Оценка результативности формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в процессе интернет-социализации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Актуальность исследования обусловлена необходимостью трансформации системы практико-ориентированного обучения в новых условиях профессиональной социализации студентов, поиска эффективных механизмов интернет-социализации. Представлены организационно-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в процессе интернет-социализации: создание специальной программы для развития профессиональных ценностей; организация специальных онлайн-курсов, вебинаров, направленных на развитие профессиональных ценностей; создание благоприятной образовательной интернет-среды для формирования профессиональных ценностей; вовлечение студентов в профессиональную деятельность и практику при помощи онлайн-практик, онлайн-платформ для фриланса и удаленной работы, онлайн-образовательных платформ или других онлайн-ресурсов; организация взаимодействия студентов, преподавателей, представителей бизнес-сообщества в условиях интернет-социализации с целью формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов. Определены критерии и показатели сформированности профессионально-ценностных ориентаций студентов: когнитивный, деятельностный, эмоционально-оценочный.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 62 студента Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина и Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет). Основные методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, анкетирование, эксперимент. Для статистической проверки значимости результатов использовался U-критерий Манна–Уитни и критерий знаковых рангов Уилкоксона
Результаты исследования. Представлены основные результаты опытно-экспериментальной работы по апробации организационно-педагогических условий в процессе прохождения технологической и преддипломной практики.
Выводы. На основе проведенного исследования обоснована эффективность использования выделенных организационно-педагогических условий для повышения эффективности формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в процессе интернет-социализации.

Об авторах

М. С. Чванова

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Email: ms12008@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2993-0194

Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий

Россия, 109004, Российская Федерация, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73

И. А. Киселева

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Email: irinakiselyo@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3557-216X

Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных систем и технологий

Россия, 109004, Российская Федерация, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73

М. С. Анурьева

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: anuryeva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6583-6421

Анурьева Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий

Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Чванова М.С., Киселева И.А. Историко-логический анализ исследований по формированию профессио-нально-ценностных ориентаций студентов в контексте интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-7-14, https://elibrary.ru/xutauf
  2. Фролова Е.В. Образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 327-330. https://elibrary.ru/ythovf
  3. Самойлик Н.А. Профессионально-ценностные ориентации личности: теория и практика. Новокузнецк: Кузбас. ин-т Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. 174 с. https://elibrary.ru/atwwps
  4. Манченко И.П. Профессиональные ценности современных экономистов как психолого-педагогическая проблема // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 4. С. 84-90. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2020-15-4-84-90, https://elibrary.ru/biabwm
  5. Мищенко В.А., Фролова Е.В. Структурные компоненты профессиональных ценностных ориентаций сту-дентов вуза // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12 (105). С. 139-142. https://elibrary.ru/qzftde
  6. Белогорцев Н.Н. Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза // Молодой ученый. 2017. № 1 (135). С. 434-436. https://elibrary.ru/xifizz
  7. Лунева Е.В., Бобкова Н.Д., Брызгалова О.Н., Хрипунова О.Г. Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 8. С. 38-42. https://doi.org/10.20339/AM.08-20.038, https://elibrary.ru/xowytp
  8. Чжэн В. Влияние Интернета на систему ценностей китайской молодежи // Научный аспект. 2024. Т. 19. № 1. С. 2327-2330. https://elibrary.ru/dchxns
  9. Кузнецова К.В. Влияние интернета на формирование ценностей молодежи // Форум молодежной науки. 2020. Т. 1. № 3. С. 20-25. https://doi.org/10.35599/forummn/01.03.04, https://elibrary.ru/pbmrpx
  10. Савельева О.А., Бободжонова О.Н. Влияние интернет-среды на формирование личности обучающихся в современном информационном обществе // Информатика и образование. 2018. № 5 (294). С. 27-30. https://elibrary.ru/xrghox
  11. Tyurina J.A., Shimolina M.V., Lutsenko E.L., Savin S.D., Gareeva I.A. Value Orientations of modern youth // International Scientific Conference: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2022. № 126. P. 853-859. https://doi.org/10.15405/epsbs.2022.06.94, https://elibrary.ru/eysods
  12. Trasorras R., Weinstein A., Abratt R. Value, satisfaction, loyalty and retention in professional services // Mar-keting Intelligence & Planning. 2009. Vol. 27. № 5. P. 615-632. https://doi.org/10.1108/02634500910977854
  13. Левин Л.М. Особенности поведения в социальных сетях у молодежи: поисковое исследование (на приме-ре социальной сети «ВКонтакте») // Человеческий капитал. 2020. № 1 (133). С. 85-91. https://doi.org/10.25629/HC.2020.01.09, https://elibrary.ru/vvpxfu
  14. Chvanova M.S., Khramova M.V., Pitsik E.N. Investigation of internet influence on users social needs // Quality Management, Transport and Information Security: Proceedings of the 2017 International Conference, Information Technologies. St. Petersburg, 2017. P. 652-657. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2017.8085908
  15. Chvanova М.S., Kiseleva I.A., Anurieva M.S. Identification of the pedagogical potential of Internet socialization of youth in the international professional community. Perspectives of Science and Education. 2023. № 65 (5). P. 447-462. https://doi.org/10.32744/pse.2023.5.26, https://elibrary.ru/zvywll
  16. Харченко В.С. Потенциал взаимодействия работодателей и вузов (пример Уральского региона) // Регион: Экономика и Социология. 2021. № 1 (109). C. 97-126. https://doi.org/10.15372/REG20210104, https://elibrary.ru/zxgfzb
  17. Зернов Д.В., Шалютина Н.В. Типология интернет-практик молодежи в социальных сетях: ориентации и режимы использования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Соци-альные науки. 2022. № 4 (68). С. 84-94. https://doi.org/10.52452/18115942_2022_4_84, https://elibrary.ru/quaoce
  18. Junco R., Elavsky C., Heiberger G. Putting Twitter to the test: Assessing outcomes for student collaboration, engagement and success // British Journal of Educational Technology. 2012. Vol. 44. № 2. P. 273-287. https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2012.01284.x
  19. Paul P. Virtual Placements to Develop Employability Skills for Civil and Environmental Engineering Students // Education Sciences. 2015. № 5 (2). P. 47-64. https://doi.org/10.3390/educsci5020047
  20. Gasevic D., Kovanovic V., Joksimovic S., Siemens G. Where is research on massive open online courses headed? A data analysis of the MOOC Research Initiative // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014. № 115 (5). P. 134-176. https://doi.org/10.19173/irrodl.v15i5.1954
  21. Park M., Jones T. Going Virtual: The Impact of COVID-19 on Internships in Tourism, Events, and Hospitality Education // Journal of Hospitality & Tourism Education. 2021. № 33 (1). P. 1-18. https://doi.org/10.1080/10963758.2021.1907198
  22. Januszewski A., Grzeszczak M. Internship of Accounting Students in the Form of E-Learning // Insights from Poland, Education Sciences. 2021. № 11 (8). Art. 447. https://doi.org/10.3390/educsci11080447
  23. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 488 с. https://elibrary.ru/qxwoil
  24. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 203 с. https://elibrary.ru/qxoalp

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».