Формирование гибких навыков в процессе изучения элективной дисциплины «Английский язык в межкультурной коммуникации»
- Авторы: Гунина Н.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
- Выпуск: Том 29, № 4 (2024)
- Страницы: 927-938
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297787
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-927-938
- ID: 297787
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Планируемый переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты 4 поколения обусловил необходимость пересмотра номенклатуры компетенций, формируемых у обучающихся в ходе освоения образовательной программы и в процессе изучения отдельных дисциплин. Особое внимание предстоит уделить формированию универсальных компетенций, или гибких навыков (soft skills), которые необходимы современному специалисту для решения задач профессиональной деятельности. Для обеспечения реализации данного процесса в российских университетах происходит внедрение дополнительных элективных и факультативных дисциплин, в результате изучения которых обучающиеся должны приобрести определенный набор универсальных компетенций. Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить, какие гибкие навыки могут быть сформированы посредством дисциплин элективного цикла, а именно дисциплины «Английский язык в межкультурной коммуникации».Материалы и методы. Исследование проводилось с применением теоретических методов – подбор литературы по теме исследования, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов и экспериментальных методов – анкетирование студентов 2 курса бакалавриата. В задачи опроса входило выявление степени понимания студентами сущности гибких навыков, определение приоритетных компетенций и получение обратной связи по содержанию курса.Результаты исследования. Рассмотрены существующие подходы к определению гибких навыков и их классификации. Анализ литературы по проблеме исследования выявил отсутствие единой терминологии, наличие различных интерпретаций термина «гибкие навыки» и множество классификаций гибких навыков. Дано описание содержание курса «Английский язык в межкультурной коммуникации», составлена номенклатура гибких навыков, необходимых современному специалисту. Рассмотрены виды заданий, интегрированных в содержание учебной дисциплины, и их корреляция с гибкими навыками, формируемыми при помощи того или иного вида урочной или внеурочной деятельности в ходе освоения учебной дисциплины.Выводы. Установлено, что учебная дисциплина «Английский язык в межкультурной коммуникации» имеет большой потенциал с точки зрения повышения общекультурного уровня студентов и формирования широкого спектра гибких навыков: коммуникации, сотрудничества, критического мышления, творческих способностей, эмпатии, управленческих навыков и умения работать в команде.
Об авторах
Н. А. Гунина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: natalya_gunina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-6570-4872
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106Список литературы
- Платова Е.Д. Возможности иностранного языка в развитии soft skills будущих специалистов // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 468. С. 219-225. https://doi.org/10.17223/15617793/468/25, https://elibrary.ru/psxxuq
- Войтенко Ю.А. Развитие гибких навыков у курсантов военных вузов на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 4 (9). С. 5-10. https://elibrary.ru/ongeze
- Северова Н.Ю., Павлова А.Н., Воронец С.М. Гибкие навыки в контексте обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 77-80. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-4101-77-80, https://elibrary.ru/fwgnal
- Литвинов А.В. Виды компетенций, формируемые при обучении деловому общению студентовлингвистов // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2005. Вып. 29. С. 136-146. https://elibrary.ru/ubctvb
- Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194-196. https://elibrary.ru/rtnnim
- Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 1. Ст. 90. https://elibrary.ru/ymxpol
- Илюхина И.Б., Редькина А.Д. Гибкие навыки (soft skills) как фактор формирования конкурентных преимуществ в профессиональной деятельности // Вестник ОрелГИЭТ. 2021. № 3 (57). С. 75-80. https://doi.org/10.36683/2076-5347-2021-3-57-75-80, https://elibrary.ru/wagcch
- Ярославцева А.В. Актуальность формирования навыков soft skills средствами робототехники у мальчиков во внеурочной деятельности // Вестник ГГУ. 2020. № 6. С. 89-93. https://elibrary.ru/pxxuah
- Меньшенина С.Г., Лабзина П.Г. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования гибких навыков студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 2 (42). C. 105-118. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.2.8, https://elibrary.ru/mkflvl
- Пинская М.А., Михайлова А.М. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 c. https://elibrary.ru/nqmafi
- Ануфриева Т.Н. Развитие предметных и надпредметных навыков при обучении иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 2. С. 87-101. https://doi.org/10.57769/2227-8591.12.2.06, https://elibrary.ru/tlxkew
- Платова Е.Д. Возможности кросскультурной образовательной среды в развитии умений интерактивного взаимодействия студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 2 (202). С. 41-45. https://elibrary.ru/yinnub
- Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 17-24.
- Попова С.В., Карандеева Л.Г., Ульянов С.С. Формирование социокультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках иностранного языка посредством аутентичных художественных фильмов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 73-80. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-73-80, https://elibrary.ru/tiorok
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 264 с. https://elibrary.ru/yqozjo
- Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков // Иностранные языки в школе. 2003. № 1. С. 42-47. https://elibrary.ru/vnelkp
- Коротких Е.Г., Носенко Н.В. Принципы формирования «soft skills» при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей вуза // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2019. № 44. С. 43-47. https://elibrary.ru/zybmsl
Дополнительные файлы
