Опыт использования интерактивной формы проведения промежуточной аттестации магистров по иностранному языку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Иностранный язык в магистратуре является инструментом для ведения научно-исследовательской работы по определенному образовательной программой кругу вопросов. Умение рассуждать и доносить суть проводимой работы на иностранном языке отражает коммуникативную компетенцию обучающегося. Успешность иноязычной коммуникации на профессионально-ориентированные темы должна определяться с помощью объективных показателей и в такой форме, которая позволяет испытуемому максимально проявить свою готовность к иноязычному общению.

Цель данной статьи — обозначить оптимальные формы проведения промежуточной аттестации обучающихся по иностранному языку по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция. Автор предлагает обсудить целесообразность применения трех форм проведения экзамена: традиционной и инновационной, предполагающей два варианта организации интерактивного взаимодействия магистрантов на экзамене в виде презентации и обсуждения перспективных направлений изучения вопросов, связанных с криминологией, уголовным и уголовно-исполнительным правом. Обсуждение может проводиться коллективно или индивидуально в режиме «студент – преподаватель».

В статье представлены оценочный аппарат для промежуточной аттестации магистров, методика оценивания и опыт проведения экзамена с использованием всех трех вышеобозначенных организационных форм работы. Очерчены преимущества и недостатки каждой из заявленных форм проведения промежуточной аттестации. Статистические методы (U-критерий Манна-Уитни) оценки результативности проведения экзамена указывают на то, что целесообразно использовать интерактивную форму проведения экзамена в режиме индивидуальной защиты презентации научной проблемы. В то же самое время качественная характеристика результатов показывает, что коллективное обсуждение научных презентаций позволяет лучшим и объективным образом проверить все субкомпетенции коммуникативной компетенции, в то время как традиционная форма и индивидуальная защита презентаций оценивают компетенцию экзаменующихся по отдельным ее компонентам только частично.

Таким образом, данная статья актуализирует вопросы отбора показателей измерения иноязычной компетенции магистрантов и позволяет активизировать дискуссию по поводу методической составляющей процедуры оценивания способности магистрантов к общению.

Об авторах

Ольга Викторовна Игумнова

Кузбасский институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: 1o.igumnova2009@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8927-6745
SPIN-код: 3616-5770

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные дисциплины»

Россия, Новокузнецк

Список литературы

  1. Гуреева А.М. Использование технологии создания стендовых докладов при обучении иностранному языку в магистратуре // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-1. – С. 91–94.
  2. Рашитова Р.С. Эффективная модель обучения иностранному языку в магистратуре на неязыковых факультетах // Инновационная наука. – 2015. – № 3. – С. 111–113.
  3. Барсукова Н.В. Особенности преподавания иностранного языка на отделении магистратуры // Проблемы высшего образования. – 2013. –№ 1. – С. 234–235.
  4. Полякова Т.Ю. Обучение иностранному языку в магистратуре инженерных направлений // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». – 2014. – № 1. – С. 26–29.
  5. Абрегова А.В., Бориева М.К., Кенетова Р.Б. Новые подходы к разработке учебных программ по иностранному языку в магистратуре неязыковых факультетов // Казанская наука. – 2016. – № 1. – С. 79–82.
  6. Марусенко И.В., Якушкина Н.С. Особенности изучения дисциплины «Иностранный язык» слушателями магистратуры // Труды военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. – 2016. – № 654. – С. 175–179.
  7. Ершова И.В., Енькова Е.Е. Промежуточная аттестация магистрантов: от нормативной модели к объективной процедуре оценки образовательного результата // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2018. – № 3. – С. 88–107.
  8. Борисова И.В. Специфика подбора зачетно-экзаменационных материалов по дисциплине «Иностранный язык» для магистрантов неязыковых направлений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2017. – № 2. – C. 179–187.
  9. Каменецкая А.А. Проблема объективности оценки на итоговом экзамене по иностранному языку в магистратуре технического вуза (МАДИ) // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 9. – С. 53–57.
  10. Полубиченко Л.В. Контроль и оценивание в курсе «Иностранный язык» в неязыковом вузе // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 4. –Часть 1. – С. 210–217.
  11. Ярмолинец Л.Г., Гетман Е.И., Осадчая В.П. Формирование фонда оценочных средств по предмету «Иностранный язык» // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2018. – № 1. – С. 107–116.
  12. Топоркова О.В., Новоженина Е.В., Чечет Т.И. Система оценочных средств при обучении иностранному языку бакалавров технических специальностей // Вестник Брянского госуниверситета. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 242–246.
  13. Гитман Е.К, Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Столбова И.Д. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине // Высшее образование в России. – 2016. – №8-9. – С. 74–83.
  14. Бессмельцева Е.С., Павлова Н.Г. Комплексная система критериев оценивания сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов-менеджеров (на примере немецкого языка) // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2018. – Т. 7. – № 24. – С. 38–45.
  15. Привалова И.В. Специфика текстовых заданий по иностранному языку для студентов магистратуры [Электронный ресурс] // Аллея науки. – 2017. – №7. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/Collection_of_journals/Zhurnal%20Mart.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
  16. Каменская Н.В. Текущий контроль и оценка достижений студентов магистратуры неязыкового вуза в ходе овладения иностранным языком // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. – 2017. – Вып. 4 (775) – С. 157–172.
  17. Акиншина И.Б., Мирошниченко Л.Н. Формирование индивидуального образовательного маршрута магистрантов в процессе изучения делового иностранного языка // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Выпуск 30. – № 14(235). – С. 151–157.
  18. Иванова И.В. Научно-исследовательская деятельность молодежи – вклад в человеческий капитал // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2021. – Т. 4. – № 2 (11). – С. 43–47.
  19. Авхачева И.А. Отбор клише для обучения говорению на темы специальности в неязыковом вузе // Квантитативные методы отбора учебного материала по иностранному языку для неязыкового вуза : сборник научных трудов. – Свердловск : Уральский государственный университет, 1988. – С. 64–73.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Игумнова О.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».