Формирование гибких навыков в процессе изучения элективной дисциплины «Английский язык в межкультурной коммуникации»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Планируемый переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты 4 поколения обусловил необходимость пересмотра номенклатуры компетенций, формируемых у обучающихся в ходе освоения образовательной программы и в процессе изучения отдельных дисциплин. Особое внимание предстоит уделить формированию универсальных компетенций, или гибких навыков (soft skills), которые необходимы современному специалисту для решения задач профессиональной деятельности. Для обеспечения реализации данного процесса в российских университетах происходит внедрение дополнительных элективных и факультативных дисциплин, в результате изучения которых обучающиеся должны приобрести определенный набор универсальных компетенций. Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить, какие гибкие навыки могут быть сформированы посредством дисциплин элективного цикла, а именно дисциплины «Английский язык в межкультурной коммуникации».Материалы и методы. Исследование проводилось с применением теоретических методов – подбор литературы по теме исследования, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов и экспериментальных методов – анкетирование студентов 2 курса бакалавриата. В задачи опроса входило выявление степени понимания студентами сущности гибких навыков, определение приоритетных компетенций и получение обратной связи по содержанию курса.Результаты исследования. Рассмотрены существующие подходы к определению гибких навыков и их классификации. Анализ литературы по проблеме исследования выявил отсутствие единой терминологии, наличие различных интерпретаций термина «гибкие навыки» и множество классификаций гибких навыков. Дано описание содержание курса «Английский язык в межкультурной коммуникации», составлена номенклатура гибких навыков, необходимых современному специалисту. Рассмотрены виды заданий, интегрированных в содержание учебной дисциплины, и их корреляция с гибкими навыками, формируемыми при помощи того или иного вида урочной или внеурочной деятельности в ходе освоения учебной дисциплины.Выводы. Установлено, что учебная дисциплина «Английский язык в межкультурной коммуникации» имеет большой потенциал с точки зрения повышения общекультурного уровня студентов и формирования широкого спектра гибких навыков: коммуникации, сотрудничества, критического мышления, творческих способностей, эмпатии, управленческих навыков и умения работать в команде.

Об авторах

Н. А. Гунина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalya_gunina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-6570-4872

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106

Список литературы

  1. Платова Е.Д. Возможности иностранного языка в развитии soft skills будущих специалистов // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 468. С. 219-225. https://doi.org/10.17223/15617793/468/25, https://elibrary.ru/psxxuq
  2. Войтенко Ю.А. Развитие гибких навыков у курсантов военных вузов на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 4 (9). С. 5-10. https://elibrary.ru/ongeze
  3. Северова Н.Ю., Павлова А.Н., Воронец С.М. Гибкие навыки в контексте обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 77-80. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-4101-77-80, https://elibrary.ru/fwgnal
  4. Литвинов А.В. Виды компетенций, формируемые при обучении деловому общению студентовлингвистов // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2005. Вып. 29. С. 136-146. https://elibrary.ru/ubctvb
  5. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194-196. https://elibrary.ru/rtnnim
  6. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 1. Ст. 90. https://elibrary.ru/ymxpol
  7. Илюхина И.Б., Редькина А.Д. Гибкие навыки (soft skills) как фактор формирования конкурентных преимуществ в профессиональной деятельности // Вестник ОрелГИЭТ. 2021. № 3 (57). С. 75-80. https://doi.org/10.36683/2076-5347-2021-3-57-75-80, https://elibrary.ru/wagcch
  8. Ярославцева А.В. Актуальность формирования навыков soft skills средствами робототехники у мальчиков во внеурочной деятельности // Вестник ГГУ. 2020. № 6. С. 89-93. https://elibrary.ru/pxxuah
  9. Меньшенина С.Г., Лабзина П.Г. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования гибких навыков студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 2 (42). C. 105-118. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.2.8, https://elibrary.ru/mkflvl
  10. Пинская М.А., Михайлова А.М. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 c. https://elibrary.ru/nqmafi
  11. Ануфриева Т.Н. Развитие предметных и надпредметных навыков при обучении иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 2. С. 87-101. https://doi.org/10.57769/2227-8591.12.2.06, https://elibrary.ru/tlxkew
  12. Платова Е.Д. Возможности кросскультурной образовательной среды в развитии умений интерактивного взаимодействия студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 2 (202). С. 41-45. https://elibrary.ru/yinnub
  13. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 17-24.
  14. Попова С.В., Карандеева Л.Г., Ульянов С.С. Формирование социокультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках иностранного языка посредством аутентичных художественных фильмов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 73-80. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-73-80, https://elibrary.ru/tiorok
  15. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 264 с. https://elibrary.ru/yqozjo
  16. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков // Иностранные языки в школе. 2003. № 1. С. 42-47. https://elibrary.ru/vnelkp
  17. Коротких Е.Г., Носенко Н.В. Принципы формирования «soft skills» при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей вуза // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2019. № 44. С. 43-47. https://elibrary.ru/zybmsl

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».