Применение концепт-карт на предписьменном этапе на уроке иностранного языка
- Авторы: Попова М.И.1
-
Учреждения:
- Иркутский национальный исследовательский технический университет
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 162-167
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://journal-vniispk.ru/1812-0547/article/view/261395
- EDN: https://elibrary.ru/RFNGHO
- ID: 261395
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель данной работы – предложить технологию концепт-карт как одного из приемов работы над письмом на предписьменном этапе на уроке иностранного языка. Задачами данного исследования являются: описать алгоритм работы с концепт-картой и объяснить преимущества данной технологии. Для выполнения данной задачи были проанализированы современные публикации по теме исследования отечественных и зарубежных авторов; с целью определения эффективности технологии концепт-карт в обучении письму был проведен обучающий эксперимент в группе первого курса гуманитарных специальностей в неязыковом вузе. При регулярном применении технология концепт-карт имеет целый ряд преимуществ перед традиционным составлением плана творческой письменной работы: во время планирования содержания письменного высказывания она помогает студентам сгенерировать идеи, логически организовать и визуализировать информацию и, таким образом, установить структуру письменной работы; способствует развитию навыков критического мышления, так как предполагает анализ и оценивание идей, исследование связей между ними; повышает мотивацию студентов к выполнению письменного задания, поскольку студенты чувствуют большую уверенность в своих способностях, видят свои идеи в логически организованной форме.
Полный текст
Введение
Результатом того, что в практике преподавания иностранных языков в неязыковых вузах основное внимание уделяется развитию навыков говорения, чтения и аудирования, является серьёзная проблема – несформированность навыков письма у студентов. Кроме того, большинство преподавателей задают письменные работы в качестве домашнего задания, которое выполняется за редким исключением без четких инструкций с его стороны. Отсутствие контроля со стороны преподавателя за процессом письменной деятельности приводит к возникновению проблем у студентов в формировании навыков письма.
Значительные трудности при построении связного письменного высказывания возникают у студентов уже на предписьменном этапе, т.е. этапе подготовки. Сложность заключается в том, что они не знают, как и с чего начинать писать, как определить основные идеи и как составить структуру своей работы. Особенно актуальна эта проблема для студентов первых курсов, у которых довольно часто получается короткий несвязный текст, лишенный логической последовательности и проработки деталей, без разделения его на абзацы. В связи с этим возникает необходимость в таких методах обучения, которые сделали бы обучение письму более эффективным. Одной из наиболее эффективных для решения этой задачи предлагается технология концепт-карты, предложенная в 1970-х годах сотрудником Корнельского университета (США) Дж. Новаком с целью изучения формирования первых научных понятий у детей [8].
Целью данной статьи является описание технологии концепт-карт как одного из приемов работы на предписьменном этапе на уроке иностранного языка. Задачи – описать процесс подготовки к написанию творческой работы посредством технологии концепт-карт на предписьменном этапе и показать достоинства данной технологии.
Методы
Для выполнения данной задачи были проанализированы современные публикации по теме исследования отечественных и зарубежных авторов. С целью определения эффективности метода концепт-карт в обучении письму был проведен обучающий эксперимент в группах студентов первого курса гуманитарных специальностей. Для эксперимента была выбрана группа со средним уровнем владения английским языком (A2- B1).
Литературный обзор
В работах, посвященных методике преподавания иностранных языков, отечественные и зарубежные исследователи предлагают применение концепт-карт для организации и систематизации учебного материала. А.В. Конышева рассматривает концепт-карты как визуальное представление имеющихся у студентов знаний [3]. По мнению А.Н. Погребновой [5] и Т.А. Сыриной [6], концепт-карта является одним из способов когнитивной визуализации учебной информации, суть которого заключается «в смещении акцента с иллюстративной функции в обучении на развитие познавательных способностей» [6]. При этом, как отмечает О.А. Тарасова [7], концепт-карта является синтезом двух видов кодирования информации – визуальным и семантическим, что само по себе удваивает ее эффективность.
В методической литературе концепт-карты предлагается использовать для систематизации лексического [1] и грамматического материала [10]; для развития навыков говорения [1]; для обучения реферированию текстов [11]; для развития навыков чтения [9]; для формирования навыков письменного перевода специальных текстов [4]. Практически во всех работах отмечается, что концепт-карты, являясь наглядным средством представления информации, позволяют визуализировать связи между понятиями и идеями, что делает учебный материал более доступным для восприятия и запоминания. Таким образом, концепт-карту можно рассматривать как одну из педагогических опор.
В методике преподавания иностранного языка различные педагогические опоры считаются одним из эффективных наглядных средств обучения, основная цель которых – оптимизация образовательного процесса. Е.М. Зорина подчеркивает, что педагогические опоры служат для наглядности, генерализации и трансформации знаний, являясь ключом к системному мировосприятию; они позволяют структурировать знания, создавать ассоциации для запоминания и воспроизведения учебного материала; они направлены на актуализацию существенных признаков изучаемых понятий; служат развитию критического, творческого и алгоритмического мышления [2]. Более того, опоры сокращают меру неопределенности и выступают в качестве средства развития логичности, связности и продуктивности речи. Педагогические опоры могут быть вербальными или невербальными. Одним из видов невербальных опор являются графические опоры, к которым относятся и концепт-карты.
Обсуждение
При написании любой творческой письменной работы наиболее сложным для студентов является первый этап – предписьменный, т.е. этап планирования содержания письменного высказывания, без которого сложно обеспечить последовательность и связность изложения. Конкретные задачи данного этапа – собрать идеи, организовать информацию и определить структуру письменной работы. Собранная информация должна быть проанализирована, структурирована и организована таким образом, чтобы она соответствовала цели и формату письменной работы.
Для выполнения этих задач технология концепт-карт является одной из наиболее эффективных по ряду причин: во-первых, концепт-карты помогают структурировать информацию, т.е. разделить её на подгруппы и определить логические связи между ними; во-вторых, они обеспечивают логическую последовательность изложения материала; в-третьих, в образовательном процессе концепт-карты представляют собой педагогическую опору, которая способствует визуализации и запоминанию информации; в-четвертых, данный прием можно использовать для осмысления любой темы на уроках иностранного языка.
Одним из заданий в группе первого курса после завершения работы над темой Study Abroad было написание аргументативного эссе на тему Study Abroad: Good or Bad Idea. На предписьменном этапе, т.е. этапе планирования содержания письменного высказывания, в результате групповой работы студентов была создана концепт-карта, в центр которой была помещена тема эссе. В процессе дальнейшего обсуждения были определены две подтемы (rewarding, challenging), которых соединили с главной темой стрелками. Стрелки или линии в концепт-карте определяют характер связи между понятиями и их можно дополнять ключевыми глаголами (например, to cause, to include, to demand, to result in, to lead to, to provide); они должны указывать на тип логической связи между главным концептом и более конкретными понятиями (причина, следствие, уточнение, противопоставление и т.д.). Кроме того, можно дописать связующие выражения (although, in order to do, on the one hand, however), которые подчеркивают отношения межу идеями и помогают структурировать информацию. Ключевые глаголы и связующие выражения способствуют достижению логичности, последовательности и связности идеи. Подтемы должны быть достаточно объемными, чтобы была возможность наиболее полно и многосторонне раскрыть главную тему. По сути, подтемы выступают в качестве тезиса, который студентам необходимо обосновать в своем эссе, поэтому дальнейшая работа – подобрать к нему аргументы. Таким образом, каждая из подтем становится новым ядром для образования ассоциативной цепочки, образующей ряд аргументов. На рисунке 1 представлена концепт-карта Study Abroad: Good or Bad Idea? как пример планирования аргументативного эссе.
Рис. 1. Концепт-карта Study Abroad: Good or Bad Idea?
Следующей задачей студента становится передача этой информации в письменном виде. Таким образом, устанавливаются рамки задачи, и далее студент работает в рамках конкретного содержания.
После групповой работы над общей концепт-картой, когда студенты научились составлять концепт-карты и применять их, им предлагается создавать свои собственные концепт-карты на основе своего понимания и представления о теме. Поскольку большинство языковых групп в неязыковом вузе являются разноуровневыми, то это задание для разных уровней будет отличаться разной степенью поддержки со стороны преподавателя. Следовательно, использование данной технологии помогает также реализовать в образовательном процессе индивидуальный подход.
Навык создания концепт-карт формируется постепенно и требует практики. Анализ концепт-карт, создаваемых студентами самостоятельно, показал, что постепенно увеличивалось количество ветвей и понятий, раскрывающих тему, представленную в центре; студенты научились более четко определять отношения между элементами концепт-карты. Результаты письменных творческих работ показали, что, благодаря использованию технологии концепт-карт, способность студентов к написанию творческих работ улучшилась. Об этом свидетельствует увеличение количества баллов, получаемых студентами за работу.
В ходе опроса в конце семестра по поводу использования концепт-карт для работы над письмом большинство студентов дали положительный отклик. Они отметили, что, во-первых, технология концепт-карт позволяет им запоминать надолго лексику по теме; во-вторых, помогает им выделить главный тезис и подобрать аргументы и контраргументы к нему; в-третьих, позволяет структурировать информацию более логично.
Заключение
Использование концепт-карт в учебном процессе представляет собой эффективную технологию, обладающую целым рядом преимуществ. При системном применении они определенно уменьшают трудности, возникающие у студентов при построении связного письменного высказывания, так как, являясь эффективной педагогической опорой, помогают студентам сгенерировать идеи, логически организовать и наглядно представить информацию, а также определить структуру письменной работы. Так как концепт-карты помогают визуализировать связи и отношения между различными понятиями, они развивают критическое мышление студентов, их аналитические навыки и способности к синтезу информации. Кроме того, применение данной технологии стимулирует творческое мышление студентов, поскольку позволяет студентам исследовать различные варианты и связи между разными идеями; повышает их мотивацию к выполнению письменного задания, потому что студенты чувствуют большую уверенность в своих способностях, видят свои идеи в логически организованной форме. В разноуровневых группах технологию концепт-карт можно легко адаптировать под индивидуальные потребности каждого студента. И, наконец, технологию концепт-карт можно использовать в различных образовательных ситуациях и адаптировать к конкретным потребностям и задачам обучения.
Об авторах
Мария Иннокентьевна Попова
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mariainnok@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент
Россия, ИркутскСписок литературы
- Гасымова А.А., Безуглова О. А. Интеллект-карты в обучении лексике английского языка // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. С. 263-267.
- Зорина Е. М. Использование педагогических опор для развития гибких навыков студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pedagogicheskih-opor-dlya-razvitiya-gibkih-navykov-studentov (дата обращения: 20.01.2024).
- Конышева А.В. Концепт-карты как дидактическое средство обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей в вузе// Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2019. №15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-karty-kak-didakticheskoe-sredstvo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey-v-vuze (дата обращения: 31.01.2024).
- Латышева С.В., Щурик Н.В. Интеллект-карта как метод обучения письменному переводу специализированных текстов: от анализа к синтезу // СибСкрипт. 2015. № 2-3 (62). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karta-kak-metod-obucheniya-pismennomu-perevodu-spetsializirovannyh-tekstov-ot-analiza-k-sintezu (дата обращения: 01.02.2024).
- Погребнова А. Н. Концепт-карта как инструмент познания в контексте развития навыков 21 века. [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/939/koncept-karta-kak-instrument-poznaniya-v-kontekste-razvitiya-navykov-21-veka.pdf (дата обращения: 31.01.2024).
- Сырина Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7(172). [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26289102_83735787.pdf (дата обращения: 31.01.2024).
- Тарасова, О. А. Концепт-карты как средство визуализации учебной информации. [Электронный ресурс]. URL: https://phsreda.com/e-articles/10330/Action10330-100294.pdf (дата обращения: 12.02.2024).
- Novak, J. D., Cañas, A. J. The theory underlying concept maps and how to construct them. 2006. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/215439441_The_Theory_Underlying_Concept_Maps_and_How_to_Construct_Them (дата обращения: 31.01.2024).
- Wilson M., Howell C., Martin-Morales K. Park S. Concept Mapping and Reading Comprehension// Journal of Political Science Education. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1080/15512169.2023.2164861 (дата обращения: 31.01.2024).
- Hussain H. Using concept maps in English teaching// International Journal of English Learning and Teaching Skills. 2020. Vol. 1, No. 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ijeltsjournal.org/wp-content/uploads/2020/01/47.USING-CONCEPT-MAPS-IN-ENGLISH-TEACHING.pdf (дата обращения: 14.01.2024).
- Ramos J. L. Organisers, concept maps, and text summarisation in the CLIL classroom//Semantic Scholar. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:195815243 (дата обращения: 31.01.2024).
Дополнительные файлы
