Petroglyphs of Khagondokovo II: a picture of deer hunting
- Authors: Kagazezhev Z.V.1,2
-
Affiliations:
- Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
- Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov
- Issue: Vol 26, No 6 (2024)
- Pages: 392-396
- Section: News in Science
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-6639/article/view/282221
- DOI: https://doi.org/10.35330/1991-6639-2024-26-6-392-396
- EDN: https://elibrary.ru/ZXEZSM
- ID: 282221
Cite item
Full Text
Abstract
This work is dedicated to the discovery and introduction into scientific circulation of a rock image found in July 2024 among the complex of petroglyphs of Khagondokovo II. The drawings are carved into the rock, anthropomorphic and zoomorphic figures. The uniqueness of the open drawings lies in the fact that they represent a complete picture, the images of which show people hunting deer. In the rock painting hunters are depicted with swords, which is a little-known case of such petroglyphs. These facts determine the relevance of this research topic. The aim of the work is to introduce into scientific circulation the recently discovered rock carvings found among the petroglyphs of Khagondokovo II.
Keywords
Full Text
В июле 2024 г. состоялась экспедиция Научно-инновационного центра «Естественно-научные методы в археологии, антропологии и археографии» (НИЦ ЕМААА) КБНЦ РАН в окраины с. Али-Бердуковский, проходившая при помощи местного жителя – краеведа О. Д. Жужуева (31.10.1988 г. р.). Руководство экспедицией осуществлял заведующий НИЦ ЕМААА КБНЦ РАН Ж. В. Кагазежев. Наскальная картина (рис. 1, 2) обнаружена на расстоянии 500 м западнее северно-западной окраины с. Али-Бердуковский, около балки Бэчби среди петроглифов Хагондоково II, зафиксированных в апреле 2023 г. [1, 2]. Петроглифы Хагондоково II имеют сходство с другими наскальными изображениями Северного Кавказа и не носят локальный характер. Аналоги наскальных изображений Хагондоково II встречаются в бассейне Северного Средиземноморья и в основном датируются эпохой неолита.
Рассматриваемые нами детали наскальной картины вырезаны на скале известняковой породы высотой около 1000 м над уровнем моря. Наскальная картина представляет собой сцену охоты людей на оленей и занимает площадь 100 х 90 см. В центре картины находятся две антропоморфные фигуры с мечом на уровне пояса (рис. 3, 4). Мечи, судя по изображению, скорее всего, являются металлическими. Подобные изображения людей с мечами малоизвестны. В основном встречаются петроглифы с изображением антропоморфных фигур с луками и стрелами либо копьями. Возможно, древний художник хотел изобразить не только охотников, но и воинов – как выделяющийся класс социальной иерархии.
Самый древний известный меч сделан из бронзы и найден археологом А. Д. Резепкиным в Республике Адыгея Российской Федерации, в каменной гробнице новосвободненской (майкопской) культуры. Он датируется второй третью IV тыс. д. н. э. [3]. В мегалитическом захоронении бронзовый протомеч был символически согнут. Древний меч, датируемый концом IV тыс. д. н. э., найден и в верховьях р. Тигр в древнем дворце Арслантепе (современ. Турция). Считается, что из Анатолии мечи постепенно распространились на Ближний Восток и в Европу [4–6].
Изначально металлический меч был доступен наиболее богатой социальной прослойке воинов. Он символизировал воинское сословие, мужественность, благородство, честь, лидерство, силу и т. д. В некоторых политеистических религиях меч являлся атрибутом бога войны, охранителя общественного порядка. Возможным подтверждением особого социального статуса изображенных на наскальной картине охотников-воинов является наличие третьего человека справа от них и оленей. Он изображен без оружия и с поднятыми руками (рис. 2), гонит оленей к воинам-охотникам. На скале отчетливо видны изображения двух рогатых оленей (рис. 5, 6), убегающих по бокам от воинов-охотников.
Примечательным является и изображение неизвестного животного, которое находится в верхней части наскальной картины. Создается впечатление, что неизвестное животное, отрываясь от всех, убегает вверх. Возможно, мы видим лишь остатки сохранившегося более объемного древнего наскального изображения.
Таким образом, наскальная картина сцены охоты на оленей, обнаруженная среди петроглифов Хагондоково II, является уникальной. Кроме выраженной сцены охоты, в ней, возможно, изображены признаки социальной дифференциации и выделения среди племени класса воинов. Наскальную картину среди петроглифов Хагондоково II предварительно можно отнести к раннему бронзовому веку IV–III тыс. д. н. э. Очередная находка группы петроглифов в комплексе наскальных изображений Хагондоково II свидетельствует об особой значимости местности и возможных дальнейших, не менее интересных для науки открытий в регионе.
Приложение: наскальная картина охоты на оленей
Рис. 1. Часть скалы с изображением охоты людей на оленей
Fig. 1. Part of a rock with an image of people hunting deer
Рис. 2. Человек, гонящий оленей на охотников
Fig. 2. A man driving deer towards hunters
Рис. 3. Охотник с мечом
Fig. 3. A hunter with a sword
Рис. 4. Охотник с мечом, сверху изображение оленя
Fig. 4. Hunter with a sword and a deer from above
Рис. 5. Олень в нижнем углу части скалы
Fig. 5. Deer in the lower corner of the rock
Рис. 6. В верхней части наскальной картины изображение бегущего животного
Fig. 6. Image of an animal running on top of a rock painting
About the authors
Zh. V. Kagazezhev
Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov
Author for correspondence.
Email: jiraslan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0508-3493
SPIN-code: 2606-0979
Candidate of Historical Sciences, Head of the Scientific and Innovation Center Natural Scientific Methods in Archaeology, Associate Professor, Department of General History
Russian Federation, 360010, Nalchik, 2 Balkarov street; 360004, Nalchik, 173 Chernyshevsky streetReferences
- Kagazezhev Zh.V. Petroglyphs of Khagondokovo. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS. 2023. No. 4(114). Pp. 121–131. (In Russian)
- Kagazezhev Zh.V. Petroglyphs of Khagondokovo: analogues and their distribution. Vestnik Vladikavkazskogo nauchnogo tsentra [Bulletin of the Vladikavkaz Scientific Center]. 2024. Vol. 24. No. 1. Pp. 62–66. (In Russian)
- Samyy drevniy mech v mire. Arkhivnaya kopiya ot 5 marta 2016 na Wayback Machine (protomech Arkhivnaya kopiya ot 5 marta 2016 na Wayback Machine) [The oldest sword in the world. Archived copy dated March 5, 2016 on Wayback Machine (protomech Archived copy dated March 5, 2016 on Wayback Machine)]. URL: https://web.archive.org/ (In Russian)
- Rezepkin A.D. Kurgan 31 burial grounds of the Treasure. Problems of genesis and chronology of the Maikop culture. Drevniye kul'tury [Ancient cultures]. L., 1991. Pp. 167–197.
- Drevnyaya Rossiya: Ne vse innovatsii prishli iz Evropy i s Vostoka [Ancient Russia: Not all innovations have come from Europe and the East] Part II. URL: https://web.archive.org/web/20130409230512/http://www.km.ru/nauka/2011/06/14/istoriya-rossiiskoi-imperii/drevnyaya-rossiya-ne-vse-innovatsii-prishli-iz-evropy-i. (In Russian)
- Rezepkin A.D. Das fruhbronzezeitlicht Graberfeld von Klady und die Majkop - Kultur in Nordwestkaukasien. Rahden / Wes N. 4/2002. Pp. 170–175.
Supplementary files
