Том 23, № 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Мифология технологий в российском правовом дискурсе: аналитика нормативного регулирования в сфере искусственного интеллекта

Батурина И.В.

Аннотация

Введение. Интенсификация технологического прогресса в современном мире обусловила возникновение различных дискурсов, связанных с возможностями систем искусственного интеллекта. Этот процесс сопровождался созданием технологического мифа, который продолжает укореняться в цифровом пространстве и в настоящее время. Теоретический анализ. Технологический миф раскрывает культурный контекст, из которого он формируется, показывает вторичные смыслы и значения (Р. Барт), выполняет прогностическую функцию. Методология исследования основывается на контент-анализе нормативно-правовой базы РФ в области искусственного интеллекта. Эмпирический анализ. Рассмотрение проблемы позволило выявить частотность обращения российского законодателя к мысли о «балансе» в отношении пессимистических и оптимистических тенденций в технологическом дискурсе. Технопрогрессивиские маркеры проявились в виде стремления к распространению систем искусственного интеллекта на мировом рынке, а технопессимистические – в установлении принципов «поднадзорности» и «прозрачности». Заключение. Поиск баланса и решение противоречий законодатель видит в проникновении этических основ в разработку систем искусственного интеллекта, в формулировании и установлении фундаментальных морально-правовых принципов в сфере использования технологий. Ключевым моментом в изучении данного вопроса является рефлексия и использование методов конструктивно-критического подхода к техномифологии. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):124-128
pages 124-128 views

Осмысление исторического процесса в богословском наследии Оригена Александрийского

Бирюков А.А.

Аннотация

Введение. Ориген Александрийский – крупнейший христианский мыслитель, работавший в русле философии платонизма, неоплатонизма и становящейся христианской традиции. Это значимая фигура как в христианском богословии, так и в истории философии, особенно сильно повлиявшая на средневековый период развития философской мысли. Хотя богослов и не оставил целостной исторической концепции, он постоянно обращался к проблеме истории в своих многочисленных произведениях. Особенностью богословских представлений Оригена об истории является сочетание буквального и аллегорического подходов к ней. Теоретический анализ. Автором предпринимается попытка воссоздания целостной картины представлений Оригена о всемирно-историческом процессе на основе сохранившихся произведений. Описывается промыслительное действо Бога в истории. Выделяется центральная роль Божественного Логоса – Христа. Отдельно рассматривается эсхатология Оригена как учение о конце всемирной истории. Раскрывается роль учения о всеобщем спасении как восстановлении изначального мироустройства и смысле всего всемирно-исторического процесса. Заключение. Формулируется вывод о том, что человеческая история по Оригену является частью мирового космологического процесса и его отражением на Земле. Она есть результат мировой катастрофы и должна содействовать восстановлению изначального порядка.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):129-133
pages 129-133 views

Медикализация процесса образования: к постановке проблемы

Гумарова А.Н.

Аннотация

Введение. Распространение медицинских теорий и практик на различные сферы жизни общества становится значимым фактором развития общества. В научной литературе этот феномен получил название «медикализация». Сущность, причины и последствия медикализации осмысляются в философском и биоэтическом дискурсах. Медикализированные практики внедряются в том числе в процесс образования. Теоретический анализ. Рассмотрение проблемы позволило выявить, что педагогические средства решения проблем образования дополняются или замещаются средствами медицинского воздействия на организм человека. Особенности поведения учеников маркируются как симптомы психоневрологических заболеваний, требующих лечения. Корректировка поведения учеников при помощи медицинских средств связана с дисциплинарным характером образования, осмысленным в биополитической концепции М. Фуко. В качестве тенденции развития современной науки, способствующей нарастанию медикализации, выделяется трансформация культурного представления о норме под влиянием естественнонаучной теории. Также медикализации процесса образования способствует развитие биологической концепции психиатрии и достижения нейронаук. Заключение. Медикализация процесса образования сопровождается новыми социальными рисками, которые имеют философско-методологические, социальногуманитарные и этические основания. Формулируется вывод о необходимости проведения социально-гуманитарной экспертизы медикализированных образовательных практик и анализа соответствия медикализированных практик целям и задачам образования.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):134-138
pages 134-138 views

Математика и физическая реальность: тема отсутствия «трансцендентального означаемого» в языке современной фундаментальной науки

Дуплинская Ю.М.

Аннотация

Введение. Аргументируется, что сегодня экспансия математики в область физической реальности совершается не в русле классической парадигмы, а в русле лингвистического поворота неклассической философии. Теоретический анализ. Исследуется такой аспект «невписываемости» природы в концептуальную сеть математики, как проблема асимметрии. Констатируется, что мир, построенный по логике идеальных математических симметрий, переходит в состояние, называемое в индуизме непроявленным. В том же русле рассматривается концепция Ж. Бодрийара, где самым радикальным способом уничтожения сущего и символом небытия полагаются структуры идеальной обратимости. Соответственно, идеальная математическая симметрия описывает состояния, которые не могут существовать в качестве физической реальности. Осадок «плотной» реальности в математическом языке теоретической физики усматривается в иррациональных, трансцендентных и мнимых числах, в которых нарушается идеальная обратимость математических операций. Заключение. Поиск суперсимметрий расценивается как вариация общеязыковых проблем. Идеальная симметрия в математике, суперсимметрия в фундаментальной физике, как и любые трансцендентальные означаемые, могут существовать только «под знаком вычеркивания». Здесь выявляются вариации на тему differance – генерирующего источника различий, который, по словам Ж. Деррида, всегда находится по ту сторону языка. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):139-143
pages 139-143 views

Наука и власть в политической философии Ф. Бэкона: от реформаторства к социальной критике

Мархинин В.В.

Аннотация

Введение. В статье исследуется эволюция взглядов Бэкона на взаимоотношения государственной власти и науки. Выявляются три основных этапа в развитии бэконовской концепции социальных задач научного знания. Теоретический анализ. В начальный период своего философского творчества (1580–1590 гг.) Бэкон формулирует инструменталистский взгляд на науку: ее задача состоит в укреплении могущества государства; правителям следует преодолеть иллюзии относительно алхимии и оказывать покровительство естествоиспытателям и изобретателям. Этот взгляд Бэкон пропагандирует, используя различные средства. Неудачи в этих начинаниях становятся стимулом к созданию новой этико-теологической концепции взаимоотношений науки и власти, объясняющей неизбежность ценностных противоречий в деятельности властителей и ученых. Эти идеи Бэкон не решается излагать в трудах, предназначенных для печати, и возвращается к их обсуждению в «Новой Атлантиде». Заключение. Бэконовская концепция отношений науки и власти развивается параллельно с его общественно-политической деятельностью и под влиянием его политического опыта. Зарождается она как программа реформы науки; затем, в ходе осмысления попыток реализации этой программы, трансформируется в этико-теологическую концепцию, а далее –в социально-критический анализ утопической повести. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):144-148
pages 144-148 views

Практика рецепции пространства и времени в экзистенциально-феноменологической перспективе

Ромащенко А.А.

Аннотация

Введение. В философских исследованиях последних лет можно отметить появляющийся интерес к проблематике пространства и времени в аспекте связи данных понятий с экзистенциально-феноменологической методологией. Теоретический анализ. В статье анализируются некоторые современные подходы к проблеме пространства и времени в контексте указанной методологии, а также подходы, которые либо находятся в оппозиции к феноменологической традиции, либо пытаются сформировать смежное понимание указанной проблемы. Проблематизация пространства в рамках интересующего нас подхода лишь намечалась в хайдеггеровской экзистенциальной аналитике Dasein. С момента появления спекулятивного реализма со свойственным ему вопросом о возможности мыслить реальность (пространство и время) вне горизонта когнитивных и сенситивных особенностей человеческого присутствия в философии по-новому звучит вопрос о соотношении бытия и мышления, особенно в аспекте возможности построения новых онтологий. Заключение. Анализ современных подходов к проблеме пространства и времени в аспекте экзистенциально-феноменологической традиции показывает, что в современной философии проблематизация пространства качественно дополняет философию человека, а также развивает некоторые ее аспекты.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):149-153
pages 149-153 views

Coincidentia oppositorum как особый способ мышления и образ жизни теолога

Седанкина Т.Е.

Аннотация

Введение. Обретение теологией научного статуса требует от теологического сообщества введения в научный оборот особого тезауруса, а также разработки собственно методологии теологии. В связи с этим считаем целесообразным обратиться к осмыслению понятия Coincidentia oppositorum, что будет способствовать расширению теологического словаря, уделению особого внимания принципу совмещения противоположностей в теологическом исследовании, а также формированию особого типа диалектического мышления, присущего теологу. Теоретический анализ. В представленном исследовании проанализированы и представлены в хронологической последовательности идеи философов, историков религии, психологов и богословов, уделяющих значительное внимание диалектическому (парадоксальному) типу мышления. Заключение. Предпринята попытка осмысления понятия «Coincidentia oppositorum», рассматриваемого как одного из принципов, формирующих мышление теолога, а также особого способа диалектического мышления, направленного на достижение высокого единства совпадения противоположностей, в результате которого достигается «прекрасная гармония трансцендентной красоты», преодолевающая законы противоречия, тем самым рождая новую «Высшую логику», действующую вопреки конечности разума, посредством героического напряжения прорывая его в новую онтологическую форму, выводящую за пределы, устремляющуюся к вершинам человеческой возможности по отношению к Богу.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):154-158
pages 154-158 views

Два поучения в Лазареву субботу: нравственное измерение дружбы по святителям Иустину (Полянскому) и Иннокентию Херсонскому

Семенова Е.С.

Аннотация

Введение. Статья посвящена понятию дружбы в христианской этике. Рассматривается представление о дружбе в словах святителей Иустина (Полянского) и Иннокентия Херсонского в Лазареву субботу с целью выявления его нравственного аспекта, который до сих пор не изучен отечественными учеными. Теоретический анализ. Исследование, проведенное автором, позволяет сделать следующие выводы. В понимании святителей Иустина (Полянского) и Иннокентия Херсонского, дружба представляет собой дружескую любовь Господа Иисуса Христа к Его друзьям, идеал дружбы, к которому христианин призван стремиться в отношениях с ближними, дружескую любовь человека к Богу (искренность и откровенность, служение), которая невозможна без содействия Божественной благодати и имеет своей наградой Божественную дружбу по отношению к человеку (спасение), дружбу между человеком и Богом, характеризующуюся взаимными искренностью и откровенностью, взаимным служением; человеческую дружбу, которой свойственны взаимная искренность и откровенность (исповедание прегрешений друг другу), взаимное служение любви, терпение недостатков и сострадание. Заключение. Согласно святителям Иустину и Иннокентию дружба является частью христианской нравственности, ее целью и обретается в ней, т. е. имеет нравственное измерение. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):159-163
pages 159-163 views

Роль технического в сохранении и воспроизводстве живого начала в человеке

Соломко Д.В.

Аннотация

Введение. Тенденция укрепления приоритета технической стороны жизни и деятельности современного человека, характеризующаяся нарастающей сложностью и неоднозначностью в определении человека и его мира, обостряет проблему сохранения и воспроизводства живого начала в человеке. Возникает проблемный вопрос: возможен ли вообще человек – живой человек – в технико-технологизированном мире? Автором выделяются основные черты живого начала в человеке: спонтанность, непосредственность, органичность, открытость, целостность. Теоретический анализ. В статье отмечается, что при решении обозначенной проблемы не предусматривается отказ от техники, процесса технизации, технического вообще. Однако и не предполагается абсолютизация значения технического в жизни и деятельности человека, когда существование человека сводится к техническому. Современному человеку необходима своеобразная переориентация – не включаться в мир техники и техник, а, наоборот, включать их в свою жизнь, чтобы оставаться современно живым и обеспечивать все многообразие жизни за счет новых техник. Заключение. В отношениях человеческого и технического предлагается основываться на принципах экогуманистического подхода (целостности, координации, согласованности и оптимальности), когда обеспечиваются благоприятные возможности развития, реализации внутреннего потенциала каждой из сторон. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):164-168
pages 164-168 views

Семантический фрейм как элемент смыслообразования

Филатьева Т.В.

Аннотация

Введение. В современном социокультурном пространстве понятия смысла текста культуры, процесс смыслообразования стали актуальными среди ученых. Раньше эти понятия рассматривались в лингвистике, психологии, философии, сегодня стали востребованными среди культурологов, искусствоведов. Теоретический анализ понятия «фрейм» позволяет сделать вывод, что фрейм – это фрагмент памяти человека, представляющий собой знание о том или ином явлении культуры. Рассмотрение фрейма в структуре смыслообразования позволило выявить, что фрейм выступает когнитивной составляющей смыслообразовательной структуры. Семантический фрейм связан с концептом понимания текста культуры, который обозначим как артефакт, семантическую модель сознания. При наличии семантического опыта возможно понимание текста культуры. Фрейм связываем с практической деятельностью человека и общества, т. е. со смыслом, который дан ему в опыте культурной деятельности. Заключение. Семантический фрейм служит элементом смыслообразования, так как несет в себе знания о том или ином культурном явлении и позволяет установить значение данного текста культуры, его аксиологический смысл. Фрейм – это обобщенная рамка опыта, схема практического действия, в которой образы раскрываются через функции. Истинность фрейма устанавливается на практике, поскольку человек – существо практичное и целесообразно действующее.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):169-174
pages 169-174 views

Постприватность в цифровую эпоху

Чеснокова Л.В.

Аннотация

Введение. В статье рассматривается актуальная проблема изменения отношения к приватности в связи с развитием современных информационных и коммуникационных технологий. Цель исследования заключается в философском анализе феномена постприватности, выявлении причин и последствий его возникновения с помощью логического, герменевтического и компаративистского методов. Новизна работы заключается в концептуализации социально-философского феномена постприватности. Теоретический анализ. Констатируется, что в связи с развитием компьютерных технологий утрачен контроль над доступом к своей личной информации, поскольку любое наше действие в интернет-пространстве оставляет цифровые следы. Утверждается, что платой индивида за участие в современном обществе является предоставление доступа государственным и коммерческим организациям к его личным данным. Отмечается, что знание о человеке дает власть над ним, позволяя воздействовать на мышление и поведение и осуществлять социальный контроль. Заключение. Поскольку мы живем в эпоху новой информационной открытости, следует пересмотреть отношение к проблеме приватности. В качестве одного из способов социального взаимодействия в эпоху постприватности выступает отказ индивида от претензий на полный контроль над информацией о себе.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):175-179
pages 175-179 views

Ценностное и смысловое значение Родины в книге А. С. Панарина «Православная цивилизация в глобальном мире»: философский анализ

Чикаева Т.А.

Аннотация

Введение. В статье исследуется книга А. С. Панарина «Православная цивилизация в глобальном мире» как источник понимания сущности Родины, ее места в системе ценностей. Актуальность обращения к данной проблематике очевидна в связи с переменами, происходящими как в России, так и в мире, необходимостью выхода из кризиса и реализации иной модели развития, основанной на объективных ценностях. Теоретический анализ. Обращение к труду А. С. Панарина позволяет критически оценить потенциал понятия «Родина» как ключевой ценности человечества, определить перспективы воплощения данной идеи в действительность. Для решения поставленной задачи проводится сопоставление идей мыслителя с философской концепцией Родины как духовной субстанции, святыни, воспринимаемой и транслируемой человеком через систему образов. Заключение. Указывается на то, что обретение человеком Родины как основания собственной идентичности, личностной высшей ценности является условием будущего поступательного справедливого развития. Обращается внимание на важность воспитания как фактора, способствующего действительному пониманию сущности Родины и принятия ее как высшей личностной ценности, дающего возможность личности объективно разобраться в идеологических концепциях различных политических субъектов и противостоять попыткам направить ход социокультурных и иных преобразований в деструктивное русло.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):180-184
pages 180-184 views

Психолого-педагогические подходы к формированию комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей

Герасимова Т.В.

Аннотация

Введение. Актуальность статьи обусловлена отсутствием психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств (ПВК) у студентов медицинских вузов и требованиями, предъявляемыми к выпускнику социальным «заказом» и требованиями профессионального стандарта и ФГОС ВО. Целью статьи является теоретическое и экспериментальное обоснование подходов к формированию ПВК будущих врачей. Теоретический анализ. Проанализированы подходы к формированию комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей. В составе комплекса ПВК выделены группы личностных качеств, характеристик самоактуализирующейся личности, волевых свойств и ценностных ориентаций, необходимых для эффективной работы врача. Эмпирический анализ. Использование различных подходов в разных формах и методах просветительской и психокоррекционной работы позволило улучшить показатели комплекса ПВК личности будущего врача. Методами математической статистики проведен анализ изменений в полученных показателях после участия в экспериментальной программе. Заключение. Результаты эксперимента позволили оценить эффективность применения личностно-ориентированного, компетентностного, аксиологического и деятельностного подходов в рамках модели формирования ПВК личности будущего врача, что находит свое практическое применение в подготовке студентов медицинских вузов.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):185-191
pages 185-191 views

Модель развития нравственного сознания личности

Горбатовская Ю.В.

Аннотация

Введение. В статье представлен междисциплинарный анализ представлений о феномене вины. К рассмотрению предлагается модель развития нравственного сознания личности. Теоретический анализ. Критический обзор научных публикаций, посвященных теме вины, позволяет сделать вывод о том, что их методологическая часть весьма «скромна», что затрудняет дальнейшее изучение данного феномена. В связи с этим была поставлена цель построить логичную терминологическую цепочку моральных понятий «долг», «стыд», «совесть» и «вина» и тем самым разработать структурно-процессуальную модель развития нравственного сознания личности. Методологической основой исследования послужил категориально-системный подход, в рамках которого реализован метод качественного моделирования, а именно морфологический метод моделирования, позволяющий найти инновативное решение научной проблемы при обращении к уже имеющимся частичным решениям в исследуемой области. В рамках разработанной модели предлагается ввести в научный оборот понятия «презумпция невиновности», «презумпция виновности» и «презумпция ответственности», а также «санкционная вина» и «реституционная вина». В заключении обсуждаются перспективы теоретического и практического применения разработанной модели, подчеркиваются ее новизна, а также необходимость продолжения изучения данного вопроса с использованием эмпирического исследования, позволяющего верифицировать и апробировать предложенную модель.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):192-197
pages 192-197 views

Психоаналитические идеи лидерства и современные представления о его природе

Комаров В.В.

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются основные психоаналитическое идеи лидерства, начиная с анализа основополагающей работы З. Фрейда «Психология масс и анализ человеческого Я» и заканчивая обзором современных концепций лидерства, использующих положения психоанализа или основанных на них. Теоретический анализ. Проведен анализ психодинамических процессов в диадах «вождь – толпа» и «лидер – последователи», выявлены ключевые понятия лидерства, использующиеся в психоанализе. Проблемы детерминации лидерства и ключевые характеристики лидеров исследованы с учетом актуальных представлений о природе лидерства. Заключение. На основе проведенного анализа формулируется вывод о существенном вкладе представителей психоаналитических теорий в развитие концепций, рассматривающих происхождение и характеристики лидерства. Идеи психоанализа позволяют дополнить современные подходов к лидерологии.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):198-202
pages 198-202 views

Смысловые коды современной профессии «Учитель»: инварианты и инновации

Рягузова Е.В., Черняева Т.И.

Аннотация

В статье представлены результаты анализа смысловых кодов современной профессии «Учитель». Инвариантные смыслы педагогической деятельности реконструируются на основании пословиц и поговорок, которые в афористичной форме отражают и выражают коллективную мудрость, хранят и транслируют онтологические смыслы учительства, а также социальных представлений об учителе, репрезентированных обыденными убеждениями акторов о профессии «Учитель». Установлено, что смысловые коды учительства, хранящиеся в культуре и коллективной памяти социальных групп, свидетельствуют о референтности, значимости и авторитетности Учителя, однако анализ результатов исследований социальных представлений о профессии Учителя указывает на то, что она оценивается в формате низкой доходности, невысокой престижности и отсутствия значимых перспектив личностного роста. Утверждается, что выявленное рассогласование культурных кодов и социальных смыслов профессии «Учитель» обусловлено многими факторами, в том числе масштабом и частотой социальных изменений, предполагающих появление новых инновационных функций, реализуемых учителем в современном мире, расширение его профессиональных компетенций и включение в рамки преподавательской деятельности медиативных процессов и процессов управления конфликтами. Прикладной аспект проведенного аналитического исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке социально-психологических тренингов, психолого-педагогических программ сопровождения субъектов образовательного процесса, образовательных программ и профессиональных стандартов.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):203-210
pages 203-210 views

Отношение к социальному взаимодействию с людьми маскулинного и фемининного типов: эмпирическое исследование

Титова О.И.

Аннотация

Введение. Система гендерных отношений претерпевает в современных условиях существенные изменения, но при этом процессы взаимодействия в ней остаются малоизученными. Цель настоящей статьи – выявление различий отношения к социальному взаимодействию с людьми маскулинного и фемининного типов. Теоретический анализ. Анализ показал, что взаимодействие в пространстве гендерных отношений чаще изучается через призму гендерных норм и стереотипов, а также методом сравнительного анализа психологических характеристик общения и социального познания с учетом гендерного фактора. Эмпирический анализ. Методы: авторский опросник социального взаимодействия (N = 388 чел.); пошаговый дискриминантный анализ, корреляционный анализ для парных выборок (SPSS 27.0). Самое большое отличие в отношениях к взаимодействию людей маскулинного и фемининного типов наблюдается в следующих параметрах: учет опыта отношений и партнерский характер во взаимодействии с фемининными людьми; дружеская поддержка, взаимопомощь во взаимодействии с маскулинными людьми. Попарное сравнение оценок каждого респондента взаимодействия с людьми маскулинного и фемининного типов показало различия только по четырем параметрам: восприятие соперничества своего и партнера, различия ценностей, использование нематериальных ресурсов. Заключение. Впервые установлено какими параметрами отличается отношение к взаимодействию с людьми разных гендерных типов.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):211-215
pages 211-215 views

Факторы развития историко-краеведческой деятельности советского студенчества второй половины 1950 – середины 1980-х гг.

Анпилогова Т.Ю.

Аннотация

Введение. Важное место в системе высшего профессионального образования современной России занимает проблема формирования гражданственности и патриотизма студенческой молодежи, ресурсом решения которой выступают разнообразные средства и методы историко-краеведческой деятельности. В этом контексте актуально изучение методического опыта, полученного на предыдущих исторических этапах, а также факторов, обусловливавших эффективность педагогического воздействия посредством исторического краеведения. Теоретический анализ. В ходе исследования были выделены основные тенденции развития историко-краеведческой деятельности советского студенчества, характерные для периода второй половины 1950 – середины 1980-х гг. (активизация научно-исследовательской работы студентов, усиление в процессе обучения межпредметных связей, повышение роли производственной и учебной практики, общественно значимой и трудовой деятельности). Заключение. Сформулирован вывод о решающей роли государственной политики, определившей появление данных тенденций и, соответственно, необходимости разработки новых форм и методов работы обучающихся советских вузов по изучению и популяризации знаний об истории родного края. Полученный исторический опыт может быть использован современными педагогами-практиками в процессе организации программной и непрограммной историко-краеведческой деятельности студентов с целью формирования их этнорегионального самосознания, играющего важную роль в процессе патриотического воспитания. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):216-220
pages 216-220 views

Контроль в методике формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции

Воронина Д.К.

Аннотация

Введение. Проблеме инструментария, форм и видов контроля результатов обучения в высшей школе посвящены работы многих исследователей образования. Авторы обращают внимание на отсутствие единообразия во взглядах на вопрос целесообразности сохранения тестовой формы контроля, допуская экономичность, легкость для автоматизации и дешевизну данной формы. Теоретический анализ. В условиях компетентностного подхода к образованию, когда планируемым результатом обучения выступает не система ЗУН, а совокупность компетенций, составляющих матрицу профессиональной компетентности выпускника высшей школы, очевидной становится недостаточность тестовой формы для измерения показателей, связанных с эмоциональной, мотивационной, социальной стороной этого многокомпонентного понятия. Эмпирический анализ проведен на основе результатов практической реализации контроля сформированности указанной компетенции у студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Использовались следующие методы исследования: наблюдение за коммуникативной деятельностью обучающихся, тестирование, сравнение, измерение количественных характеристик результатов. Заключение. Сохранение приоритета тестовых форм организации контрольных мероприятий целесообразно для текущего и промежуточного контроля. Итоговый контроль сформированности иноязычной коммуникативной компетенции требует комбинации видов учебной, коммуникативной деятельности и социального взаимодействия обучающихся, поскольку мотивационный, ценностно-смысловой, социально и культурно-маркирующие компоненты компетенции не подлежат измерению в процессе тестирования.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):221-225
pages 221-225 views

Операциональные аспекты формирования культуры воспитывающей деятельности будущего педагога в полипарадигмальном образовательном пространстве

Воропаев М.В., Резаков Р.Г., Деревянкина О.М.

Аннотация

Введение. Система педагогического образования в России уже несколько десятилетий находится в состоянии реформирования. Идет интенсивный поиск технологий и подходов, которые могли бы обеспечить подготовку педагогических кадров, способных противостоять вызовам XXI в. Методологическое осмысление ценностных и теоретических оснований проектирования образовательного процесса в педагогическом вузе приводит к выводу о множественности педагогических парадигм, определяющих образовательное пространство и о необходимости учитывать эту множественность в организации образовательного процесса. Теоретический анализ. В статье предпринята попытка выявить доминирующие в пространстве высшего образования парадигмы и показать их содержательные характеристики. Приводятся анализ соотношения парадигм, ориентированных на результат (компетентностной и личностно-ориентированной) и на все компоненты образовательного процесса (технократической). Выделяются их особенности и основные характеристики. Анализируются условия, в которых на операциональном уровне появляется возможность реализовать задачу формирования культуры воспитывающей деятельности. Заключение. Ключевым выводом предложенного теоретического анализа является невозможность реализовать в полной мере задачу формирования культуры воспитывающей деятельности в условиях доминирования технократической парадигмы, но можно создать условия, которые эту возможность допускают.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):226-230
pages 226-230 views

Воспитание личности будущего педагога профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского

Коновалов А.А.

Аннотация

Введение. Вопреки трендам глобализации и технологизации многих сфер общественной жизни для системы образования характерна линия индивидуализации и персонификации, важная для всех уровней образования, а значит, и для процесса подготовки будущих педагогических кадров. Теоретический анализ. В статье рассмотрена система ценностных ориентаций, названы ключевые компетенции, формируемые в процессе подготовки педагогов к воспитательной деятельности. Эмпирический анализ. Интерпретируя педагогические идеи основоположника отечественной научной педагогики К. Д. Ушинского применительно к системе профессионально-педагогического образования в части воспитания личности будущего педагога профессионального образования, определены следующие ключевые ценностные ориентиры данного процесса, представлены в настоящей статье: идеальный, профессиональный, созидательный, социальный. Названы уровни формирования готовности будущего педагога профессионального образования к реализации воспитательной деятельности: теоретический, практический, личностный. Заключение. Комплексное формирование ключевых ценностных ориентиров и освоение всех уровней готовности будущего педагога к реализации профессионально-педагогической деятельности составляют содержание процесса воспитания личности будущего педагога.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):231-235
pages 231-235 views

Развитие познавательного интереса курсантов: рефлексивные подходы и приемы

Самошкина Т.А.

Аннотация

Введение. Развитие познавательного интереса курсантов представляет собой один из важнейших педагогических аспектов. Познавательный интерес определяет эффективность освоения профессиональных и гуманитарных дисциплин, способствует формированию личности курсантов, направленной на дальнейшее самосовершенствование. Теоретический анализ. Изучение современных источников позволило прийти к следующему заключению: познавательный интерес курсантов, являясь свойством личности, имеет непосредственную связь с таким феноменом, как рефлексия. Эмпирический анализ. В статье представлено описание экспериментальной работы по использованию рефлексивных подходов и приемов. Главной отличительной чертой данных подходов и приемов обучения является возможность осуществления рефлексии, т. е. осмысления полученных знаний в области иностранного языка и правовых дисциплин, умений их применения в практической деятельности, формирования навыков самостоятельного получения новых знаний. Новизна исследования заключается в разработке заданий для практических занятий на основе принципов рефлексивного подхода. Заключение. Представленные результаты подтверждают предположение о том, что использование данных подходов и приемов помогает курсантам легче усваивать большой объем учебного материала, проявлять творческие способности, создавать положительную атмосферу на занятиях, погружаться в учебный процесс, самостоятельно устанавливать связи между отдельными явлениями.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(2):236-240
pages 236-240 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».