Modern educational technologies in teaching a foreign language in the training of law enforcement officers

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the most relevant educational innovations in the field of language training of police officers. The author proposed and substantiated a means of implementing the practical orientation of English language classes among police officers - a scenario. The article is devoted to the analysis of the pedagogical potential of multimedia technologies for training police officers.

Full Text

Современные интерактивные и мультимедийные технологии играют особую роль в профессиональном обучении полицейских, так как они обеспечивают интерактивную учебную среду и улучшают результаты обучения. Мультимедийные технологии можно использовать для создания педагогических ситуаций и сценариев, которые позволяют курсантам практиковаться в принятии решений, ситуационной осведомленности. Анализ некоторых источников, имеющихся в открытом доступе, позволил нам выделить особенности и педагогический потенциал наиболее используемых из них.

В современном научном сообществе идут активные дискуссии о том, что обучение английскому языку в профессиональных учебных заведениях, в том числе юридических вузах, должно быть нацелено на получение не общих, а специальных языковых знаний по будущей узкоспециализированной профессии. Актуальность поставленной в данной статье проблемы подтверждают научные работы, в которых подчеркивается значимость практической направленности процесса обучения в различных сферах и на разных преподаваемых дисциплинах.

В результате формирования новых подходов к образованию, внедрения информационных технологий и новейших способов передачи знаний, как никогда остро встает вопрос о том, как и в каких формах должен функционировать учебный процесс. Совершенно очевидно, что в качестве основного инструмента, стимулирующего познавательную деятельность курсантов, выступает мотивация, зависящая от благоприятной образовательной среды, созданной преподавателем, выбора разнообразных опытов, упражнений и в целом формата проведения учебных занятий. Поскольку иностранный язык является важным средством повышения коммуникативных навыков, творческих и аналитических способностей человека, в связи с этим вопрос о правильной организации обучения выходит на первый план. Преподаватели иностранных языков понимают, что коммуникативная компетентность играет важную роль.

Материалы и методы

Формы проведения интерактивных занятий с помощью современных технологий различны. Их выбор осуществляется с учетом способностей и уровня знаний курсантов.

Внедрение современных методов обучения в учебные занятия дисциплины «Иностранный язык» зависит от возможностей и имеющихся трудностей обучающихся. Нарушение правильности речи нередко может привести к недопониманию и недоразумениям со стороны собеседника. Важно придерживаться классического произношения, не приспосабливать язык для себя, тем самым пользоваться базовой характеристикой речи.

Закрепление навыков коммуникативной компетенции возможно посредством многочисленных тренировок: необходимо знать интонационное и грамматическое оформление высказываний, уметь слушать и слышать речь на иностранном языке, правильно и автоматично разъясняться отдельно и в потоке речи. В связи с этим несовершенство коммуникативной компетентности значительно затягивает процесс понимания обращенной к человеку речи. Продолжительность беседы может быть продлена, поскольку неточное и неверное понимание информации порождает ряд дополнительных вопросов.

Коммуникативные навыки позволяют курсантам научиться общаться на иностранном языке для профессионального общения, например, в период несения службы, проведения мероприятий с участием иностранных представителей.

Развитие профессионально направленных интерактивных коммуникативных навыков и компетенций является важнейшим направлением подготовки курсантов. Использование информационных технологий предполагает работу с информацией: поиск, сбор, хранение, анализ и синтез. В ходе занятий по английскому языку возможно выполнение разнообразных заданий, связанных с обработкой информации при помощи электронных ресурсов.

Обсуждение

Применение многообразия форм и методов обучения сотрудников полиции иностранному языку показало, что наиболее эффективными техниками являются создание, изучение и разыгрывания сценариев, приближенных к условиям реальных ситуаций служебных задач.

Результаты

В ходе проведения эксперимента с курсантами первого и второго курсов Казанского юридического института МВД России применение практических сценариев способствовало:

- отработке фраз и лексических единиц в форме диалога;

- развитию мотивации к изучению языка;

- обучению, соответствующему реалиям;

- интерактивности проведения практического занятия;

- подготовке обучаемых к коммуникации с иностранными гражданами для служебных целей.

В ходе проведения занятий по английскому языку с сотрудниками полиции были разработаны сценарии, включающие в себя такие пункты, как:

  1. Место проведения.
  2. Цель.
  3. Сюжет.
  4. Задание.

Основным этапом проведения практического занятия по сценарию ситуации профессиональной направленности является определение и постановка четких целей обучающимся.

Местом проведения практических сценариев может быть как учебная аудитория, так и учебный полигон.

 Сюжет определяется в соответствии с рабочей программой дисциплины и в основном направлен на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Курсанты делятся на подгруппы, одни из которых являются сотрудниками полиции, а другие – условными нарушителями правопорядка или потерпевшими. Разыгрывается сценка, в ходе которой курсанты применяют всю изученную ранее на занятиях лексику.

Задания определяются в зависимости от темы сценария, например, сотрудник полиции просит предъявить документы правонарушителя; сказать о том, что нарушается общественный порядок; запрещено курить или распивать спиртные напитки; просить описать внешность подозреваемого и т.д.

По окончанию эксперимента, мы можем сделать вывод, что почти у всех курсантов сформировались навыки и компетенции профессионального общения. Диалог является высокоэффективным средством развития навыков иноязычного общения курсантов благодаря широкому спектру возможностей, минимальным затратам времени и эффективным результатам.

Интеллектуальные игры, разыгрывание сценок и многое другое возможно использовать как отдельные задания для того, чтобы разнообразить учебный процесс.

Приведем пример проведения интерактивного занятия по английскому языку. В ходе занятия курсанты делятся на две группы, одни из которых выступают в роли сотрудников полиции, а другие – в роли иностранных граждан. Курсантам предлагается разыграть сценки по предложенным темам:

  1. Иностранный гражданин нарушает общественный порядок. Курение в общественном месте запрещено. Необходимо указать на нарушение правил поведения в общественном месте.
  2. Иностранный гражданин нарушает общественный порядок. Запрещено фотографировать в музее. Необходимо указать на нарушение правил поведения в общественном месте.
  3. Иностранный гражданин нарушает общественный порядок. Запрещено переходить улицу в неположенном месте. Необходимо указать на нарушение правил дорожного движения.
  4. Иностранный гражданин нарушает общественный порядок. Запрещено распивать алкогольные напитки на стадионе. Необходимо указать на нарушение правил поведения в общественном месте.
  5. Иностранный гражданин нарушает общественный порядок. Запрещено проносить оружие в метро. Необходимо указать на нарушение правил поведения в общественном месте.
  6. Попросите иностранного гражданина предъявить документы. Спросите откуда он, с какой целью прибыл в Россию.
  7. Попросите иностранного гражданина проследовать с вами в отделение полиции для установления личности.
  8. Попросите иностранного гражданина показать содержимое сумки.

 Используйте следующую информацию:

  • Джон Фабл, гражданин США, 1980, отель Москва.
  • Генри Ворд, гражданин Торонто, 1987, по работе, отель Хилтон.
  • Роберт Энтони, гражданин Великобритании, 1959, в путешествии.
  • Томас Эдгар, без паспорта.
  • Хэлен Хольтс, гражданка Германии, 1993, прибыла на спортивное мероприятие.

В ходе такого рода занятий курсанты проявляют неподдельный интерес и активно участвуют в ходе занятия. Кроме заинтересованности в предмете, у курсантов неязыкового вуза также происходит повышение усвоения лексического материала по пройденным на занятиях темам.

Таким образом, использование современных технологий на занятиях по английскому языку позволяет разнообразить образовательный процесс, активизировать учебно-познавательную деятельность, перевести её в некоторых случаях из решения очередной рабочей задачи в игру. Такие задания могут быть не только индивидуальными, но и интерактивными.

Заключение

Применение современных технологий обучения способствует повышению результативности обучения, что проявляется в более успешном запоминании материала ввиду его усвоения. Особенно эффективно может быть использование сценариев для актуализации имеющихся знаний перед проведением проверочных работ, промежуточной или итоговой аттестации, а также перед изучением нового материала. Очевидно, что преимуществ использования средств медиаобразования гораздо больше, чем недостатков, связанных с ним. Современные реалии диктуют педагогу важность и необходимость эффективного применения современных средств обучения в образовательной среде.

Современные технологии необходимо использовать совместно с традиционными формами обучения в целях раскрытия их педагогического потенциала и повышения интереса обучающихся к тому виду деятельности, которому они посвятили или планируют посвятить свою карьеру и жизнь.

×

About the authors

Olga Yu. Barinova

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Author for correspondence.
Email: olga2802.83@mail.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Russian Federation, Kazan

References

  1. Galieva D.A. Anglijskij jazyk dlja sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov, obespechivajushhih ohranu obshhestvennogo porjadka vo vremja Olimpijskih igr: uchebnoe posobie / D.A. Galieva, F.R. Imamutdinova. Moskva: COKR MVD Rossii, 2010. 96 s.
  2. Klar K., O'Konnor P. Cifrovye dokazatel'stva v pravoohranitel'nyh organah: obzor uchebnyh i obrazovatel'nyh programm. Policejskaja dejatel'nost'// Mezhdunarodnyj zhurnal policejskih strategij i upravlenija, № 41 (4), 2017. 529–543. URL: https://doi.org/10.1108/PIJPSM-05-2017-0076 Klar K. Cifrovye dokazatel'stva v pravoohranitel'nyh organah: obzor uchebnyh i obrazovatel'nyh programm / K. Klar, P. O'Konnor // Policejskaja dejatel'nost'. (data obrashhenija: 13.01.2024).
  3. Kolomijcev S.D. Prakticheskaja napravlennost' pri obuchenii anglijskomu jazyku kak sredstvo povyshenija kachestva obrazovanija v obuchenii inostrannomu jazyku / S. D. Kolomijcev, T. A. Pol'kina // Vestnik nauchnyh konferencij. 2020. № 11-4(63). S. 61-62. EDN PIXOCT.
  4. Korjakovceva N.F. Teorija obuchenija inostrannym jazykam: produktivnye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie dlja stud. lingv. fak. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademija, 2010. 192 s.
  5. Louri R., Brenner V. Obuchenie virtual'noj real'nosti dlja policejskih: predvaritel'nyj obzor.// Mezhdunarodnyj zhurnal policejskoj nauki i upravlenija, № 19 (2), 2017. S. 105–117. URL: https://doi.org/10.1177/1461355717701979 (data obrashhenija: 13.01.2024).
  6. Ogneva N.V. Anglijskij jazyk dlja juristov. Grammaticheskie trudnosti perevoda: uchebnoe posobie. Moskva: Prospekt, 2019. 160 s. ISBN 978-5-392-23331-1.
  7. Pronina O.P. Osobennosti obuchenija professional'no-napravlennomu dialogicheskomu obshheniju // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2004. № 3. S. 162-164.
  8. Ressler R., Shverdtfeger R. Cifrovye dokazatel'stva i kriminalisticheskoe obrazovanie v policii: obzor literatury.// Zhurnal policii i kriminal'noj psihologii, № 34 (3), 2019. S. 239–250. URL: https://doi.org/10.1007/s11896-019-09321-6. (data obrashhenija: 13.01.2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».