BASIC APPROACHES OF DOMESTIC AND FOREIGN SCIENTISTS TO THE DEFINITION OF “COMMUNICATIVE CULTURE” NOTION

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

We present an analysis of the main approaches to the definition of the concept of “communicative culture” within the framework of the theory of pedagogy, psychology, philosophy, linguistics. On the basis of the analysis of theoretical sources on the given problems, we present the approaches of scientists from different spheres to the definition of the basic concepts: culture, communication, personal culture, culture of thinking, culture of feelings (emotional culture) and culture of speech, their structural components are revealed. We consider the problem of increasing the level of a person’s communicative culture on the basis of the development of a culture of thinking, a culture of feelings and a culture of speech. Assimilation and application of human, humanistic, ethical values and their realization in communication contribute to the personal and spiritual development of a person, the disclosure of his social and professional potential. The formation of a person’s communicative culture is based on enriching her with cultural and spiritual values, developing communicative knowledge and skills. We note the influence of education on the achievement of the goal. Modernization of the education system is aimed at the formation of a humanistic personality, which will be able to successfully carry out professional activities in modern conditions. A qualified specialist in any field should have a high level of communicative culture, which is the basis of the general culture of the individual. In pedagogical science, communicative culture serves as a guarantee of constructive pedagogical communication, high professional skills and competence.

About the authors

O. V. Melezhik

Moscow City University

Email: iholiday@yandex.ru

References

  1. Кузнецова Е.В. Определение культуры: разнообразие подходов // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 49-55.
  2. Новикова Л.А. Формирование культуры личности // Вестник Якутского государственного университета. 2009. Т. 6. № 1. C. 140-141.
  3. Айвазян О.О. Коммуникация и речь // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 123-127.
  4. Викулина М.А., Смирнова Н.М. Культура общения в студенческой среде вуза. Н. Новгород, 2010.
  5. Андреева С.М., Игнатова И.Б. Формирование коммуникативной культуры как условие становления и развития «вторичной» языковой личности иностранных студентов // Межкультурная коммуникация и языковая прагматика в теории и практике обучения русскому языку как иностранному: материалы конф. Белгород, 2006. Ч. 2. С. 5-7.
  6. Жуков В.Ю. Основы теории культуры. СПб., 1997.
  7. Крайник О.М. Культура речи и речевая культура учащихся: к проблеме понимания с позиции текстологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 10. С. 76-80.
  8. Тропина В.Г. Культура общения как часть профессиональной культуры // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. Т. 6. № 2. С. 76-79.
  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2002.
  10. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ коммуникативной культуры // Вопросы философии. 2003. № 4. С. 78-91.
  11. Якушев Г.И. К вопросу о коммуникативных способностях личности педагога // Становление личности профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь: СГПУ, 1999. С. 79-80.
  12. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Умеркаева С.Ш. Функциональный подход к организации молодежной анимации // European Social Science Journal. 2015. № 10. С. 225-230.
  13. Ганьшина Г.В., Левина И.Д. Сущность и содержание рекреативных технологий социально-культурной деятельности // Общество и экономика в эпоху глобализации: сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. М.: ООО «Экспертно-консалтинговый центр Интеллект», 2016. С. 75-80.
  14. Клепиков В.Н., Мартынова М.М. О культуре мышления современного школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 40-43.
  15. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Социально-культурная анимация как конструктивный способ преодоления социального отчуждения личности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-3 (59-3). С. 956-960.
  16. Пинахина Е.А. Культура чувств и ее воспитание в образовательном процессе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. № 5-6. С. 232-236.
  17. Баженова Ю.А. Становление понятия коммуникативная культура в гуманитарных и общественных науках // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 2. С. 33-41.
  18. Нигматуллина Л.А. Формирование коммуникативной культуры будущих педагогов в процессе реализации ФГОС нового поколения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2011.
  19. Козак О.В. Развитие коммуникативных навыков студентов как ключевого фактора полноценной учебной деятельности // Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика. М., 2017. С. 177-183.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».