Инновация в иноязычном образовании как идея с новыми возможностями
- Авторы: Шамов А.Н.1, Панкратова Е.Н.2, Голованова Л.Н.2
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина
- Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 118-131
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297483
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-118-131
- ID: 297483
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Рассмотрены факторы, воздействующие на организацию иноязычной подготовки студентов в техническом вузе, способных к созданию инновационных продуктов в соответствии с целями, поставленными перед системой высшего образования. Цель исследования – проанализировать теоретическое осмысление понятия «инновация» в его методологических аспектах в рамках языкового образования в техническом вузе, выявить перспективы инновационного решения в области совершенствования некоторых аспектов содержания иноязычного образования.
Материалы и методы. Использовался комплекс теоретических методов: а) изучение и анализ лингводидактических публикаций и философских работ по теме «Инноватика»; б) изучение опыта использования инновационных приемов и форм работы в зарубежных технических университетах; в) наблюдение за педагогической деятельностью отдельных преподавателей иностранного языка и преподавателей профильных дисциплин за использованием ими инновационных приемов и форм работы в учебном процессе; г) апробация отдельных инновационных приемов в собственной практике работы по преподаванию иностранного языка в техническом университете.
Результаты исследования. Выдвинуто предположение о необходимости отображения использования комплекса различных видов знаний: теоретических, онтологических, эмпирических знаний конкретных научных дисциплин и метазнаний, возникших как результат взаимодействия и конвергенции разных наук. Дано предположение о необходимости использовать комплекс знаний (онтологических, теоретических, эмпирических, модельнопроективных, тестологических, обыденных), которые манифестируются в профессионально-значимых текстах и дискурсах при профессионально-ориентированной иноязычной подготовке в техническом вузе. Возникает необходимость использования в иноязычной подготовке различных текстов по объему, своему характеру и жанрам, в том числе художественных текстов с целью трансляции культурологических смыслов. Описаны организационные аспекты в иноязычной подготовке студентов вуза, а также субъектные детерминанты преподавателя и студента, характерные для инновационного образовательного процесса.
Выводы. На основании синтеза полученного гетерогенного знания можно эффективно построить информационную модель. Она будет адекватной и продуктивной в учебной деятельности по обучению иностранному языку в решении коммуникативно-когнитивных задач.
Об авторах
А. Н. Шамов
Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина
Email: shamov1952@yandex.ru
Шамов Александр Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теории и практики иностранных языков и лингводидактики»Scopus Author ID: 55697418600 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 Россия
Е. Н. Панкратова
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Email: keibusan@gmail.com
Панкратова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»Scopus Author ID: 57216844319 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 Россия
Л. Н. Голованова
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ggluda88@gmail.com
Голованова Людмила Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
