // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Art. 1261955. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1261955
- Manire E.A., Kilag O.K.T., Cordova Jr.N.A. et al. Artificial Intelligence and English Language learning: a sys-tematic review // Excellencia: International Multi-disciplinary Journal of Education. 2023. Vol. 1. № 5. Р. 485-497.
- Klamma R., de Lange P., Neumann A.T., Hensen B. Scaling Mentoring Support with Distributed Artificial Intel-ligence // Intelligent Tutoring Systems. Lecture Notes in Computer Science. Cham. 2020. Vol. 12149. Р. 38-44. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49663-0_6
- Sharples M. Towards social generative AI for education: theory, practices and ethics // Learning: Research and Practice. 2023. Vol. 9. Issue 2. Р. 159-167. https://doi.org/10.1080/23735082.2023.2261131
- Pack A., Maloney J. Using artificial intelligence in TESOL: some ethical and pedagogical considerations // TE-SOL Quarterly. 2024. Vol. 58. Issue 2. P. 1007-1018. https://doi.org/10.1002/tesq.3320
- Сысоев П.В. Использование технологий искусственного интеллекта в обучении иностранному языку: тематика методических работ за 2023 год и перспективы дальнейших исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 294-308. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-294-308, https://elibrary.ru/cwzkhs
- Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme
- Евстигнеев М.Н. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интел-лекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 309-323. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323, https://elibrary.ru/ygipmo
- Brown L. Contemporary peer mentoring in higher education // Accessibility and Diversity in the 21st Century University. Phoenix, 2020. Р. 177-197. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-2783-2.CH009
- Snowden M., Hardy T. Peer mentorship and positive effects on student mentor and mentee retention and academic success // Widening Participation and Lifelong Learning. 2012. № 14. Р. 76-92. https://doi.org/10.5456/WPLL.14.S.76
- Bussu A., Burton S. Higher education peer mentoring programme to promote student community building using Mobile Device Applications // Groupwork. 2023. Vol. 30. № 2. Р. 54-71. https://doi.org/10.1921/gpwk.v30i2.1636
- O’Brien M., Llamas M., Stevens E. et al. Lessons learned from four years of peer mentoring in a tiered group program within education // Journal of the Australian and New Zealand Student Services Association. 2012. № 40. Р. 7-15.
- Estrela А., Ferreira P., Boléo A. et al. Peer learning: Mentoring in a Portuguese as a foreign language course // Educational Role of Language Journal. 2021. Vol. 4. Issue 4. Р. 68-78. http://doi.org/10.36534/erlj.2020.02.07
- Абрамова И.Е., Ананьина А.В., Есенгалиева А.М. Модель иноязычного обучения студентов в контексте цифровизации профессиональной среды: теоретические и практические аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 489. С. 162-172. https://doi.org/10.17223/15617793/489/16, https://elibrary.ru/dltvfo
- Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика примене-ния преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной дея-тельности // Высшее образование в России. 2023. № 32 (10). С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm
- Abusahyon A.S.A.E., Alzyoud A., Alshorman O. et al. AI-driven technology and Chatbots as tools for enhancing English language learning in the context of second language acquisition: a review study // International Journal of Membrane Science and Technology. 2023. Vol. 10. Issue 1. Р. 1209-1223. http://doi.org/10.15379/ijmst.v10i1.2829
Дополнительные файлы
