Технология многоуровневого восприятия текста как форма филологической подготовки учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Филологическая подготовка учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы предполагает интеграцию знаний из нескольких дисциплин: литературоведения, лингвистики, методики преподавания, курсов по культуре речи, практикума по выразительному чтению и других. Задача обучения будущих учителей в вузе - соединить названные предметы в процессе формирования компетенции комплексного анализа текста. Этой проблеме и посвящено данное исследование. Рассмотрены школьные и вузовские виды анализа литературного текста, показана роль интегративного подхода к тексту при подготовке педагога к урокам литературного чтения в школе. Комплексный анализ художественного произведения, воспринимаемого в качестве учебного материала, требует от учителя литературоведческой характеристики компонентов содержания и формы во взаимосвязи, лингвистической экспертизы текста на доступность языка произведения современным школьникам, исполнительского анализа для установления норм выразительного чтения произведения, методического разбора, выбора видов, методов и приемов работы с текстом с учетом его литературной специфики, наконец, заканчивается комплексный разбор предполагаемой читательской интерпретацией текста, которую могут предложить учащиеся определенного класса и уровня подготовки на уроке. В связи с таким набором аналитических, интеллектуальных умений педагога комплексный анализ является важной формой профессионального развития будущего и начинающего учителя.

Об авторах

Г. М. Первова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: gmp47@yandex.ru

Список литературы

  1. Первова Г.М. Конвергенция методов как тенденция современного развития педагогики // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 6. С. 73-77.
  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 2002.
  3. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. М.: МПГУ, 1999. 170 с.
  4. Воюшина М.П., Кислинская С.А., Лебедева Е.В., Николаева И.Р. Методика обучения литературе в начальной школе / под ред. М.П. Воюшиной. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 288 с.
  5. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2008.
  6. Cветловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Методика обучения творческому чтению. М.: Изд-во Юрайт, 2017.
  7. Долженко Л.В. Концепция курса «Детская литература» для студентов факультета педагогики и методики начального образования // Квалификационная филологическая подготовка специалистов на факультете педагогики и методики начального образования в свете модернизации системы образования: материалы 2 Междунар. науч.-практ. конф. Борисоглебск, 2009. Т. 2. С. 31-41.
  8. Первова Г.М., Строганова Л.В. Теоретическая пропедевтика в начальном преподавании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 193-197.
  9. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. М.: МГПУ, 2003. 144 с.
  10. Первова Г.М. Комплексный анализ текста. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».