Элективные языковые CLIL-курсы как средство профессиональной ориентации учащихся на старшей ступени основного общего образования
- Авторы: Люлюшин А.А.1, Степашкина О.И.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского»
- Выпуск: Том 26, № 195 (2021)
- Страницы: 153-163
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/298517
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-153-163
- ID: 298517
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Формирование профессионального самоопределения учащихся выступает одной из основных целей их обучения на старшей ступени основного общего образования. Достижение этой цели во многом поможет школьникам сделать выбор направления подготовки или специальности в вузе для получения высшего образования и по его завершении профессиональной деятельности. Особую роль при этом в условиях профильного обучения в школе могут играть языковые элективные курсы, направленные на погружение в мир будущих профессий средствами изучаемого языка. Предметно-языковое интегрированное обучение является одним из инновационных для отечественной системы образования подходов, заключающийся в одновременном изучении обучающимися иностранного языка и овладении профильной дисциплиной или специальностью. Элективные языковые CLIL-курсы, построенные на модели интегрированного обучения, способны создавать дидактические условия для одновременного достижения трех целей обучения: а) овладения учащимися иностранным языком; б) овладения учащимися профильной дисциплиной; в) создания условий для профессионального самоопределения школьников и их профориентации. Рассмотрен: а) лингводидактический потенциал языковых элективных курсов; б) описаны лингводидактические возможности интегрированного предметно-языкового обучения; в) определены и обоснованы ключевые характеристики элективного языкового CLIL-курса. К таким характеристикам относятся: 1) трехаспектная цель обучения; 2) CLIL-курс должен включать в себя тематические модули, раскрывающий особенности одной или разных профессий; 3) в качестве методической доминанты CLIL-курса должна выступать система проблемных заданий и кейсов профессиональной направленности; 4) использование кластерного подхода к организации и проведению CLIL-курса; 5) преподавательский тандем в преподавании CLIL-курса. Подробно описана каждая из ключевых характеристик.
Об авторах
А. А. Люлюшин
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Email: lulushin_aa@lspu-lipetsk.ru
ORCID iD: 0000-0001-7938-6118
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации
398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42О. И. Степашкина
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Автор, ответственный за переписку.
Email: stepaschkina.oxana@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3355-810X
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации
398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42Список литературы
- Сафонова В.В. Английский язык. Элективные курсы. «Культуроведение Великобритании. Культуроведение США». 10–11 классы. М.: Еврошкола, 2004. 176 c.
- Сафонова В.В., Сысоев П.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Программа элективного курса по культуроведению США (профильный уровень). М.: Еврошкола, 2004.
- Соловова Е.Н. Гид-переводчик: элективный курс по английскому языку: 10–11-е классы. М.: Астрель, 2007.
- Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.
- Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2016. 52 с.
- Салехова Л.Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2008. 44 с.
- Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134.
- Сысоев П.В., Завьялов В.В. Методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 30-39.
- Байдикова Т.В. Предметное содержание обучения иностранному языку в профессиональной сфере студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметноязыкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 184. С. 65-74. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-25-184-65-74
- Токмакова Ю.В. Предметное содержание обучения английскому языку студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 183. С. 35-44. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44
- Поляков О.Г., Белоусов А.С. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 64-71.
- Колесников А.А. Профориентационное обучение как особое направление в интегрированном языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 40-48.
- Обдалова О.А., Минакова Л.Ю. Проектная деятельность в реализации предметно-языкового интегрированного обучения в школе // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 72-79.
- Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (10–11 классы) // Иностранные языки в школе. 2006. № 2. С. 2-10.
- Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М.: Еврошкола, 2001.
- Колесников А.А. К вопросу о реализации прикладной направленности обучения в элективных курсах филологического профиля // Иностранные языки в школе. 2006. № 2. С. 11-15.
- Сысоев П.В., Завьялов В.В. Элективный языковой курс “Introduction to Law” в системе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в старших классах // Иностранные языки в школе. 2018. № 7. С. 10-18.
- Marsh D. Bilingual Education and Content and Language Integrated Learning. P.: International Association for Cross-cultural Communication, Language Teaching in the Member State of the European Union (Lingua), University of Sorbonne, 1994.
- Завьялов В.В. Педагогические условия предметно-языкового интегрированного обучения студентов нелингвистических направлений подготовки (на примере направления подготовки «Юриспруденция») // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. Т. 12. № 2. С. 63-74. https://doi.org/10.18721/JHSS.12205
- Сысоев П.В., Амерханова О.О. Влияние тандем-метода на овладение аспирантами иноязычным письменным научным дискурсом // Язык и культура. 2017. № 40. С. 276-288.
Дополнительные файлы
