Американские Национальные стандарты по граждановедению как фактор воспитания гражданской активности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ФГОС 2021 г. предъявляют высокие требования к школьникам как к личностям, обладающим рядом качеств и компетенций, необходимых для активного гражданина. Целесообразным представляется изучать не только отечественный, но и международный опыт гражданского воспитания. США являются одним из примеров стран с высокими показателями гражданской активности населения, что прослеживается в коллективном и индивидуальном участии в протестной и пикетной деятельности, волонтерстве и развитой сети различных общественных организаций. Целью работы является исследование Национальных стандартов США по граждановедческим дисциплинам с точки зрения того, как в них учитываются все компоненты гражданственности как комплексного качества личности. При изучении научно-методической литературы, посвященной вопросам гражданского воспитания, применялся компонентный анализ понятий гражданственности и гражданской активности. В ходе исследования был сформирован список из девяти определителей (компонентов) гражданской активности личности. Показано, что все девять компонентов в разной степени находят отражение в исследуемом документе. Более всего выражены такие компоненты, как критическое мышление, теоретические знания, связанные с социально-политической грамотностью, а также мотивация к объединению и участию в гражданских акциях. В большой степени стандарты направлены на практико-ориентированные знания и умения и на обеспечение понимания школьниками своей личной выгоды от участия в общественно-политических процессах. Определено, что обучение граждановедению в школах США является одним из базовых факторов, влияющих на ту высокую степень гражданской активности американского общества, которую можно проследить в первых десятилетиях XXI века. Исследование может быть использовано для последующих компаративных анализов систем воспитания, а также для более детального изучения всей системы факторов гражданской активности населения.

Об авторах

О. Е. Савельева

ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: oe.savelyeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6838-7198

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка

214000, Российская Федерация, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Список литературы

  1. Levinson M. Citizenship and civic education // Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy / ed. by D.C. Phillips. Thousand Oaks: Sage, 2014. https://doi.org/https://dx.doi.org/10.4135/9781483346229. URL: http://nrs.harvard.edu/urn-3:HUL.InstRepos:12701475 (accessed: 20.11.2021).
  2. Allard N.W. Civic education is the best practice // Kutafin University Law Review. 2016. Vol. 2. № 2 (6). P. 382-387. https://doi.org/10.17803/2313-5395.2016.2.6.382-387
  3. Bennett W.L. Civic Learning in Changing Democracies: Challenges for Citizenship and Civic Education. URL: https://depts.washington.edu/ccce/civiceducation/bennettciviclearning.pdf/ (accessed: 04.12.2021).
  4. Bennett W.L., Wells C., Rank A. Young citizens and civic learning: two paradigms of citizenship // Citizenship Studies. 2019. Vol. 13 (2). P. 103-118. https://doi.org/10.1080/13621020902731116
  5. Shapiro S. The State of Civics Education. 2018 / Center for American Progress. URL: https://cdn.americanprogress.org/content/uploads/2018/02/19091809/020618_CivicsEducation-UPDATED.pdf (accessed: 04.12.2021).
  6. Jamieson K.H. The challenges facing civic education // Daedalus, Journal of the American Academy of Arts and Sciences. 2013. Vol. 142 (2). P. 65-83.
  7. Huguet A., Baker G., Hamilton L., Pane J. Media Literacy Standards to Counter Truth Decay. Santa Monica: RAND Corporation, 2021. URL: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA112-12.html (accessed: 20.11.2021).
  8. Hamilton L., Kaufman J., Lynn H. Preparing Children and Youth for Civic Life in the Era of Truth Decay: Insights from the American Teacher Panel. Santa Monica: RAND Corporation, 2020. 166 p. https://doi.org/10.7249/rra112-6
  9. Baumann P., Brennan J. State Civic Education Policy: Framework and Gap Analysis Tool. Special Report / Education Commission of the States. 2017. 36 p. URL: https://www.ecs.org/wp-content/uploads/StateCivics-Education-Policy-Framework-and-gap-analysis-tool.pdf (accessed: 04.12.2021).
  10. Пилипенко А.Д. Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования // Молодой ученый. 2018. № 23 (209). С. 366-368.
  11. Shamionov R.M. The role of civic identity in the preferences of civil and political forms of social activity in Russian youth // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. № 17 (3). P. 459-472. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-459-472
  12. Карташова В.Н. Развитие гражданской активности обучающихся в организациях среднего профессионального образования средствами студенческого самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2018. 24 с.
  13. Ортаева А.С. Критерии и показатели гражданской активности школьников-подростков // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2013. № 1 (24). С. 236-238.
  14. Steinberg K.S., Norris K.E. Assessing civic mindedness // Diversity and Democracy Fall. 2011. Vol. 14. № 3. P. 12-14.
  15. Начкебия М.С., Хрипкова Д.В., Хрипков К.А. Факторы развития гражданской активности населения в современных условиях // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69-2. С. 130-134. https://doi.org/10.18411/lj-01-2021-75
  16. Невский Е.В. Структура гражданской активности молодежи // Страховские чтения. 2020. № 28. С. 238-242.
  17. Байков Н.М., Березутский Ю.В., Юревич Е.Ю. Социальная активность жителей городского округа: политическая и гражданская самоорганизация // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 1 (94). С. 128-138. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2021-94-1-128-138
  18. Виднере М., Роне С. Гражданская активность молодежи на распутье перед выбором // Учитель и время. 2020. № 15. С. 34-46.
  19. Круглов М.С. Современные формы гражданской активности в политическом процессе Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. C. 233-236.
  20. Мартынова Т.Н., Яницкий М.С., Зеленин А.А., Пфетцер С.А. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 160-167.
  21. Тарасов Ю.Б., Худик В.А. Воспитание гражданской активности к участию в общественно полезной деятельности учащейся молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). С. 146-148.
  22. Курячая М.М. Социальное проектирование как способ формирования правосознания и позитивной гражданской активности студентов и школьников // Очерки новейшей камералистики. 2021. № 1. С. 65-69.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».