Вербальные триггеры положительных эмоций как инструмент формирования эмоционального компонента ценностного отношения школьников к окружающим людям

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Формирование у школьников ценностного отношения к окружающим людям является важной целевой составляющей современного педагогического процесса. Такого рода отношение состоит из трех компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого). Наше внимание направлено на формирование эмоционального компонента ценностного отношения к окружающим людям. Проанализировано, как на охлаждение или вызов эмоций влияют вербальные средства и как их можно использовать для создания положительных эмоций в рамках формирования у школьников эмоционального компонента ценностного отношения к окружающим людям.Методы исследования. Применялся аналитический обзор научно-методической литературы по педагогике, психологии и лингвистике, а также лексический, морфологический и стилистический анализ вербальных структур.Результаты исследования. Были разработаны вербальные триггеры, которые способствуют вызову у школьников положительных эмоций по отношению к окружающим их людям. Также предложены к рассмотрению примеры упражнений с вербальными триггерами нежности и восхищения для применения в рамках классных часов, отдельного курса по эмоциональному интеллекту или на отдельных этапах уроков.Выводы. Результаты исследования могут быть использованы в процессе организации в школе комплексной работы по формированию эмоциональной составляющей ценностного отношения к окружающим людям, а также для дальнейшего теоретического исследования вопросов эмоционального обучения и нравственного воспитания в целом.

Об авторах

О. Е. Савельева

ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: oe.savelyeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6838-7198

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка

214000, Российская Федерация, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Список литературы

  1. Просекова Е.Н. Психолого-педагогический аспект отношения к другому // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (26). C. 76-81. https://elibrary.ru/zqqqjh
  2. Лобов П.А. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к человеку у студентов медицинского колледжа в процессе профессиональной подготовки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1. С. 52-58. https://doi.org/10.24412/2308-7196-2021-1-52-58, https://elibrary.ru/ibfpub
  3. Есипова М.Е. Ценностное отношение к другому в конфликте как системообразующий фактор конфликтной компетентности // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 6. C. 96-102. https://elibrary.ru/nxxprn
  4. Ершова С.М. Теоретическое осмысление категорий «Ценность» и «Ценностные отношения» // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 52-59. https://elibrary.ru/pemazx
  5. Хабибулин Д.А., Романов П.Ю. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 12-2. С. 173-183. https://elibrary.ru/scumbb
  6. Скалабан И.А., Сергеева З.Н., Лобанов Ю.С., Волченко С.Ю. Курок конфликта. Триггер: опыт концептуализации и категоризации // Society and Security Insights. 2022. Т. 5. № 3. С. 66-86. https://doi.org/10.14258/ssi(2022)3-05, https://elibrary.ru/gmgyil
  7. Нигматуллина К.Р., Поляков А.К. Ценностные триггеры в медиаобразе радикальных религиозных организаций // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 4. С. 103-116. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-4-103-116, https://elibrary.ru/qihbpm
  8. Альба-Хуэс Л., Ларина Т.В. Язык и эмоции: дискурсивно-прагматический подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2018. Т. 22. № 1. С. 9-37. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-1-9-37, https://elibrary.ru/yvikjs
  9. Шаховский В.И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: Кн. дом «Либроком», 2010. 128 с. https://elibrary.ru/tyxwlp
  10. Бочкарев А.Е. О жалости и смежных понятиях в русском языковом сознании // Slavica Slovaca. 2017. Т. 52. № 2. С. 110-121. https://elibrary.ru/rpydoj
  11. Щуркова Н.Е. Психологические механизмы педагогики нежности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 191-204. https://elibrary.ru/pxrnzl
  12. Щуркова Н.Е. Предъявление мира, в котором располагается нежность // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 14. С. 217-226. https://elibrary.ru/puqvwf
  13. Костина О.В. Эстетика нежности // Человек. История. Культура: исторический и философский альманах: сб. науч. ст. Т. 17. Саратов, 2021. С. 18-23. https://elibrary.ru/ifqskz
  14. Щуркова Н.Е. Нежность как категория гуманистической педагогики // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. № 3 (15). С. 42-52. https://elibrary.ru/sntvhl
  15. Колодина Н.И. Компоненты понятия и эмоционального состояния (на материале междисциплинарного исследования обыденного сознания) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 8. С. 228-233. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.8.42, https://elibrary.ru/iqxclc
  16. Грицкова Т.П. Типы косвенной референции семантики деминутивного суффикса // Языковая личность – текст – дискурс: теоретические и прикладные аспекты исследования: материалы Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. Ч. 2. С. 141-145. https://elibrary.ru/xsmfwj
  17. Годизова З.И. Интенсивные значения приставки пов диахроническом аспекте // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 2. C. 200-205. https://elibrary.ru/zgmulp
  18. Каргапольцев С.М. Категория чудесного в педагогике // Актуальные проблемы психологии и педагогики: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2016. С. 267-272. https://elibrary.ru/xgtxcb
  19. Головцова М.А., Шунейко А.А. «Восхищение» в разных культурных традициях // Филология и человек. 2019. № 1. C. 147-154. https://doi.org/10.14258/filichel(2019)1-13, https://elibrary.ru/qfdoxh
  20. Беленькая Е.В. Развитие восхищения у детей дошкольного возраста: теоретический аспект // Современный учитель – взгляд в будущее: сб. науч. ст. Междунар. науч.-образоват. форума. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2022. Ч. 1. С. 125-127. https://doi.org/10.26170/ST2022t1-40, https://elibrary.ru/sagtwg
  21. Венидиктов С.В. Вербальное манипулирование массовой информацией: уровень скрытого влияния // Языковая компетентность: методические аспекты практико-ориентированного образования: сб. науч. ст. Могилев: Могилев. ин-т МВД, 2022. С. 45-52. https://elibrary.ru/cmzsew
  22. Асланов И.А., Судоргина Ю.В., Котов А.А. Влияние вербального ярлыка на оценку суждений о категории сохраняется, даже если мы не помним ярлыки // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: материалы конф. М.: Ин-т практ. психологии и психоанализа, 2021. С. 69-74. https://elibrary.ru/biddei

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».