Methodological activity of A.F. Bormusov in the context of the formation of musical culture of Tatarstan
- Авторлар: Sultanova R.R.1, Galiullina E.S.1
-
Мекемелер:
- Kazan State Institute of Culture
- Шығарылым: № 1 (2024)
- Беттер: 129-134
- Бөлім: Pedagogy and Education
- URL: https://journal-vniispk.ru/1812-0547/article/view/261346
- ID: 261346
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The article justifies the role of a teacher in the process of educating a person who has certain qualities that meet the needs of the state and society. Based on materials from the National Archives of the Republic of Tatarstan, an analysis of the author's program on harmony of the outstanding choral conductor, violinist, composer and teacher of musical theoretical disciplines Alexei Fedorovich Bormusov was carried out. The number of students at the technical school in 1922-1927 is presented, the goals and content of teaching harmony, the principles and methods of the teacher are identified. A conclusion is drawn about the influence of teaching activities of A.F. Bormusov on the formation of the musical culture of the Republic of Tatarstan.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Введение
На современном этапе развития педагогики особую актуальность приобрела проблема воспитания личности с необходимым набором качеств, отвечающих запросам общества и государства. По мнению ученых, важнейшими факторами, оказывающими влияние на становление личности, являются наследственность, среда и воспитание. Так как дети и подростки большую часть времени проводят в учебных заведениях, особое значение приобретает личность педагога, способного увлечь учащихся, повлиять на формирование их жизненной позиции и нравственных ценностей. Известен «феномен выдающихся педагогов, которые воспитали весомых по значимости их таланта учеников» [8, с. 46]. Поэтому очень важно изучать опыт предыдущих поколений замечательных педагогов начала XX в., заложивших профессиональную, методическую и практическую основу для воспитания плеяды выдающихся музыкантов и композиторов Татарстана (М. Музафаров, С. Сайдашев, Н. Жиганов и др.). Этот опыт великих педагогов, наряду с культурно-просветительными процессами, протекавшими на территории региона в 20-х годах XX вв., когда происходило активное реформирование системы музыкального образования, поиск новых форм, методов и содержания обучения, обусловил формирование богатой музыкальной культуры Республики Татарстан.
Цель исследования
На основе авторской программы выдающегося педагога-музыканта А.Ф. Бормусова изучить цели, содержание, методы и формы работы в классе гармонии Казанского восточного музыкального техникума в 20-х годах XX века.
Материалы и методы исследования
В процессе работы авторами были изучены следующие документы и научные труды:
- Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 642 – Казанское отделение Императорского русского музыкального общества. Фонд Р-2812 – Казанский Восточный музыкальный техникум. Фонд 3682 – Народный Комиссариат просвещения Татарской АССР (с 1920 г.);
- Личный архив Р.А. Гуммерта, хранящийся в научном отделе библиотеки Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова;
- Материалы Музея Детской музыкальной школы №1 им. П.И. Чайковского г. Казани;
- Монография Е.В. Порфирьевой, посвященная истории музыкального образования в Казани (конец XVIII – начало XX века);
- Труд Ю.А. Мартыновой, посвященный истории формирования и развития системы среднего специального музыкального образования в Казани (1917-1960 гг.);
- Научные публикации по теме исследования.
В основу исследования положен современный подход о значимости роли отдельной личности в истории, обоснованный Л.Е. Грининым. Методы исследования: изучение, систематизация и анализ архивных материалов, научных публикаций и исследований; статистическая обработка количественных данных, их интерпретация.
Литературный обзор
Различные аспекты становления музыкального образования на территории Казанской губернии в дореволюционный период отражены в работах В.Д. Булгакова, А.Н. Валиахметовой, Г.М. Кантора, Е.К. Карповой, Г.С. Кожевникова, Е.В. Порфирьевой. Труды Г.К. Вайды-Сайдашевой и В.М. Спиридоновой посвящены отдельным аспектам развития музыкального образования в 20-е годы XX века. Проблема формирования среднего специального музыкального образования в республике (1917-1960 гг.) раскрыта в исследовании Ю.А. Мартыновой. Л.Т. Файзрахманова исследует процесс подготовки музыкально-педагогических кадров в XX–XXI вв. Развитие начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.) описано в диссертации Р.Р. Султановой. Монография З.М. Явгильдиной посвящена развитию общего музыкального образования в Татарстане (XX в.).
Результаты исследования
В процессе исследования была представлена и проанализирована программа по гармонии выдающегося педагога-музыканта А.Ф. Бормусова, написанная им в 20-х гг. XX века в период его работы в Казанском восточном музыкальном техникуме (1922-1933). Выявлены цели, основные принципы, методы и содержание обучения учащихся, а также личный взгляд педагога в подготовку профессиональных музыкантов и будущих педагогов музыкальных дисциплин. Указана численность учащихся Казанского восточного музыкального техникума с 1922 по 1927 гг. Анализ материалов исследования позволил сделать вывод о профессионализме преподавателя по гармонии А.Ф. Бормусова и высоком уровне подготовки его учеников, что оказало значительное влияние на формирование музыкальной культуры Республики Татарстан.
Обсуждение
В результате слияния в 1921 году Восточной консерватории и Государственной двухступенной музыкальной школы возник Казанский Восточный музыкальный техникум, в стенах которого на протяжении 20-х годов XX века активно реформировались формы музыкального образования, происходило обновление содержания и методов обучения. В условиях отсутствия централизованных учебных планов и образовательных программ преподавателям приходилось, опираясь на собственный опыт и знания, разрабатывать авторские программы и курсы по преподаваемым дисциплинам. Одним из таких педагогов являлся Алексей Федорович Бормусов (1885-1968) – преподаватель по классу хорового пения, сольфеджио, музыкальной грамоте, элементарной теории музыки и гармонии, Заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), обладатель медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» (1947) [5, с. 219].
Алексей Федорович получил разностороннее образование: окончил семинарию, обучался в музыкальной школе [3], а затем в Казанском музыкальном училище (1915) на отделениях игры на скрипке и теории музыки. В 1936-1938 гг. он прослушал полный курс музыкально-педагогического отделения Института повышения квалификации в Москве. Более 50 лет успешно и плодотворно трудился преподавателем хоровых и музыкально-теоретических дисциплин в различных учебных заведениях г. Казани (крещено-татарская школа, городское училище № 25 им. В.Г. Белинского, 15-ая школа, Родионовский институт благородных девиц, Казанское музыкальное училище, оркестровые и регентские классы при Казанском отделении Русского музыкального общества) [4, л. 118]. После октябрьских событий 1917 г. преподавал в Народной музыкальной школе им. В.И. Ленина [3], а с 1922 г. работал в должности преподавателя детского хора, сольфеджио и гармонии в Казанском восточном музыкальном техникуме [6, л. 5 об.]. С 1933 по 1956 год обучал детей хоровому пению в детской музыкальной школе № 1 г. Казани [2].
Высокий профессионализм, богатый практический опыт и глубокое понимание функции педагога нашли воплощение в методической работе А.Ф. Бормусова. Составленные им авторские программы «Детский хоровой класс», «Сольфеджио и музыкальная диктовка» и «Гармония» [7, л. 30-37 об.] отражают основные принципы работы педагога, его фундаментальный взгляд на воспитание профессиональных музыкантов. Особую ценность для нашего исследования представляет программа по гармонии, рассчитанная на три года обучения.
Следует отметить, что в 1922-1926 гг. обучение в Техникуме состояло из двух концентров: первый – двухгодичный, второй – в зависимости от специальности одно- или двухгодичный [1, с. 103]. Класс гармонии посещали учащиеся всех отделений (см. табл. 1).
Таблица 1. Численность учащихся Казанского восточного музыкального техникума
Учебный год | 1922-1923 | 1924-1925 | 1925-2926 | 1926-1927 |
Количество студентов музыкального техникума | 69 | 74 | 89 | 89 |
С 1926-1927 учебного года обучение в музыкальном техникуме по всем специальностям стало четырёхлетним [1, с. 107]. Гармония входила в число основных предметов, наряду с сольфеджио, оперным классом, теорией и историей музыки, слушанием музыки и ритмической гимнастикой, оркестром, сценической подготовкой, ансамблем [9, л., 3-10].
Главной целью изучения гармонии А.Ф. Бормусов видел в том, чтобы «сделать учащихся техникума вполне грамотными музыкантами. Всякий солист, будь то инструменталист или певец, должен уметь не только играть или петь, но и слушать аккорды и сопровождающие его партию голоса в аккомпанементе; кроме того, грамотный исполнитель должен уметь отличать главное от второстепенного в партии и голосоведении, и, следовательно, соответствующим образом делать фразировку. Точно так же и пианист, имея под пальцами массу звуков и голосов, должен быть настолько грамотным, чтобы не только правильно брать аккорды, пассажи и вести мелодию, но и дать художественное исполнение, сделав ту или другую интерпретацию» [7, л. 34].
Педагог считал, что гармония не только разбирает строение аккордов, их связь между собой, но и объясняет, какие функции исполняет тот или другой аккорд, от чего зависит ритмическое строение музыкального произведения. Он подчеркивал, что «гармония приучает учащегося к логическому музыкальному мышлению и отчетливому представлению о форме» [7, л. 34]. По мнению А.Ф. Бормусова, «задача техникума – дать стране не только грамотных музыкантов, но и необходимых работников в деле насаждения музыкальной культуры среди рабочих масс. Такая работа без теоретического образования (теория, гармония) немыслима» [7, л. 34 об.].
В своей работе Алексей Федорович применял разные методы «в зависимости от момента и материала прохождения»:
- «от известного к неизвестному; от частного к общему» [7, л. 34 об.]. В процессе использования данного метода Алексей Федорович путем бесед с учащиеся постепенно вводил их в область гармонии;
- «эвристический метод преподавания» подразумевал разборы устных, письменных примеров при участии всего класса, что служило «основой для вывода того или другого правила» [7, л. 34 об.];
- «синтетический и аналитический» методы заключаются в том, что «время от времени проработанный материал и правила обобщаются в нотных примерах на классной доске. Примеры подробно разбираются и делаются известные выводы» [7, л. 34 об.].
В первый год учащиеся получали «предварительные общие сведения и понятия об аккорде»[7, л. 31].Разбирали трезвучия (мажорные, минорные, увеличенные и уменьшенные) и септаккорд с обращениями. Знакомились с аккордами главных и побочных ступеней мажорной и минорной гаммы; консонирующими и диссонирующими аккордами; гармоническими мелодическим соединением трезвучий I-IV,I-V ступеней; кадансами; скачками. За инструментом от учащихся требовалось играть соединения трезвучий I-III, I-VI, VI-II, II-V, III-IV и т.д.; кадансы простые и сложные. Также студенты знакомились с секстаккордом уменьшенного трезвучия VII ступени; гармонизацией восходящего и нисходящего тетрахорда; трезвучием и секстаккордом II ступени; основным трезвучием III, VI и VII ступеней; фригийским кадансом I-й и II-й формы; кадансами с участием II ступени; [7, л. 31]. В качестве учебного пособия и заданий на дом А.Ф. Бормусов рекомендовал «Практический учебник гармонии Н.А. Римского-Корсакова» .
Каждая тема и материал урока подробно разбирались в классе. Причем, Алексей Федорович считал важным не просто объяснить основной материал и выявить, насколько качественно он усвоен, но и понять «наличие музыкального багажа и способностей каждого ученика» [7, л. 34 об.]. Также учащимся задавалась «домашняя работа в виде письменных примеров и задач» [7, л. 34 об.], таким образом, ученики «с первых же шагов приучались к творческой работе» [7, л. 34 об.]. По наблюдениям педагога решение задач зависит «от развития ученика и его способностей». Он утверждал, что из 25 человек в группе «при решении одной и той же задачи – едва ли можно найти две работы в точности похожие одна на другую» [7, л. 34 об.]. Письменные задания Алексей Федорович проверял дома и делал «корректирующие пометки», затем «все удачные примеры как показательные и неудачные как отрицательные» демонстрировались в классе и обсуждались.
Все письменные задачки проигрывались за фортепиано. Также весь пройденный материал в виде «формул», которые представляли в виде «различных кадансов, последовательностей» заучивался наизусть [7, л. 34 об.]. Данный вид работы проверялся педагогом в классе «с учениками индивидуально и по возможности во всех тональностях». Таким образом А.Ф. Бормусов добивался того, что к концу года каждый ученик имел «возможность не только решать задачи, но и сочинять свои задачи, отражая в них весь пройденный курс» [7, л. 34 об.].
На втором году на уроках гармонии студенты изучали секвенции, доминантсептаккорд с обращениями и разрешениями, малый и уменьшенный септаккорд VII ступени, септаккорд II ступени, большой и малый нонаккорд и его применение в кадансах. Знакомились с модуляциями [7, л. 32].
Последний третий год обучения включал изучение модуляций во II степени «сродства». Учащиеся знакомились с такими понятиями, как задержание, вспомогательная нота (верхняя и нижняя), предъем, органный пункт, проходящая нота, фигурации, проходящие и вспомогательные ноты на сильном времени, скачки одной диссонирующей ноты к другой диссонирующей. В программу обучения входило знакомство с альтерированными аккордами и энгармонизмами [7, л. 33]. Велась работа по анализу произведений, характера каждой части, отмечались модуляции. Яркие примеры модуляций, красивые обороты выписывались, «чтобы иметь возможность воспользоваться этими средствами в своих задачках» [7, л. 34 об.]. Кроме этой работы студенты техникума регулярно выполняли переложения хоровых произведений: «Например: переложить смешенный хор для однородного и наоборот; четырехголосный хор для двух и трех голосов детского хора и наоборот. Гармонизация русских народных песен для смешенного или для детского хора» [7, л. 34 об.].
Отдельное внимание уделялось изучению музыкальных форм. А.Ф. Бормусов знакомил учащихся с понятием период, предложение, фраза и мотив. Давал понятия о песенной форме, форме рондо, сонатного allegro и циклических формах. Теоретические сведения обязательно подкреплялись аналитическим разбором соответствующих примеров классической и современной музыки. В конце обучения от учащихся требовалось сочинение собственной прелюдии в трехчастной форме [7, л. 33].
Все вышеизложенное указывает на то, что А.Ф. Бормусов стремился дать своим воспитанникам знания не только правил гармонии, но и научить их основам анализа музыкальных форм и композиции, что, несомненно, положительно сказывалось на профессиональном развитии будущих музыкантов, педагогов и композиторов. Он был уверен, что вся эта работа служила «преддверием той большой работы, какую, возможно, будут иметь окончившие курс техникума в рабочих клубах или школах» [7, л. 34 об.].
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что проведенный анализ авторской программы по гармонии А.Ф. Бормусова позволил выявить не только цель обучения, содержание и методы работы выдающегося педагога-музыканта, но и фундаментальное понимание функции педагога, его отношение к подготовке профессионалов в сфере музыкального искусства. Основным принципом его работы являлось внимание к индивидуальности учащихся, выявление и развитие их творческих способностей, воспитание творческого начала с первых дней обучения гармонии. Педагог был убежден, что без хорошей теоретической подготовки учащиеся музыкального техникума будут ограничены в понимании формы, голосоведении, фразировки и художественного замысла музыкального произведения в целом. Педагогическое наследие А.Ф. Бормусова, в конечном итоге, послужило основой для воспитания плеяды выдающихся музыкантов и композиторов, деятельность которых повлияла на формирование богатой музыкальной культуры Республики Татарстан.
Авторлар туралы
Ramilya Sultanova
Kazan State Institute of Culture
Email: Ramilay_82@mail.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Ethnic and Artistic Creativity and Music Education
Ресей, KazanElvira Galiullina
Kazan State Institute of Culture
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: elvirash14@yandex.ru
Dean of the Faculty of the Higher School of Arts, Associate Professor of the Department of Ethno-Artistic Creativity and Music Education
Ресей, KazanӘдебиет тізімі
- Martynova Ju.A. Formirovanie i razvitie sistemy srednego special'nogo muzykal'nogo obrazovanija v Kazani (1917-1960 gg.): diss. … kand. istor. nauk: 24.00.01 / Martynova Julija Aleksandrovna. Kazan', 2014. 205 s.
- Muzej Detskoj muzykal'noj shkoly №1 im. P.I. Chajkovskogo g. Kazani.
- Nauchnaja biblioteka Kazanskoj gosudarstvennoj konservatorii (akademii) im. N.G. Zhiganova. Arhiv R.A. Gummerta [Ne opisan].
- Otchet Kazanskogo otdelenija imperatorskogo russkogo muzykal'nogo obshhestva za 1907-09 g. // NA RT. F. 642. Op. 1. D. 1. 130 l.
- Porfir'eva E.V. Muzykal'noe obrazovanie v Kazani (konec XVIII – nachalo XX veka) / E.V. Porfir'eva. Kazan': Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija, 2014. 246 s.
- Protokoly zasedanij prezidiuma Vostochnogo muzykal'nogo tehnikuma goroda Kazani i materialy k nim // NA RT. F. R-3682. Op. 1. D. 362. – 7 l.
- Uchebnye plany po vsem special'nostjam tehnikuma // NA RT. F. 2812. Op. 1. D. 46. 107 l.
- Fajzrahmanova L.T. Istorija i teorija professional'no-pedagogicheskoj podgotovki budushhih uchitelej muzyki v klasse fortepiano/ Gluzman A.V., Kovarskaja M.Ja., Perel'shtejn M.M. , Fajzrahmanova L.T. // Gumanitarnye nauki. 2021. № 1 (53). S.46-52.
- Shtatnye raspisanija Kazanskogo vostochnogo muzykal'nogo tehnikuma za 1926-27 gg.//NA RT. F. R-2812. Op. 1. D. 53. 19 l.
Қосымша файлдар
