Метод кейс-стади как инструмент развития мягких навыков в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере»
- Авторы: Бортникова Т.Г.1, Долженкова М.И.1
-
Учреждения:
- Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 107-117
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297482
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-107-117
- ID: 297482
Цитировать
Аннотация
Актуальность. Формирование мягких навыков путем использования метода case-study в процессе обучения дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» способствует развитию креативности и гибкости мышления, коммуникабельности, эмпатии, а также умения работать в команде, необходимых в их будущей деятельности, и может быть достигнуто различными методами. Цель исследования: выявление алгоритма использования профессионально-ориентированных кейсов на английском языке для формирования мягких навыков ведения успешной деловой коммуникации студентов экономических специальностей. Задачами данного исследования выступают: уточнение сущностной характеристики кейс-метода, определение спектра проблемных ситуаций для формирования мягких навыков в ходе решения поставленной в кейсе проблемы; определение дидактического потенциала профессионально-ориентированных и их экспериментальная проверка. Подчеркнуто, что знакомство с культурными кодами изучаемого языка и поиск недостающей информации для решения кейса способствуют решению поставленной проблемы и стимулируют развитие мягких навыков студентов.
Материалы и методы. Экспериментальная проверка проводилась в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, базировавшаяся на актуальности темы, обзоре научной литературы (дефиниций и результатов исследований, опубликованных в данной сфере знания), подборе библиографии и анализе результатов ее изучения. Формирующий эксперимент проводился на основе использования методики case-study в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Участники эксперимента: студенты экономических образовательных направлений. Критериями отбора проблемных кейсов послужили ситуации, связанные с международным деловым сотрудничеством. Для определения отношения студентов к методу case-study было использовано анкетирование. Респондентами выступили 50 студентов магистратуры.
Результаты исследования. Нами апробировались кейсы, связанные с коммуникативными ситуациями, в ходе которых затрагивается социокультурный аспект. Такой выбор подразумевает работу студентов по изучению культурных особенностей участников коммуникации для использования полученных знаний в ходе решения проблемы и применения межкультурной коммуникативной компетенции на практике, тем самым оттачивая гибкость своей коммуникации (soft skills). Опытная проверка показала, что студенты стали более гибкими и адаптивными в процессе коммуникации, были развиты умения формулировки и реализации целей коммуникации (по таким аспектам, как информационная, профессиональная, нормативная), навыки выбора и использования устоявшихся конструктов в рамках соответствующей ситуации, анализа и обобщения результатов ведения диалога. Анкетирование студентов показало, что данный метод а) стимулирует мышление и является интересным (82 %); б) знакомит с разными способами достижения коммуникативной цели (70 %); в) требует слишком много времени для подготовки (16 %); г) является трудоемким и энергозатратным (68 %); д) полезным для продолжения освоения дисциплины (91 %). 2 % затруднились с оценкой данного метода.
Выводы. На основе результатов формирующего эксперимента сделан вывод о значимом дидактическом ресурсе метода case-study как способе формирования мягких навыков, который реализовывался в процессе продвижения от репродуктивных (расширение и отработка тематической лексики и грамматики) заданий к рецептивным (аудирование, просмотр видео) и далее к продуктивным (говорение, создание презентаций, письмо) видам деятельности на иностранном языке. Работа с методом case-study по формированию мягких навыков показала, что этот метод стимулирует их коммуникативные навыки и служит развитию гибкости и адаптивности (soft skills) в ведении профессиональной коммуникации на иностранном языке.
Об авторах
Т. Г. Бортникова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Email: tatyana_bort@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2947-9409
доктор культурологии, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики
Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33М. И. Долженкова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Автор, ответственный за переписку.
Email: dolgenkovam@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7656-7028
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культуроведения и социокультурных проектов
Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Flyvbjerg B. Case Study (2011). In: Norman K. Denzin and Yvonna S. Lincoln eds. The Sage Handbook of Qua-litative Research, 4th edition, Thousand Oaks, CA: Sage, pp. 301-316.
- Douglas D. (1998). Evidence and Inference in the Comparative Case Study. Comparative Politics, pp. 127-145. https://doi.org/10.2307/422284
- Quintão C., Andrade P., Almeida F. (2020). How to Improve the Validity and Reliability of a Case Study Ap-proach? Journal of Interdisciplinary Studies in Education, no. 9 (2), pp. 264-275. https://doi.org/10.32674/jise.v9i2.2026, https://elibrary.ru/txtowt
- Sharan Merriam B. (1985). Case Study Research in Educational Research: a Review of Selected Literature. Revue de La Pensée Éducative, vol. 19, no. 3, pp. 204-217. https://doi.org/10.11575/jet.v19i3.44167
- Yazan B. (2015). Three Approaches to Case Study Methods in Education: Yin, Merriam, and Stake. Qualitative Report, no. 20 (2), pp. 134-152. https://doi.org/10.46743/2160-3715/2015.2102
- Harland T. (2014). Exploring case study methodology for higher research education. Research and Development in Higher Education, vol. 33, no. 6, pp. 1113-1122. https://doi.org/10.1080/07294360.2014.911253
- Steiner G., Posch A. (2006). Higher education for sustainable development through transdisciplinary case studies: An innovative approach to solving complex real-world problems. Journal of Cleaner Production, vol. 14, issues 9-11, pp. 877-890. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2005.11.054
- Aleksandrova D.L., Repina A.V. (2022). Development and use of the case method as one of the forms of con-trol of students’ knowledge in the discipline “Taxes”. Nauchnyi Al’manakh Tsentral’nogo Chernozem’ya = Scientific Almanac of the Central Black Earth Region, no. 1-9, pp. 384-389. (In Russ.) https://elibrary.ru/fyxtzr
- Porechnaya O.G. (2024). Case-study as a tool of formation of professional skills of future teachers. Collection of Materials of the 20th International Scientific and Practical Conference of Young Scientists “Urgent Problems of Modern Society Trends Shaping the Future”. Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University Publ., pp. 141-145. https://elibrary.ru/untwti
- Guzueva E.R., Zhamborov A.A., Mutuskhanova R.M. (2021). The use of case method for student training. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture, Education, no. 1 (86), pp. 77-78. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-77-78, https://elibrary.ru/zihlxe
- Kelch K., Maluppa-Kim M. (2014). Implementing case studies in language teacher education and professional development. ORTESOL Journal, vol. 31, pp. 10-18.
- Osiyanova O.M., Rogozina E.V. (2024). Algorithm of creating a case in foreign language economics students education. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya = Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 13, no. 1 (46), pp. 77-81. (In Russ.) https://elibrary.ru/cdqtsc
- Vikulova L.G., Makarova I.V., Tareva E.G. (2018). Innovative modeling of cases on intercultural communication. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law, no. 4 (45), pp. 398-404. (In Russ.) https://doi.org/10.25683/VOLBI.2018.45.405, https://elibrary.ru/ymrubn
- Seid A., Rao C. (2013). Applying communicative approach in teaching English as a foreign language: a case study of Pakistan. Porta Linguarum, no. 20, pp. 187-203. https://doi.org/10.30827/Digibug.24882
- Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. (2021). Methodological foundations of subject-language integrated learning. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 5, pp. 30-39. (In Russ.) https://elibrary.ru/cfuofx
- Erina I.A. (2022). Case method as the leading technology of formation of communicative competence. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture, Education, no. 2 (93), pp. 266-268. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-266-268, https://elibrary.ru/fnhjvn
- Pirogova L.I. (2023). Theory and practice of using the case method in teaching a foreign language at a university. Teaching Languages and Cultures in the Paradigm of Humanitarian Education: Collection of Articles Based on the Materials of the 6th International Scientific and Practical Conference. Moscow, Russian State University for Humanities Publ., pp. 57-73. (In Russ.) https://elibrary.ru/gdlzeu
- Molchanova T.Yu. (2019). Case method in teaching a foreign language for professional communication. Molodoi uchenyi = Young Scientist, no. 40 (278), pp. 220-222. (In Russ.) https://elibrary.ru/hxivry
- Meyer M. (1991). Developing transcultural competence: case studies of advanced foreign language learners. Multilingual Matters, pp. 136-136. https://doi.org/10.21832/9781800418189-014
- Duff P.A. (2014). Case study research on language learning and use. Annual Review of Applied Linguistics, pp. 233-255. https://doi.org/10.1017/S0267190514000051
- Cinque M. (2016). “Lost in translation”. Soft skills development in European countries. Tuning Journal for Higher Education, vol. 3, no. 2, pp. 389-427. https://doi.org/10.18543/tjhe-3(2)-2016pp389-427
- Loktaeva N.N. (2019). “Soft skills” as an educational category: essence and content. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii = Innovative Projects and Programs in Education, no. 4, pp. 28-35. (In Russ.) https://elibrary.ru/rytuad
- Almabekova O.A. (2012). Changing objectives in teaching foreign languages for professional purposes due to new social requirements. Fundamental’nye issledovaniya = Fundamental Research, no. 3, pp. 548-552. (In Russ.) https://elibrary.ru/pazbbh
- Raitskaya L.K., Tikhonova E.V. (2018). Perceptions of soft skills by Russia’s university lecturers and students in the context of the world experience. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. seriya: psikhologiya i pedagogika = RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 15, no. 3, pp. 350-363. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363, https://elibrary.ru/ybjiff
- Stepanova L.N., Zeer E.F. (2019). Soft skills as predictors of students’ life self-fulfillment. Obrazovanie i nauka = Education and Science, vol. 21, no. 8, pp. 65-89. (In Russ.) https://elibrary.ru/sqyixp, https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
Дополнительные файлы
