Операциональные аспекты формирования культуры воспитывающей деятельности будущего педагога в полипарадигмальном образовательном пространстве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Система педагогического образования в России уже несколько десятилетий находится в состоянии реформирования. Идет интенсивный поиск технологий и подходов, которые могли бы обеспечить подготовку педагогических кадров, способных противостоять вызовам XXI в. Методологическое осмысление ценностных и теоретических оснований проектирования образовательного процесса в педагогическом вузе приводит к выводу о множественности педагогических парадигм, определяющих образовательное пространство и о необходимости учитывать эту множественность в организации образовательного процесса. Теоретический анализ. В статье предпринята попытка выявить доминирующие в пространстве высшего образования парадигмы и показать их содержательные характеристики. Приводятся анализ соотношения парадигм, ориентированных на результат (компетентностной и личностно-ориентированной) и на все компоненты образовательного процесса (технократической). Выделяются их особенности и основные характеристики. Анализируются условия, в которых на операциональном уровне появляется возможность реализовать задачу формирования культуры воспитывающей деятельности. Заключение. Ключевым выводом предложенного теоретического анализа является невозможность реализовать в полной мере задачу формирования культуры воспитывающей деятельности в условиях доминирования технократической парадигмы, но можно создать условия, которые эту возможность допускают.

Об авторах

Михаил Владимирович Воропаев

Московский городской педагогический университет

Россия, 109382, Москва, Краснодонская ул., 55

Равиль Гарифович Резаков

Московский городской педагогический университет

Россия, 109382, Москва, Краснодонская ул., 55

Ольга Михайловна Деревянкина

Российский биотехнологический университет

Россия, 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11

Список литературы

  1. Бондаревская Е. В. Опыт методологической рефлексии деятельности научной школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (107). С. 4–14.
  2. Шоган Е. В. Опыт организации экзистенциальных диалогов старшеклассников в образовательном пространстве школы средствами модульных комплексов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3 (22). С. 172–175.
  3. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Парадигма науки и тенденции развития образования // Педагогика. 2007. № 1. С. 22–28.
  4. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1999. 242 с.
  5. Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учебное пособие. М. : Университет Российской Академии образования, 2001. 121 с.
  6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7–14
  7. Володина О. В. Полипарадигмальные обоснования современного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (111). С. 4–11.
  8. Старикова О. Г. Современные образовательные стратегии высшей школы: полипарадигмальный подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2011. 49 с.
  9. Львов Л. В. Проектирование образовательных систем на полипарадигмальной основе: методологический аспект // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 1 (05). С. 14-20.
  10. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 288 с.
  11. Ежова Т. В. Педагогический дискурс как средство гуманизации профессиональной позиции будущего учителя // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта : Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) «Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского», 2019. Вып. 63, ч. 4. С. 68-70.
  12. Макарова Л. Н. Образовательные парадигмы и индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2017. № 2. С. 17-23.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».