Modern educational technologies in teaching a foreign language in the training of law enforcement officers
- Authors: Barinova O.Y.1
-
Affiliations:
- Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
- Issue: No 1 (2024)
- Pages: 92-96
- Section: Pedagogy and Education
- URL: https://journal-vniispk.ru/1812-0547/article/view/261339
- ID: 261339
Cite item
Full Text
Abstract
The article presents the most relevant educational innovations in the field of language training of police officers. The author proposed and substantiated a means of implementing the practical orientation of English language classes among police officers - a scenario. The article is devoted to the analysis of the pedagogical potential of multimedia technologies for training police officers.
Full Text
Современные интерактивные и мультимедийные технологии играют особую роль в профессиональном обучении полицейских, так как они обеспечивают интерактивную учебную среду и улучшают результаты обучения. Мультимедийные технологии можно использовать для создания педагогических ситуаций и сценариев, которые позволяют курсантам практиковаться в принятии решений, ситуационной осведомленности. Анализ некоторых источников, имеющихся в открытом доступе, позволил нам выделить особенности и педагогический потенциал наиболее используемых из них.
В современном научном сообществе идут активные дискуссии о том, что обучение английскому языку в профессиональных учебных заведениях, в том числе юридических вузах, должно быть нацелено на получение не общих, а специальных языковых знаний по будущей узкоспециализированной профессии. Актуальность поставленной в данной статье проблемы подтверждают научные работы, в которых подчеркивается значимость практической направленности процесса обучения в различных сферах и на разных преподаваемых дисциплинах.
В результате формирования новых подходов к образованию, внедрения информационных технологий и новейших способов передачи знаний, как никогда остро встает вопрос о том, как и в каких формах должен функционировать учебный процесс. Совершенно очевидно, что в качестве основного инструмента, стимулирующего познавательную деятельность курсантов, выступает мотивация, зависящая от благоприятной образовательной среды, созданной преподавателем, выбора разнообразных опытов, упражнений и в целом формата проведения учебных занятий. Поскольку иностранный язык является важным средством повышения коммуникативных навыков, творческих и аналитических способностей человека, в связи с этим вопрос о правильной организации обучения выходит на первый план. Преподаватели иностранных языков понимают, что коммуникативная компетентность играет важную роль.
Материалы и методы
Формы проведения интерактивных занятий с помощью современных технологий различны. Их выбор осуществляется с учетом способностей и уровня знаний курсантов.
Внедрение современных методов обучения в учебные занятия дисциплины «Иностранный язык» зависит от возможностей и имеющихся трудностей обучающихся. Нарушение правильности речи нередко может привести к недопониманию и недоразумениям со стороны собеседника. Важно придерживаться классического произношения, не приспосабливать язык для себя, тем самым пользоваться базовой характеристикой речи.
Закрепление навыков коммуникативной компетенции возможно посредством многочисленных тренировок: необходимо знать интонационное и грамматическое оформление высказываний, уметь слушать и слышать речь на иностранном языке, правильно и автоматично разъясняться отдельно и в потоке речи. В связи с этим несовершенство коммуникативной компетентности значительно затягивает процесс понимания обращенной к человеку речи. Продолжительность беседы может быть продлена, поскольку неточное и неверное понимание информации порождает ряд дополнительных вопросов.
Коммуникативные навыки позволяют курсантам научиться общаться на иностранном языке для профессионального общения, например, в период несения службы, проведения мероприятий с участием иностранных представителей.
Развитие профессионально направленных интерактивных коммуникативных навыков и компетенций является важнейшим направлением подготовки курсантов. Использование информационных технологий предполагает работу с информацией: поиск, сбор, хранение, анализ и синтез. В ходе занятий по английскому языку возможно выполнение разнообразных заданий, связанных с обработкой информации при помощи электронных ресурсов.
Обсуждение
Применение многообразия форм и методов обучения сотрудников полиции иностранному языку показало, что наиболее эффективными техниками являются создание, изучение и разыгрывания сценариев, приближенных к условиям реальных ситуаций служебных задач.
Результаты
В ходе проведения эксперимента с курсантами первого и второго курсов Казанского юридического института МВД России применение практических сценариев способствовало:
- отработке фраз и лексических единиц в форме диалога;
- развитию мотивации к изучению языка;
- обучению, соответствующему реалиям;
- интерактивности проведения практического занятия;
- подготовке обучаемых к коммуникации с иностранными гражданами для служебных целей.
В ходе проведения занятий по английскому языку с сотрудниками полиции были разработаны сценарии, включающие в себя такие пункты, как:
- Место проведения.
- Цель.
- Сюжет.
- Задание.
Основным этапом проведения практического занятия по сценарию ситуации профессиональной направленности является определение и постановка четких целей обучающимся.
Местом проведения практических сценариев может быть как учебная аудитория, так и учебный полигон.
Сюжет определяется в соответствии с рабочей программой дисциплины и в основном направлен на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Курсанты делятся на подгруппы, одни из которых являются сотрудниками полиции, а другие – условными нарушителями правопорядка или потерпевшими. Разыгрывается сценка, в ходе которой курсанты применяют всю изученную ранее на занятиях лексику.
Задания определяются в зависимости от темы сценария, например, сотрудник полиции просит предъявить документы правонарушителя; сказать о том, что нарушается общественный порядок; запрещено курить или распивать спиртные напитки; просить описать внешность подозреваемого и т.д.
По окончанию эксперимента, мы можем сделать вывод, что почти у всех курсантов сформировались навыки и компетенции профессионального общения. Диалог является высокоэффективным средством развития навыков иноязычного общения курсантов благодаря широкому спектру возможностей, минимальным затратам времени и эффективным результатам.
Интеллектуальные игры, разыгрывание сценок и многое другое возможно использовать как отдельные задания для того, чтобы разнообразить учебный процесс.
Приведем пример проведения интерактивного занятия по английскому языку. В ходе занятия курсанты делятся на две группы, одни из которых выступают в роли сотрудников полиции, а другие – в роли иностранных граждан. Курсантам предлагается разыграть сценки по предложенным темам:
- Иностранный гражданин нарушает общественный порядок. Курение в общественном месте запрещено. Необходимо указать на нарушение правил поведения в общественном месте.
- Иностранный гражданин нарушает общественный порядок. Запрещено фотографировать в музее. Необходимо указать на нарушение правил поведения в общественном месте.
- Иностранный гражданин нарушает общественный порядок. Запрещено переходить улицу в неположенном месте. Необходимо указать на нарушение правил дорожного движения.
- Иностранный гражданин нарушает общественный порядок. Запрещено распивать алкогольные напитки на стадионе. Необходимо указать на нарушение правил поведения в общественном месте.
- Иностранный гражданин нарушает общественный порядок. Запрещено проносить оружие в метро. Необходимо указать на нарушение правил поведения в общественном месте.
- Попросите иностранного гражданина предъявить документы. Спросите откуда он, с какой целью прибыл в Россию.
- Попросите иностранного гражданина проследовать с вами в отделение полиции для установления личности.
- Попросите иностранного гражданина показать содержимое сумки.
Используйте следующую информацию:
- Джон Фабл, гражданин США, 1980, отель Москва.
- Генри Ворд, гражданин Торонто, 1987, по работе, отель Хилтон.
- Роберт Энтони, гражданин Великобритании, 1959, в путешествии.
- Томас Эдгар, без паспорта.
- Хэлен Хольтс, гражданка Германии, 1993, прибыла на спортивное мероприятие.
В ходе такого рода занятий курсанты проявляют неподдельный интерес и активно участвуют в ходе занятия. Кроме заинтересованности в предмете, у курсантов неязыкового вуза также происходит повышение усвоения лексического материала по пройденным на занятиях темам.
Таким образом, использование современных технологий на занятиях по английскому языку позволяет разнообразить образовательный процесс, активизировать учебно-познавательную деятельность, перевести её в некоторых случаях из решения очередной рабочей задачи в игру. Такие задания могут быть не только индивидуальными, но и интерактивными.
Заключение
Применение современных технологий обучения способствует повышению результативности обучения, что проявляется в более успешном запоминании материала ввиду его усвоения. Особенно эффективно может быть использование сценариев для актуализации имеющихся знаний перед проведением проверочных работ, промежуточной или итоговой аттестации, а также перед изучением нового материала. Очевидно, что преимуществ использования средств медиаобразования гораздо больше, чем недостатков, связанных с ним. Современные реалии диктуют педагогу важность и необходимость эффективного применения современных средств обучения в образовательной среде.
Современные технологии необходимо использовать совместно с традиционными формами обучения в целях раскрытия их педагогического потенциала и повышения интереса обучающихся к тому виду деятельности, которому они посвятили или планируют посвятить свою карьеру и жизнь.
About the authors
Olga Yu. Barinova
Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Author for correspondence.
Email: olga2802.83@mail.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Russian Federation, KazanReferences
- Galieva D.A. Anglijskij jazyk dlja sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov, obespechivajushhih ohranu obshhestvennogo porjadka vo vremja Olimpijskih igr: uchebnoe posobie / D.A. Galieva, F.R. Imamutdinova. Moskva: COKR MVD Rossii, 2010. 96 s.
- Klar K., O'Konnor P. Cifrovye dokazatel'stva v pravoohranitel'nyh organah: obzor uchebnyh i obrazovatel'nyh programm. Policejskaja dejatel'nost'// Mezhdunarodnyj zhurnal policejskih strategij i upravlenija, № 41 (4), 2017. 529–543. URL: https://doi.org/10.1108/PIJPSM-05-2017-0076 Klar K. Cifrovye dokazatel'stva v pravoohranitel'nyh organah: obzor uchebnyh i obrazovatel'nyh programm / K. Klar, P. O'Konnor // Policejskaja dejatel'nost'. (data obrashhenija: 13.01.2024).
- Kolomijcev S.D. Prakticheskaja napravlennost' pri obuchenii anglijskomu jazyku kak sredstvo povyshenija kachestva obrazovanija v obuchenii inostrannomu jazyku / S. D. Kolomijcev, T. A. Pol'kina // Vestnik nauchnyh konferencij. 2020. № 11-4(63). S. 61-62. EDN PIXOCT.
- Korjakovceva N.F. Teorija obuchenija inostrannym jazykam: produktivnye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie dlja stud. lingv. fak. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademija, 2010. 192 s.
- Louri R., Brenner V. Obuchenie virtual'noj real'nosti dlja policejskih: predvaritel'nyj obzor.// Mezhdunarodnyj zhurnal policejskoj nauki i upravlenija, № 19 (2), 2017. S. 105–117. URL: https://doi.org/10.1177/1461355717701979 (data obrashhenija: 13.01.2024).
- Ogneva N.V. Anglijskij jazyk dlja juristov. Grammaticheskie trudnosti perevoda: uchebnoe posobie. Moskva: Prospekt, 2019. 160 s. ISBN 978-5-392-23331-1.
- Pronina O.P. Osobennosti obuchenija professional'no-napravlennomu dialogicheskomu obshheniju // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2004. № 3. S. 162-164.
- Ressler R., Shverdtfeger R. Cifrovye dokazatel'stva i kriminalisticheskoe obrazovanie v policii: obzor literatury.// Zhurnal policii i kriminal'noj psihologii, № 34 (3), 2019. S. 239–250. URL: https://doi.org/10.1007/s11896-019-09321-6. (data obrashhenija: 13.01.2024).
Supplementary files
