Требования ФГОС и работодателей к перечню профессиональных компетенций сотрудников структуры МЧС: точки соприкосновения и расхождения
- Авторы: Королева Е.С.1
-
Учреждения:
- Казанский национальный исследовательский технический университет КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 188-194
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://journal-vniispk.ru/1812-0547/article/view/261598
- ID: 261598
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрыты требования работодателей к уровню сформированности компетенций студентов - будущих специалистов структуры МЧС, проанализированы пожелания работодателей о необходимых навыках и умениях в рамках практикоориентированного подхода. Результаты опроса, проведенного авторами, наглядно отражают противоречия между запросом потенциальных работодателей в структуре МЧС России и перечнем профессиональных компетенций ФГОС для выпускников технического вуза. Результаты работы позволяют скорректировать обучение студентов в сторону большей практической ориентированности и могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Риск возникновения чрезвычайных ситуаций по всему миру продолжает оставаться высоким. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера была, есть и будет одной из важнейших задач государства. Ее решение требует наличия высококвалифицированных кадров. В настоящее время в Республике Татарстан дипломированных профессионалов по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность» по профилю «Защита в ЧС» для осуществления деятельности в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды готовит только Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ. Также стоит отметить, что растет заинтересованность государства в повышении уровня подготовки грамотных специалистов в сфере безопасности, умеющих адекватно спрогнозировать и предотвратить чрезвычайную ситуацию в кратчайшие сроки или минимизировать последствия конкретной опасности. «Качественная профессиональная подготовка будущих бакалавров техносферной безопасности, способных успешно приступить к осуществлению профессиональной человеко- и природоохранной деятельности сразу после окончания университета - одна из важнейших задач функционирования современных вузов Российской Федерации» [4].
На сегодняшний день существуют пожелания и рекомендации МЧС РТ о необходимости наличия у выпускаемых специалистов определенных профессиональных компетенций, направленных на управление рисками, заключающееся в умении анализировать вероятность их наступления, прогнозировать и предотвращать любые чрезвычайные ситуации, которые несут в себе угрозу для человека. По утверждению О.Н. Яницкого, «риск может быть определен как систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями» [9]. Так как развитое общество, по мнению социологов и философов, вообще является обществом риска [10], следовательно, мы неминуемо имеем тенденцию к увеличению чрезвычайных ситуаций, которые повлекут за собой еще большие разрушения и потери. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, посвященным формированию готовности кадров к различным рискам, в настоящее время актуализируются проблемы подготовки специалистов по техносферной безопасности. Данной проблеме посвящены работы Лустгартен Т.Ю. [5], которая акцентирует внимание на важности мотивирующего компонента в процессе становления специалиста-профессионала, и считает также, как и мы в своем исследовании, что учитывая специфику рынка труда региона, обратную связь работодателей и ожидания выпускников, становится ясно, что учебный план и методы обучения требуют коренного пересмотра. Для эффективного формирования профессиональных компетенций предлагаются групповые прорешивания научно-исследовательских заданий по проблемам техносферной безопасности с целью тренинга практических навыков. Бордюков В.С. в своих исследованиях затрагивает близкие для нас вопросы и анализирует ФГОС [1], говоря о невозможности реализации в полном объеме заложенных во ФГОС 3+ требований к выпускникам ВУЗов в области техносферной безопасности. В исследовании Девисилова В. идет речь о нарушениях системности и последовательности в приобретении новых знаний, которые должны быть устранены при разработке концептуальных основ новой образовательной деятельности в области безопасности [2]. В работе Новиковой Е.В. утверждается важность такого критерия сформированности компетенций безопасности жизнедеятельности, как соответствие рынку труда [6].
Однако вопросы неполного соответствия пожеланий потенциальных работодателей прописанным во ФГОС компетенциям считаются не раскрытыми, поэтому данная тема освещается в рассматриваемом исследовании, что подтверждает ее теоретическую значимость в вопросах организации учебно-образовательной деятельности. Практический вклад подтверждается обоснованием необходимости пересмотра образовательных подходов и методов в формировании профессиональных компетенций с ориентацией на рекомендации работодателей.
Материалы и методы.
Проведение данного исследования предполагало следующие этапы. На первом этапе анализировались требования основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования определены компетенции универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. В связи с имеющимися пожеланиями от МЧС РТ можно говорить о существующей доле неудовлетворенности сформированными компетенциями, что подтолкнуло авторов к проведению данного исследования. Основой исследования стали данные, полученные из различных структур МЧС: от спасателей МЧС России РТ, главных инженеров Центра управления в кризисных ситуациях, руководителей отделов главного Управления МЧС.
На первом этапе исследования был проведен опрос среди работодателей о востребованности компетенций Федерального государственного образовательного стандарта (Таблица 1), в котором они должны были проранжировать по степени значимости компетенции ФГОСа. Была использована следующая шкала ранжирования:
0 - абсолютно не пригодится данная компетенция;
1 - возможно когда-нибудь данная компетенция пригодится в профессиональной деятельности;
2 - данная компетенция пригодится в профессиональной деятельности;
3 - очень важная компетенция в профессиональной деятельности.
Результаты исследования. Проанализировав результаты первого этапа, имеем следующую информацию о необходимости той или иной компетенции для сформированного портрета квалифицированного сотрудника структуры МЧС, по мнению спасателей МЧС России.
Таблица 1. Важность универсальных компетенций
Бальная оценка | УК 1 | УК 2 | УК 3 | УК 4 | УК 5 | УК 6 | УК 7 | УК 8 | УК 9 | УК 10 | УК 11 |
0 | - | 3 | - | 1 | 2 | - | - | - | - | - | - |
1 | 4 | 2 | 1 | - | 4 | - | - | 1 | - | 1 | - |
2 | 2 | 1 | 5 | 2 | - | 1 | 3 | 3 | 2 | 5 | 6 |
3 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 7 | 4 | 4 | 7 | 2 | 2 |
Как видно из таблицы 1, спасатели МЧС РТ, опираясь на свой опыт проведения спасательных работ, где ценится время оказания помощи для спасения жизни человека и где требуются знания применения новой техники, выделяют среди универсальных компетенций как самую необходимую – УК6 (Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни) и УК 9 (Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах). Данные компетенции отметили 90% опрошенных.
Таблица 2.Важность общепрофессиональных компетенций
Бальная оценка | ОПК 1 | ОПК 2 | ОПК 3 | ОПК 4 |
1 | - | - | - | - |
2 | 6 | 6 | 3 | 1 |
3 | 1 | 2 | 5 | 7 |
Как видно из таблицы 2, спасатели МЧС РТ выделяют среди общепрофессиональных компетенций – ОПК 4 (Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности). Данную компетенцию отметили 90% респондентов.
Таблица 3. Важность профессиональных компетенций
Бальная оценка | ПК 1 | ПК 2 | ПК 3 | ПК 4 | ПК 5 | ПК 6 | ПК 7 | ПК 8 |
1 | - | - | - | - | - | - | - | 1 |
2 | - | 2 | 5 | 7 | - | 6 | 5 | 1 |
3 | 7 | 5 | 2 | - | 7 | 1 | 2 | 5 |
Как видно из таблицы 3, спасатели МЧС РТ выделяют среди профессиональных компетенций – ПК1 (Способен определять меру опасности для населения и окружающей среды) и ПК5 (Способен выполнять работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с применением аварийно-спасательного инструмента, технических средств, оборудования, индивидуальных и коллективных средств защиты, а также обеспечивать безопасность при любых происшествиях, осуществлять поиск, спасение людей и материальных ценностей). Данные компетенции отметили 90% опрошенных.
Далее проанализируем информацию о необходимости той или иной компетенции для сформированного портрета квалифицированного сотрудника структуры МЧС по мнению главных инженеров ЦУКС ГУ МЧС России по РТ, обязанностями которых являются организация и контроль разработки и исполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и разработка организационно-распорядительной документации по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Таблица 4. Важность универсальных компетенций
Бальная оценка | УК 1 | УК 2 | УК 3 | УК 4 | УК 5 | УК 6 | УК 7 | УК 8 | УК 9 | УК 10 | УК 11 |
0 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 11 | 1 | 2 | 3 | 6 | 10 | 1 |
2 | 8 | 6 | 10 | 7 | 5 | 9 | 4 | 10 | 8 | 4 | 8 |
3 | 6 | 9 | 4 | 6 | 1 | 6 | 8 | 4 | 2 | 1 | 6 |
Как видно из таблицы 4, главные инженеры ЦУКС ГУ МЧС России по РТ, опираясь на свой опыт, выделяют среди универсальных компетенций как самую необходимую – УК2 (Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений). Её отметили 60% опрошенных.
Таблица 5. Важность общепрофессиональных компетенций
Бальная оценка | ОПК 1 | ОПК 2 | ОПК 3 | ОПК 4 |
1 | 1 | 5 | - | 1 |
2 | 13 | 11 | 7 | 8 |
3 | 2 | - | 9 | 7 |
Как видно из таблицы 5, главные инженеры ЦУКС ГУ МЧС России по РТ среди общепрофессиональных компетенций выделяют – ОПК3 (Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности). Её отметили 90 % опрошенных.
Таблица 6. Важность профессиональных компетенций
Бальная оценка | ПК 1 | ПК 2 | ПК 3 | ПК 4 | ПК 5 | ПК 6 | ПК 7 | ПК 8 |
1 | - | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | - | 3 |
2 | 6 | 10 | 11 | 5 | 7 | 4 | 5 | 8 |
3 | 10 | 4 | 2 | 6 | 8 | 11 | 11 | 5 |
Как видно из таблицы 6, главные инженеры ЦУКС ГУ МЧС России по РТ среди профессиональных компетенций выделяют – ПК6 (Способен эффективно принимать решения по организации гражданской обороны, защите населения и работников объектов от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также военных конфликтах) и ПК7 (Способен разрабатывать решения по организации ведения и ведению гражданской обороны, и защите от чрезвычайных ситуаций в организации). Данные компетенции выделяют 73% опрошенных сотрудников.
Далее проанализируем информацию о необходимости той или иной компетенции для сформированного портрета квалифицированного сотрудника структуры МЧС, по мнению руководства ГУ МЧС России по РТ.
Таблица 7. Важность универсальных компетенций
Бальная оценка | УК 1 | УК 2 | УК 3 | УК 4 | УК 5 | УК 6 | УК 7 | УК 8 | УК 9 | УК 10 | УК 11 |
0 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - |
1 | - | - | - | 1 | 3 | - | - | - | 3 | 2 | 1 |
2 | 1 | 1 | 3 | 2 | - | 3 | 1 | 3 | - | - | - |
3 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | 4 | - | - | 2 |
Поскольку сам девиз МЧС - «Предупреждение. Спасение. Помощь», первостепенной задачей является предупреждение, чем и занимаются аналитические отделы в МЧС. Для таких специалистов важно знание математического аппарата, умение рассчитывать риски возникновения ЧС и создавать условия для минимизации их реализации. Так, руководство ГУ МЧС России по РТ, опираясь на свой опыт, выделяет среди универсальных компетенций как самую необходимую – УК8 (Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов). Данную компетенцию выделяют 60% опрошенных сотрудников.
Таблица 8. Важность общепрофессиональных компетенций
Бальная оценка | ОПК 1 | ОПК 2 | ОПК 3 | ОПК 4 |
1 | - | - | - | - |
2 | 1 | 2 | - | 1 |
3 | 2 | 2 | 4 | 2 |
Руководство ГУ МЧС России по РТ среди общепрофессиональных компетенций выделяют – ОПК3 (Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности). Данную компетенцию выделяют 60% опрошенных сотрудников.
Таблица 9. Важность профессиональных компетенций
Бальная оценка | ПК 1 | ПК 2 | ПК 3 | ПК 4 | ПК 5 | ПК 6 | ПК 7 | ПК 8 |
1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 |
Среди профессиональных компетенций руководство ГУ МЧС России по РТ выделяют – ПК6 (Способен эффективно принимать решения по организации гражданской обороны, защите населения и работников объектов от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также военных конфликтах). Данную компетенцию выделяют 70% респондентов.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что не существует уникальных компетенций, одинаково подходящих и необходимых даже в пределах одной структуры или ведомства. Соответственно, это подтолкнуло нас к сбору дополнительной информации и проведении второго этапа исследования.
На втором этапе исследования было проведено интервью с работодателем – руководителем отдела МЧС РТ, в процессе которого был задан главный вопрос: «Из каких компетенций слагается образ перспективного сотрудника?»
В результате проведенного интервью мы получили следующую модель компетенций:
1) универсальные компетенции, в структуре которых выделяют деловую этику, навыки работы c вычислительной техникой; навыки использования инструментов совместной работы (в том числе онлайн); скорость чтения и печати; навыки использования инструментов визуализации, навыки использования графических и мультимедиаредакторов; управление проектами и построение прогнозных моделей, многозадачность;
2) профессиональные компетенции: использование персональной вычислительной техники для работы с файлами и прикладными программами, проведение консультации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, государственного надзора в области гражданской обороны, а также профилактике нарушений обязательных требований; организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований; осуществление межведомственного информационного взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления сведений, необходимых для осуществления федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, государственного надзора в области гражданской обороны; проведение проверки по делам о пожарах и о нарушениях обязательных требований; анализ проводимой работы по направлениям деятельности.
Особо стоит отметить важность Soft Skills, где выделяют коммуникативные навыки и мотивационные компоненты личности, и Hard Skills, среди которых отмечают умение работать в команде и знание нормативов и федеральных законов. Эта терминология возникла по аналогии с английскими терминами «hardware» - компьютерное железо и «software» - программное обеспечение. [3] Всё это навыки, необходимость которых особо подчеркивают работодатели. «Несомненным остается факт влияния сформированных «soft skills» и «hard skills» и постоянного развития мягких и твердых компетенций для успешного достижения поставленных целей, грамотного использования навыков, знаний и способностей в профессиональной деятельности и для достижения конкурентоспособности на рынке труда» [3]. Желаемые компетенции и данные навыки абсолютно не совпадают с компетенциями из ФГОС.
Заключение
Интенсивное развитие технологий и техники и вытекающее отсюда многообразие рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, социальные запросы общества на право чувствовать себя в состоянии безопасности и защищенности привели к необходимости пересмотра требований к уровню сформированности профессиональных компетенций специалиста, отвечающего за сохранение личностной и государственной безопасности. Студенты – будущие специалисты структуры МЧС, обучаясь в вузе, изучают все вопросы, связанные с мониторингом и прогнозированием причин и последствий возникновения чрезвычайных ситуаций. Однако на сегодняшний день необходим качественный пересмотр структуры формирования компетенций у выпускаемых студентов - будущих специалистов структуры МЧС с учетом требований потенциальных работодателей.
Формирование профессиональных качеств сотрудника МЧС зависит от специфики его деятельности:
- больших физических перегрузок, связанных со скоростью выполняемых работ;
- своевременном принятии решения о спасении жизни людей, использовании сложного технического и технологического оборудования;
- непрерывного нервно-психического напряжения, связанного с постоянной ответственностью, в том числе и за жизнь и здоровье людей; систематической работой в тяжелой среде; повторяющейся частотой отрицательных эмоций;
- ежедневного контроля и прогнозирования существующих и потенциальных рисков в деятельности человека;
- необходимости концентрировать свое внимание, быть наблюдательным и осторожным, с целью предотвращения выходов за рамки потенциально опасной ситуации.
Ввиду того, что даже в пределах одного ведомства, а конкретно МЧС России по РТ, существует несколько направлений деятельности, требующих от будущих сотрудников – выпускников технического вуза, не одинаковых сформированных компетенций даже в рамках одного направления подготовки, считаем целе-сообразным вести индивидуальные образовательные траектории для студентов.
Высшее образование должно быть открытой системой в вопросах удовлетво-рения формулируемых требований от работодателей к профессиональным качествам выпускников. В противном случае будет складываться противоречие между знаниями, полученными в вузе, и требованиями рынка труда в виде несоответствия учебных программ подго-товки специалистов реальным условиям и факторам развивающейся производственной среды. Основной упор современного образования с ориентиром на запрос работодателей должен быть не столько теоретическим по своему содержанию, сколько практико-ориентированным, тогда и студент будет не пассивным слушателем, а активным участником, параллельно формируя в себе самостоятельность, рефлексию, организованность. Предъявляя высокие тре-бования к организации учебного процесса в вузе, работодатели должны, на наш взгляд, открыто проявлять свою заинтересованность в подготовке требуемых кадров. И хотя рассматриваемое взаимодействие может быть сложным на этапах организации, оно, несомненно, будет эффективным.
Об авторах
Елена Сергеевна Королева
Казанский национальный исследовательский технический университет КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева
Автор, ответственный за переписку.
Email: elenochka1808@gmail.com
ассистент кафедры промышленной и экологической безопасности
Россия, г. КазаньСписок литературы
- Бордуков В. С. К вопросу об унификации компетенций в области техносферной безопасности // Электронный научный журнал. 2016. №. 5. С. 216-219.
- Девисилов В. Концептуальные основы образования в области безопасности // Высшее образование в России. 2008. №. 9. С. 27-31.
- Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hardskills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников //Вестник евразийской науки. 2017. Т. 9, №. 1 (38). С. 90.
- Карпов В.В. Общая характеристика профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2022. №3(59). С. 50-65.
- Лустгартен Т. Ю. Формирование специалиста по техносферной безопасности // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, №. 4. С. 120-124.
- Новикова Е. В. Критерии оценки сформированности компетенций безопасности жизнедеятельности // История и перспективы развития транспорта на севере России. 2015. №. 1. С. 151-155.
- Панасенкова Е. Ю., Тимофеев С. С. Применение компетентностного подхода при подготовке студентов направления «Техносферная безопасность» на примере дисциплины «Региональная экология» //XXI век. Техносферная безопасность. 2017. Т. 2. №. 3. С. 102-110.
- Федеральный закон №68-ФЗ от 21 декабря 1994 г О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями и дополнениями).
- Яницкий О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ. М.: Институт социологии РАН, 1996, с. 21.
- Beck U. Risk Society. Toward a New Modernity. London: Sage Publications, 1992. C.23.
Дополнительные файлы
