Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций дошкольного воспитания
- Авторы: Никитин С.В.1
-
Учреждения:
- Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви»
- Выпуск: Том 27, № 1 (2022)
- Страницы: 37-46
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/298183
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-37-46
- ID: 298183
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проведен анализ содержания понятия «театрализованная деятельность», которое традиционно, начиная с 90-х гг. XX века, особенно активно использовалось в методических пособиях, посвященных художественно-эстетическому развитию детей и предназначенных для воспитателей дошкольных учреждений. В этих работах не могла ставиться специальная цель – значение данного термина. Появление в указанный период большого количества подобных работ обусловило различие подходов к трактовке понятия «театрализованная деятельность», наряду с которым в текстах пособий стали использоваться синонимичные термины, такие как «театральная деятельность», «театрализация», «театральная игра» и др. Это обстоятельство актуализировало терминоведческую проблему для практики дошкольного образования, связанную с разным пониманием ключевых понятий и трудностями в разработке новых методик развития разных способностей детей с помощью театрализованной деятельности. С начала XXI века появляются научные статьи и диссертационные исследования, посвященные художественно-эстетическому развитию детей с помощью театрализованной деятельности. Однако понятие «театрализованная деятельность» до настоящего времени не стало предметом специального анализа, вследствие чего терминоведческая проблема для теории дошкольного образования сохраняет актуальность. Дано определение термину «театрализованная деятельность», подчеркнута перспектива его трансформации из формального в содержательное понятие, а также разграничено с понятиями «театральная деятельность», «театрализация», «театрализованная игра».
Об авторах
С. В. Никитин
Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви»
Автор, ответственный за переписку.
Email: serz4868@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7616-1263
проректор
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Максима Горького, 3Список литературы
- Песиголовець Л.Л. Компонентный анализ терминов предметной области «Управления проектами» с применением метода системных триад дефиниций // Управление проектами и развитие производства. 2006. № 1 (17). С. 55-61.
- Бакулина М.С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 168-173.
- Яковлюк С.М., Ионов-Тарасов М.В. Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. Ст. 52.
- Пуйлова М.А., Овсянникова Ю.С. Роль театрализованных игр в речевом развитии дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 7 (июль). С. 49-54. https://doi.org/10.24422/MCITO.2015.7.6626
- Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. М., 1997. 92 с.
- Киселева И.Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2005. 18 с.
- Кудряшова Н.А., Дмитриева Г.Е. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 46-2 (232). С. 68-72.
- Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.: Наука, 1965. 110 с.
- Лупандин В.Н., Магомедова З.Г. Соотношение понятия и суждения в мыслительном процессе // Среднерусский Вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 12-15.
- Стожок Е.В. Термин, понятие и значение // Омский научный вестник. 2011. № 1 (95). С. 79-81.
- Шубина Д.Е. Театрализованная деятельность как средство обучения старших дошкольников составлению творческих рассказов: выпускная квалификационная работа. Бийск, 2018. 61 с.
- Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 256 с.
- Трусова Е.Л. Игры-драматизации в детском саду. Киев, 1991. 93 с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 191 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 121 с.
- Артемьева И.В. Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя. Самара, 2016. URL: http://www.sodb.ru/node/2951 (дата обращения: 14.08.2021).
Дополнительные файлы
