Инновация в иноязычном образовании как идея с новыми возможностями

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Рассмотрены факторы, воздействующие на организацию иноязычной подготовки студентов в техническом вузе, способных к созданию инновационных продуктов в соответствии с целями, поставленными перед системой высшего образования. Цель исследования – проанализировать теоретическое осмысление понятия «инновация» в его методологических аспектах в рамках языкового образования в техническом вузе, выявить перспективы инновационного решения в области совершенствования некоторых аспектов содержания иноязычного образования.

Материалы и методы. Использовался комплекс теоретических методов: а) изучение и анализ лингводидактических публикаций и философских работ по теме «Инноватика»; б) изучение опыта использования инновационных приемов и форм работы в зарубежных технических университетах; в) наблюдение за педагогической деятельностью отдельных преподавателей иностранного языка и преподавателей профильных дисциплин за использованием ими инновационных приемов и форм работы в учебном процессе; г) апробация отдельных инновационных приемов в собственной практике работы по преподаванию иностранного языка в техническом университете.

Результаты исследования. Выдвинуто предположение о необходимости отображения использования комплекса различных видов знаний: теоретических, онтологических, эмпирических знаний конкретных научных дисциплин и метазнаний, возникших как результат взаимодействия и конвергенции разных наук. Дано предположение о необходимости использовать комплекс знаний (онтологических, теоретических, эмпирических, модельнопроективных, тестологических, обыденных), которые манифестируются в профессионально-значимых текстах и дискурсах при профессионально-ориентированной иноязычной подготовке в техническом вузе. Возникает необходимость использования в иноязычной подготовке различных текстов по объему, своему характеру и жанрам, в том числе художественных текстов с целью трансляции культурологических смыслов. Описаны организационные аспекты в иноязычной подготовке студентов вуза, а также субъектные детерминанты преподавателя и студента, характерные для инновационного образовательного процесса.

Выводы. На основании синтеза полученного гетерогенного знания можно эффективно построить информационную модель. Она будет адекватной и продуктивной в учебной деятельности по обучению иностранному языку в решении коммуникативно-когнитивных задач.

Об авторах

А. Н. Шамов

Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина

Email: shamov1952@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4880-0384

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теории и практики иностранных языков и лингводидактики»

Россия, 603005, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Е. Н. Панкратова

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Email: keibusan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5009-9315

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Россия, 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24

Л. Н. Голованова

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Автор, ответственный за переписку.
Email: ggluda88@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-3050-7740

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Россия, 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24

Список литературы

  1. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. Москва: Изд. дом Высш. шк. эко-номики, 2011. 272 с. https://elibrary.ru/zxstvd
  2. Каракозова Е.Н. Методика обучения студентов технического вуза работе с иноязычной профессиональ-но-ориентированной информацией: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2023. 216 с. https://elibrary.ru/hvdtkd
  3. Groton D.B., Spadola C.E. Variability, visuals and interaction: online learning recommendations from social work students // Social work education. 2022. № 41 (2). P. 157-165. https://doi.org/10.1080/02615479. 2020.1806997
  4. Fuhrmann J.T. Endlose Theorie: Zur Relevanz im Kontext von Big Data // Berliner Journal für Soziologie. 2023. Vol. 33. P. 319-350. http://doi.org/10.1007/s11609-023-00502-3
  5. Hussin A.A. Education 4.0 made simple: ideas for teaching // International Journal of Education and Literacy Studies. 2018. № 6 (3). P. 92-98. https://doi.org/10.7575/aiac.ijels.v.6n.3p.92
  6. MacNeill Sh., Johnston B. The digital university in the modern age: a proposed framework for strategic development // Compass: Journal of Learning and Teaching. 2013. № 4 (7). Р. 1-5. http://doi.org/10.21100/compass.v4i7.79
  7. Schulz T. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960. № 68 (6). P. 571-583. https://doi.org/10.1086/258393
  8. Лебедев С.А., Гетманова А.Д., Григорян А.А., Жукова Е.А., Казарян В.П., Мелик-Гайказян И.В., Перминов В.Я., Твердынин Н.М., Тищенко П.Д. Философия математики и технических наук. Москва: Академ. проект, 2020. 779 с. https://elibrary.ru/qwnfsz
  9. Варламова Е.Ю. Система профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2021. 511 с. https://elibrary.ru/zbripq
  10. Петров М.К. Философские проблемы «науки о науке». Предмет социологии науки. Москва: РОССПЭН, 2006. 624 с. https://elibrary.ru/qwlnjx
  11. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 1992. 272 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001644785
  12. Огурцов А.П. Наука в перспективе тезаурусной динамики (М.К. Петров как философ науки) // Эпистемо-логия и философия науки. 2007. Т. 13. № 3. С. 211-221. https://elibrary.ru/luqbaf
  13. Чернышов С.В. Иноязычный эмоциональный опыт общения как основа развития эмоционального интел-лекта // Шатиловские чтения. Научное методическое наследие и перспективы развития иноязычного об-разования: сб. науч. тр. Санкт-Петербург, 2023. С. 352-361. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id23-699, https://elibrary.ru/oacuzo
  14. Чернышов С.В., Шамов А.Н. Теория и методика обучения иностранным языкам. Москва: КНОРУС, 2022. 442 с.
  15. Клочихин В.В. Методика обучения студентов коллокациям на основе корпусных технологий искусствен-ного интеллекта (английский язык, языковой факультет): дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2024. 153 с. https://elibrary.ru/litirr
  16. Хмаренко Н.И. Обучение студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» с использованием ИКТ (английский язык, языковой вуз): дис … канд. пед. наук. Тамбов, 2023. 253 с. https://elibrary.ru/kerwat
  17. Юзбашева Э.Г. Методика обучения студентов грамматическим средствам общения на основе реали-зации иноязычных интернет-проектов (английский язык, языковой факультет): дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2023. 228 с. https://elibrary.ru/ejkoll
  18. Ворохобов А.В., Плисов Е.В. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 3. С. 5-23. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-5, https://elibrary.ru/omkohm
  19. Чванова М.С. Функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1043-1062. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1043-1062, https://elibrary.ru/rzuauz
  20. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей ино-странного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme
  21. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика приме-нения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной дея-тельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm
  22. Сысоев П.В. Технология искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. https://elibrary.ru/qfmzhw
  23. Сысоев П.В., Твердохлебова И.П. Искусственный интеллект в обучении иностранным языкам: новые возможности и новые вызовы // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 2-5. https://elibrary.ru/lwjoaa
  24. Козлова Т.А., Сулима И.И. Тандем антропологии и философии образования как почва формирования профессиональной аутентичности // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 2 (43). С. 14-27. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-14, https://elibrary.ru/iziyyt

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».