EDUCATIONAL POLICY OF CATHERINE II IN THE PRACTICE OF THE IMPERIAL JOURNEYS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

It is devoted to the study of the influence of the practice of the imperial Catherine’s II journeys on government educational concept. Catherine II and her companions had long been in search of an educational model (particularly primary, secondary school) for the Russian Empire. Therefore it is very important to study the circumstances of a formation of Catherine’s concept of school education required for Russia. It is discussed how the introduction of the Empress with the situation on the ground in the course of her travels was a condition for the formation of certain beliefs about the state of education in Russia, contributing to the development of further activities. On the other hand, the influence of the personal presence of the Empress in provincial and district cities of Russia on solving specific issues associated with supporting local educational institutions in Russia, with the preparation of the school reform in Russia are analyzed. Meeting with vulnerable parties of educational institutions, Empress visibly convinced of the lack of its funding by local agencies. It is proved that visiting a number of schools, insufficient advanced methods of education, the low level of pupil success contributed to the further evolution of her views in the field of educational policy. It is shown that these circumstances have paid attention of the power to creating mass public school problem. All this laid the basis for future reforms

About the authors

G. V. Ibneyeva

Kazan (Volga region) Federal University

Email: guzel.ibneyeva@yandex.ru

A. I. Mukhamadeev

Kazan (Volga region) Federal University

Email: necronomicon15@yandex.ru

References

  1. Малинин В.Н. О системе воспитания Джона Локка. Киев, 1894.
  2. Кобеко Д.Ф. Екатерина II и Жан Жак Руссо // Исторический вестник. 1883. № 6. С. 603-617.
  3. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.
  4. Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.
  5. Madariaga I. de. Catherine II and the foundation of the Russian educational system // Politics and Culture in Eighteenth-Century Russia: Collected Essays by Isabel de Madariaga. Lоndon; New York, 1998. P. 124-149.
  6. Болгова А.М. Педагогические воззрения Екатерины II: автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 1999.
  7. Смагина Г.И. Академия наук и Российская школа: вторая половина XVIII в. СПб., 1996.
  8. Артамонова Л.И. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII - начала XIX вв. Самара, 2001.
  9. Кинзябулатова Г.Р. Реализация государственной образовательной политики в Казанской губернии во второй половине XVIII в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 2013.
  10. Камер-фурьерские журналы. СПб., 1767, 1780, 1785, 1787.
  11. Донесения, представленные императрице Екатерине II во время путешествия ее в Белоруссию в городах Острове, Порхове, Полоцке, Холме, Старой Руссе, Великих Лук, Луге, Новгороде, Нарве, Могилеве и Пскове (1780) // РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 16. Оп. 1. Д. 381.
  12. Рапорты и ведомости разных ведомств и городов, поданные во время путешествия Екатерины II по губерниям в особенности по Белоруссии // РГАДА. Ф. 16. Оп. 1. Д. 382.
  13. НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Ф. 87. Оп. 1. Д. 27.
  14. Фаизова И.В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М., 1999.
  15. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанная им самим для своих потомков: в 3 т. Спб., 1871. Т. 2.
  16. Высочайше утвержденный Устав народным училищам в Российской империи, 5 августа 1786 г. // Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1830. Т. 22. № 16421. С. 646-662.
  17. Ibneyeva G. Catherine discovers the Volga region // Jahrbücher für Osteuropas Geschichte. 2008. Bd. 56, H. 3. S. 349-357.
  18. Ермолаев И.П., Ермолаев А.И. Предшественница Казанского университета. Казань, 2008.
  19. Артемьев А. Казанские гимназии в XVIII в. // Журнал министерства народного просвещения. 1874. Т. 173. С. 32-98; Т. 174. С. 1-52; Т. 176. С. 1-67.
  20. Орлов В.Г.. Путешествие по Волге // Орлов-Давыдов В.П. Биографический очерк графа В.Г. Орлова. Русский архив. 1908. Кн. 2. С. 315-345.
  21. Артамонова Л.М. «Учили меня еще во младенчестве»: принципы и традиции образования молодых дворян в XVIII в. // Родина. 2012. № 11. С. 13-15.
  22. Посещение Казани императрицей Екатериной II // Спутник по Казани / под ред. Н.П. Загоскина. Казань, 1895. С. 156-172.
  23. Древняя записка путешествия императрицы Екатерины II через Псков и Полоцк в Могилев, а оттуда обратно через Смоленск и Новгород // Сборник РИО (Сборник Русского исторического общества). 1867. Т. 1. С. 395-397, 404.
  24. Бессарабова Н.В. Путешествия Екатерины II по России. М., 2005.
  25. Артамонова Л.И. Школьные реформы XVIII - первой половины XIX века в процессе Российской модернизации // Вестник Самарского университета. 2012. № 2-2 (93). С. 57-64.
  26. Проекты Частной комиссии об училищах и призрения требующих // Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX веках / сост. С.В. Рождественский. Спб., 1910. С. 144-257.
  27. Ибнеева Г.В., Кинзябулатова Г.Р. Начало школьной реформы в Казанском наместничестве (1786-1788) // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, кн. 3. С. 79.
  28. Письма императрицы Екатерины II к барону Мельхиору Гримму, 25 мая 1780 г. // Сборник РИО. 1878. Т. 23. 723 с.
  29. Об открытии народных училищ // Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1830. Т. 22. № 16425. С. 672.
  30. Полетика А. Записки о пребывании императрицы Екатерины II в Киев, в 1787 году, и о свидании ея с Станиславом Августом, королем польским // Сын Отечества. 1843. Кн. 3. № 3-4. С. 1-24.
  31. Лубяновский Ф.П. Воспоминания // Русский архив. 1872. С. 98-185, 449-533.
  32. Глинка С.Н. Записки. М., 2004.
  33. Ibneyeva G.V. Catherine II and J.F. Marmontel’s “Belisarius”: “The general welfare” conception in the consolidation of imperial space // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. № 4. P. 155-163.
  34. Стародубцев М.П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II // Экономика образования. 2012. № 2. С. 39-40.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».