Искусственный интеллект и социализация подростков: риски влияния
- Авторы: Ходаев А.С.1, Макарова Л.Н.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 29, № 4 (2024)
- Страницы: 1011-1021
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297793
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-1011-1021
- ID: 297793
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. На сегодняшний день происходит активное внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности человека, что приводит к существенным изменениям факторов социализации, влияющих на подрастающее поколение. Однако, наряду с этим, умные устройства начинают также выступать в качестве агентов социализации, с которыми современный подросток взаимодействует как в учебной, так и во внеучебной деятельности. В этой связи у научно-педагогического сообщества возник интерес к выявлению позитивных и негативных аспектов влияния искусственного интеллекта на процесс формирования социального опыта несовершеннолетних. Цель исследования – изучение особенностей и анализ рисков воздействия искусственного интеллекта на социализацию подростков.Методы исследования. Работа выполнена с опорой на психолого-педагогические, юридические, социологические и научно-технические исследования, посвященные внедрению искусственного интеллекта в различные сферы человеческой жизнедеятельности, в частности, в систему образования. Исследование основывается на личностно-деятельностном, полисубъектном и средовом подходах, позволивших обобщить и проанализировать полученную информацию, обосновать риски влияния искусственного интеллекта на процесс позитивной социализации школьников. В рамках данных подходов использовались следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, структуризация информации.Результаты исследования. Определены основные направления использования искусственного интеллекта в учебном процессе: адаптивное обучение, автоматическое оценивание, контроль экзаменационного процесса, персонализированное обучение, создание настраиваемых учебных материалов, консультационные и рекомендательные системы, геймификация и виртуальная реальность, расширение спектра возможностей для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определение вовлеченности учащихся в процесс обучения. Однако, наряду с позитивными аспектами внедрения технологии искусственного интеллекта в когнитивную сферу подростков, прослеживается ряд рисков, связанных с использованием умных устройств: снижение качества воспитательного процесса; возникновение проблем с формированием социальных навыков и саморегуляции, ценностных ориентаций, ресурсов адаптации и саморегуляции; потеря субъектности; становление неадекватной самооценки; формирование агрессивной модели поведения, развитие «цифрового аутизма» и «информационной псевдодебильности».Выводы. На основе проведенного анализа выявлено, что влияние искусственного интеллекта на современных подростков прослеживается не только в изменении образовательного процесса школы, которая является фактором и институтом социализации, но и в непосредственном взаимодействии между несовершеннолетним и умным устройством. При этом данный процесс имеет как позитивные, так и негативные аспекты, учет и коррекция которых при внедрении искусственного интеллекта в образование и другие сферы жизнедеятельности человека и общества является необходимым.
Ключевые слова
Об авторах
А. С. Ходаев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: aleshylka@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2286-6767
научный сотрудник Центра непрерывного педагогического образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Л. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: mako20@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-1167-4185
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Резаев А.В., Трегубова Н.Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6 (154). С. 35-47. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.03, https://elibrary.ru/deaugi
- Кушнир Н.В., Кушнир А.В., Гриднева А.М. Взаимодействие искусственного интеллекта и человека современном мире // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2020. № 2. С. 1-10. https://elibrary.ru/yoidju
- Антопольская Т.А., Антопольский А.К., Логвинова М.И., Силаков А.С. Исследование развития субъектности подростков поколения Z в условиях дополнительного образования // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 3 (114). С. 22-34. https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-114-03-22-34, https://elibrary.ru/fuclsl
- Ахвердиев К.Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый. 2010. № 6. С. 308-310. https://elibrary.ru/muatvh
- Лызь Н.А., Непомнящий А.В., Родзин С.И. Человек и искусственный интеллект: проблемы развития и сосуществования: в 2 ч. Ч. 2. Развитие человека и искусственного интеллекта в интегральном видении. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Юж. фед. ун-та, 2022. 236 с. https://elibrary.ru/trieqt
- Ярошенко Г.В., Савушкин И.А. Социальные последствия применения систем искусственного интеллекта в образовании // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 3. С. 278-284. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-278-284, https://elibrary.ru/qwuvmz
- Кургузов А.В., Латушкина В.А. Совместное использование дополненной реальности и искусственного интеллекта в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 155-158. https://elibrary.ru/rvgijn
- Видова Т.А., Романова И.Н. Возможности применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 1 (42). С. 27-35. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2023-1-27-35, https://elibrary.ru/dyokhp
- Духанина Л.Н., Максименко А.А. Проблемы имплементации искусственного интеллекта в сфере образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 23-35. https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.2, https://elibrary.ru/zmejys
- Никитин П.В., Горохова Р.И., Абашин В.Г. Совершенствование системы онлайн-обучения средствами искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 522-539. https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.31, https://elibrary.ru/udtgwf
- Хонтураев С.И. Искусственный интеллект и Интернет вещей // Universum: технические науки. 2023. № 12-2 (117). С. 12-13. https://elibrary.ru/viebhr
- Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2 (4). С. 98-113. https://doi.org/10.31249/snsn/2021.02.07, https://elibrary.ru/uyzsbm
- Мухамадиева К.Б. Искусственный интеллект в развитии молодежи // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 2 (15). С. 27-33. https://elibrary.ru/ddjagw
- Мкртумова И.В. Цифровая социализация: симбиоз массмедиа и искусственного интеллекта как канал фокусного конструирования ценностных ориентаций молодежи (социально-одобряемых или ложных) // Социология. 2023. № 6. С. 211-219. https://elibrary.ru/mygvyk
- Пономарева Е.Ю. Искусственный интеллект: как новые технологии внедряются в сферу психического здоровья студентов высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 326-329. https://elibrary.ru/zsdwqs
- Заславский Д.А. Взаимодействие с голосовыми помощниками как фактор развития состояния агрессии у пользователей // E-Scio. 2022. № 3 (66). С. 521-530. https://elibrary.ru/fjmsmm
Дополнительные файлы
