The symbolic capital formation of the Arkaim archaeological monument: a historical retrospective

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Importance. The multifaceted, complex image of Arkaim, which includes archaeological, historical, mystical, and tourist aspects, has been formed over more than 37 years. From 1987 to the present, the archaeological site has attracted the attention of the mass media, scientific researchers, and government officials. The purpose of the research, the results of which are presented in the study, is to consider the Arkaim image as an element of the symbolic capital of the Chelyabinsk region in the mass media texts, from 1987 to the present, in a historical perspective and from the point of view of the evolution of mass communication media.Materials and Methods. The evolution of the Arkaim image in the texts of the mass communication media from a historical perspective and from the point of view of their evolution is considered. The materials of the mass media, starting from 1987, in a total volume of more than 1,000 units and the results of a survey of visitors to the museum-reserve, conducted in 2023 and 2024, are analyzed. The main research methods re the comparative historical method, thematic analysis and survey.Results and Discussion. For ease of review, the material is divided into three periods: 1) 1987– 1997, when there was a struggle to save the archaeological site from flooding and its image was being built; it was during this period that mystical and anti-scientific myths were formed around Arkaim; 2) 1997–2007, when the search for Arkaim’s identity was underway; 3) 2007 – present, when Arkaim functions as a tourist center, attracting the attention of both lovers of scientific tourism, mystical and spiritual practices, research scientists, and government officials. Historically, these periods correspond to turning points in the history of Russia, it is considered how exactly the historical background influenced the formation of the image of Arkaim. In terms of mass media development, the periods identified correspond to the heyday of “traditional” media (TV, radio and print media), in the second period they are replaced by online media, and in the third period they are replaced by social media. As a result of the radical change in the type and form of communication, the development format of the image as an element of the symbolic capital of the Chelyabinsk region also changes.Conclusion. The formation of the symbolic capital of Arkaim went through three key stages, reflecting both historical transformations in Russia and the evolution of the media – from the struggle to preserve the monument to its mythologization and modern positioning as a tourist and spiritual center. An imbalance is revealed between the official scientific and historical image of Arkaim in the media and its perception by the audience as a “place of power”, which requires hybrid media strategies combining factuality and cultural meanings. Arkaim has the potential to be included in the national idea of Russia, but its further development depends on the harmonization of scientific, spiritual and tourist discourses while maintaining authenticity.

About the authors

S. I. Simakova

Chelyabinsk State University

Email: simakovi@mail.ru

References

  1. Киршин Б.Н. Аркаим: актуальные смыслы для региональной и глобальной повестки // Челябинский гуманитарий. 2021. № 3 (56). С. 7-11. https://doi.org/10.47475/1999-5407-2021-10301, https://elibrary.ru/nwqpos
  2. Зубанова Л.Б. Археологический памятник Аркаим: символическое значение и социокультурные практики освоения // Новые тенденции в системе современного культурологического образования как основы мировоззренческой подготовки: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2024. С. 284-290. https://elibrary.ru/qfrekd
  3. Шевченко В.С., Рукавишникова У.В., Медведева А.А. Формирование практико-ориентированных компетенций по связям с общественностью как элемент системы подготовки специалиста в высшем учебном заведении // Челябинский гуманитарий. 2023. № 3 (64). С. 108-116. https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-108-116, https://elibrary.ru/suaxie
  4. Зданович Д.Г. Аркаим: древность, модерн, постмодерн // Аркаим. 1987–1997: Библиографический указатель / сост. Д.Г. Зданович, Е.И. Коган, Н.Н. Орлова. Челябинск, 1999. С. 8-46.
  5. Аркаим. 1987–1997 / сост. Д.Г. Зданович, Е.И. Коган, Н.Н. Орлова. Челябинск, 1999. 120 с. https://elibrary.ru/vuxwpn
  6. Куприянова Е.В. Изменения приоритетов в освещении археологических памятников в СМИ с начала 1990-х годов до современности (на примере поселения Аркаим в Челябинской области) // Пользовательский контент в современной коммуникации: сб. материалов 1 Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2021. С. 370-373. https://elibrary.ru/xdctqe
  7. Аркаим в прессе Южного Урала. 1973–1987–2006 / сост. В.А. Волгин. Челябинск: Крокус, 2007. 118 с. https://elibrary.ru/qvnslf
  8. Шевченко В.С. Стимулирование комментирования как коммуникативная технология (на примере медиагруппы «Наш Челябинск») // Коммуникация в современном мире: материалы Междунар. науч.- практ. конф. исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью: в 2 ч. Воронеж, 2023. Ч. 2. С. 86-88. https://elibrary.ru/wfwlia
  9. Филиппов Д.Е., Минибаева А.О. Подходы к изданию печатного СМИ как элемента корпоративной культуры архивов: сравнительный анализ // Медиасреда. 2022. № 2. С. 57-61. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10212, https://elibrary.ru/zswosg
  10. Шевченко В.С. Специфика интеграции сайта и социальных сетей в условиях панмедиатизации // Медиасреда. 2023. № 1. С. 24-27. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2023-10105, https://elibrary.ru/evcppe
  11. Загидуллина М.В. Панмедиатизация: закат вербальной коммуникации. Челябинск, 2019. 225 с. https://elibrary.ru/rcncap
  12. Киселев Д.Г. Популяризация археологии средствами теледокументалистики (на примере фильма Жана-Мишеля Готро «Аркаим») // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2024. Т. 9. № 3. С. 77-82. https://doi.org/10.47475/2542-0275-2024-9-3-77-82, https://elibrary.ru/ksmvqo
  13. Панюкова С.А. Репрезентация археологического памятника в медиа в рамках институализированного аккаунта // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2024. Т. 9. № 4. С. 32-138. https://doi.org/10.47475/2542-0275-2024-9-4-132-138, https://elibrary.ru/ciseso
  14. Медведева А.Р. Динамика репрезентации Аркаима через тематический компонент в интернет-СМИ (2022–2023) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 97-102. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-97-102, https://elibrary.ru/iftibe.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».