Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций дошкольного воспитания

Обложка
  • Авторы: Никитин С.В.1
  • Учреждения:
    1. Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви»
  • Выпуск: Том 27, № 1 (2022)
  • Страницы: 37-46
  • Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/298183
  • DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-37-46
  • ID: 298183

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведен анализ содержания понятия «театрализованная деятельность», которое традиционно, начиная с 90-х гг. XX века, особенно активно использовалось в методических пособиях, посвященных художественно-эстетическому развитию детей и предназначенных для воспитателей дошкольных учреждений. В этих работах не могла ставиться специальная цель – значение данного термина. Появление в указанный период большого количества подобных работ обусловило различие подходов к трактовке понятия «театрализованная деятельность», наряду с которым в текстах пособий стали использоваться синонимичные термины, такие как «театральная деятельность», «театрализация», «театральная игра» и др. Это обстоятельство актуализировало терминоведческую проблему для практики дошкольного образования, связанную с разным пониманием ключевых понятий и трудностями в разработке новых методик развития разных способностей детей с помощью театрализованной деятельности. С начала XXI века появляются научные статьи и диссертационные исследования, посвященные художественно-эстетическому развитию детей с помощью театрализованной деятельности. Однако понятие «театрализованная деятельность» до настоящего времени не стало предметом специального анализа, вследствие чего терминоведческая проблема для теории дошкольного образования сохраняет актуальность. Дано определение термину «театрализованная деятельность», подчеркнута перспектива его трансформации из формального в содержательное понятие, а также разграничено с понятиями «театральная деятельность», «театрализация», «театрализованная игра».

Об авторах

С. В. Никитин

Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви»

Автор, ответственный за переписку.
Email: serz4868@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7616-1263

проректор

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Максима Горького, 3

Список литературы

  1. Песиголовець Л.Л. Компонентный анализ терминов предметной области «Управления проектами» с применением метода системных триад дефиниций // Управление проектами и развитие производства. 2006. № 1 (17). С. 55-61.
  2. Бакулина М.С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 168-173.
  3. Яковлюк С.М., Ионов-Тарасов М.В. Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. Ст. 52.
  4. Пуйлова М.А., Овсянникова Ю.С. Роль театрализованных игр в речевом развитии дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 7 (июль). С. 49-54. https://doi.org/10.24422/MCITO.2015.7.6626
  5. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. М., 1997. 92 с.
  6. Киселева И.Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2005. 18 с.
  7. Кудряшова Н.А., Дмитриева Г.Е. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 46-2 (232). С. 68-72.
  8. Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.: Наука, 1965. 110 с.
  9. Лупандин В.Н., Магомедова З.Г. Соотношение понятия и суждения в мыслительном процессе // Среднерусский Вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 12-15.
  10. Стожок Е.В. Термин, понятие и значение // Омский научный вестник. 2011. № 1 (95). С. 79-81.
  11. Шубина Д.Е. Театрализованная деятельность как средство обучения старших дошкольников составлению творческих рассказов: выпускная квалификационная работа. Бийск, 2018. 61 с.
  12. Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 256 с.
  13. Трусова Е.Л. Игры-драматизации в детском саду. Киев, 1991. 93 с.
  14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 191 с.
  15. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 121 с.
  16. Артемьева И.В. Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя. Самара, 2016. URL: http://www.sodb.ru/node/2951 (дата обращения: 14.08.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».