Применение концепт-карт на предписьменном этапе на уроке иностранного языка

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель данной работы – предложить технологию концепт-карт как одного из приемов работы над письмом на предписьменном этапе на уроке иностранного языка. Задачами данного исследования являются: описать алгоритм работы с концепт-картой и объяснить преимущества данной технологии. Для выполнения данной задачи были проанализированы современные публикации по теме исследования отечественных и зарубежных авторов; с целью определения эффективности технологии концепт-карт в обучении письму был проведен обучающий эксперимент в группе первого курса гуманитарных специальностей в неязыковом вузе. При регулярном применении технология концепт-карт имеет целый ряд преимуществ перед традиционным составлением плана творческой письменной работы: во время планирования содержания письменного высказывания она помогает студентам сгенерировать идеи, логически организовать и визуализировать информацию и, таким образом, установить структуру письменной работы; способствует развитию навыков критического мышления, так как предполагает анализ и оценивание идей, исследование связей между ними; повышает мотивацию студентов к выполнению письменного задания, поскольку студенты чувствуют большую уверенность в своих способностях, видят свои идеи в логически организованной форме.

Полный текст

Введение

Результатом того, что в практике преподавания иностранных языков в неязыковых вузах основное внимание уделяется развитию навыков говорения, чтения и аудирования, является серьёзная проблема – несформированность навыков письма у студентов. Кроме того, большинство преподавателей задают письменные работы в качестве домашнего задания, которое выполняется за редким исключением без четких инструкций с его стороны. Отсутствие контроля со стороны преподавателя за процессом письменной деятельности приводит к возникновению проблем у студентов в формировании навыков письма.

Значительные трудности при построении связного письменного высказывания возникают у студентов уже на предписьменном этапе, т.е. этапе подготовки. Сложность заключается в том, что они не знают, как и с чего начинать писать, как определить основные идеи и как составить структуру своей работы. Особенно актуальна эта проблема для студентов первых курсов, у которых довольно часто получается короткий несвязный текст, лишенный логической последовательности и проработки деталей, без разделения его на абзацы. В связи с этим возникает необходимость в таких методах обучения, которые сделали бы обучение письму более эффективным. Одной из наиболее эффективных для решения этой задачи предлагается технология концепт-карты, предложенная в 1970-х годах сотрудником Корнельского университета (США) Дж. Новаком с целью изучения формирования первых научных понятий у детей [8].

Целью данной статьи является описание технологии концепт-карт как одного из приемов работы на предписьменном этапе на уроке иностранного языка. Задачи – описать процесс подготовки к написанию творческой работы посредством технологии концепт-карт на предписьменном этапе и показать достоинства данной технологии.

Методы

Для выполнения данной задачи были проанализированы современные публикации по теме исследования отечественных и зарубежных авторов. С целью определения эффективности метода концепт-карт в обучении письму был проведен обучающий эксперимент в группах студентов первого курса гуманитарных специальностей. Для эксперимента была выбрана группа со средним уровнем владения английским языком (A2- B1).

Литературный обзор

В работах, посвященных методике преподавания иностранных языков, отечественные и зарубежные исследователи предлагают применение концепт-карт для организации и систематизации учебного материала. А.В. Конышева рассматривает концепт-карты как визуальное представление имеющихся у студентов знаний [3]. По мнению А.Н. Погребновой [5] и Т.А. Сыриной [6], концепт-карта является одним из способов когнитивной визуализации учебной информации, суть которого заключается «в смещении акцента с иллюстративной функции в обучении на развитие познавательных способностей» [6]. При этом, как отмечает О.А. Тарасова [7], концепт-карта является синтезом двух видов кодирования информации – визуальным и семантическим, что само по себе удваивает ее эффективность.

В методической литературе концепт-карты предлагается использовать для систематизации лексического [1] и грамматического материала [10]; для развития навыков говорения [1]; для обучения реферированию текстов [11]; для развития навыков чтения [9]; для формирования навыков письменного перевода специальных текстов [4]. Практически во всех работах отмечается, что концепт-карты, являясь наглядным средством представления информации, позволяют визуализировать связи между понятиями и идеями, что делает учебный материал более доступным для восприятия и запоминания. Таким образом, концепт-карту можно рассматривать как одну из педагогических опор.

В методике преподавания иностранного языка различные педагогические опоры считаются одним из эффективных наглядных средств обучения, основная цель которых – оптимизация образовательного процесса. Е.М. Зорина подчеркивает, что педагогические опоры служат для наглядности, генерализации и трансформации знаний, являясь ключом к системному мировосприятию; они позволяют структурировать знания, создавать ассоциации для запоминания и воспроизведения учебного материала; они направлены на актуализацию существенных признаков изучаемых понятий; служат развитию критического, творческого и алгоритмического мышления [2]. Более того, опоры сокращают меру неопределенности и выступают в качестве средства развития логичности, связности и продуктивности речи. Педагогические опоры могут быть вербальными или невербальными. Одним из видов невербальных опор являются графические опоры, к которым относятся и концепт-карты.

Обсуждение

При написании любой творческой письменной работы наиболее сложным для студентов является первый этап – предписьменный, т.е. этап планирования содержания письменного высказывания, без которого сложно обеспечить последовательность и связность изложения. Конкретные задачи данного этапа – собрать идеи, организовать информацию и определить структуру письменной работы. Собранная информация должна быть проанализирована, структурирована и организована таким образом, чтобы она соответствовала цели и формату письменной работы.

Для выполнения этих задач технология концепт-карт является одной из наиболее эффективных по ряду причин: во-первых, концепт-карты помогают структурировать информацию, т.е. разделить её на подгруппы и определить логические связи между ними; во-вторых, они обеспечивают логическую последовательность изложения материала; в-третьих, в образовательном процессе концепт-карты представляют собой педагогическую опору, которая способствует визуализации и запоминанию информации; в-четвертых, данный прием можно использовать для осмысления любой темы на уроках иностранного языка.

Одним из заданий в группе первого курса после завершения работы над темой Study Abroad было написание аргументативного эссе на тему Study Abroad: Good or Bad Idea. На предписьменном этапе, т.е. этапе планирования содержания письменного высказывания, в результате групповой работы студентов была создана концепт-карта, в центр которой была помещена тема эссе. В процессе дальнейшего обсуждения были определены две подтемы (rewarding, challenging), которых соединили с главной темой стрелками. Стрелки или линии в концепт-карте определяют характер связи между понятиями и их можно дополнять ключевыми глаголами (например, to cause, to include, to demand, to result in, to lead to, to provide); они должны указывать на тип логической связи между главным концептом и более конкретными понятиями (причина, следствие, уточнение, противопоставление и т.д.). Кроме того, можно дописать связующие выражения (although, in order to do, on the one hand, however), которые подчеркивают отношения межу идеями и помогают структурировать информацию. Ключевые глаголы и связующие выражения способствуют достижению логичности, последовательности и связности идеи. Подтемы должны быть достаточно объемными, чтобы была возможность наиболее полно и многосторонне раскрыть главную тему. По сути, подтемы выступают в качестве тезиса, который студентам необходимо обосновать в своем эссе, поэтому дальнейшая работа – подобрать к нему аргументы. Таким образом, каждая из подтем становится новым ядром для образования ассоциативной цепочки, образующей ряд аргументов. На рисунке 1 представлена концепт-карта Study Abroad: Good or Bad Idea? как пример планирования аргументативного эссе.

 

Рис. 1. Концепт-карта Study Abroad: Good or Bad Idea?

 

Следующей задачей студента становится передача этой информации в письменном виде. Таким образом, устанавливаются рамки задачи, и далее студент работает в рамках конкретного содержания.

После групповой работы над общей концепт-картой, когда студенты научились составлять концепт-карты и применять их, им предлагается создавать свои собственные концепт-карты на основе своего понимания и представления о теме. Поскольку большинство языковых групп в неязыковом вузе являются разноуровневыми, то это задание для разных уровней будет отличаться разной степенью поддержки со стороны преподавателя. Следовательно, использование данной технологии помогает также реализовать в образовательном процессе индивидуальный подход.

Навык создания концепт-карт формируется постепенно и требует практики. Анализ концепт-карт, создаваемых студентами самостоятельно, показал, что постепенно увеличивалось количество ветвей и понятий, раскрывающих тему, представленную в центре; студенты научились более четко определять отношения между элементами концепт-карты. Результаты письменных творческих работ показали, что, благодаря использованию технологии концепт-карт, способность студентов к написанию творческих работ улучшилась. Об этом свидетельствует увеличение количества баллов, получаемых студентами за работу.

В ходе опроса в конце семестра по поводу использования концепт-карт для работы над письмом большинство студентов дали положительный отклик. Они отметили, что, во-первых, технология концепт-карт позволяет им запоминать надолго лексику по теме; во-вторых, помогает им выделить главный тезис и подобрать аргументы и контраргументы к нему; в-третьих, позволяет структурировать информацию более логично.

Заключение

Использование концепт-карт в учебном процессе представляет собой эффективную технологию, обладающую целым рядом преимуществ. При системном применении они определенно уменьшают трудности, возникающие у студентов при построении связного письменного высказывания, так как, являясь эффективной педагогической опорой, помогают студентам сгенерировать идеи, логически организовать и наглядно представить информацию, а также определить структуру письменной работы. Так как концепт-карты помогают визуализировать связи и отношения между различными понятиями, они развивают критическое мышление студентов, их аналитические навыки и способности к синтезу информации. Кроме того, применение данной технологии стимулирует творческое мышление студентов, поскольку позволяет студентам исследовать различные варианты и связи между разными идеями; повышает их мотивацию к выполнению письменного задания, потому что студенты чувствуют большую уверенность в своих способностях, видят свои идеи в логически организованной форме. В разноуровневых группах технологию концепт-карт можно легко адаптировать под индивидуальные потребности каждого студента. И, наконец, технологию концепт-карт можно использовать в различных образовательных ситуациях и адаптировать к конкретным потребностям и задачам обучения.

×

Об авторах

Мария Иннокентьевна Попова

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mariainnok@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент

Россия, Иркутск

Список литературы

  1. Гасымова А.А., Безуглова О. А. Интеллект-карты в обучении лексике английского языка // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. С. 263-267.
  2. Зорина Е. М. Использование педагогических опор для развития гибких навыков студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pedagogicheskih-opor-dlya-razvitiya-gibkih-navykov-studentov (дата обращения: 20.01.2024).
  3. Конышева А.В. Концепт-карты как дидактическое средство обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей в вузе// Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2019. №15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-karty-kak-didakticheskoe-sredstvo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey-v-vuze (дата обращения: 31.01.2024).
  4. Латышева С.В., Щурик Н.В. Интеллект-карта как метод обучения письменному переводу специализированных текстов: от анализа к синтезу // СибСкрипт. 2015. № 2-3 (62). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karta-kak-metod-obucheniya-pismennomu-perevodu-spetsializirovannyh-tekstov-ot-analiza-k-sintezu (дата обращения: 01.02.2024).
  5. Погребнова А. Н. Концепт-карта как инструмент познания в контексте развития навыков 21 века. [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/939/koncept-karta-kak-instrument-poznaniya-v-kontekste-razvitiya-navykov-21-veka.pdf (дата обращения: 31.01.2024).
  6. Сырина Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7(172). [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26289102_83735787.pdf (дата обращения: 31.01.2024).
  7. Тарасова, О. А. Концепт-карты как средство визуализации учебной информации. [Электронный ресурс]. URL: https://phsreda.com/e-articles/10330/Action10330-100294.pdf (дата обращения: 12.02.2024).
  8. Novak, J. D., Cañas, A. J. The theory underlying concept maps and how to construct them. 2006. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/215439441_The_Theory_Underlying_Concept_Maps_and_How_to_Construct_Them (дата обращения: 31.01.2024).
  9. Wilson M., Howell C., Martin-Morales K. Park S. Concept Mapping and Reading Comprehension// Journal of Political Science Education. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1080/15512169.2023.2164861 (дата обращения: 31.01.2024).
  10. Hussain H. Using concept maps in English teaching// International Journal of English Learning and Teaching Skills. 2020. Vol. 1, No. 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ijeltsjournal.org/wp-content/uploads/2020/01/47.USING-CONCEPT-MAPS-IN-ENGLISH-TEACHING.pdf (дата обращения: 14.01.2024).
  11. Ramos J. L. Organisers, concept maps, and text summarisation in the CLIL classroom//Semantic Scholar. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:195815243 (дата обращения: 31.01.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Концепт-карта Study Abroad: Good or Bad Idea?

Скачать (504KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».