Разработка модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского для китайских студентов-вокалистов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современной музыкальной среде представители восточных народов и культур придают огромное значение эмоциональному воздействию русского романса. Признанным мастером русского романса был П.И. Чайковский. Романсы Чайковского наполнены художественными и техническими возможностями для вокалистов, именно поэтому к ним обращаются преподаватели российских и иностранных вузов. В Китае каждый год проводится немало конкурсов среди вокалистов на лучшее исполнение романсов Чайковского, создаются произведения в жанре китайского романса. Романсы Чайковского отражают общечеловеческие ценности, пропитаны национальной русской спецификой, в них прослеживаются характерные черты русского человека и русского народа.

В данной статье представлена авторская разработка модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского, предназначенная для китайских студентов-вокалистов. Особого внимания заслуживает методологическая основа данной модели и разработанные методические рекомендации для освоения вокальной музыки П.И. Чайковского. Русские романсы создают уникальный материал для освоения вокальной музыки. Вокальные партии из романсов П.И. Чайковского удобны для разучивания, что позволяет рассматривать их в качестве учебного материала для обучения вокалу в вузах. Разработанная модель позволит представить и проанализировать поэтапно весь творческий процесс освоения романсов.

Полный текст

Введение

Слушая и исполняя русские романсы, слушатель и исполнитель склонны невольно поддаться влиянию их эмоционального воздействия. Представительница научного музыкального сообщества в Китае госпожа Хань Ин (Ying) подчеркивает, что китайские песни получили новую жизнь благодаря русскому и западноевропейскому романсу. Песня – это совместная работа поэта, композитора, певца и аккомпаниатора [10, c. 59].

Следует отметить, что русские музыкальные традиции оказывают влияние на развитие вокального искусства Китая. Стремление овладеть данным жанром иностранными вокалистами только возрастает. Кроме того, процесс обучения вокалистов на основе романсов П.И. Чайковского способствует воспитанию у студентов нравственности, духовности, появлению чувства патриотизма. Романсы П.И. Чайковского наполнены гаммой чувств и эмоций. Однако иностранные студенты-вокалисты сталкиваются с трудностями в освоении исполнительских техник.

Цель данного исследования связана с разработкой модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского китайскими студентами-вокалистами. Реализация поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач: раскрыть значимость русских романсов в качестве учебного материала в процессе обучения вокалу в вузах; проанализировать работы отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих вопросы вокальной методики, совершенствования вокальных навыков; представить модель освоения вокальной музыки П.И. Чайковского для китайских студентов-вокалистов; описать методологическую основу представленной модели; представить комплекс тренировочных упражнений для развития вокальных навыков.

П.И. Чайковский мастерски владел исполнительскими техниками, что позволяло писать вокальные произведения с учетом индивидуальных особенностей певца. В романсах П.И. Чайковского присутствует духовность, мораль, нравственное начало, в них можно найти искреннюю лирику, трагичность и драматизм, широту и многообразие ярких эмоциональных состояний.

Материалы и методы

При создании вокальных произведений композитор использовал большое количество выразительных средств. Именно благодаря выразительным средствам жанр русского романса до сих считается одним из самых популярных и востребованных жанров у исполнителей и слушателей во всем мире.

В настоящее время романсы Чайковского оказались созвучны и внутреннему миру восточного человека. Китайские вокалисты находят в них чувство свободы, ощущение полета и внутренней гармонии. Демонстрация разных эмоций во время исполнения вокального произведения требует высокой степени владения исполнительскими техниками, а также понимания основ драматургии и художественного образа.

Однако освоение вокальной музыки П.И. Чайковского требует особого подхода и методологии. В процессе обучения иностранных студентов необходимо разработать модель, отражающую необходимые составляющие процесса освоения вокальным навыкам и техникам.

Литературный обзор

В основу написания данной статьи легли работы отечественных и зарубежных авторов. К работам XX века следует отнести труды Л.Б. Дмитриева [3], В.В. Емельянова, А.Г. Менабени [6], В.П. Морозова [7], И.К. Назаренко [8], Р. Юссона (Jusson) [14]. Авторы освещали вопросы вокальной методики, разрабатывали упражнения для совершенствования вокальных навыков, исследовали основы физиологических и акустических явлений.

В XXI веке следует отметить научные работы Ю.М. Ильинова, Н.Н. Илларионовой [4], Н.И. Кашиной, Н. Г. Тагильцевой, Л.В. Добровольской, О.А. Овсянниковой [5], в которых затрагиваются вопросы, касающиеся роли русской музыкальной традиции и вокального образования, а также рассматриваются модели подготовки вокалистов в современном образовательном пространстве. В связи с возросшими предпосылками формирования педагогических ресурсов и современными проблемами вокального образования в КНР, а также возросшим интересом к русскому романсу в учебном репертуаре вокалиста китайских университетов, появляются научные статьи китайских авторов, посвященные вопросам вокального искусства и развитию вокальных навыков.

В работах зарубежных авторов Вэнь С. (Wen) [1], Хуайцзянь В. (Huaijian), Хань Ю. (Han) [12], Синьжуй Ю. (Xinzhui) [9], Чжан Я. (Zhang) [13], Сюй Ч. (Xu) [10] и др. подчеркивается роль романса как нового жанра в музыкальной культуре Китая XXI века, влияние русской музыкальной традиции на развитие вокального искусства Китая, а также необходимость освоения вокальной музыки китайскими студентами. Анализ научной литературы показал, что, несмотря на возросший интерес к вокальной музыке П.И. Чайковского, стремление к ее овладению иностранными вокалистами, вопросы, касающиеся разработки модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского китайскими студентами-вокалистами, подробно не рассматривались и не были описаны ранее [1]. Все вышесказанное вызывает необходимость разработки модели, позволяющей описать процесс освоения вокальной музыки композитора.

Результаты

Разработка модели освоения вокальной музыки П.И. Чайковского китайскими студентами-вокалистами является результатом четвертого этапа диссертационного исследования. На первом этапе исследования был произведен набор контрольной и экспериментальной групп на кафедрах вокала Лудунского и Шаньдунского университетов. На втором этапе на основе выделенных критериев сформированности вокальных навыков была проведена их диагностика в контрольной и экспериментальной группах. На третьем этапе осуществлялась разработка методических рекомендаций для освоения вокальной музыки П.И. Чайковского. В данной статье рассматривается разработанная модель освоения вокальной музыки П.И. Чайковского, предназначенная для китайских студентов-вокалистов (рис. 1). При создании своих романсов композитор уделял особое внимание вокальному мастерству. Восприятие вокального искусства происходит через призму сложившихся в середине XIX века музыкальных тенденций и накопленного опыта и знаний в сфере музыковедения.

 

Рис. 1. Модель освоения вокальной музыки П.И. Чайковского

 

Обсуждение

Основу авторской модели составляет Первый блок, который называется целевой блок. В первом блоке располагаются три компонента: стратегическая цель, методологическая основа и объект педагогического воздействия. С точки зрения интегративного подхода, любое музыкальное произведение, в том числе и романсы Чайковского, имеет под собой социально-историческую основу, оно раскрывает идеи, которые заложил автор с учетом эпохи и своего жизненного опыта (рис. 2).

 

Рис. 2. Методологическая основа целевого блока модели

 

Знания в сфере музыковедения и истории помогают обучающимся сопоставить стиль написания музыкального произведения с историческими фактами, которые напрямую или косвенно могли повлиять на него.

Освоение вокальной музыки предполагает разностороннее развитие обучающегося, наличие исполнительской культуры, знакомство со смежными областями искусства, профессиональную компетентность, богатый и развитый эмоционально-духовный мир. Кроме того, владение музыкальным инструментом повышает уровень развития и культуры обучающегося. В процессе освоения вокальной музыки происходит знакомство с замыслом автора, формируется индивидуальная исполнительская концепция, а также поиск путей совершенствования исполнительских техник. Благодаря этим трем составляющим вокалист отражает глубину вокального произведения, его идейно-художественное и образно-эмоциональное содержание [3].

С точки зрения аксиологического подхода, социально-историческая канва в основе музыкального произведения связана с социальной и эстетической сутью произведения. П.И. Чайковский отражал эстетические и нравственные ценности своего времени в музыкальных произведениях. Вокальные произведения прошлого имеют гуманистическое, идейное содержание, социальную направленность, что важно для потомков.

С точки зрения компетентностного подхода, необходимо внедрять творческие задания при изучении вокальных произведений композитора, изучать художественную литературу. Чтение литературы по теме исследования позволяет погрузиться в творчество П.И. Чайковского, рассмотреть особенности создания жанровых композиций. В результате происходит развитие важных качеств, таких как способность к анализу произведения, воображение, абстрагирование. В ходе работы студент должен не только уметь осуществлять исторический анализ, но также и определять особенности музыкального языка композитора, музыкальную выразительность произведения. Кроме того, имеет место быть рассмотрение интонационной выразительности различных элементов текста, работа с оркестровкой, фактурой, темпом и другими элементами композиции, их соотношение между собой. Познавательная работа связана с определением социальной ценности произведения. Деятельно-ценностный подход позволяет формировать навыки и знания, необходимые в профессиональной подготовке будущего вокалиста [11, c. 140].

Формирование музыкальной компетентности следует рассматривать как личностное пространство, в котором аккумулируются профессиональные теоретические знания, ценностные ориентации и практические умения в сфере музыкального образования, а также личностные качества, отношение к профессиональной сфере, которые обуславливают выбор профессиональной сферы [2, c. 143].

Профессиональная компетентность объединяет и интегрирует в себе не только знания, умения и навыки обучающегося, личностные качества, но и факторы, влияющие на мотивацию исполнять вокальные произведения [2, c. 145]. К компетенциям первого ранга отнесем информационные, коммуникативные и регулятивные компетенции. Если говорить об информационных компетенциях, то они включают знание теоретического материала в процессе музыкального обучения, методику, методы, технологии. Регулятивные компетенции – это практические навыки, приобретенные благодаря эффективным методикам и техникам в процессе обучения. Коммуникативные компетенции – это отражение активности, самовыражения, артистизма, творчества. К компетенциям второго ранга относятся операционные компетенции, а именно – умения и навыки интерпретировать музыкальные произведения. Следует также отнести в эту группу интеллектуальные компетенции, умения и навыки применять разнообразные методы и технологии, способствующие неординарно и нестандартно мыслить в процессе анализа музыкального произведения.

К вокальным навыкам следует отнести певческое дыхание, звукообразование и звуковедение, дикцию, эмоциональную выразительность исполнения. К вокальным умениям относятся интонирование, ансамблирование с концертмейстером. Вокальные знания предполагают основные характеристики певческого звука, правила охраны и гигиены голоса, алгоритм работы над художественным образом (анализ структуры содержания и формы произведения, взаимосвязи музыкального и поэтического текста, средств музыкальной выразительности и т.д.), рассмотрение стилистических особенностей вокальной музыки П.И.Чайковского [4].

Следует отметить принципы обучения: принцип индивидуального подхода; развитие вокального и художественного мышления студента; принцип постепенного усложнения учебного материала; принцип слуховой и зрительной наглядности; принцип сознательности и творческой активности. Кроме вокальной работы необходимо организовывать и музыкально-инструментальную деятельность (игра на музыкальных инструментах) во внеучебное время (работа с ученическими инструментальными ансамблями, оркестрами, фольклорными группами, эстрадными группами), навыки аранжировки, обработки и переложение музыкального материала; умение пользоваться техническими средствами и применять компьютерные технологии. Содержание интеллектуально-педагогических компетенций также следует расширить внеучебной работой [8].

К третьему компоненту целевого блока относится объект педагогического воздействия. У иностранных студентов проявляется интерес к русским романсам П.И. Чайковского [10, c. 98]. В Китае среди вокалистов проводятся ежегодно конкурсы исполнения романсов Чайковского, создается жанр собственного китайского романса [9, c. 329].

Организационно-содержательный блок состоит из тактической цели, критериев сформированности вокальных навыков. В этом блоке рассматриваются основные задачи и особенности критериев. Вокальное исполнительство характеризуется широким разнообразием звучания голоса. В настоящем исследовании были разработаны критерии для оценки уровня сформированности вокальных навыков обучающихся (рис. 3).

 

Рис. 3. Критерии сформированности вокальных навыков в организационно-содержательном блоке

 

Третий деятельностный блок имеет практикоориентированную направленность. В этом блоке большое значение имеет разработка рекомендаций по освоению вокальных навыков. К основным условиям относятся: интеграция учебно-профессиональной, научно-исследовательской, социокультурной деятельности студента на основе внедрения вокальной музыки в образовательный процесс. В рамках третьего блока предполагается теоретическая и практическая подготовка. Теоретическая подготовка связана с изучением творчества И.П. Чайковского. Практическая подготовка связана с отработкой вокальных навыков на основе романсов И.П. Чайковского.

В качестве музыкального материала были выбраны романсы П.И. Чайковского «Мой гений, мой ангел, мой друг» на слова А.А. Фета, «Песнь Земфиры» на слова А.С. Пушкина, «Колыбельная песня» на слова А.Н. Майкова, «Благословляю вас, леса» на слова А.К. Толстого, «Весна (Уж тает снег)» на слова А.Н. Плещеева.

Особого внимания заслуживает деятельностный блок. В соответствии с целью опытно-экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации для освоения вокальной музыки П.И. Чайковского. В данном блоке были представлены правила, упражнения на разминку и комплекс тренировочных упражнений. К правилам относятся девизы: "В здоровом теле - здоровый голос", "Мы состоим из воды", "Соблюдай технику безопасности", "Разогрев голоса как разминка для тела", "Волшебная трель", "Ох и ах", "Воздушный поршень", "Корпус – это основание", "Зеваем в зеркало", "Гимнастика для языка", "Упорство, умение и ускорение", "Массаж связок", "Разминка – это не быстрый тренировочный раунд". Названия позволяют выработать определенные ассоциации у иностранных студентов из Китая, связанные со стихиями, гармонией, силой земли, древними традициями, которые чтут в Поднебесной. Название упражнений для разминки связаны с определенным действием и эмоциональным состоянием, сопровождающим это действие: "Резинка", "Задержка дыхания", "Активный шепот", "Беззвучный крик", "Испуг", "Согрей ладошки".

Для развития вокальных навыков был представлен комплекс тренировочных упражнений:

  1. Увеличение диапазона голоса. "Терпение – необходимое условие в обучении вокалу".
  2. Смешивание регистров.
  3. Улучшение слуха: тренировка слуха и гармония "Базовые пять нот, затем одна октава, мажорные гаммы – хорошее начало".
  4. Развитие подвижности, вокальной гибкости и скорости – "Систематическая тренировка голоса".
  5. Улучшение поддержки дыхания и повышение выносливости. "Увеличение объема дыхания не приводит к увеличению силы голоса".
  6. Упражнение для поддержания дыхания и выносливости (техника апподжио). "Поощрение здорового вибрато".

Кроме того, упражнения расписаны поэтапно на начальном этапе, на среднем и продвинутых этапах обучения для работы над улучшением вокальных навыков.

Заключение

В результате разработки модели, мы приходим к выводу, что эффективность владения вокальными навыками зависит от методики обучения. Музыкальные произведения помогают овладеть вокальными навыками, позволяют преодолевать технические трудности, исходя из индивидуальных физических и психологических особенностей, способностей и личных музыкальных предпочтений [3]. Кроме того, важно научиться использовать приобретенный методический опыт в дальнейшей творческой музыкально-педагогической деятельности. Исполнению вокального произведения предшествует знакомство с музыкальным образом, замыслом композитора, со средствами выразительности, развитие вокальных навыков посредством разработанной модели.

Овладение вокальной музыкой П.И. Чайковского является непростой задачей для иностранных студентов-вокалистов. Для полного погружения в атмосферу русского романса, необходимо знакомиться с русской музыкальной культурой, владеть русским языком, важно учитывать возрастные особенности иностранных студентов и особенности их менталитета.

×

Об авторах

Юй Лян

Московский педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: fengke985@gmail.com

аспирант 2-го курса, факультет музыкального искусства

Россия, Москва

Список литературы

  1. Вэнь С., Туравец Н.Р. Содержание формирования вокально-исполнительских навыков у студентов в вузах Китая // Kant. 2023. № 3(48). С. 199-202.
  2. Дегтерева К.С. Формирование профессиональной компетенции педагога-музыканта: способы, приёмы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 144-147.
  3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 1968. 675 с.
  4. Илларионова Н. Н. Основные черты вокального искусства в развитии отечественной культуры // Наука и современность. 2012. № 18. С. 27-31.
  5. Кашина Н.И. Освоение китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства / Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева, Л. В. Добровольская, О. А. Овсянникова // Язык и культура. 2019. № 45. С. 220-234.
  6. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Москва: Просвещение, 1987. 95 с.
  7. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Ленинград: Наука, 1967. 204 с.
  8. Назаренко И.К. Искусство пения : Очерки и материалы по истории, теории и практике худож. пения : Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Музгиз, 1963. 512 с.
  9. Синьжуй Ю. Русский романс в учебном репертуаре вокалиста китайских университетов / Ю. Синьжуй // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 11-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 22–23 июня 2023 года. Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"). 2023. С. 327-330.
  10. Сюй Ч. Предпосылки формирования педагогических ресурсов и современные проблемы вокального образования в КНР // Общество. Среда. Развитие. 2022. № 2(63). С. 97-100.
  11. Хань Ин. Романс как новый жанр в музыкальной культуре Китая XX века // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. № 3. С.59.
  12. Хань Ю. Особенности подготовки китайских студентов-вокалистов в рамках концепции компетентностного подхода // Научное мнение. 2022. № 4. С. 137-142.
  13. Чжан Я. Влияние русской музыкальной традиции на развитие вокального искусства Китая / Я. Чжан // Музыкальная культура глазами молодых ученых : Сборник научных трудов XVII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 09–11 декабря 2021 года / Ред.-сост. Н.И. Верба, научн. редактор Р.Г. Шитикова. Том Выпуск 17. Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2022. С. 137-140.
  14. Юссон Р. Певческий голос: исследование основных физиол. и акуст. явлений певчевского голоса. Москва : Музыка, 1974. 263 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Модель освоения вокальной музыки П.И. Чайковского

3. Рис. 2. Методологическая основа целевого блока модели

Скачать (663KB)
4. Рис. 3. Критерии сформированности вокальных навыков в организационно-содержательном блоке

Скачать (398KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».