Aspects of professional culture development for future head of an educational organization

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Introduction. The study of professional culture development for future head of an educational organization is relevant and associated with the need for an organization leader to act as a carrier of professional culture, who is willing and able to productively solve managerial professional tasks in accordance with the demands and challenges of the modern educational system. Theoretical analysis. The article views several aspects of the process of professional culture development of the future head of an educational organization from various positions, each of which focuses on its individual aspect and reveals its understanding. The problem under study has been modernized based on the analysis of studies devoted to professional culture and its formation, indicating that high level of its development in the leader acts as a guarantor of effectiveness of not only his/her own managerial activities, but also the activities and functioning of the entire educational organization. Within the framework of the study we searched for different aspects concerning understanding of the process of professional culture development in a future leader of an educational organization using the synergistic approach, interaction of general and professional cultures, presence of creativity in managerial activities, and formation of professional competence of an educational organization head. Conclusion. The development aspects described in the article are necessary for the head of an educational organization for effective formation of his/her professional culture.

About the authors

Alina Sergeevna Bolshakova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410002, Russia

References

  1. Боднева Н. А., Милованова Е. С. Управление карьерой персонала образовательной организации // Перспективы науки. 2022. № 2 (149). С. 142–146.
  2. Морозов А. В. Профессиональный стандарт директора школы как индикатор управленческой компетентности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 203–209. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-203-209
  3. Тарасенко В. В. Управление карьерой управленческого персонала образовательной организации: современные проблемы и возможности решения // Вестник университета. 2019. № 9. С. 26–32. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-9-26-32
  4. Шпаковская Е. Ю., Токарь О. В., Гасанова Р. Р., Худякова Т. Л., Степанова О. П., Арпентьева М. Р. Карьерное и профессиональное развитие руководителя организации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6, № 4. С. 482–495. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-4-482-495
  5. Гребенникова А. А., Масляков В. В., Осипова И. Н. Некоторые аспекты формирования профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих // Журнал прикладных исследований. 2022. № 3-2. С.100–108. https://doi.org/10.47576/2712-7516-2022-3-2-100
  6. Максимова Л. Н. Трансформация современной профессиональной культуры в современном российском обществе. Саратов : Вузовское образование, 2020. 315 с.
  7. Скворцова О. Г. Профессиональная культура преподавателя вуза: управленческий аспект : дис. … канд. социол. наук. Новосибирск, 2003. 178 с.
  8. Спицин А. И. Профессиональное становление руководителя развивающейся организации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 3. С. 464–466.
  9. Сырейщикова Н. А., Казаченок Ю. В. Разновидности профессиональной культуры менеджера // Вестник совета молодых ученых и специалистовЧелябинской области. 2022. Т. 2, № 2 (37). С. 32–34.
  10. Новикова Н. В. Изучение сформированности управленческой культуры руководителей дошкольных образовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 42–51.
  11. Огурцова Е. М. Управленческая культура как фактор развития образовательной организации. – Текст электронный // Педагогические науки. 2019. № 20. URL: http://novaum.ru/public/p1470 (дата обращения: 10.06.2023).
  12. Фалей М. В. Управленческая культура современного руководителя образовательного учреждения // Современное педагогическое образование. 2020. № 12. С. 70–73.
  13. Борлаков А. М. Управленческая культура как слагаемая профессиональной культуры // Современные тенденции в науке и образовании: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции (27 января 2017 г., г. Москва). М. : Олимп, 2017. С. 232–234.
  14. Ерохин Д. А. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы профессиональной культуры // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 1. С. 167–174.
  15. Павлова О. В. Формирование профессионально-этической культуры студентов вузов : дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2020. 201 с.
  16. Лаптева И. Л. Психологическая концепция развития профессиональной культуры субъекта труда : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2013. 50 с
  17. Хакен Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М. : Прогресс, 2003. С. 106–123.
  18. Чечель И. Д. Профессиональное развитие руководителей профессионального учреждения // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 1 (9). С. 54–65.
  19. Токарчук Е. Ю. Профессиональная культура как подсистема общей при формировании проектно-конструкторской культурыбудущих мастеров производственного обучения // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2020. № 6. С. 96–103.
  20. Турушев А. А. О творческих аспектах управленческой деятельности руководителя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2 (16). С. 40–43.
  21. Курина В. А. Творчество в формировании профессионально-педагогической культуры // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2008. № 1 (9). С. 56–59.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».