Функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Выявлен комплекс функциональных возможностей цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов, а именно: доступ к использованию информационных систем и баз данных научной информации; автоматизация управления исследованиями, создание и администрирование электронных опросов; доступ к инструментам обработки и анализа больших объемов данных; доступ к инструментам для визуализации данных; доступ к системам совместной работы над исследовательскими проектами; автоматизация планирования, отслеживания и организации исследовательских или учебных проектов; доступ к электронным системам подачи заявок на научные гранты и стипендии; доступ к специализированным системам антиплагиата; электронный портфолио; доступ к системам управления публикациями; автоматизация создания и форматирования научных статей и презентаций; автоматизация форматирования публикаций; доступ к виртуальным лабораториям и средам моделирования. Цель исследования – выявить функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов.Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая метод анализа информационных источников.Результаты исследования. Уточнено понятие «цифровая образовательная экосистема». Выявлены педагогический потенциал и функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов. Приведены примеры реализации отдельных компонентов цифровой образовательной экосистемы университетами мира.Выводы. Цифровая образовательная экосистема – это сложная сеть цифровых технологий, инструментов, ресурсов и услуг, интегрированных и взаимосвязанных для реализации целей образования и исследовательской деятельности. Выявлен педагогический потенциал цифровой экосистемы для основной исследовательской и проектной деятельности магистрантов, а именно: обеспечение научных исследований информационными ресурсами; улучшение сбора и анализа данных; оптимизация коллаборативного и сетевого взаимодействия; автоматизация управления проектами; цифровое сопровождение исследовательского процесса; цифровые технологии стимулирования креативности; цифровое сопровождение подготовки публикаций; расширение границ исследований; саморазвитие; поддержка дистанционного обучения; поддержка виртуальных лабораторий и среды моделирования; обеспечение визуализации данных; инструментальное обеспечение анализа качества исследования. Выявлены функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов: доступ к использованию информационных систем и баз данных научной информации; автоматизация управления исследованиями, создание и администрирование электронных опросов; доступ к инструментам обработки и анализа больших объемов данных; доступ к инструментам для визуализации данных; доступ к системам совместной работы над исследовательскими проектами; автоматизация планирования, отслеживания и организации исследовательских или учебных проектов; доступ к электронным системам подачи заявок на научные гранты и стипендии; доступ к специализированным системам антиплагиата; электронный портфолио; доступ к системам управления публикациями; автоматизация создания и форматирования научных статей и презентаций; автоматизация форматирования публикаций; доступ к виртуальным лабораториям и средам моделирования.

Об авторах

М. С. Чванова

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ms12008@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2993-0194

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий

125993, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4

Список литературы

  1. Tansley A.G. British Ecology During the Past Quarter Century: The Plant Community and the Ecosystem // The Journal of Ecology. 1939. Vol. 27. № 2. P. 513-530. https://doi.org/10.2307/2256377, https://www.jstor.org/stable/2256377
  2. Innovation Policies for the 21st Century // Comparative National Policy: Report of a Symposium / ed. by C.W. Wessner. Washington: The National Academies Press, 2007. 222 p. https://doi.org/10.17226/11852
  3. Каранатова Л.Г., Кулев А.Ю. Современные подходы к формированию инновационных экосистем в условиях становления экономики знаний // Управленческое консультирование. 2015. № 12 (84). С. 39-46. https://elibrary.ru/vehvsn
  4. Спенсер-Кейс Дж., Лукша П., Кубиста Дж. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. М.: Изд. Моск. школы управления Cколково и Global Education Futures, 2020. 186 с.
  5. Kolmos A. Reflections on project work and problem-based learning // European Journal of Engineering Education. 1996. Vol. 21. № 2. P. 141-148. https://doi.org/10.1080/03043799608923397
  6. Abler R.T., Owen H.L., Riley G.F. University methodology for internetworking principles and design projects // IEEE Transactions on Education. 2003. Vol. 46. № 2. P. 218-225. https://doi.org/10.1109/TE.2002.808239
  7. Гапоненко Ю.В., Зудина Е.В., Кайль Я.Я. Проектная деятельность магистрантов как методический прием в процессе обучения // Глобальный научный потенциал. 2018. № 12 (93). С. 17-19. https://elibrary.ru/zaaabf
  8. Бережная И.Ф. Проектная деятельность магистрантов в образовательном процессе высшей школы // Гносеологические аспекты образования: междунар. сб. науч. тр., посвящ. памяти проф. С.П. Баранова / отв. ред. А.Ж. Овчинникова, Л.З. Цветанова-Чурукова. Липецк, 2018. С. 54-57. https://elibrary.ru/vtergv
  9. Воронина М.В. «Перевернутый» класс – инновационная модель обучения // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 5. С. 40-51. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-40-51, https://elibrary.ru/qrcazn
  10. Чванова М.С., Анурьева М.С., Крюкова А.Б. и др. Web-среда для магистрантов и аспирантов как новая форма интернет-социализации в контексте инновационной деятельности молодежи // Качество. Инновации. Образование. 2018. № 7 (158). С. 15-23. https://doi.org/10.31145/1999-513x-2018-7-15-23, https://elibrary.ru/vrcuea
  11. Митрофанова И.П., Чванова М.С., Осипова Л.И. и др. Подготовка магистров в современной образовательной среде // Модернизация образовательной среды вуза: материалы секции Междунар. науч.- практ. конф. «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» / отв. ред. М.С. Чванова. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 16-24. https://elibrary.ru/wlrail
  12. Чванова М.С., Скворцов А.А., Медведев Д.Н. и др. Создание интерактивной сетевой SMART-системы мониторинга результатов деятельности аспирантов и магистрантов // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 3. С. 422-434. https://elibrary.ru/wgqdlb
  13. Чванова М.С., Храмова М.В., Митрофанова И.П. и др. Инновационный подход к проектированию профиля магистерской программы // Инновации. 2015. № 10 (204). С. 86-74. https://elibrary.ru/vqbaxn
  14. Чванова М.С., Леохин Ю.Л., Завалишин И.В. и др. Проектирование магистерской программы на основе принципов инновационного подхода // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 7 (122). С. 8-19. https://elibrary.ru/ukseox
  15. Чванова М.С., Котова Н.А., Скворцов А.А., Киселева И.А., Молчанов А.А. Дистанционное обучение в наукоемкой образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. 2014. Т. 19. № 6. С. 1795-1804. https://elibrary.ru/theuez
  16. Чванова М.С., Митрофанова И.П., Завалишин И.В. и др. Исследование готовности интернетсообщества к инновационной деятельности // Информационные технологии в образовании и социальной сфере: материалы секции Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» / отв. ред. М.С. Чванова. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. С. 178-191. https://elibrary.ru/zfochv
  17. Chvanova M.S., Kryukova A.B., Mitrofanova I.P. et al. Development of Web-environment for Communication Between Master’s Degree Students on Research and Innovation Issues // Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies: Proceedings of the 2018 International Conference. St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc. Publ., 2018. P. 589-593. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2018.8525006, https://elibrary.ru/ghsxap
  18. Chvanova M.S. Synergysm of the Open Education System // Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies: Proceedings of the 2018 International Conference. St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc. Publ., 2018. P. 594-597. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2018.8524936, https://elibrary.ru/bjjbmj
  19. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. и др. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-2. С. 429-431. https://elibrary.ru/ykkyht
  20. Абсалямова С.Г., Мухаметгалиева Ч.Ф., Хуснуллова А.Р. Активизация научно-исследовательской работы студентов как фактор сокращения инновационного разрыва с развитыми странами // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17. № 2-4. С. 717-721. https://elibrary.ru/umeizp

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».