Метод кейс-стади как инструмент развития мягких навыков в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Формирование мягких навыков путем использования метода case-study в процессе обучения дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» способствует развитию креативности и гибкости мышления, коммуникабельности, эмпатии, а также умения работать в команде, необходимых в их будущей деятельности, и может быть достигнуто различными методами. Цель исследования: выявление алгоритма использования профессионально-ориентированных кейсов на английском языке для формирования мягких навыков ведения успешной деловой коммуникации студентов экономических специальностей. Задачами данного исследования выступают: уточнение сущностной характеристики кейс-метода, определение спектра проблемных ситуаций для формирования мягких навыков в ходе решения поставленной в кейсе проблемы; определение дидактического потенциала профессионально-ориентированных и их экспериментальная проверка. Подчеркнуто, что знакомство с культурными кодами изучаемого языка и поиск недостающей информации для решения кейса способствуют решению поставленной проблемы и стимулируют развитие мягких навыков студентов.

Материалы и методы. Экспериментальная проверка проводилась в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, базировавшаяся на актуальности темы, обзоре научной литературы (дефиниций и результатов исследований, опубликованных в данной сфере знания), подборе библиографии и анализе результатов ее изучения. Формирующий эксперимент проводился на основе использования методики case-study в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Участники эксперимента: студенты экономических образовательных направлений. Критериями отбора проблемных кейсов послужили ситуации, связанные с международным деловым сотрудничеством. Для определения отношения студентов к методу case-study было использовано анкетирование. Респондентами выступили 50 студентов магистратуры.

Результаты исследования. Нами апробировались кейсы, связанные с коммуникативными ситуациями, в ходе которых затрагивается социокультурный аспект. Такой выбор подразумевает работу студентов по изучению культурных особенностей участников коммуникации для использования полученных знаний в ходе решения проблемы и применения межкультурной коммуникативной компетенции на практике, тем самым оттачивая гибкость своей коммуникации (soft skills). Опытная проверка показала, что студенты стали более гибкими и адаптивными в процессе коммуникации, были развиты умения формулировки и реализации целей коммуникации (по таким аспектам, как информационная, профессиональная, нормативная), навыки выбора и использования устоявшихся конструктов в рамках соответствующей ситуации, анализа и обобщения результатов ведения диалога. Анкетирование студентов показало, что данный метод а) стимулирует мышление и является интересным (82 %); б) знакомит с разными способами достижения коммуникативной цели (70 %); в) требует слишком много времени для подготовки (16 %); г) является трудоемким и энергозатратным (68 %); д) полезным для продолжения освоения дисциплины (91 %). 2 % затруднились с оценкой данного метода.

Выводы. На основе результатов формирующего эксперимента сделан вывод о значимом дидактическом ресурсе метода case-study как способе формирования мягких навыков, который реализовывался в процессе продвижения от репродуктивных (расширение и отработка тематической лексики и грамматики) заданий к рецептивным (аудирование, просмотр видео) и далее к продуктивным (говорение, создание презентаций, письмо) видам деятельности на иностранном языке. Работа с методом case-study по формированию мягких навыков показала, что этот метод стимулирует их коммуникативные навыки и служит развитию гибкости и адаптивности (soft skills) в ведении профессиональной коммуникации на иностранном языке.

Об авторах

Т. Г. Бортникова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Email: tatyana_bort@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2947-9409

доктор культурологии, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики

Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

М. И. Долженкова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Автор, ответственный за переписку.
Email: dolgenkovam@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7656-7028

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культуроведения и социокультурных проектов

Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Flyvbjerg B. Case Study (2011). In: Norman K. Denzin and Yvonna S. Lincoln eds. The Sage Handbook of Qua-litative Research, 4th edition, Thousand Oaks, CA: Sage, pp. 301-316.
  2. Douglas D. (1998). Evidence and Inference in the Comparative Case Study. Comparative Politics, pp. 127-145. https://doi.org/10.2307/422284
  3. Quintão C., Andrade P., Almeida F. (2020). How to Improve the Validity and Reliability of a Case Study Ap-proach? Journal of Interdisciplinary Studies in Education, no. 9 (2), pp. 264-275. https://doi.org/10.32674/jise.v9i2.2026, https://elibrary.ru/txtowt
  4. Sharan Merriam B. (1985). Case Study Research in Educational Research: a Review of Selected Literature. Revue de La Pensée Éducative, vol. 19, no. 3, pp. 204-217. https://doi.org/10.11575/jet.v19i3.44167
  5. Yazan B. (2015). Three Approaches to Case Study Methods in Education: Yin, Merriam, and Stake. Qualitative Report, no. 20 (2), pp. 134-152. https://doi.org/10.46743/2160-3715/2015.2102
  6. Harland T. (2014). Exploring case study methodology for higher research education. Research and Development in Higher Education, vol. 33, no. 6, pp. 1113-1122. https://doi.org/10.1080/07294360.2014.911253
  7. Steiner G., Posch A. (2006). Higher education for sustainable development through transdisciplinary case studies: An innovative approach to solving complex real-world problems. Journal of Cleaner Production, vol. 14, issues 9-11, pp. 877-890. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2005.11.054
  8. Aleksandrova D.L., Repina A.V. (2022). Development and use of the case method as one of the forms of con-trol of students’ knowledge in the discipline “Taxes”. Nauchnyi Al’manakh Tsentral’nogo Chernozem’ya = Scientific Almanac of the Central Black Earth Region, no. 1-9, pp. 384-389. (In Russ.) https://elibrary.ru/fyxtzr
  9. Porechnaya O.G. (2024). Case-study as a tool of formation of professional skills of future teachers. Collection of Materials of the 20th International Scientific and Practical Conference of Young Scientists “Urgent Problems of Modern Society Trends Shaping the Future”. Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University Publ., pp. 141-145. https://elibrary.ru/untwti
  10. Guzueva E.R., Zhamborov A.A., Mutuskhanova R.M. (2021). The use of case method for student training. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture, Education, no. 1 (86), pp. 77-78. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-77-78, https://elibrary.ru/zihlxe
  11. Kelch K., Maluppa-Kim M. (2014). Implementing case studies in language teacher education and professional development. ORTESOL Journal, vol. 31, pp. 10-18.
  12. Osiyanova O.M., Rogozina E.V. (2024). Algorithm of creating a case in foreign language economics students education. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya = Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 13, no. 1 (46), pp. 77-81. (In Russ.) https://elibrary.ru/cdqtsc
  13. Vikulova L.G., Makarova I.V., Tareva E.G. (2018). Innovative modeling of cases on intercultural communication. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law, no. 4 (45), pp. 398-404. (In Russ.) https://doi.org/10.25683/VOLBI.2018.45.405, https://elibrary.ru/ymrubn
  14. Seid A., Rao C. (2013). Applying communicative approach in teaching English as a foreign language: a case study of Pakistan. Porta Linguarum, no. 20, pp. 187-203. https://doi.org/10.30827/Digibug.24882
  15. Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. (2021). Methodological foundations of subject-language integrated learning. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 5, pp. 30-39. (In Russ.) https://elibrary.ru/cfuofx
  16. Erina I.A. (2022). Case method as the leading technology of formation of communicative competence. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture, Education, no. 2 (93), pp. 266-268. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-266-268, https://elibrary.ru/fnhjvn
  17. Pirogova L.I. (2023). Theory and practice of using the case method in teaching a foreign language at a university. Teaching Languages and Cultures in the Paradigm of Humanitarian Education: Collection of Articles Based on the Materials of the 6th International Scientific and Practical Conference. Moscow, Russian State University for Humanities Publ., pp. 57-73. (In Russ.) https://elibrary.ru/gdlzeu
  18. Molchanova T.Yu. (2019). Case method in teaching a foreign language for professional communication. Molodoi uchenyi = Young Scientist, no. 40 (278), pp. 220-222. (In Russ.) https://elibrary.ru/hxivry
  19. Meyer M. (1991). Developing transcultural competence: case studies of advanced foreign language learners. Multilingual Matters, pp. 136-136. https://doi.org/10.21832/9781800418189-014
  20. Duff P.A. (2014). Case study research on language learning and use. Annual Review of Applied Linguistics, pp. 233-255. https://doi.org/10.1017/S0267190514000051
  21. Cinque M. (2016). “Lost in translation”. Soft skills development in European countries. Tuning Journal for Higher Education, vol. 3, no. 2, pp. 389-427. https://doi.org/10.18543/tjhe-3(2)-2016pp389-427
  22. Loktaeva N.N. (2019). “Soft skills” as an educational category: essence and content. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii = Innovative Projects and Programs in Education, no. 4, pp. 28-35. (In Russ.) https://elibrary.ru/rytuad
  23. Almabekova O.A. (2012). Changing objectives in teaching foreign languages for professional purposes due to new social requirements. Fundamental’nye issledovaniya = Fundamental Research, no. 3, pp. 548-552. (In Russ.) https://elibrary.ru/pazbbh
  24. Raitskaya L.K., Tikhonova E.V. (2018). Perceptions of soft skills by Russia’s university lecturers and students in the context of the world experience. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. seriya: psikhologiya i pedagogika = RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 15, no. 3, pp. 350-363. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363, https://elibrary.ru/ybjiff
  25. Stepanova L.N., Zeer E.F. (2019). Soft skills as predictors of students’ life self-fulfillment. Obrazovanie i nauka = Education and Science, vol. 21, no. 8, pp. 65-89. (In Russ.) https://elibrary.ru/sqyixp, https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».