The Pedagogical Content and Structure of the Civic Identity of Students of the Military Training Center

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The vision of the content and structure of the civil identity of students at a military training center is revealed from the perspective of the pedagogical foundations of its formation in the context of the student’s individual ability to accept a positive image of the state and manifested in readiness to serve the interests of the country and society. The construct model is based on J. Kelly’s theory of personal constructs, as well as on the results of research by the Russian scientific school. The author enriches the traditional structure of civil identity with new content of pedagogical functional components that reflect the specifics of the activities of military training centers.

Full Text

Введение

В современных условиях, когда Россия находится в сложной геополитической ситуации, особую важность приобретает формирование гражданской идентичности молодого поколения. В публикациях последних лет гражданская идентичность обсуждается достаточно широко: представлены философские, социологические, правовые, психологические, педагогические аспекты. Все это подтверждает актуальность проблемы.

Гражданская идентичность определяется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе [1]; вид социальной идентичности [2]; результат самосознания всего общества и ее качество, формирующееся во взаимосвязанности и взаимозависимости ее членов [3]; важный компонент социальной идентичности, возникающий из восприятия индивидом своего членства в общности, формирование которого обеспечивает позитивное включение индивида в установление социальных связей, разумного отношения к ресурсам [4, 5]; базовое личностное новообразование [6]; отождествление себя с гражданами страны, представление об этом сообществе, ответственность за него, понимание интересов, а также переживаемые в связи с этим чувства [7] и др.

Анализ научных исследований, посвященных рассматриваемой тематике, показал, что несмотря на высокий интерес к проблеме, единого понимания феномена гражданской идентичности не сложилось. Авторские позиции достаточно разнообразны, зачастую противоречивы. Учитывая существующие понимания данной дефиниции, в рамках исследования рассмотрим гражданскую идентичность как личностный многоуровневый динамичный и при этом целостный конструкт, обеспечивающий способность личности к принятию позитивного образа государства и готовности к служению его интересам. При этом под служением понимается способность и личностная готовность к ответственному и добросовестному исполнению своих гражданских обязанностей перед обществом и государством.

Обращаясь к сущности и структуре гражданской идентичности в контексте ее особого педагогического содержания, целесообразно рассмотреть ее характеристики: личностную, многоуровневую, динамичную, целостную.

Дефиниция «личностный конструкт» (Дж. Келли) определяется как ядерное образование личности и представляется в виде внутреннего оценочного эталона при интерпретации личностью явлений окружающей действительности посредством индуктивных умозаключений, основанных на собственных представлениях и опыте. Согласно теории автора, все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами, имеют сложную иерархию и множество подсистем, при этом целостный конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен [8]. Дж. Келли пишет, что у каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока): блок «ядерных» конструктов, которыми человек пользуется наиболее часто (такие конструкты достаточно устойчивы и стабильны); блок периферийных конструктов, более динамичных, подверженных изменению под влиянием внешних условий и факторов. При этом каждый периферийный конструкт отражает ядерный.

Следуя данной логике, гражданскую идентичность, определяемую как личностный конструкт можно представить в виде устойчивого ядра (блок «ядерных» конструктов) и динамичной периферии (блок периферийных конструктов), целостные свойства которого выступают в виде совокупного эталона интерпретации человеком различных ситуаций окружающей действительности. Графически модель данного конструкта может быть представлена следующим образом (рис. 1).

 

Рис. 1. Графическая модель гражданской идентичности как личностного конструкта

 

Блок ядерных конструктов определяется психофизиологическими особенностями личности (физическое и психическое здоровье, тип нервной системы, адаптационные возможности, когнитивные способности), периферийный блок конструктов формируется в процессе обучения и воспитания, а также на основе личного жизненного опыта.

Дж. Келли пишет о двух типах личности: когнитивно сложной и когнитивно простой. Дж. Роттер в качестве центрального личностного конструкта называет экстернальный (внешние стимулы) и интернальный (внутренние установки) локусы контроля, как критерий оценки успешности (неуспешности) в достижении поставленной цели [9].

Проецируя данный подход на разработанную модель, можно предположить, что гражданская идентичность как личностный конструкт может быть стабильно устойчивой (при высоком уровне интернального локуса контроля) и условно устойчивой (при выраженном экстернальном локусе контроля). При этом необходимо отметить, что стабильная устойчивость может быть как положительной (осознанное позитивное принятие образа государства), так и отрицательной (осознанное негативное отношение к государству и обществу). Таким образом, можно сделать вывод, что гражданская идентичность как личностный многоуровневый динамичный и при этом целостный конструкт обладает следующими характеристиками:

– взаимосвязь и взаимовлияние ядерных и периферийных конструктов как критерия оценки ситуаций, содержание которого определяется врожденными и приобретенными в процессе обучения, воспитания и личного жизненного опыта личности; ядерные конструкты более устойчивы, чем периферийные;

– количество конструктов определяется типом личности: когнитивно сложные и когнитивно простые. Когнитивно сложные личности – это личности с высокой способностью и готовностью к осмыслению окружающей действительности, с выраженным интернальным локусом контроля, то есть способные выбрать (смоделировать) подходящий для оценки того или иного события или явления личностный конструкт. Когнитивно сложные личности обладают большим количеством разнообразных конструктов, взаимосвязанных как между собой, так и достаточно динамичных внутри. Когнитивно простые личности, напротив, обладают недостаточной способностью и готовностью к осмыслению происходящего, с выраженным экстернальным локусом контроля, то есть зависимостью от внешних стимулов. У них ограниченный набор конструктов, а также слабо выраженные связи между ними.

Содержание и структура гражданской идентичности студентов военного учебного центра

Опираясь на исследования ученых [1, 10], по отношению к личности студента военного учебного центра (ВУЦ) в структуре гражданской идентичности рассмотрим мотивационный, когнитивный, поведенческий и эмоционально-оценочный компоненты.

Мотивационный компонент в структуре личности выступает как смыслообразующие мотивы в ситуации выбора; совокупность факторов, влияющих на принятие решений, формирование намерений; побуждение к освоению знаний, способов деятельности, критической оценке окружающей действительности [1] и др. Содержательное наполнение мотивационного компонента гражданской идентичности студентов ВУЦ мы определяем как наличие и устойчивость внутренней потребности личности в интересе к государству, его истории и современности; традициям, ценностям, культурно-историческому наследию; потребности в служении интересам страны.

Когнитивный компонент в структуре целостного конструкта базируется на способности и готовности студентов к восприятию, критическому анализу и осмыслению своего места в гражданской общности, профессиональном сообществе. Содержательно когнитивный компонент гражданской идентичности студентов ВУЦ представляет собой совокупность теоретических знаний и представлений об интересах страны, законах, традициях, нормах, идеалах, в том числе героическом прошлом и настоящем российского народа, а также способов служения стране и обществу.

Поведенческий компонент представляется как способ реагирования, потенциальные и актуальные поведенческие реакции, поведенческие намерения, определенным образом организованная деятельности субъекта. Поддерживая мнения исследователей о необходимости смыслового эталона в поведении [10], индивидуализированных концептуальных схемах [4], соответствия действий общепринятым нормам и правилам [11], мы определяем содержание поведенческого компонента как ответственное и добросовестное выполнение гражданских обязанностей, толерантное отношение к представителям других национальностей, культур, недопущение дискриминации по расовым, религиозным и иным признакам, осознанное и добровольное участие в преобразовательной социально значимой деятельности (волонтерской, поисковой, проектной, исследовательской, творческой), дисциплинированность, исполнительность, инициативность в выборе способов служения интересам государства и общества.

Эмоционально-оценочный компонент, под которым принято понимать переживания, чувства, эмоции, отношение, вызываемые теми или иными событиями, деятельностью в гражданской идентичности студентов ВУЦ может проявляться в позитивной эмоциональной оценке и уважительном отношении к прошлому и настоящему российского государства и общества, принятии позитивного образа государства в эмоциональной готовности к служению интересам народа и страны.

При этом каждый структурный компонент гражданской идентичности личности студента ВУЦ несет функциональную нагрузку, демонстрирующую уровень личностной и социальной зрелости, образованности, самостоятельности мышления, понимания приоритета ценностей государства и общества, готовности к самореализации, в том числе профессиональной. Такое понимание гражданской идентичности становится фундаментом для дальнейшего служения государству и обществу на протяжении всей жизни.

В результате исследования раскрыто содержание функциональных компонентов гражданской идентичности студентов ВУЦ (регулятивного, развивающего, информационного, защитного, деятельностного, коммуникативного, аксиологического (ценностного), рефлексивного) и проведено их соотношение со структурными компонентами (табл. 1).

 

Таблица 1

Соотношение структурных и функциональных компонентов гражданской идентичности студентов ВУЦ

Структурный компонент

Функциональный компонент (функция)

Параметры (критерии)

1

2

3

Мотивационный

Регулятивный

Мотивация к идентификации себя как гражданина России; интерес и готовность к самоанализу; понимание собственных мыслей, чувств, действий; позитивная оценка принимаемых решений; самоконтроль; стимулы для положительных оценок; нравственные нормы; отторжение и устранение негативных проявлений в собственном поведении

Развивающий

Потребность в саморазвитии и самореализации на протяжении всей жизни; интерес к служению интересам государства и общества.

Внутренняя готовность к самовыражению; осознание позитивной роли государства в жизни общества, отдельных граждан; готовность к профессиональной деятельности и профессиональному развитию; готовность к участию с преобразовательной социально-значимой деятельности (волонтерской, проектной, поисковой); готовность к выбору способов служения государству и обществу

Когнитивный

Информационный

Представления о культурно-историческом и объективном настоящем собственной страны; представления о национальных и государственных интересах; представления о государственном устройстве; знание государственных, национальных, культурных и профессиональных законов и традиций; понимание правовых и нравственных информационных границ; критическое оценивание информации из различных источников, в том числе глобальном интернет-пространстве

Защитный

Понимание роли граждан в сохранении суверенитета и целостности государства; правовых и этических основ социально одобряемого и безопасного поведения; представления о способах и средствах защиты государственных и общественных интересов, интересов отдельных граждан при угрозе их нарушения; способах предотвращения посягательств на суверенитет и целостность страны, в том числе информационной пропаганды, кибератак и т.п.; понимание профессиональных требований и ограничений в обеспечении интересов развития государства и общества

Поведенческий

Деятельностный

Соблюдение правовых норм и законом страны; участие в государственных и общественных акциях и мероприятиях, направленных на формирование единства и целостности общества

Поведенческий

Деятельностный

Владение способами служения государству и обществу; ответственное и добросовестное отношение к гражданским и профессиональным обязанностям; лидерство, инициативность, активность в социально-значимой, волонтерской, поисковой, проектной и творческой деятельности

Коммуникативный

Эффективное взаимодействие с гражданским обществом, в том числе студенческим и профессиональным сообществом; толерантное отношение к представителям иных государств и культур, чье поведение не противоречит правовым нормам и национальным традициям; недопущение геноцида и дискриминации в отношении групп и отдельных граждан

Эмоционально-оценочный

Аксиологический

Позитивная эмоциональная оценка исторических, политических, социальных событий и явлений в российском обществе и государстве; наличие личностных смыслов в служении государству и обществу; наличие просоциальной гражданской позиции; позитивная оценка своих личностных и профессиональных возможностей

Рефлексивный

Объективная оценка своих личностных и профессиональных ресурсов, способностей, достижений и эффективное управление ими.

Определение причинно-следственных связей в ситуации неуспеха и поиск путей оптимизации собственной учебной, профессиональной и иной деятельности

 

Следуя логике исследования, можно предположить, что обеспечение формирования в структуре гражданской идентичности студентов ВУЦ выделенных выше функциональных компонентов позволит студенту наращивать и оценивать собственные ресурсы и возможности, обеспечивающие позитивное восприятие образа государства и общества, осознанный выбор способов служения интересам российского народа и страны в целом. Анализ теоретических источников и опыт научного осмысления показывает, что гражданская идентичность личности имеют собственную иерархическую зависимость и, следовательно, может быть рассмотрена в двух плоскостях: уровни внутри самого личностного конструкта (как соподчиненность ядерных и периферических конструктов – психологический аспект), который представлен выше и как объективный результат взаимодействия с социумом (результат целенаправленного формирования – педагогический аспект), которые, безусловно, являются частями целого.

Педагогический аспект имеет более широкое значение, что позволяет выделить три уровня гражданской идентичности: личностный, профессиональный и социальный. Личностный уровень гражданской идентичности определяется как ядро, основа в общей структуре личности студентов ВУЦ и включает в себя степень сформированности внутренней положительной мотивации, знания и представления, способы деятельности (служения интересам общества и государства), а также готовность и способность к положительной оценке прошлого и настоящего России. Профессиональный уровень проявляется в готовности к осознанному выбору траектории профессиональной самореализации и саморазвития, принятии ценностей и традиций профессионального сообщества, готовности к ответственному и добросовестному труду на благо российского общества и государства. В данном контексте целесообразно говорить о профессиональной идентичности, в которой исследователи выделяют: отношение к себе как к профессионалу, к выбранной профессии, профессиональному сообществу, осознание себя и других в качестве единой общности – «мы» [10]. Социальный уровень предполагает осознанное принятие различных социальных ролей; правовых, политических, национальных, культурных и иных государственных норм, традиций, ценностей; готовность к служению интересам определенного сообщества, социальной группы, в частности российскому обществу, во всем его многообразии и поликультурности.

Графически взаимное логико-смысловое расположение уровней гражданской идентичности студента ВУЦ в общей плоскости структуры гражданской идентичности личности представлено в виде иерархически обусловленных замкнутых множеств, включающих личностный, социальный и профессиональный уровни (рис. 2).

 

Рис. 2. Уровни гражданской идентичности студентов ВУЦ

 

Графическое изображение позволяет показать, что личностный уровень гражданской идентичности студентов ВУЦ выступает в виде смыслового ядра (ядерного конструкта) и определяет уровень личностной готовности к принятию позитивного образа государства и способности к осознанному выбору способов служения стране и обществу; профессиональный уровень – выступает в виде набора периферийных конструктов, более гибких и динамичных, подверженных влиянию множества факторов и условий в которых студент осуществляет выбор способов служения стране и обществу, сферу профессиональной деятельности (гражданская, либо военная специальность); социальный уровень, выступает как целостный конструкт, включающий ядерный и определенную совокупность периферийных конструктов, обусловливающих отношение молодых людей к стране и обществу.

Заключение

Таким образом, исследование и опыт практической деятельности позволяют сделать следующие выводы:

  • – сущность гражданской идентичности студентов военного учебного центра заключается в принятии ими позитивного образа государства и готовности к служению интересам народа и страны;
  • – гражданская идентичность может быть определена как личностный многоуровневый, динамичный и при этом целостный конструкт, который выступает оценочным эталоном при интерпретации студентами военного учебного центра явлений и событий окружающей действительности;
  • – личностный конструкт включает ядерный (устойчивый, обусловленный психофизиологическими и психологическими особенностями личности студента) и определенный набор динамичных и подверженных влиянию множества факторов периферийных конструктов, отражающихся на личностном, профессиональном и социальном уровнях принятия образа государства и готовности к служению его интересам;
  • – в структуру гражданской идентичности личности студента входят мотивационный, когнитивный, поведенческий и эмоционально-оценочный компоненты, отражающиеся в их функциональном содержании (регулятивный, развивающий, информационный, защитный, деятельностный, коммуникативный, аксиологический (ценностный), рефлексивный).

Результаты данного научного исследования подтверждают многогранность и сложность феномена гражданской идентичности и требуют его дальнейшего научного осмысления, а также поиска способов ее формирования у молодежи и, в частности, у студентов военного учебного центра.

×

About the authors

A. N. Musikantov

Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications

Author for correspondence.
Email: muzal@mail.ru

заместитель начальника военного учебного центра

Russian Federation, St. Petersburg

References

  1. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoye ponimaniye razvitiya cheloveka [Personality psychology: cultural and historical understanding of human development], Moscow: Smysl: Akademiya, 2007, 526 p. (In Russ.)
  2. Shcherbakova V.V. [Socio-psychological study of the civil identity of modern youth], Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology], 2017, no. 4, pp. 251-257. (In Russ., abstract in Eng.)
  3. Vodolazhskaya T. [Civil identity], Obrazovatel'naya politika [Educational policy], 2010, no. 5-6(43-44), pp. 140-141. (In Russ., abstract in Eng.)
  4. Ivanova N.L., Koneva Ye.V. [Professional identity and professional space], Mir psikhologii [World of Psychology], 2004, no. 2(38), pp. 148-157. (In Russ., abstract in Eng.)
  5. Mazilova G.B. Extended abstract of candidate’s of psychological. thesis. Yaroslavl', 2006, 22 p. (In Russ.)
  6. Leont'yev D.A.; Yatsuta Ye.I. (Ed.) Lichnost' v sovremennom mire: ot strategii vyzhivaniya k strategii zhiznetvorchestva [Personality in the modern world: from survival strategy to life creation strategy], Kemerovo: Grafika, 2002, pp. 3-34. (In Russ.)
  7. Drobizheva L.M. [Civil identity as a condition for weakening ethnic negativism], Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya [World of Russia. Sociology. Ethnology], 2017, vol. 26, no. 1, pp. 7-31. (In Russ., abstract in Eng.)
  8. Kelly G. A theory of personality: the psychology of personal constructs, New York ; London : W.W. Norton, 1963. 190 p.
  9. Rotter J. B. Internal Versus External Control of Reinforcement: A Case History of a Variable, American Psychologist, 1990, vol. 45, no. 1, pp. 489-493. doi: 10.1037/0003-066X.45.4.489
  10. Shneyder L.B. Professional'naya identichnost': opyt teoretiko-eksperimental'nogo issledovaniya : monografiya [Professional identity: experience of theoretical and experimental research: monograph], Moscow: Prometey, 2004, 334 p. (In Russ.)
  11. Bekhter A.A., Grechko A.A., Chebarykova S.V. [Professional identity of future special psychologists: an empirical study], Akmeologiya [Acmeology], 2016, no. 4(60), pp. 89-95. (In Russ., abstract in Eng.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Graphic model of civic identity as a personal construct

Download (36KB)
3. Fig. 2. Levels of civic identity of VUC students

Download (24KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».