Современная песня волго-уральских татар в социальных сетях и блогосфере: аксиологический подход
- Авторы: Салимов А.М.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 7-15
- Раздел: Теория и история культуры
- URL: https://journal-vniispk.ru/1812-0547/article/view/261324
- ID: 261324
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе представлен анализ современных песен волго-уральских (казанских) татар в социальных сетях и блогосфере, размещённых на татарском языке в формате музыкальных видеороликов, с точки зрения аксиологического подхода. Даётся сравнительная статистика наиболее популярных произведений и исполнителей современной татарской песни в социальных сетях, а также активность последних в музыкальной блогосфере.
Автор изучает основную тематику и ценности, заложенные в песнях и клипах, причины растущей популярности современной музыки и песен казанских татар в социальных сетях, увеличения количества просмотров видеороликов, числа подписчиков у авторов каналов и блогов.
Полный текст
Введение
В современных условиях значительная часть коммуникации, в том числе общение музыкантов, певцов со своей аудиторией переносится в так называемые социальные сети. Этим термином обозначают, как правило, различные интернет-платформы, которые обеспечивают возможность виртуального онлайн-общения в сетевом пространстве.
Актуальность работы. Практически каждый современный человек всё больше приобщается к музыкальному творчеству через «мировую паутину». Этот процесс затронул также современную татарскую музыку и песню. Онлайн-коммуникации в музыкальной сфере являются относительно новым и мало изученным явлением. Исследование различных аспектов его развития является своевременным и актуальным.
Целью данной работы является анализ современных татарских песен, размещённых в социальных сетях, с точки зрения аксиологии (ценностей, заложенных в них). Задачи заключаются в выявлении и сопоставлении статистики просмотров в социальных сетях, блогосфере наиболее успешных исполнителей татарских песен; составлении рейтинга популярности современных татарских песен/видеоклипов, размещённых в Интернете, причины их успеха и татарской музыкальной медиасферы в целом.
Материалы и методы
В статье использовано понятие современная татарская песня как часть национальной культуры. Музыка, песни отражают этнические, культурные ценности, историю их развития. Более того, творческая деятельность авторов современной музыки: поэтов, музыкальных исполнителей – это и есть суть татарской песни, часть современной музыкальной культуры народа.
При изучении современных песен татарского народа в социальных сетях и блогосфере применены общеметодологические, философские методы аксиологического (ценностного) и деятельностного подходов. Использованы также методы культурологии и искусствоведения при изучении взаимосвязи музыки, текста, видеоряда. Кроме того, были применены статистические методы при изучении социальных сетей, видеохостингов, интернет-площадок, каналов, блогов, а также их подписчиков, количества просмотров.
В современной аксиологии ценность трактуется как «положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека» [4].
В настоящее время специалисты группируют ценности по содержанию, по субъекту, по значимости, по функции. К наивысшим относят духовные.
В данной работе нас интересуют основные ценностные характеристики, заложенные в современных татарских песнях, по их содержанию и значимости.
Материалами для изучения явились наиболее популярные современные татарские песни и их исполнители, разместившие свой музыкальный «продукт» на различных площадках и видеохостингах Интернета.
Литературный обзор
Проблематика музыкальной песенной культуры, современной песни является междисциплинарной – на стыке культурологии, социологии, искусствоведения, теории и истории музыки, педагогики и других наук.
Разным аспектам развития музыкальной культуры татарского народа с конца 1990-х и до 2023 года посвящено около 50 защищённых докторских и кандидатских диссертаций по искусствоведению, культурологии, педагогике и истории. Среди наиболее значимых отметим работы на соискание степени доктора педагогических наук Ф.Ш. Салитовой «Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков до формирования устойчивого явления) [6], доктора искусствоведения З.Н. Сайдашевой «Песенная культура татар Волго-Камья: (эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории)» [5], кандидата искусствоведения И.М. Газиева «Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре Волго-уральских мусульман» [12] и другие. З.Н. Сайдашева отмечает, что «Песня - произведение синтетическое, основанное на неразрывном единстве слова и музыки. Но каждая из этих сторон песни по-разному информирует об этой действительности… В отличие от текста - носителя более конкретной информации - напев может информировать только звучанием, являясь частью музыкальной культуры» [5, с.2].
За последнюю четверть века внесено много нового и интересного в музыкальную песенную культуру татарского народа. Как положительного, так и сомнительного. Специалисты отмечают, что «Столь активный подъем татарской песни, наблюдаемый в последние десятилетия, имеет и свою оборотную сторону: она стала терять своё «национальное лицо» [5, с.42].
Наряду с офлайн-посещением музыкальных фестивалей, концертов татарской песни, набирают популярность онлайн-коммуникации в сфере татарской музыки и искусства. Музыканты и певцы тоже отреагировали на изменившуюся ситуацию, осваивая новые формы и методы подачи своего «музыкального продукта» в Интернете.
В последние годы издано немало научных исследований, посвящённых теории и практике социальных сетей, методам изучения их роли в жизнедеятельности современного человека: Л.Н. Верченов, Д.В. Ефременко, В.И. Тищенко [10].
В.П. Клочков, Ю.С. Тюнников, К.Г. Эрдынеева, А.Ю. Близневский [9] исследуют философские, междисциплинарные и конкретно научные аспекты развития социальных сетей, анализируют самых популярные из них (таких в мире на начало 2023 года насчитывают более 150), их положительное и отрицательное влияние на общество и личность. Е.Г. Ефимов изучает социальные сети с точки зрения методологии и практики исследования, указывая при этом, что важным показателем их успешности является количество просмотров и число положительных комментариев [3].
Данная работа автора является продолжением предыдущих статей, посвящённых изучению развития татарской культуры и традиционной татарской песни в социальных сетях [7; 8].
Результаты изучения
В таблице 1 представлены самые популярные исполнители, чьи видео-продукты размещены в личных блогах видеохостинга YouTube. Рейтинги популярности других видеохостингов были рассмотрены в предыдущей работе автора. Рейтинг выстроен по количеству подписчиков и просмотров блогов. Приведём статистику наиболее успешных татарских исполнителей в личной блогосфере за 2023- начало 2024 года [13-15].
Таблица 1. Блогосфера самых популярных исполнителей татарских песен
| Исполнитель | Название платформы и канала блогера | Начало работы канала | Количество подписчиков | К-во видео-контентов | Просмотров на 01.04.2023 / 01.03.2024 |
на 01.04.2023/ на 01.03.2024 | ||||||
1 | Элвин Грей (Радик Юльякшин) | YouTube Элвин Грей | 02.08.2010 г. | 711 тыс / 905 тыс | 540 видео / 1157 видео | 301 млн / 418 млн. |
2 | Раиль Арсланов | YouTube Хижина музыканта | 14.01.2015 г. 13.04.2010 г. | 2,7 млн / 3,1 млн | 687 видео / 747 видео | 323 млн / 407 млн |
3 | Гузель Уразова | YouTube Гузель Уразова | 19.12.2011 г. | 156 тыс / 167 тыс | 506 видео / 523 видео | 86 млн / 102 млн |
4 | Ильсия Бадретдинова | YouTube IlsiyaBadretdinova | 10.05.2020 г. | 83,1 тыс / 112 тыс | 496 видео | 10 млн / 57 млн |
5 | Салават Миннеханов | YouTube Salavat Minnikhanov | 04.08.2012 г. | 32,5 тыс / 34,5 тыс | 368 видео / 369 видео | 22,7 млн / 26 млн
|
6 | Анвар Нургалиев | YouTube Anvar Nurgaliev | 22.09.1917 | 9,95 тыс / 167 тыс | 172 видео / 266 видео | 6,67 млн / 99,4 млн |
7 | Фирдус Тямаев | YouTube Фирдус Тямаев | 28.10.2016 г. | 9,3 тыс / 30,5 тыс | 35 видео / 16 видео | 5,1 млн / 25,6 млн |
8 | Салават Фатхетдинов | YouTube САЛАВАТ | 17.08.2018 г. | 1,79 тыс / 5,9 тыс | 72 видео / 73 видео | 1,13 млн / 4 млн |
9 | Асаф Валиев | YouTube ASAFVALIEV | 12.08.2012 г. | 2,21 тыс / 3,78 тыс | 83 видео / 96 видео | 898 тыс. / 1,5 млн |
10 | Айдар Галимов | YouTube Айдар Галимов | 19.11.2014 г. | 1,1 тыс. / 3 тыс | 116 видео 126 видео | 169 тыс. 1, 3 млн |
11 | Алсу Абельханова | YouTube Алсу Абельханова | 14.09.2018 г. / 28.01.2022 г. | ок. 1 тыс / 194 | 70 видео / 29 | 289 тыс./ 50 тыс. |
В таблице 2 представлены наиболее популярные по количеству просмотров современные песни, представленные в виде видеоклипа (чаще на канале исполнителя), отражающего, как правило, идею, заложенную в сценарии песни. Перевод названий песен дан, в основном, в редакции автора статьи.
Таблица 2. Наиболее популярные современные татарские песни/клипы в Интернете [13-15 и др.]
| Исполнитель | Название песни | авторы музыки и слов | На какой платформе и когда размещена | Просмотров на YouTube / Караоке | |
платформа | Дата размещения | |||||
1 | Элвин Грей (Радик Юльякшин) | Уфтанма / Не унывай | Р. Ханнанов Сл. народные | YouTube | 31.12.2017 | 17 млн / 500 тыс. |
2 | Асаф Валиев / Лэйна / Ильгиз Камалетдинов | Аерылмагыз / Не расставайтесь | Ч. Зиннатуллина Г. Зайнашева | YouTube | 18.01.2014 21.08.2019 | 100 тыс 8 млн 2,1 млн / 466 тыс. (всего) |
3 | Гузель Уразова | Килче килче / Приходи скорее | А.Попова В. Фёдоров | YouTube | 18.07.2016 | 8 млн / 5,3 тыс. |
4 | Василя Фаттахова / Лия Шамсина | Туган як / Родимый край | Г. Рашитова У. Рашитов | YouTube | 23.06.2011 28.10.2011 | 8 млн 1,9 млн / 500 тыс. |
5 | Анвар Нургалиев | Сагышларым / Мои печали | Р. Умутбаев Г. Гиззатова | YouTube | 06.06.2018 | 7,9 млн / 20 тыс. |
6 | Ильмира Нагимова | Кара әле күземә / Посмотри в мои глаза | И.Нагимова Н.Сафина | YouTube | 29.07.2019 | 7,3 млн / 63 тыс. |
7 | Салават Миннеханов | Кил, кил /Приди же | Х. Маткаримов
| YouTube | 16.10.2015 | 6,4 млн / н.д |
8 | Рифат Зарипов | Сине күреп / Увидев тебя | И. Нугманов | YouTube | 06.06.2018 | 5,7 млн / 1.6 тыс. |
9 | Иркә | Сыналган мөхәббәт / Цените любовь | Нет сведений | YouTube | 04.05.2017 | 5,7 млн / 1 тыс. |
10 | Ильсия Бадретдинова | Юри генә / Понарошку | Ильназар Г. Шахбан | YouTube | 28.10.2019 | 5,2 млн. / 23 тыс. |
11 | Салават Фатхетдинов | Салкын чәй / Холодный чай | З.Хайретдинов К. Валиева | YouTube | 07.06.2016 | 4,7 млн. / 127 тыс. |
12 | Хания Фархи | Үпкәләсәң, әйдә, үпкәлә / Обижайся, но не плати страданиями | Б. Юнусов | YouTube | 10.05.2014 и др | 3,2 млн / 190 тыс. |
13 | Фирдус Тямаев | Ялгыз торна / Одинокая птица | Ф. Тямаев С. Хайруллина | YouTube | 10.10.2021 | 3,5 млн / 79 тыс. |
14 | Гүзәлем | “Бас әле” /Танцуй! | А.Зиннатуллина
| YouTube | 7.12.2014 | 4,2 млн / н.д |
15 | Лейла Галиева | Мизгелләр / Мгновения | А. Тагиров Р. Нурмухамметова | YouTube | 24.11.2017 | 1,2 млн / 15 тыс. |
16 | Габдельфат Сафин | Эх, гөмер, дигәннәре / Не жалуйтесь на жизнь | В. Газизов Р.Хузиева | YouTube | 11.09.2020 | 1,2 млн/ 1.3 тыс. |
17 | Айдар Галимов / Раиль Арсланов | Син минем җанымның яртысы / Ты половина моей души | О. Усманов Р.Аймет
| YouTube | 01.01.2014 18.11.2021 | 904 тыс. 444 тыс. / 65 тыс. |
18 | Алмаз Мирзаянов | Түзә йөрәк сагышка / Сердце терпит разлуку | И. Шигапов | YouTube | 22.10.2018 | 860 тыс. / н.д |
19 | Зайнаб Фархетдинова и Зуфар Билалов | Янымда син булсаң / Если ты рядом | И.Баязитов Р.Шамский | YouTube | 10.07.2013 | 900 тыс. / 225 тыс. |
20 | Алсу Абельханова | Якын дусларым / Мои друзья | Гузалия А. Минхазев | YouTube | 06.09.2012 | 314 тыс. / н.д |
21 | Асаф Валиев / группа Шумбай | Эх, сез матур кызлар / Эх, красавицы! | П. Кубашев Н. Васильев | YouTube | 02.09.2012 11.04.2017 | 300 тыс. 3,7 млн / 57 тыс. |
Обсуждение
Блогосфера самых популярных исполнителей татарских песен
Под понятием блогосфера обычно понимают интернет-коммуникации пользователей социальных сетей, которые они ведут в виде личных каналов (блогов) для своих подписчиков и зрителей. Данные блоги позволяют выкладывать короткие видеоролики, клипы со своими песнями. В чём их личная заинтересованность? Во-первых, это продвижение своего творчества в медиа-пространстве, а во-вторых, до февраля 2022 года на платформе YouTube производилась монетизация каналов и блогов, зависящая от размещённой рекламы и количества просмотров. То есть, социальные сети становятся и местом заработка [11].
Татарская музыкальная продукция в социальных сетях размещается, как правило, на самых популярных платформах – YouTube, RuTube, Одноклассники, и наиболее успешных видеохостингах и каналах [13-15], о чём говорилось ранее, причём отечественные каналы перспективны и недооценены.
Современные исполнители татарских песен начали активно осваивать формат онлайн-коммуникаций с 2010-х годов. Одним из первых онлайн-формат освоил башкирский певец Элвин Грей (Радик Юльякшин), основав 02.08.2010 г. на видеохостинге YouTube видеоблог [ElvinGrey. / Клипы. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCmSRh5Y5t3m9SlALhwb_F2Q/ (Дата обращения 01.03.2024 г)]. За это время сформированная им команда разместила в блоге 1,1 тыс. видео с общим количеством 418 млн просмотров. На канале размещены песни на русском, башкирском и татарском языках. Из татарских песен наибольшее количество просмотров набрал клип на кавер популярного хита «Уфтанма» (Не унывай), - 17 млн. Семь клипов имеют от 1 до 5 млн просмотров; его же песни на русском языке - «Черноглазая» посмотрели 206 млн раз, «Пошёл налево» - 90 млн.
Радик Арсланов является популярным блогером, исполняющим песни, в том числе, на татарском языке. Его каналы «Хижина музыканта» и «Раиль Арсланов» [Railarslanov – Хижина Музыканта / Musicianshut. URL: https://www.youtube.com/@musicianshut/ (Дата обращения 01.03.2024)] имеют 3,1 млн и 545 тыс. подписчиков по всему миру. Певец исполняет песни на русском и татарском языках. По основному виду деятельности является блогером, популяризирующим русскую и татарскую музыкальную песенную культуру. Самым популярным стал его кавер на песню “Син минем җанымның яртысы”.
Гузель Уразова зарегистрировала свой канал Ikhakimovstudio / Музыка. – URL:https://www.youtube.com/results?search_query=гузель+уразова/ (Дата обращения 01.03.2024) 19 ноября 2011 года. На канал подписано 167 тыс. человек, размещено 523 видео с общим количеством просмотров более 102 млн. Все песни на татарском языке, наибольшее количество просмотров набрал клип «Килче, килче». Семь её клипов имеют от 2 до 8 млн просмотров.
Салават Миннеханов в блогосфере с августа 2012 года, имеет на канале: Салават Миннеханов / Музыка. – URL: https://www.youtube.com/results?search_query=салават+миннеханов/ (Дата обращения 03.01.2024) - 34,5 тыс. подписчиков, 26 млн просмотров, 369 видео. Не менее 5 клипов имеют от 1,5 до 6,4 млн просмотров, наибольшее число имеет клип «Кил, кил» - 6,4 млн.
Относительно недавно заявили себя в блогосфере Ильсия Бадретдинова и Фирдус Тямаев, их каналы набирают популярность у слушателя и зрителя: Ильсия Бадретдинова / Музыка. – URL: https://www.youtube.com/ @IlsiyaBadretdinovaIB/ (Дата обращения 01.03.2024) за 3,5 года своего существования (май 2020 – март 2024 года) имеет 496 видео, 112 тыс. подписчиков и более 57 млн просмотров. Firdus Tjamaev / Музыка. – URL: https://www.youtube.com/results?search_query=фирдус+тямаев/ (Дата обращения 01.03.2024) имеет 35 видео, около 10 тыс. подписчиков и 5 млн просмотров.
Объективно сложнее работать в онлайн-формате нашим заслуженным певцам старой школы: Салавату Фатхетдинову, Айдару Галимову, Асафу Валиеву, Анвару Нургалиеву и другим. Объясняется это традиционной татарской зрительской аудиторией, чаще, это люди в возрасте, социальным сетям они предпочитают живое человеческое общение, офлайн-коммуникацию. Тем не менее, и эта категория исполнителей и зрителей приобщается к интернет-сообществу. Канал Салават Фатхетдинов / Музыка. URL: https://www.youtube.com/results?search_query=салават+фатхетдинов/ (Дата обращения 01.03.2024) на YouTube имеет 73 видео, около 6 тыс. подписчиков и 4 млн просмотров.
Анвар Нургалиев на своём канале Anvar Nurgaliev / Музыка. - URL: https://www.youtube.com/results?search_query=анвар+нургалиев/ (Дата обращения 01.03.2024), имеет 172 видео, около 167 тыс. подписчиков и около 90 млн просмотров канала, общий просмотр ряда его песен на различных каналах более 7 млн.
Асаф Валиев на канале https://www.youtube.com/@skripkaprima имеет 96 видео, 3,8 тыс. подписчиков и около 1,5 млн просмотров; и Айдар Галимов - http://www.youtube.com/channel/UCNOcLjGZk64Vk1-lpgDawkw, - 126 видео, 3 тыс. подписчиков и 1,3 млн просмотров. Алсу Абульханову иногда называют татарской Эдитой Пьехой: мягкая манера исполнения, изысканные интеллигентные тексты также адресованы определённому, конкретному зрителю. Имеет 70 видео на различных каналах, около 1000 подписчиков и 300 тыс. просмотров. В январе 2022 года зарегистрирован её новый канал на Youtube: https://www.youtube.com/channel/ UCMJhWUxqUV9JJmK6q681AZQ. Возможно, её социальным сетям нужен профессиональный контент-менеджер… Видео представлены на канале TMTV. Татарский музыкальный телеканал [15].
Наиболее популярные современные песни на татарском языке в Интернете
В Интернете приведена статистика популярных авторов и композиторов татарских песен. Авторами основных популярных татарских песен являются около 300 человек, некоторые из них малоизвестны публике, другие же вошли в историю как классики татарской литературы [1]. Также следует отметить, что многие татарские композиторы (120) имеют в своем репертуаре более 5 песен, которые стали популярны [2].
Как и прежде эти произведения являются симбиозом стихов и мелодии, продолжающих народные традиции городских или сельских напевов. Однако в большинстве случаев в Интернете их композиция представлена в качестве видеоклипа, раскрывающего сюжет песни. Как отмечают многие подписчики в своих комментариях, татарские музыкальные клипы – это своеобразные мини-сериалы. Традиционными составляющими песен являются голос исполнителя, стихи, музыка, танец. В клипе к ним добавляется видеоряд, который авторы выстраивают из множества логично выстроенных мизансцен на фоне природы, города (деревни), дороги (автомобиля или трактора), коттеджа (сельского дома), квартиры и соответствующих костюмов.
Наибольшее количество просмотров имеет кавер Элвина Грея известной песни Р. Ханнанова «Уфтанма», ставшей ранее популярной в исполнении Салавата Фатхетдинова. Однако если ролики этой песни у С. Фатхетдинова просмотрены в разных вариантах 1 млн. раз, у Элвина Грея – 17 млн. Те же ценности и ориентиры: «не стоит унывать о прошедшей весне, об уходящей молодости, о появлении седых волос, такова жизнь, надо радоваться каждому дню». Но во втором случае – ритмы быстрее, мелодия не столь минорна, оригинально подобран видеоряд, да и сам исполнитель ориентируется на молодое, и не только татарское поколение. Таково возможное объяснение успеха кавера. Суть 4200 комментариев к песне выразил ‘user 1et’ «Разные исполнители создают разное настроение, раскрывают новые грани одной и той же песни». Но, по нашему мнению, видеоряд Элвина Грея не в полной мере соответствует традициям татарской и башкирской культуры, когда певец использует чужеродные мифологические образы троллей и вампиров.
Второе место занимает песня Чулпан Зиннатуллиной на стихи Гульшат Зайнашевой “Аерылмагыз” (Не расставайтесь) в исполнении разных артистов – около 9 млн просмотров, (включая первое исполнение Асафа Валиева – 100 тыс., Лэйна – около 8 млн). Песня весьма популярна в татарских семьях и звучит практически на каждой свадьбе, проводах в армию, в караоке. Вечная тема – “с любимыми не расставайтесь” – воплощена в замечательном тексте и в музыке, стилизованной под протяжные, слегка минорные татарские мелодии, а сама работа оформлена соответствующим видеорядом клипа, что обеспечивает постоянный успех этой песни. “Татарскую свадьбу без этой песни нельзя представить. Особенно когда поёт старшее поколение хором. До мурашек” – этот комментарий под песней в исполнении Лэйна набрал сотни лайков.
Ожиданию любви, любимого человека, грусти и печали посвящён целый ряд очень популярных в социальных сетях современных татарских песен и клипов, подготовленных на их основе: “Килче килче” (Приходи скорее) в исполнении Гузель Уразовой – 8 млн просмотров, “Сагышларым” (Мои печали) Анвара Нургалиева – 7,9 млн, “Кил, кил” (Приди же) Салавата Миннеханова – 6,4 млн, “Сине күреп” (Увидев тебя) Рифата Зарипова, - 5,7 млн, “Кара әле күземә” (Посмотри в мои глаза) Ильмиры Нагимовой – 7,3 млн, (рост за год почти в два раза) “Сыналган мөхәббәт” (Цените любовь) Иркэ – 5,7 млн, “Юри генә” (Понарошку) – Ильсии Бадретдиновой, - 5,2 млн, “Салкын чәй” (Холодный чай) Салавата Фатхетдинова – 4,7 млн и др.
Популярность песен понятна, в них воспеваются традиционные ценности: любовь, семья и взаимоотношения в ней, дети, верность или разлука. Оформлены они, как правило, в мажорном или слегка минорном стиле, продолжающем традиции народных городских или сельских напевов. Иногда в тематике можно обнаружить социальную проблематику, например, у Салавата Миннеханова в клипе “Кил, кил” (Приди же) в шутливой форме поднята проблема нехватки невест на селе, а в клипе Иркэ “Сыналган мөхәббәт” (Цените любовь) – опять же в шутливой форме - проблема сохранения семьи.
Особо стоит отметить очень популярную в соцсетях песню и клип “Туган як” (Родной край) авторов Гульнары и Урала Рашитова в исполненни Васили Фаттаховой (8 млн просмотров) и юной Лии Шамсиной (1,9 млн). Музыка написана в новых для татарских песен торжественно-авангардистских ритмах, и, судя по комментарию под клипом, набравшим 3,5 тыс лайков: «Мне кажется, нет ни одного татарина, который бы не знал этой песни. Все знают ее наизусть, она как гимн». Песня стала современным гимном Татарстана, воспевающим любимый край, ее знают и поют не только татары.
Другая категория популярных в социальных сетях песен отражает тематику преодоления жизненных невзгод, неудач, если рядом понимающий, любимый человек, друг, соратник. Это песни или клипы на них: “Үпкәләсәң, әйдә, үпкәлә” (Обижайся, но не плати страданиями), в исполнении примы татарской эстрады двухтысячных, безвременно ушедшей Хании Фархи, имеет более 3,2 млн просмотров. “Ялгыз торна” (Одинокая птица) в исполнении автора музыки, самобытного Фирдуса Тямаева (3,5 млн просмотров); “Бас әле” (Танцуй!) - Гүзәлем Миннихановой (4,2 млн просмотров); “Мизгелләр” (Мгновения) - Лейлы Галиевой (1,2 млн); “Эх, гөмер, дигәннәре” (Не жалуйтесь на жизнь) в исполнении Габдельфата Сафина (1,2 тысяч); “Түзә йөрәк сагышка” (Сердце терпит разлуку) в исполнении набирающего популярность Алмаза Мирзаянова (860 тысяч); “Син минем” (Ты моей души половина) в исполнении народного артиста Башкортостана Айдара Галимова (904 тыс.). “Янымда син булсаң” (Если ты рядом) Зайнап Фархетдиновой и Зуфара Билалова (900 тыс.); “Якын дусларым” (Мои друзья) в исполнении очаровательной Алсу Абельхановой (314 тыс.).
Завершает перечень популярная в девяностых - двухтысячных больше на татарском, чем на удмуртском языке оригинала “Эх, сез матур кызлар” (Ой, красавицы) в исполнении Асафа Валиева о деревенском парне, который никак не найдёт свою любовь (300 тыс.). Группа “Шумбай” дала новый импульс этой песне, исполнив её с африканским солистом на татарском и русском языках, что дало 3,7 млн просмотров.
Особняком стоит творчество популярной в последние годы Айгель Гайсиной, чьи клипы “Татарин” и “Пыяла” на YouTube канале имеют соответственно 114 млн и 36 млн просмотров: АИГЕЛ – Пыяла («Пыяла») // AIGEL – Piyala (Piyala, 2020). – Музыка URL: https://www.youtube.com/watch?v=tE_7HeBZgYE (Дата обращения 01.03.2024), их количество особенно возросло после сериала “Слово пацана”. Песни вызвали неоднозначную оценку слушателей, чаще восторженных, причём не только отечественных, но и зарубежных. Среди множества откликов приведем лишь несколько: “Отличная песня” (Сербия), “Какая мощная песня” (Турция), “Никогда не думала , что татарские песни могут так звучать! Сама из Казани”, “Интересный андеграунд” и другие [25]. Критические замечания касаются духовных и музыкальных ценностей песни. Оставим художнику право выбора своего жизненного ориентира, идеала: принцесса, любимая, мама. Или же жертва абьюзинга: “мой татарин авторитарен”, “ты швыряешь и разбиваешь стекло любви”. Оригинальный татарский песенный модернизм или андеграунд?
Творческим ориентиром всё же являются великие Пушкин: «чувства добрые я лирой пробуждал» и Габдулла Тукай: «Горд я нашей молодежью: как смела и как умна! Просвещением и знаньем словно светится она. Всей душой стремясь к прогрессу, новой мудрости полна, [да поможет ей Всевышний] - нам такая и нужна!». Патриархальность, авторитаризм, абьюзинг, молодёжная преступность – это путы прошлого.
Заключение
Таким образом, наиболее популярные у народа современные татарские песни воспевают исконные духовные и этнические ценности. Показательно, что часть их имеет не только миллионные просмотры, но по 0,5 млн зарегистрированных исполнений в караоке, это: «Уфтанма» (Не унывай), «Аерылмагыз» (Не расставайтесь) и «Туган як» (Родимый край).
Рейтинг наиболее успешных исполнителей современных татарских песен по количеству просмотров их песен и клипов в социальных сетях очевиден. «Шорт лист» самых популярных по количеству просмотров современных песен также представлен выше, не будем повторяться. Отметим лишь стремительный рост просмотров в социальных сетях творчества Ильсии Бадретдиновой с 10 до 52 млн, Анвара Нургалиева с 7 до 90 млн и Фирдуса Тямаева с 5 до 25 млн за неполный год.
Подобные рейтинги на практике могут применяться при подготовке Татарской песни года (Татар жыры), использоваться музыкальными продюсерами, контент-менеджерами.
В качестве выводов отметим также, что успех музыканта в работе по онлайн-продвижению (продаже) своей продукции на видеохостингах зависит от многих слагаемых: от таланта исполнителя, качественной, имеющей глубокий смысл и хорошую музыку песни, её аранжировки, использования национальной культурной, музыкальной и стихотворной традиции, или их удачной модернизации.
Успех и востребованность современной татарской песни и клипа на её основе, зависят, на наш взгляд, кроме перечисленного, от таланта сценариста, режиссёра (клипмейкера), профессионального сопровождения «продукта» контент-менеджерами и IT-специалистами в социальных сетях. Специалистов высочайшего уровня в этой сфере в республике, думается, немного, они востребованы и, как показывает российский опыт, лучшие из них переходят на следующий уровень, в формат большого кино. Таких специалистов надо готовить в специализированных учебных заведениях.
Возможно, часть современных татарских песен, видеоклипов на них и в отношении мелизматики, и по духовности стихов отходят от традиционной татарской музыкальной песенной культуры, и в целом от традиционных национальных ценностей. Качество закладываемых сегодня этических ценностей зависит от общего состояния культуры этноса, семьи, от развития национальной школы, национальной литературы, музыки и самих музыкантов.
Об авторах
Алик Мухтарович Салимов
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
Автор, ответственный за переписку.
Email: salimov-kazan@list.ru
кандидат исторических наук, доцент, кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Россия, КазаньСписок литературы
- Все авторы песен. Татарские песни. [Электронный ресурс]. URL: https://erlar.ru/all-autors/ (Дата обращения : 28.03.2023).
- Все татарские композиторы [Электронный ресурс]. URL: https://erlar.ru/all-composer/ (Дата обращения : 28.03.2023).
- Ефимов Е.Г. Социальные Интернет-сети (методология и практика исследования). Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2015. 168 с.
- Коршунов А. М. Диалектика субъекта и объекта в познании. Москва, 1982. С. 107-108.
- Сайдашева З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья: (эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории): автореферат дис. ... доктора искусствоведения [Моск. Консерватория]. Москва, 1998. 198 с.
- Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков возникновения до формирования как устойчивого явления): автореферат дис. ... доктора педагогических наук [Казан. гос. пед. ун-т] Казань, 2003. 48 с.
- Салимов А.М. Социальные сети как средство развития и продвижения историко-культурного наследия татарского народа // Влияние пандемии и ценностей цифрового трансгуманизма на перспективы развития сферы услуг: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 23-25 апреля 2022 г. Казань, 2022. С. 46-50.
- Салимов А.М., Калимуллина О.А. Музыкальная традиционная песенная культура волго-уральских татар в социальных сетях (основные тенденции развития) // Bulletin of The International Centre of art and education / Бюллетень международного центра "Искусство и образование". 2023 г. ¬ № 6–2. С.66-76.
- Социальные сети : монография / В. П. Клочков, Ю. С. Тюнников, К. Г. Эрдынеева, А. Ю. Близневский [и др.]. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. 184 с.
- Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Верченов Л. Н., Ефременко Д. В., Тищенко В. И. Москва: ИНИОН РАН, 2013. 360 с.
- Узнать, сколько заработали денег ютюберы. [Электронный ресурс]. URL: https://uznatbablo.ru/ (Дата обращения :10.02.2022).
- Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман / Газиев И.М. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова. Казань. 2009. 203 с.
- TMTV. Татарский музыкальный телеканал. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/@tmtvtatar / (Дата обращения 08.04.2023).
- TATSHOP.RU – Татарское видео и музыка. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/@TATSHOPru / (Дата обращения : 08.04.2023).
- TATVIDEOLAR. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/@TATVIDEOLAR / (Дата обращения : 08.04.2023).
Дополнительные файлы
