Этапы развития историко-краеведческой деятельности студенчества Луганщины в советский и постсоветский периоды

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Важное место в контексте современного реформирования системы высшей школы Российской Федерации приобретает процесс организации историко-краеведческой деятельности, направленной на развитие гражданственности и патриотизма, социализацию и самореализацию студенческой молодежи. Конструирование новых подходов к данному виду деятельности обучающихся неизменно опирается на исторический опыт, полученный педагогами и учеными в советский и постсоветский периоды на основе использования регионального подхода к изучению проблемы. В этой связи обоснована необходимость разработки периодизации развития историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи в системе отечественных учреждений высшего образования. Цель исследования – на основе разработанных критериев выделить этапы историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи Луганщины, осуществляемой с начала 1920-х гг. по современный период.Методы исследования. В основе исследования лежал диалектический принцип исторического развития, использовались парадигмальный, системный, синергетический, средовой и культурологический подходы, теория деятельности, теория гуманизации, метод анализа документальных источников, сравнительно-исторический, диалектический методы научного исследования.Результаты исследования. В процессе анализа ряда критериев (тенденций в развитии высшего образования, уровня развития краеведческой деятельности в государстве и регионе, сущности государственной политики в отношении исторического краеведения; идеологических постулатов, продуцируемых политической элитой и обусловливающих развитие всей социокультурной сферы в различные исторические периоды; социокультурных факторов, обусловливавших краеведческую деятельность в вузах; социально-экономических факторов) выделены и охарактеризованы пять этапов развития историко-краеведческой деятельности, каждый из которых имел свои отличительные особенности.Выводы. Сделан вывод о влиянии изменений, произошедших в общественно-политической жизни государства и системе отечественной высшей школы, на характер каждого из этапов.

Об авторах

Т. Ю. Анпилогова

ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет им. Владимира Даля»

Email: dana-100@yandex.ru

Список литературы

  1. Дейч Б.А. Анализ современных подходов к периодизации процесса становления и развития дополнительного образования (внешкольной работы) в России // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 147-153. https://elibrary.ru/pdtthv
  2. Некрылова О.Г. Развитие системы школьного исторического образования в 1920-е гг. // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2019. № 3 (20). С. 107-113. https://elibrary.ru/iwzaiv
  3. Анпилогова Т.Ю. Историко-краеведческая деятельность студенческой молодежи в системе высшего образования Луганщины (1921–2014 гг.). Луганск: Книта, 2022. 592 с.
  4. Коваленко Т.А., Шашкова М.Н. Краеведение как источник патриотического воспитания личности // Донецкий край: история, культура, люди: сб. материалов Межрегион. краевед. чтений / под ред. И.Л. Барыбина сост. И.А. Говорова; науч. ред. М.А. Морозова. Донецк, 2021. С. 89-94. URL: https://lib-dpr.ru/docs/reading/don_reg/rept/Коваленко_Шашкова.pdf (дата обращения: 13.12.2022).
  5. Новикова Л.А. Роль школьных музейных комнат в сохранении памяти о историческом прошлом родного края // Донецкий край: история, культура, люди: сб. материалов Межрегион. краевед. чтений / под ред. И.Л. Барыбиной, сост. И.А. Говорова; науч. ред. М.А. Морозова. Донецк, 2021. С. 94-99. URL: http://lib-dpr.ru/docs/reading/don_reg/rept/Новикова.pdf (дата обращения: 13.12.2022).
  6. Постыка И.А. Роль Луганского краеведческого музея в образовательной системе Луганщины // Наука и образование в Донбассе: история и практика: материалы Второй открытой науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 90-летию создания кафедры истории Отечества ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ» / под ред. Т.Ю. Анпилоговой. Луганск: Книта, 2022. С. 301-310.
  7. Трегубенко Е.Н. Школьный краеведческий музей: история и перспективы развития // Образование Луганщины: теория и практика. Научно-методический журнал. 2018. № 5. С. 10-13.
  8. Тестов В.А. О понятии педагогической парадигмы // Образование и наука. 2012. № 9 (98). С. 5-14. https://elibrary.ru/pgqfdj
  9. Смирнова А.Г. Журнал «Краевед-массовик» (Московская область) и реалии краеведения начала 1930-х годов // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 10 (19). С. 9-34. https://elibrary.ru/xvfxbv
  10. Савицкий П.Н. Русское научное краеведение // Вестник РГГУ: научный журнал. Серия «Исторические науки. Региональная история». Краеведение». 2012. № 6. С. 251-289. URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ifkv/archive/Regionalnaya_istoriya/%E2%84%96%206_2012.pdf
  11. Филимонов С.Б. Революция и социально-политические контексты краеведения в России (1917–1931 гг.) // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. Т. 3. (69). № 3. С. 114-123. https://elibrary.ru/yohoib
  12. Козлов В.Ф. «Огосударствленное» краеведение. История и уроки (по страницам журнала «Советское краеведение». 1930–1936) // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2013. № 9 (110). С. 53-83. https://elibrary.ru/qizptv
  13. Юркина Н.Н. Значение краеведения и регионоведения для познания отечественной истории // Преподаватель XXI век. 2018. № 3-2. С. 233-246. https://elibrary.ru/ylhdnj
  14. Конохова А.С. «Об укреплении связи высшей школы с жизнью» (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.) // Вестник Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.С. Пушкина. История. Научный журнал. 2015. Т. 4. № 1. С. 126-134. https://elibrary.ru/txhtxd
  15. Шестова С.М. Российское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры // Обсерватория культуры. 2008. № 4. С. 56-61. https://elibrary.ru/jvbrsd

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».