Специфика формирования нравственной культуры студентов посредством волонтерской деятельности
- Авторы: Брыксина Е.С.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
- Выпуск: Том 29, № 6 (2024)
- Страницы: 1698-1706
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297540
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1698-1706
- ID: 297540
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Студенческая молодежь является важной социальной группой, образование и воспитание которой в этот непростой жизненный этап становления личности осуществляется посредством деятельности высших учебных заведений. Воспитание духовно- нравственной культуры современного молодого человека требует специальных средств, условий, методов. Одним из способов социализации студентов и приобщения к социально-значимым ценностям является их участие в волонтерской деятельности, что может сформировать их нравственные и культурные ориентиры. Цель исследования – выявление специфики формирования нравственной культуры студентов посредством волонтерской деятельности.
Методы исследования. Использовались общенаучные методы. Проведен анализ понятия «волонтерство», а также обоснованы организационно-педагогические условия формирования нравственной культуры студентов посредством применения метода систематизации.
Результаты исследования. Определены и охарактеризованы многоаспектные понятия «волонтерство», «волонтерская деятельность» с точки зрения исторического развития, функций, направлений. Выявлено влияние волонтерской деятельности на становление личности студенческой молодежи. Проанализировано использование волонтерства во взаимосвязанных системах высших учебных заведений в качестве способа воспитания нравственной культуры студента с целью его успешной социализации и интеграции в общество.
Выводы. Выявлено, что достижению педагогических возможностей высших учебных заведений в формировании нравственной культуры студенческой молодежи может способствовать участие в волонтерской деятельности.
Об авторах
Е. С. Брыксина
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: green-ka23@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-4960-3424
Брыксина Елена Сергеевна, старший преподаватель кафедры педагогики и менеджмента
Россия, 460014, Российская Федерация, г. Оренбург, ул. Советская, 19Список литературы
- Кушхова А.Ф., Захохова М.Р., Локова М.Ю. Нравственная культура студенчества: теория вопроса // Об-разование и право. 2023. № 12. С. 426-432. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-12-426-432, https://elibrary.ru/exezue
- Гребенкина Л.К., Копылова Н.А. Современный взгляд на историю развития волонтерства как составной части социального воспитания и воспитательной деятельности вуза // Педагогическое образование и наука. 2020. № 4. С. 30-37. https://elibrary.ru/qflofa
- Васильковская М.И., Пономарев В.Д. Волонтерство как социально-культурный феномен // Вестник Кеме-ровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 57. С. 234-241. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2021-57-234-24, https://elibrary.ru/uelstf
- Биякова Е.А., Демидович Е.А. К вопросу об истории возникновения волонтерства // Вестник науки и об-разования. 2019. № 15 (69). С. 73-74. https://elibrary.ru/ihnyzj
- Зимин А.Э. Этапы становления волонтерства в России: историко-культурный аспект // Вестник Майкоп-ского государственного технологического университета. 2023. Т. 15. № 1. С. 134-140. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-134-140, https://elibrary.ru/yuulgg
- Митин С.Н., Митина Т.С. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в рамках совре-менных социогуманитарных исследований // Симбирский научный вестник. 2022. № 1 (45). С. 66-72. https://elibrary.ru/eqrzqe
- Цраева Ф.В. Формирование досуговой культуры молодежи в рамках волонтерского движения // Иннова-ционные аспекты развития науки и техники: материалы 10 Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: КДУ; Добросвет, 2021. С. 239-245. https://elibrary.ru/glcptt
- Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Говин О. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведе-ния личности // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 6. С. 122-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-122-145, https://elibrary.ru/gjyymc
- Мазниченко М.А., Папазян Г.С. Воспитательный потенциал студенческого событийного волонтерства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 6 (63). С. 80-97. https://doi.org/10.24411/2224-0772-2019-10045, https://elibrary.ru/zlspsl
- Паклина Е.А. Культурное волонтерство как инновационный вид деятельности добровольцев // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 216. С. 125-134. https://elibrary.ru/rqxrqc
- Мягкова С.Н., Жийяр М.В., Титова Г.С., Качулина Н.Н. Развитие спортивного волонтерства в современной России // Теория и практика физической культуры. 2023. № 8. С. 69-71. https://elibrary.ru/blqpzk
- Глазкова Е.А. Формы осуществления волонтерской деятельности и виды волонтерства // Право и госу-дарство: теория и практика. 2019. № 2 (170). С. 25-28. https://elibrary.ru/zsusjv
- Нечаева О.М. Волонтерская деятельность обучающихся вуза: к проблеме сущности и педагогического потенциала // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 9. С. 79-81. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.09.22, https://elibrary.ru/kysswp
- Низамова Ч.И., Добротворская С.Г. Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педа-гогических условий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гума-нитарные науки. 2019. Т. 38. № 4. С. 623-628. https://doi.org/10.18413/2075-4574-2019-38-4-623-628, https://elibrary.ru/smkcur
- Пятунина В.М. Социально-педагогическое сопровождение волонтерской деятельности студенческой молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 89-90. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00686, https://elibrary.ru/bhqbxu
- Цвык В.А., Цвык И.В. Нравственное воспитание студенческой молодежи в современном обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. С. 340-353. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-2-340-353, https://elibrary.ru/exhtmq
Дополнительные файлы
