Том 28, № 5 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов

Чванова М.С.

Аннотация

Актуальность. Выявлен комплекс функциональных возможностей цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов, а именно: доступ к использованию информационных систем и баз данных научной информации; автоматизация управления исследованиями, создание и администрирование электронных опросов; доступ к инструментам обработки и анализа больших объемов данных; доступ к инструментам для визуализации данных; доступ к системам совместной работы над исследовательскими проектами; автоматизация планирования, отслеживания и организации исследовательских или учебных проектов; доступ к электронным системам подачи заявок на научные гранты и стипендии; доступ к специализированным системам антиплагиата; электронный портфолио; доступ к системам управления публикациями; автоматизация создания и форматирования научных статей и презентаций; автоматизация форматирования публикаций; доступ к виртуальным лабораториям и средам моделирования. Цель исследования – выявить функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов.Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая метод анализа информационных источников.Результаты исследования. Уточнено понятие «цифровая образовательная экосистема». Выявлены педагогический потенциал и функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов. Приведены примеры реализации отдельных компонентов цифровой образовательной экосистемы университетами мира.Выводы. Цифровая образовательная экосистема – это сложная сеть цифровых технологий, инструментов, ресурсов и услуг, интегрированных и взаимосвязанных для реализации целей образования и исследовательской деятельности. Выявлен педагогический потенциал цифровой экосистемы для основной исследовательской и проектной деятельности магистрантов, а именно: обеспечение научных исследований информационными ресурсами; улучшение сбора и анализа данных; оптимизация коллаборативного и сетевого взаимодействия; автоматизация управления проектами; цифровое сопровождение исследовательского процесса; цифровые технологии стимулирования креативности; цифровое сопровождение подготовки публикаций; расширение границ исследований; саморазвитие; поддержка дистанционного обучения; поддержка виртуальных лабораторий и среды моделирования; обеспечение визуализации данных; инструментальное обеспечение анализа качества исследования. Выявлены функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов: доступ к использованию информационных систем и баз данных научной информации; автоматизация управления исследованиями, создание и администрирование электронных опросов; доступ к инструментам обработки и анализа больших объемов данных; доступ к инструментам для визуализации данных; доступ к системам совместной работы над исследовательскими проектами; автоматизация планирования, отслеживания и организации исследовательских или учебных проектов; доступ к электронным системам подачи заявок на научные гранты и стипендии; доступ к специализированным системам антиплагиата; электронный портфолио; доступ к системам управления публикациями; автоматизация создания и форматирования научных статей и презентаций; автоматизация форматирования публикаций; доступ к виртуальным лабораториям и средам моделирования.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1043-1062
pages 1043-1062 views

Интерактивные тренажеры и их применение в процессе подготовки ИТ-специалистов в системе дистанционного обучения Moodle

Самохвалов А.В., Соловьев Д.С., Скворцов А.А.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрено применение интерактивных тренажеров в подготовке ИТспециалистов. Актуальность обусловлена необходимостью качественной подготовки специалистов в области информационных технологий для цифровой экономики страны в условиях существенного дефицита кадров, высокой динамики знаний изучаемой предметной области и необходимости постоянной связи обучения с включением студентов в реальную практико-ориентированную профессиональную деятельность. Разработан модуль автоматизированной проверки программного кода для СДО Moodle и с его использованием созданы интерактивные тренажеры для подготовки специалистов в области веб-технологий.Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая анализ педагогической литературы, обобщение и систематизацию данных. При разработке интерактивного тренажера использовались различные методы и подходы, а именно: структурно-функциональное моделирование для описания устройства тренажера; принципы объектно-ориентированного программирования для обеспечения гибкости и расширяемости тренажера; интеграция в систему дистанционного обучения для использования тренажера в рамках обучающего курса; статистическая обработка результатов эксперимента для анализа эффективности тренажера и внесения необходимых корректив.Результаты исследования. Изменения в научно-экономической сфере нашей страны усилили противоречия между потребностями общества и уровнем ИТ-специалистов, производимых системой подготовки кадров. Технологическая модернизация, интеграция научных областей и постоянное формирование новых знаний диктуют новые требования к ИТ-специалистам. От хорошего образовательного курса подготовки IT-специалистов мы ожидаем не только большого объема практических заданий, но и возможности быстро получать обратную связь. Онлайн-тренажеры успешно применяются многими образовательными платформами для интенсификации процесса подготовки ИТ-специалистов, повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс. Был разработан модуль автоматизированной проверки HTML и CSS кода для СДО Moodle и созданы на его основе онлайн-тренажеры. Проведен эксперимент по внедрению разработанных тренажеров в учебный процесс. Студенты, исходя из полученных заданий, могут самостоятельно писать код, работать с ошибками, брать подсказки, получать немедленную обратную связь и переходить к следующим заданиям. Для оценки эффективности использования разработанных тренажеров в учебном процессе было выбрано соотношение числа студентов, успешно выполнивших практические задания, и тех, кто к ним приступал. Этот показатель мы сравнили с показателем успешного выполнения практических заданий в группах, где тренажера не было. Для эксперимента были отобраны группы студентов со сравнимым исходным уровнем компетенций в области веб-разработки. Проведенный эксперимент показал, что в группах, проходящих обучение с использованием разработанных интерактивных тренажеров, соотношение успешно выполненных практических заданий на 18 % выше, чем в группах студентов, обучающихся без использования тренажеров.Выводы. Эффективный выбор имеющихся инструментальных ресурсов позволяет быстро и экономично внедрять компоненты дистанционного обучения, специфичные для ИТ-специальностей, в соответствии с потребностями цифровой экономики Российской Федерации. Использование таких технологических инструментов не только повышает качество образования, но и готовит студентов к запросам современного рынка труда. Высшим учебным заведениям крайне важно адаптироваться к меняющимся потребностям цифровой экономики, а применение интерактивных тренажеров является одним из ключевых шагов в данном направлении. Разработанный модуль автоматизированной проверки HTML и CSS кода для СДО Moodle и построенных на его основе тренажеров позволит усилить практическую составляющую подготовки специалистов по веб-технологиям в системе высшего образования. Это обеспечит приобретение студентам практических навыков и знаний, необходимых для их будущей карьеры в быстро развивающемся цифровом мире.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1063-1076
pages 1063-1076 views

Аналитическое осмысление студентами вуза понятия «информационный иммунитет личности»: педагогический аспект

Голушко Т.К., Макарова Л.Н.

Аннотация

Актуальность. Проблемное поле развития информационной безопасности студенческой молодежи в современном социуме актуализировало интеграцию имеющихся методологических подходов и поиск технологий, в рамках которых возможны комплексные исследования путей решения возникающих проблем. В науке и практике педагогического образования актуальными и востребованными становятся знания о сущности и структуре информационного иммунитета как личного качества. Цель исследования – сравнительный анализ мнения студентов университета по вопросам сущности понятия «информационный иммунитет», его особенностей в контексте изменяющейся цифровой реальности.Методы исследования. Данное исследование выполнено на основе интеграции системного, средового, интегративного и личностно-деятельностного подходов. В качестве методов исследования применялись: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация, опрос студентов первого и второго курсов различных направлений подготовки ТГУ им. Г.Р. Державина. Выборка составила 119 студентов.Результаты исследования. Выявлено, что общее представление студентов о необходимости данной характеристики личности, о предусловиях ее формирования, знаниях, умениях, навыках, определяющих безопасное и комфортное функционирование человека в современном информационном обществе (работа с информацией, цифровой коммуникации, информационной безопасности, киберпсихологии), в значительной степени перекликается с мнением философов, педагогов, психологов, социологов, юристов, интересующихся генезисом понятия «информационный иммунитет». Результаты опроса также свидетельствуют о разногласиях как в вопросе причинно-следственной связи возникновения таких характеристик, как информационная культура и информационный иммунитет личности, а также касаемо оптимального возраста для их формирования.Выводы. Полученные теоретические результаты дают дополнительный материал для конкретизации соподчиненности понятий «информационная культура», «информационная безопасность», «информационный иммунитет личности», трактовании сущности последнего, выделения его содержательных и функциональных компонентов, критериальной базы для оценки сформированности уровня информационного иммунитета.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1077-1087
pages 1077-1087 views

Проектные технологии как фактор развития творческого потенциала студентов

Григорьева Е.И., Сахарова М.В.

Аннотация

Актуальность. Выявлен спрос на творческий подход во многих областях деятельности, а также рассмотрена креативность как необходимая часть подготовки профессионала. Проработана актуализация активных методов (на примере проектных технологий) для развития творческого потенциала студентов вузов.Методы исследования. Объект исследования – проектные технологии, предмет – возможности проектных технологий развивать творческий потенциал студентов высших учебных заведений. Теоретическая база исследования – междисциплинарный подход, аксиологические основания исследования – субъектно-деятельностный и функционально-деятельностный подход к образовательному процессу. Эмпирическая база исследования – практика использования проектных технологий в процессе преподавания.Результаты исследования. Рассмотрены возможности и особенности проектных технологий для развития творческого потенциала студентов. Дана характеристика основным условиям и необходимым составляющим этого процесса. Проанализирована практика использования проектных технологий в преподавания таких дисциплин, как «Философия», «Культурные коды», «Великие книги», «История социологии».Выводы. Проектная деятельность, развивая творческий потенциал личности, решает важную задачу профессиональной подготовки – формирование умения самостоятельно ставить профессиональные цели и реализовывать свои идеи.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1088-1098
pages 1088-1098 views

Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях

Абдалина Л.В., Моу Ш.

Аннотация

Актуальность. В современных условиях образования все чаще встает вопрос обеспечения эффективности педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса. Перед педагогом все чаще возникает задача создания условий, при которых он смог бы в полной мере удовлетворить образовательные потребности учащихся. Решение данной задачи осуществляется посредством педагогического сопровождения – эффективного средства реализации необходимых мер педагогического воздействия с целью создания наилучшего взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. На сегодняшний день в педагогической науке накоплено достаточно много теоретического материала по педагогическому сопровождению, проведены многочисленные исследования эффективности изучаемого феномена. Цель исследования – рассмотрение основных подходов к изучаемому феномену, систематизация научного материала по теме исследования.Методы исследования. Исследование проводилось путем анализа научных публикаций, предметом изучения которых явилось педагогическое сопровождение.Результаты исследования. Приведена история становления изучаемого феномена, прослежено постепенное его развитие и выделение в самостоятельную область исследования. Проанализированы различные подходы и точки зрения к интерпретации данного понятия, на основе чего предложено авторское определение, основанное на индивидуальном и системном подходе к его трактовке. Определены сущностные характеристики и специфика педагогического сопровождения, основные этапы его реализации, рассмотрены компоненты педагогического сопровождения, которые сводятся к основным трем: диагностика, технология и оценка его эффективности. Представлены педагогические условия, которые способствуют успешной реализации педагогического сопровождения. Обоснована необходимость выделения общих и универсальных критериев эффективности педагогического сопровождения, которые должны оценивать не сопровождаемый процесс, а именно педагогическое сопровождение как способ или технологию. К таким критериям отнесены динамика сопровождаемого процесса, его качественные изменения и сокращение времени происходящих изменений.Выводы. Сделан вывод о том, что изучаемый феномен является комплексным и междисциплинарным понятием, требующим методологической проработки и дальнейших исследований. Практическое применение полученных теоретических результатов позволяет на их основе разработать комплексную теорию педагогического сопровождения, применяемую на практике в работе с разными категориями обучающихся.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1099-1110
pages 1099-1110 views

Организационно-педагогические условия обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса

Аксенова И.Н.

Аннотация

Актуальность. Формирование иноязычных коммуникативных способностей студентов является основной целью обучения иностранному языку в языковом вузе. Диктоглосс как средство обучения иностранному языку активно используется для развития речевых навыков, поскольку предполагает участие всех четырех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма. Техника диктоглосса отвечает требованиям задачноориентированного подхода к обучению и предполагает осуществление самостоятельной деятельности студентов, как индивидуальной, так и групповой, в условиях информационной образовательной среды. Однако в современной методической литературе отсутствуют установочные требования, определяющие эффективность использования диктоглосса как средства обучения иностранному языку. Целью исследования является выявление ряда организационно-педагогических условий обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса.Методы исследования. Используя методы теоретического анализа научной литературы по теме исследования, а также сопоставительного анализа концептуальных положений современных подходов к обучению, эмпирическим путем выявлены организационно-педагогические условия обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса.Результаты исследования. Выявлен и обоснован ряд организационно-педагогических условий обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса. К ним относятся: а) уровень владения обучающимися ИЯ – В1 и выше; б) соблюдение четко обозначенной последовательности выполнения этапов обучения; в) сформированность лингвокомпьютерной компетентности у студентов и преподавателя; г) мотивация студентов участвовать в обучении языку посредством иноязычного учебного взаимодействия; д) комбинированное использование очных и дистанционных форматов обучения.Выводы. Обучение студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса осуществляется при соблюдении вышеперечисленных организационно-педагогических условий. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по интеграции диктоглосса в методику обучения иностранному языку.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1129-1141
pages 1129-1141 views

Развивающий и воспитательный потенциал иностранного языка: лингвометодическое наследие Р.П. Мильруда (1948–2020)

Гураль С.К., Поляков О.Г., Алексич Е.В.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрено лингвометодическое наследие Р.П. Мильруда и обозначены пути развития сформулированных им идей, связанных с развитием и воспитанием обучающихся средствами иностранного языка.Материалы и методы. Проанализированы результаты исследований, предпринятых ученым в разные годы, обобщен его лингводидактический и научный опыт, обсуждены перспективы развития его идей.Результаты исследования. Подчеркнута важность развития коллективных отношений в образовательной деятельности будущих учителей иностранного языка, Р.П. Мильруд выявил их ключевое квалификационное качество – готовность к практической деятельности, а также значимый фактор становления эмоциональной регуляции их поведения – педагогический опыт. Особое внимание уделено становлению у них профессиональных убеждений, главным признаком которых является выраженная смысловая саморегуляция личности. Ученым разработана концепция развития школьников средствами иностранного языка. Модель развивающего обучения основана на взаимодействии гуманистических качеств личности педагога, коммуникативно направленных и активизирующих интеллектуальные способности целей, принципов, содержания, методов, приемов, средств и планируемых результатов. Поставлены вопросы профессионального развития учителя иностранного языка и вовлечения его в исследовательскую работу, межкультурного воспитания и формирования социокультурной компетенции, применения ИКТ и др. Это находит отражение в разработке УМК по английскому языку, пособий для педагогов, в реализации международных проектов. Перспективными направлениями развития идей Р.П. Мильруда являются: формирование академического сообщества будущих учителей; применение технологии обучения в сотрудничестве; профориентационное воспитание и развитие школьников; использование технологий искусственного интеллекта в обучении иностранному языку.Выводы. Идеи развивающего обучения и воспитания средствами иностранного языка, сформулированные Р.П. Мильрудом, оказали большое влияние как на теорию, так и на практику школьного и вузовского образования. Они сохраняют свою актуальность и получают развитие в работах молодых исследователей.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1142-1150
pages 1142-1150 views

Конкурс перевода с листа как диагностическое средство выявления типичных затруднений студентов при переводе текстов экономической тематики

Степанова М.М., Лукьянова В.С.

Аннотация

Актуальность. Перевод с листа различного рода деловых документов и новостных сообщений является высоковостребованным видом перевода в современных условиях деловой коммуникации. К сожалению, этому виду переводческой деятельности при подготовке в вузе как переводчиков, так и специалистов в других сферах экономики уделяется недостаточно внимания. Воспринимаемый лишь как ступень на пути подготовки к синхронному переводу, перевод с листа часто оказывается вне поля деятельности преподавателей. Однако это тот самый вид перевода, которому необходимо уделить особое внимание, о чем свидетельствует целый ряд переводческих ошибок и провалов, наблюдаемых в реальных условиях профессиональной коммуникации.Материалы и методы. В ходе исследования использовались такие методы, как анализ и обобщение данных из открытых источников – публикаций о конкурсе на сайтах университетов, анализ результатов анкетирования и опроса студентов-участников конкурса, интервью с организаторами и членами жюри конкурса, качественный и количественных анализ наиболее типичных затруднений студентов (эмоциональных, когнитивных и моторных трудностей), рефлексия по результатам личного участия авторов в организации и проведении студенческого конкурса перевода с листа в Одинцовском филиале МГИМО МИД России в 2023 г.Результаты исследования. В ходе исследования было проведено выявление и систематизация типичных ошибок студентов при переводе с листа. Среди них как чисто языковые, вызванные недостаточным знанием иностранного языка, так и экстралингвистические: эмоциональные, когнитивные, моторные. Среди причин, вызывающих ошибки, на первом месте стоят не развитая стрессоустойчивость, недостаточность внимания, неполное знакомство с тематикой переводимого текста и как следствие незнакомство с контекстом, недостаточное знание специальной лексики и недостаточное понимание референциальных связей внутри предложения.Выводы. Проведенное исследование показало, что конкурс перевода с листа может выступать в качестве эффективного диагностического средства для выявления типичных затруднений студентов при переводе профессионально ориентированных текстов с целью последующей корректировки и предупреждения ошибок.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1151-1162
pages 1151-1162 views

Опыт проектирования электронного учебного словаря фразеологизмов делового английского языка

Рогова М.Ю., Сорокина Э.А.

Аннотация

Актуальность. Представлены основные итоги создания учебного словаря с учетом современных лингводидактических требований к процессу проектирования справочных пособий. Основное содержание исследования связано с изложением процесса создания электронного учебного словаря фразеологизмов, относящихся к сфере бизнеса и экономики. Новизна исследования заключена в быстром развитии компьютерной лексикографии, что обусловливает необходимость использования учебных словарей в преподавании иностранного языка для профессиональных целей.Материалы и методы. Представлены учебные словари делового английского языка, учебные пособия по обучению английскому языку сферы бизнеса и экономики, а также научная литература и интернет-источники. В качестве основных методов был использован теоретический анализ научной литературы по теме исследования, метод сплошной выборки, методы моделирования и проектирования, а также элементы статистического анализа и педагогического эксперимента.Результаты исследования. В ходе проведения эксперимента показатели улучшились более чем в два раза, что позволяет предположить, что учебный словарь помогает студентам лучше запоминать фразеологические единицы. Полученные в исследовании результаты, как представляется, вносят определенный вклад в решение важной проблемы формирования терминологической компетенции учащихся экономических специальностей, в развитие цифровой учебной лексикографии.Выводы. Практическая значимость исследования заключена в возможности использования разработанного лексикографического ресурса в процессе обучения студентов английскому языку сферы делового общения, а также в возможности использования разработанных подходов к проектированию словарей в практической деятельности по составлению электронных словарей английского языка для специальных (профессиональных) целей.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1163-1178
pages 1163-1178 views

Коммуникативный аспект лингвокогнитивного подхода к иноязычному обучению

Мотов С.В.

Аннотация

Актуальность. На современном этапе развития методики иноязычного обучения все актуальнее становится вопрос оптимизации и трансформации такого обучения сообразно требованиям времени, меняющегося социума и новых научных парадигм, в особенности затрагивающих вопросы когнитивной и коммуникативной деятельности человека. В этих условиях востребованными оказываются сведения и разработки современных направлений когнитивной лингвистики и тесно связанного с ней широкого спектра когнитивных наук, которые возможно интегрировать в образовательный процесс. Цель исследования – вычленить ключевые особенности интерпретации коммуникации и коммуникативной деятельности с позиций когнитивных наук и включение их в структуру коммуникативного иноязычного обучения в рамках лингвокогнитивного подхода.Материалы и методы. В качестве материалов настоящего исследования выступили научные работы отечественных и зарубежных исследователей-когнитологов и специалистов в области методики преподавания иностранных языков. Методами исследования послужили анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, систематизация и классификация.Результаты исследования. Изучены актуальные взгляды на коммуникацию с точки зрения ряда течений когнитивной лингвистики и когнитивных наук в целом, релевантные для современного коммуникативного иноязычного обучения. Выделены основные компоненты коммуникации с позиций когнитивных наук и идентифицированы значимые факторы, обусловливающие эффективное коммуникативное взаимодействие в социальных и образовательных контекстах. Сформулированы ключевые положения лингвокогнитивного подхода к иноязычному обучению, отражающие сущностную сторону коммуникации на изучаемом языке в рамках учебного занятия и ситуаций реального коммуникативного взаимодействия. Обоснована значимость учета технологической стороны коммуникации в современном обществе и учебном пространстве.Выводы. Коммуникация как феномен осмысленной интеракции на занятиях по иностранному языку и сегодня остается ключевым элементом иноязычного обучения. Изменение понимания сущности и содержания коммуникативного взаимодействия под влиянием наработок когнитивных наук и цифровой трансформации современного общества предопределяет значимость лингвокогнитивного подхода к обучению иностранному языку как перспективного подхода к иноязычному обучению в актуальном образовательном контексте.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1179-1193
pages 1179-1193 views

Обучение грамматической стороне иноязычной речи будущих социальных работников на основе ментальных карт

Брыксина И.Е.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрен методический потенциал ментальных карт для взаимосвязанного обучения иностранному языку и специальности будущих социальных работников. Данная технология, используемая в рамках интегрированного предметно-языкового обучения французскому языку и специальности, помогает обучающимся визуализировать и контролировать изучаемый материал, предоставляя возможность увидеть несколько идей в небольшом пространстве. Проанализировано теоретическое описание ментальных карт, обосновано их значение для обучения грамматической стороне иноязычной речи и ее активизации на занятиях в условиях неязыкового вуза.Материалы и методы. В ходе исследования использовались теоретический анализ научно-методической литературы и передового методического опыта; опытное обучение; наблюдение; анкетирование; описания; элементы количественных подсчетов.Результаты исследования. Для создания учебных ментальных карт предложены следующие компоненты: основная идея или цель изучения материала, вторичные (и последующие) идеи, связи между компонентами, иллюстративный материал, цветовой раздражитель, другие, соответствующие тематике курса. Определен алгоритм работы с ментальными картами, который включает в себя четыре основных этапа, каждый из которых может содержать дополнительные ступени: информационно-ознакомительный (организация работы с изучаемой темой), технологический (работа с элементами ментальной карты, их осмысление, обсуждение и запоминание), процессуальный (коррекция ментальной карты), итоговый (дискуссия по аутентичным текстовым фрагментам, содержащим изученные грамматические структуры и их обсуждение). Были определены следующие устные и письменные задания профессиональной направленности: скетч, тестирование, реферат, дискуссия. Целесообразность использования ментальных карт в обучении грамматике находит свое подтверждение в проведенном авторами эксперименте, статистические подсчеты и анкетирование обучаемых доказали результативность предложенной технологии.Выводы. Эффективность использования ментальных карт в обучающем процессе предопределена их свойствами, включающими в себя наглядность (можно просмотреть изучаемую лексику и отметить недочеты), привлекательность (эстетический вид), своевременность (увидеть, какой информации не хватает), возможность пересмотра (позволяет запомнить и усвоить материал, выявить причины возможных затруднений). Данная технология демонстрирует широкий комплекс возможных методов для развития языкового мышления как в сфере анализа лексики и грамматики по изучаемой специальности, так и в использовании ее для любого этапа работы в неязыковом вузе. Отмечена эффективность использования ментальных карт для формирования грамматической стороны иноязычной речи в ситуациях профессионального общения, а также для повышения мотивации к изучению иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1194-1205
pages 1194-1205 views

Использование ментальных карт для обучения лексике и развития устной речи в военном вузе

Варушкина А.В., Поталуй В.В., Ширшикова Е.А.

Аннотация

Актуальность. Современная ситуация требует новых подходов, способствующих овладению обучающимися необходимыми навыками профессиональной коммуникации. Актуальным представляется разработка визуальных, когнитивных средств подготовки военных специалистов, к которым относится технология ментальных карт.Материалы и методы. Теоретико-методологической базой исследования послужили труды В.Ф. Шаталова, Э.В. Будаева, Т. Бьюзен, Х. Мюллера, А.Р. Камалеевой, О.А. Кондратенко и др. В ходе исследования проанализированы отличительные черты ментальных карт: представление информации при помощи нелинейных схем с опорой на принцип ассоциативного мышления.Результаты исследования. Выявлены преимущества использования ментальных карт в процессе обучения устной коммуникации: повышение внимания и познавательного интереса; обеспечение более глубокого понимания учебного материала; рационализация процесса обучения; развитие умений самоконтроля; развитие интеллектуально-творческого потенциала. Рассмотрены типы и варианты применения ментальных карт для изучения терминологической лексики, которая представляется базой продуцирования как диалогической, так и монологической профессионально ориентированной речи. Сформулированы этапы работы с ментальными картами для обучения лексике и развития устной речи в военном вузе.Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что использование технологии ментальных карт позволяет максимально эффективно усвоить лексический материал, выделить ключевую информацию из текста и представить ее в виде высказывания. Думается, рассматриваемый когнитивно-визуальный подход обучения позволяет эффективно решать задачи иноязычной подготовки в военном вузе.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1206-1217
pages 1206-1217 views

Организационные и педагогические условия обучения студентовюристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта

Гаврилов М.В.

Аннотация

Актуальность. Технологии искусственного интеллекта способны значительно расширить возможности обучающихся по формированию профессиональных компетенций в период обучения в вузе. Вместе с тем эффективность методики преподавания зависит от учета ряда условий. Цель статьи – выявить и обосновать перечень организационных и педагогических условий обучения студентов-юристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта.Материалы и методы. Исследование проводилось на основе анализа научной литературы по психологии, педагогике и методике обучения иностранным языкам. Выборка источников включала отечественные научные журналы перечня ВАК РФ (К1 и К2), а также другие современные источники: монографии и учебно-методические работы.Результаты исследования. Выявлен и обоснован авторский перечень организационных и педагогических условий обучения студентов-юристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта: а) уровень иноязычной коммуникативной компетенции – от Intermediate Mid до Advanced Mid; б) дифференциация учебных групп студентов-юристов на занятиях по ИЯ; в) учет особенностей профессиональной компетенции специалиста сферы юриспруденции; г) использование конструкторов правовых документов; д) использование системы упражнений и заданий, основанной на использовании конструкторов правовых документов; е) компетенция преподавателя в области использования искусственного интеллекта.Выводы. Новизна исследования состоит в разработке и обосновании перечня организационных и педагогических условий обучения студентов-юристов составлению правовых документов на иностранном языке посредством инструментов искусственного интеллекта. Полученные результаты могут быть использованы при разработке методики обучения студентов неязыковых направлений подготовки в формировании профессиональных компетенций на основе использования технологий искусственного интеллекта.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1218-1235
pages 1218-1235 views

Значение адаптивного спорта для социальной адаптации лиц с инвалидностью

Бегидов М.В., Бегидова Т.П., Беспалова В.В.

Аннотация

Актуальность. Согласно мнению многих ученых, адаптивный спорт наиболее продуктивно влияет на социальную адаптацию лиц с ОВЗ. Существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются лица данной категории. Проанализировано значение адаптивного спорта, обозначен ряд его проблем. Цель исследования – научное обоснование роли адаптивного спорта в социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.Материалы и методы. Исследование проводилось в течение 2021–2023 гг. Интервью и анкетирование спортсменов паралимпийского движения РФ было направлено на выявление перспектив развития адаптивного спорта и его влияния на социальную адаптацию. В качестве респондентов выбраны 12 спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения по наиболее массовым спортивным дисциплинам – плаванию и легкой атлетике в возрасте от 22 до 48 лет: 2 Заслуженных мастера спорта РФ, 5 мастеров спорта РФ международного класса и 5 мастеров спорта РФ. Рассмотрен процесс занятий адаптивным спортом людей с ограниченными возможностями здоровья, а также социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий адаптивным спортом.Результаты исследования. Проанализированы полученные данные об эффективности влияния занятий адаптивным спортом на социальную адаптацию лиц с инвалидностью.Выводы. Полученные данные подтверждают эффективность занятий адаптивным спортом в социализации лиц с инвалидностью, что позволит улучшить работу по организации и развитию адаптивного спорта в России, приведя к росту числа занимающихся и их эффективной социализации.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1236-1246
pages 1236-1246 views

Формирование здорового образа жизни обучающихся средствами оздоровительной аэробики

Платонова Я.В., Кораблев Ю.Ю.

Аннотация

Актуальность. Описана проблема снижения силовых показателей у обучающихся. Выявлено недостаточное применение силовых упражнений в работе с запястьями и предплечьями на занятиях физической культурой в вузе. Выделены средства оздоровительной аэробики, с помощью которых решаются задачи достижения оптимального физического состояния обучающихся, повышения уровня двигательной активности, развития силовых способностей мышц рук и верхнего плечевого пояса.Методы исследования. В исследовании приняли участие обучающиеся Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Измерение мышечной силы кистей рук проводилось кистевым динамометром, исследование уровня и развития статической силовой выносливости – тестом на удержание медицинского мяча весом 2 кг в вытянутых руках.Результаты исследования. Данные динамометрических измерений как правой, так и левой руки у девушек младших курсов обучения достоверно не отличаются от результатов старшекурсниц. Максимальная сила правой руки девушек равна 25,11 кг, левой руки – 23,44 кг (p > 0,05). Среднее значение в удержании мяча у обучающихся первого курса составляет 85,31 с, второго курса – 96,73 с, третьего курса – 112,62 с, четвертого курса – 120,7 с. Сравнение полученных результатов теста показало достоверное улучшение у обучающихся старших курсов времени удержания мяча в вытянутых руках (p < 0,01). Полученные значения теста составили основу шкалы по оценке уровня развития статической выносливости мышц рук и верхнего плечевого пояса обучающихся.Выводы. Дефицит двигательной деятельности у студенческой молодежи, наиболее ярко проявляющийся к старшим курсам обучения, негативным образом сказывается на развитии силы кистей рук. Разнообразие движений рук, используемых в аэробной части занятия по оздоровительной аэробике, а также работа с мышцами в статическом и динамическом режимах в силовой подготовке положительным образом сказываются на повышении статической выносливости мышц рук и верхнего плечевого пояса занимающихся.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1247-1257
pages 1247-1257 views

Основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников в Забайкальской православной гимназии

Сапожникова А.Г.

Аннотация

Актуальность. Основной причиной для поиска и разработки модели духовно-нравственного воспитания младших школьников Забайкальской православной гимназии послужила недостаточная разработка теоретических и практических аспектов взаимосвязи процессов духовного (с позиции православной педагогики) и нравственного (с позиции светской педагогики); существующие типы моделей воспитания младших школьников (гуманистические, социоцентрические, авторитарные и др.) не получили в педагогике должного практического изучения применительно к современным условиям в православных образовательных учреждениях, обеспечивающих ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и упорядоченность. Предлагаемую модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в Забайкальской православной гимназии необходимо рассматривать как альтернативный вариант существующим воспитательным моделям в современном образовании, научно-практическое обоснование которой заключается во взаимосвязи процессов духовно-нравственного воспитания личности и диалогового взаимодействия с Церковью.Материалы и методы. Теоретические методы: теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ, историко-педагогический и теоретико-педагогический анализ практики духовно-нравственного воспитания, богословской, философской и психолого-педагогической литературы, периодической печати, посвященной вопросам духовно-нравственного воспитания, единство исторического и логического анализа, а также историко-педагогический анализ различных документов (Министерства образования и науки РФ, РПЦ, региональных светских и духовных властей и т. п.) по вопросам духовно-нравственного воспитания; сравнение, обобщение, педагогическое моделирование. Эмпирические методы: метод включенного наблюдения, анкетирование, тестирование, системный анализ практики духовно-нравственного воспитания.Результаты исследования. В ходе исследования на констатирующем этапе была определена педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младших школьников, в которой отражены инновационные методы воспитания, способствующие формированию умений у обучающихся взаимодействовать с людьми, развивать систему ценностных ориентаций, нравственно-волевых качеств личности, воспитание духовных и нравственных чувств.Выводы. Разработана педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в православной гимназии, определены ее основы, структурные компоненты: институциональный, целевой, содержательный, диагнотико-результативный. Целевой компонент направлен на достижение планируемых результатов – преобразование нравственных ценностей в систему личностных смыслов младшего школьника. Данные нравственные ценности зафиксированы в Федеральном государственном стандарте начального общего образования и конкретизированы в личностных результатах освоения младшими школьниками основной образовательной программы. Институциональный компонент констатирует наличие социальных институтов, которые непосредственно влияют на воспитание духовно-нравственных ценностей младшего школьника. Содержательный компонент модели раскрывает смысл воспитания, основывающийся на духовных и нравственных ценностях ребенка (любовь, уважение, дружба, патриотизм, здоровье). Содержательный компонент включает в себя процесс обучения, дополнительное образование, внеурочную деятельность. Для эффективного воспитания духовных и нравственных ценностей младшего школьника необходимо тесное взаимодействие всех его составляющих. Диагностико-результативный компонент включает результаты мониторинговых исследований, которые отражают реальную действительность по отношению к поставленным задачам и целям.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1111-1120
pages 1111-1120 views

Профилактика асоциального поведения молодежи: социально-педагогическая деятельность

Данова Н.Ю.

Аннотация

Актуальность. Описана проблематика педагогической профилактики асоциального поведения молодежи в образовательной среде. Проработана актуализация вопроса формирования всесторонней, гармоничной личности, призванной противостоять деструктивной идеологии. Один из важных вопросов - это формирование «правильного» социального окружения для молодых людей. Цель этого процесса - воспитать образованного индивида с положительной гражданской позицией, который готов стать активным участником общества.Методы исследования. Методологическим основанием проведенного исследования являются философско-антропологический, аксиологический и личностно-ориентированные подходы, определяющие содержательные ориентиры концепции духовно-нравственного воспитания. В рамках данных подходов использованы методы теоретического анализа, синтеза и обобщения научной литературы, а также персонифицированного наблюдения за обучающимися.Результаты исследования. Обоснована роль социально-педагогической деятельности в контексте профилактики асоциального поведения в молодежной среде. Дана характеристика «социальных критериев» в определении поведения детей, подростков. Уточнены формы проявления асоциального поведения в молодежной среде.Выводы. Актуализация данного вопроса показывает необходимость создания более усовершенствованной модели социально-воспитательной работы по профилактике асоциального поведения в молодежной среде. Профилактика этой проблемы должна начинаться с раннего детства. Правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка являются залогом успешной профилактики асоциального поведения. На достижение успеха в профилактике асоциального поведения должны направлять свои усилия не только образовательные учреждения, но и федеральные и региональные органы власти.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1121-1128
pages 1121-1128 views

Хозяйственная деятельность дворцовых крестьян в XVII веке (по материалам Верхоценской волости)

Мизис Ю.А.

Аннотация

Актуальность. Становление многонационального Российского государства является важной целью научных исторических исследований. Изучение истории Верхоценской волости отражает роль русского и мордовского народа в освоении территории Поценья в XVI–XVII веках, формировании великорусской нации.Материалы и методы. Основными источниками исследования послужили документы Российского государственного архива Древних актов XVII века, разбросанные по различным фондам, главным образом Разрядного приказа, Поместного приказа, а также Писцовая книга 1676–1678 гг. Архива Санкт-Петербургского института российской истории.Результаты исследования. В результате изучения хозяйственной деятельности крестьян Верхоценской волости отмечено разнообразие занятий местного населения, в котором решающую роль стали играть земледелие и бортный промысел. Само освоение края проходило под знаком преемственности традиций русского земледелия и мордовского бортного промысла. Наличие больших запасов речной рыбы и дикого зверя на пограничной территории на протяжении почти всего XVII века позволяло сохранять охоту и рыбную ловлю как важный вид занятий местного населения.Выводы. Изучение истории Верхоценской волости позволяет представить сложный процесс формирования великорусской народности, складывания региональных традиций. Верхоценская волость, ее людские и материальные потери в ходе Смоленской войны 1632–1634 гг. стали одними из главных поводов для строительства Белгородской черты, начало которой положили укрепления Козловского участка и Тамбовская черта. Здесь счастливо соединились интересы царя по защите своей вотчины и интересы государства.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1258-1266
pages 1258-1266 views

К вопросу о циркулярных миграциях в городе Кизляр в контексте социально-экономической политики Российской империи на кордонных участках Левого Крыла Кавказской кордонной Линии в первой половине XIX века

Газиева А.А.

Аннотация

Актуальность. Разработан ряд вопросов циркулярных и маятниковых миграций в городе Кизляр в период Кавказской войны, как составной части мновекторной кавказской политики.Материалы и методы. Теоретической основой исследования явилась концепция фронтира, которая позволяет рассматривать крепости по Кавказской Линии, как зоны экономической коммуникации. Системный подход позволил рассмотреть совокупность стратегий развития городов-крепостей Кавказской кордонной Линии, как компонентов кавказской политики, базирующейся на различных методах реализации политики и имеющих обратную связь.Результаты исследования. Проанализирована социально-экономическая политика местной администрации, проводившаяся в русле кавказской политики в целом и контексте боевых действий Кавказской войны в частности. Экономический фронтир способствовал притоку большого числа горцев-отходников, торговцев, что вызвало необходимость в регулировании миграционных процессов, складывании органа попечителя над горцами. Развитие капиталистических отношений, которые были обусловлены быстрыми темпами развития рынка, и как следствие, увеличение спроса на производственный сектор, нуждалось в увеличении числа трудоспособного населения.Выводы. Несмотря на ограниченность компетенций, попечитель над горцами выполнял функцию вовлечения горцев в социально-экономическое пространство империи, а также ведал учетом миграционных процессов в городе, пресекал действия со стороны немирных горцев, направленные на разорения города и подрыв экономической деятельности Кизляра как ключевого звена в продовольственной обеспеченности укреплений крепостей на Восточном Кавказе, внутренней торговли губерний империи, а также пресекал продажу в горы стратегически важных в условиях войны товаров.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1267-1277
pages 1267-1277 views

Отмена феодально-зависимых отношений на Восточном Кавказе

Салихова Л.Б.

Аннотация

Актуальность. Изучение процессов, имевших место на окраинах Российской империи, способствует их дальнейшему рассмотрению и сопоставлению со схожими процессами, проходившими в центре, так как всестороннее исследование истории России связано и с историей различных ее регионов. Рассмотрены виды зависимых сословий на территории Восточного Кавказа, их освобождение от феодальной зависимости во второй половине XIX века. Актуальность исследования определена необходимостью обоснования процесса проведения крестьянской реформы, ее связи с разными факторами, подталкивавшими к реализации реформы на указанной территории. Цель исследования – выявить негативные и позитивные моменты, оказавшие влияние на дальнейшую судьбу народов Восточного Кавказа и на развитие указанного края в связи с проведенной реформой.Материалы и методы. Объектом исследования послужили различные виды зависимого сословия на Восточном Кавказе. При рассмотрении изучаемой темы были использованы методы описания, синтеза, принцип объективности, историко-сравнительный метод и т. д., привлечены архивные материалы и опубликованные источники.Результаты исследования. Приведены категории зависимых людей в Чечне, Ингушетии, Дагестане, отображены их права. Отмечено, что работа по освобождению зависимых сословий на Кавказе была начата в 1866 г., при этом крепостной вопрос в Терской области был завершен к концу 1867 г, в Дагестанской области – в 1868 г.Выводы. Крестьянская реформа, проведенная российскими властями на территории Восточного Кавказа, была половинчатой и частичной. Предоставив свободу некоторым категориям зависимых сословий, что являлось положительным в реформе, она не решила вопроса с землей. Кроме того, в Дагестанской области крестьяне, зависимые от беков, получили свободу лишь в 1913 г.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1278-1285
pages 1278-1285 views

«И на крымском побережье свой закончили исход»: судьбы офицеров-однополчан в конце «Большой» Гражданской войны

Канищев В.В.

Аннотация

Актуальность. Рассмотрены жизненные траектории группы офицеров Русской императорской армии, оказавшихся в Крыму на завершающей стадии «Большой» Гражданской войны. Актуальность исследования заключена в том, что в основу нашей выборки легли судьбы офицеров-однополчан, проходивших службу в различных частях на территории Тамбовской губернии накануне Первой мировой войны, впоследствии оказавшихся ввергнутыми в пучину общенациональной смуты.Материалы и методы. Базу исследования составили материалы архивных источников, Книг Памяти и электронных баз данных. В основу работы был положен просопографический метод исследования, позволивший установить жизненные траектории изучаемых персонажей.Результаты исследования. Установлено, что из всех участников нашей выборки в Крыму оказались только противники революции. Интересно, что они оказались в каждой из рассмотренных нами частей. Упоминаний об однополчанах, вступивших в РабочеКрестьянскую Красную армию, и воевавших на полуострове, нам не встретилось.Выводы. Развязка «крымской эпопеи» для большинства из них также выглядит во многом типичной. Кто-то смог покинуть полуостров, а для кого-то он стал «последней обителью». В отдельных случаях нам удалось проследить и эмигрантский путь наших героев, что, безусловно, имеет весьма серьезное значение.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1286=1294
pages 1286=1294 views

Микродемографические процессы в аграрной области: точки роста и островки устойчивости. Тамбовская область, конец XX – начало XXI века

Ильин А.Ю., Канищев В.В.

Аннотация

Актуальность. В современных условиях депопуляции и миграционного оттока сельского населения важно изучать факты устойчивого развития сельского населения и факторы такой устойчивости.Материалы и методы. В основу исследования положены опубликованные и размещенные в Интернете статистические материалы поселенного уровня. В качестве объекта изучения была создана выборка из нескольких десятков расположенных в сельской местности поселков городского типа и пригородных сельских советов. Привлекались также социологические материалы по вопросу брачности сельского населения.Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что динамика численности населения в избранной группе поселений в начале XXI века развивалась неравномерно. Наряду с сокращением числа жителей в большинстве поселков и сел имели место факты роста показателя благодаря миграционному притоку. Случаи скачков повышения и понижения численности населения на отдельных отрезках последних десятилетий говорят о нелинейности демографических процессов. Выявленный порядок цифр в показателях естественного и миграционного движения жителей изученных поселений свидетельствует об отсутствии экстремальных значений. Изучение проблемы экономической занятости жителей пригородных сельсоветов и поселков городского типа показало немалое количество рабочих мест для удержания населения в этих поселениях.Выводы. Демографические данные микроуровня не позволяют говорить о повсеместной депопуляции и девастации сельского населения Тамбовской области. Но «островки устойчивости» и «точки роста» нужно изучать более тщательно, используя междисциплинарные подходы и гуманитарных, социально-политических, естественных и других точных наук.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1295-1304
pages 1295-1304 views

Формирование памяти о Первой мировой войне через деятельность британских ветеранов и историческую политику Великобритании в 1930-е гг.

Инкин В.В.

Аннотация

Актуальность. Научная проблема заключена в изучении особенностей формирования исторической памяти о Первой мировой войне. Цель исследования – раскрыть, каково было соотношение влияния государства и ветеранов в формировании нарративов исторической памяти о Первой мировой войне в Великобритании 1930-х гг.Методы исследования. Историческая политика британского правительства в области памяти о Первой мировой войне была изучена историко-системным подходом для рассмотрения как одного из инструмента воздействия на общество Великобритании. Проанализирована деятельность ветеранских организаций и отдельных фронтовиков на протяжении 1930-х гг., чей протест против государственного нарратива исторической памяти после «Великой депрессии» стал сходить на нет к 1939 г.Результаты исследования. На основе материалов британской прессы 1930-х гг., а также привлечения дополнительных источников были проиллюстрированы нарративы о Первой мировой войне, которые постепенно менялись в 1930-х гг. Идеология и мероприятия государства в области исторической политики активно с 1932–1933 гг. вытесняли негативные представления о войне, подавляли антивоенные движения и пацифистские настроения в британском обществе. Усиление влияния государства на Британский легион свидетельствовало о его подчинении официальной повестке, что позволяло правящим кругам использовать ветеранов в реализации внутренней и внешней политике (развивать международные контакты, влиять на общественное мнение).Выводы. Значимость работы заключается во введении в научный оборот материалов британской прессы как исторических источников, которые позволяют отследить постепенное ослабление роли ветеранских организаций в области памяти о Первой мировой войны к середине 1930-х гг., и усиление влияния государства в этом отношении. Показано соотношение официального и общественного (ветеранского) нарративов в исторической памяти.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1305-1315
pages 1305-1315 views

Причины эмиграции граждан стран Центрально-Восточной Европы и Балтии в Великобританию (1990–2004 гг.)

Бобешко А.В.

Аннотация

Актуальность. В последние годы в историографии, средствах массовой информации, среди представителей политической элиты отмечен рост интереса к причинам Брексита, приведшего к выходу Великобритании из Европейского Союза. В данном контексте особое значение имеет исследование эмиграции в Великобританию граждан стран Центрально-Восточной Европы и Балтии, способствовавшей росту в Соединенном Королевстве антиэмигрантских настроений. Важное место в изучении проблем эмиграции занимает анализ причин эмиграции и ее восприятия гражданами стран региона.Методы исследования. Использован историко-генетический метод, позволивший рассмотреть эмиграцию в динамике, раскрыть ее причины, основные характеристики миграционных потоков и восприятие этого процесса различными социальными группами.Результаты исследования. Распад социалистической системы в странах Центрально-Восточной Европы и Балтии потребовал от новых правительств разрушения плановой социалистической экономики и создания новых принципов организации народного хозяйства. Его либерализация и интеграция в мировую экономику привели на первых порах к спаду ВВП, инфляции, структурным изменениям на рынке труда и росту безработицы, особенно в сложной ситуации оказалась молодежь. Разрыв в уровне и качестве жизни между государствами Западной Европы и Центрально-Восточной Европы и Балтии делал отъезд восточно-европейцев в Великобританию привлекательным. Большинство потенциальных эмигрантов согласно социологическим опросам и аналитическим исследованиям, в том числе комиссии К. Дастмана рассматривало в качестве стратегии поведения кратковременную эмиграцию.Выводы. Трудности перехода стран Центрально-Восточной Европы и Балтии к рыночной экономике привели к росту миграционных настроений среди их граждан. Основной причиной эмиграции из Центрально-Восточной Европы и Балтии в Великобританию, а также в другие государства Западной Европы становятся экономические причины, политический фактор во всех странах региона не играл существенной роли.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1316-1328
pages 1316-1328 views

Проблема «поселенческого колониализма» в истории Палестины: современные трактовки

Пеньков В.Ф., Романов В.В.

Аннотация

Дана рецензия на новую монографию палестино-израильского социолога Аридж Саббах-Хури «Колонизация Палестины: сионистские левые и создание палестинской Накбы» (Stanford University Press, 2023). Данная публикация представляет собой обстоятельное историко-социологическое исследование, в котором рассматривается проблема вытеснения палестинцев с их земель израильскими поселенцами в первой половине ХХ века. Автор монографии разделяет критический подход к официальной точке зрения в израильской историографии по палестинской проблеме. Новационный характер предпринятого А. Саббах-Хури исследования авторы рецензии связывают с активным использованием ею междисциплинарной историко-социологической методологии. Внимание исследовательницы сосредоточено на исторической взаимосвязи между идеологией левых сионистов и практикой захвата палестинских земель. А. Саббах-Хури сумела собрать богатый эмпирический материал, работая с материалами восьми израильских архивов, включая коллекции архивов трех кибуцев. Проведенное Аридж Саббах-Хури исследование, как показано в рецензии, продемонстрировало важность обращения к тем аспектам поселенческого колониализма, которые практически не учитывались в официальной израильской историографии (продолжительность колониального проекта сионистов, особенности социального взаимодействия поселенцев и местного населения, роль принуждения в борьбе за контроль над землей).
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1329-1337
pages 1329-1337 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».