Инновация в иноязычном образовании как идея с новыми возможностями
- Авторы: Шамов А.Н.1, Панкратова Е.Н.2, Голованова Л.Н.2
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина
- Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 118-131
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297483
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-118-131
- ID: 297483
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Рассмотрены факторы, воздействующие на организацию иноязычной подготовки студентов в техническом вузе, способных к созданию инновационных продуктов в соответствии с целями, поставленными перед системой высшего образования. Цель исследования – проанализировать теоретическое осмысление понятия «инновация» в его методологических аспектах в рамках языкового образования в техническом вузе, выявить перспективы инновационного решения в области совершенствования некоторых аспектов содержания иноязычного образования.
Материалы и методы. Использовался комплекс теоретических методов: а) изучение и анализ лингводидактических публикаций и философских работ по теме «Инноватика»; б) изучение опыта использования инновационных приемов и форм работы в зарубежных технических университетах; в) наблюдение за педагогической деятельностью отдельных преподавателей иностранного языка и преподавателей профильных дисциплин за использованием ими инновационных приемов и форм работы в учебном процессе; г) апробация отдельных инновационных приемов в собственной практике работы по преподаванию иностранного языка в техническом университете.
Результаты исследования. Выдвинуто предположение о необходимости отображения использования комплекса различных видов знаний: теоретических, онтологических, эмпирических знаний конкретных научных дисциплин и метазнаний, возникших как результат взаимодействия и конвергенции разных наук. Дано предположение о необходимости использовать комплекс знаний (онтологических, теоретических, эмпирических, модельнопроективных, тестологических, обыденных), которые манифестируются в профессионально-значимых текстах и дискурсах при профессионально-ориентированной иноязычной подготовке в техническом вузе. Возникает необходимость использования в иноязычной подготовке различных текстов по объему, своему характеру и жанрам, в том числе художественных текстов с целью трансляции культурологических смыслов. Описаны организационные аспекты в иноязычной подготовке студентов вуза, а также субъектные детерминанты преподавателя и студента, характерные для инновационного образовательного процесса.
Выводы. На основании синтеза полученного гетерогенного знания можно эффективно построить информационную модель. Она будет адекватной и продуктивной в учебной деятельности по обучению иностранному языку в решении коммуникативно-когнитивных задач.
Об авторах
А. Н. Шамов
Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина
Email: shamov1952@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4880-0384
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теории и практики иностранных языков и лингводидактики»
Россия, 603005, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1Е. Н. Панкратова
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Email: keibusan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5009-9315
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»
Россия, 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24Л. Н. Голованова
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ggluda88@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-3050-7740
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»
Россия, 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24Список литературы
- Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. Москва: Изд. дом Высш. шк. эко-номики, 2011. 272 с. https://elibrary.ru/zxstvd
- Каракозова Е.Н. Методика обучения студентов технического вуза работе с иноязычной профессиональ-но-ориентированной информацией: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2023. 216 с. https://elibrary.ru/hvdtkd
- Groton D.B., Spadola C.E. Variability, visuals and interaction: online learning recommendations from social work students // Social work education. 2022. № 41 (2). P. 157-165. https://doi.org/10.1080/02615479. 2020.1806997
- Fuhrmann J.T. Endlose Theorie: Zur Relevanz im Kontext von Big Data // Berliner Journal für Soziologie. 2023. Vol. 33. P. 319-350. http://doi.org/10.1007/s11609-023-00502-3
- Hussin A.A. Education 4.0 made simple: ideas for teaching // International Journal of Education and Literacy Studies. 2018. № 6 (3). P. 92-98. https://doi.org/10.7575/aiac.ijels.v.6n.3p.92
- MacNeill Sh., Johnston B. The digital university in the modern age: a proposed framework for strategic development // Compass: Journal of Learning and Teaching. 2013. № 4 (7). Р. 1-5. http://doi.org/10.21100/compass.v4i7.79
- Schulz T. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960. № 68 (6). P. 571-583. https://doi.org/10.1086/258393
- Лебедев С.А., Гетманова А.Д., Григорян А.А., Жукова Е.А., Казарян В.П., Мелик-Гайказян И.В., Перминов В.Я., Твердынин Н.М., Тищенко П.Д. Философия математики и технических наук. Москва: Академ. проект, 2020. 779 с. https://elibrary.ru/qwnfsz
- Варламова Е.Ю. Система профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2021. 511 с. https://elibrary.ru/zbripq
- Петров М.К. Философские проблемы «науки о науке». Предмет социологии науки. Москва: РОССПЭН, 2006. 624 с. https://elibrary.ru/qwlnjx
- Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 1992. 272 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001644785
- Огурцов А.П. Наука в перспективе тезаурусной динамики (М.К. Петров как философ науки) // Эпистемо-логия и философия науки. 2007. Т. 13. № 3. С. 211-221. https://elibrary.ru/luqbaf
- Чернышов С.В. Иноязычный эмоциональный опыт общения как основа развития эмоционального интел-лекта // Шатиловские чтения. Научное методическое наследие и перспективы развития иноязычного об-разования: сб. науч. тр. Санкт-Петербург, 2023. С. 352-361. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id23-699, https://elibrary.ru/oacuzo
- Чернышов С.В., Шамов А.Н. Теория и методика обучения иностранным языкам. Москва: КНОРУС, 2022. 442 с.
- Клочихин В.В. Методика обучения студентов коллокациям на основе корпусных технологий искусствен-ного интеллекта (английский язык, языковой факультет): дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2024. 153 с. https://elibrary.ru/litirr
- Хмаренко Н.И. Обучение студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» с использованием ИКТ (английский язык, языковой вуз): дис … канд. пед. наук. Тамбов, 2023. 253 с. https://elibrary.ru/kerwat
- Юзбашева Э.Г. Методика обучения студентов грамматическим средствам общения на основе реали-зации иноязычных интернет-проектов (английский язык, языковой факультет): дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2023. 228 с. https://elibrary.ru/ejkoll
- Ворохобов А.В., Плисов Е.В. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 3. С. 5-23. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-5, https://elibrary.ru/omkohm
- Чванова М.С. Функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1043-1062. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1043-1062, https://elibrary.ru/rzuauz
- Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей ино-странного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme
- Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика приме-нения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной дея-тельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm
- Сысоев П.В. Технология искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. https://elibrary.ru/qfmzhw
- Сысоев П.В., Твердохлебова И.П. Искусственный интеллект в обучении иностранным языкам: новые возможности и новые вызовы // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 2-5. https://elibrary.ru/lwjoaa
- Козлова Т.А., Сулима И.И. Тандем антропологии и философии образования как почва формирования профессиональной аутентичности // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 2 (43). С. 14-27. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-14, https://elibrary.ru/iziyyt
Дополнительные файлы
