Том 19, № 3 (2022)
Общая психология
Сравнительный анализ психологического содержания понятий «временная перспектива», «образ будущего» и «цель»
Аннотация
На основе семантического и системного (психологического) анализа научной и специальной литературы проведено исследование реальности психического, которая скрывается за понятиями «временная перспектива» «образ будущего» и «цель». Доказано, что основным «несущим», большей частью неосознанным, образованием является «образ будущего», в то время как «временная перспектива» оказывается стратегической характеристикой, задающей предельные ориентиры образа будущего, а «цель» — «точкой» трансцендирования этого образа из субъектной реальности в объективную действительность, которое совершается начиная с вербализации замысла. С этой точки зрения цель выступает как тактический аспект самореализации (трансцендирования). По результатам теоретического исследования была выдвинута гипотеза о том, что в ситуации неопределенности формирование образа будущего является более эвристичным и надежным процессом, что было проверено в предварительном исследовании в виде формирующего эксперимента с применением метода Т-ИГР. В этом эксперименте перспектива выступала как качественная характеристика образа будущего. Его результаты подтвердили, что сама по себе формулировка желаемого будущего в виде цели не дает опоры для противостояния потоку случайных событий. Тогда как подключение образа будущего ставит человека перед необходимостью интеграции, согласования образа на всех уровнях субъектной регуляции, начиная с ментальной репрезентации и заканчивая адекватностью действий.



Психология развития
Важность развития здоровых личных границ студентов для формирования устойчивого баланса между работой и личной жизнью
Аннотация
В данной статье рассматривается важность создания личных границ у студентов для формирования устойчивого баланса между работой и личной жизнью в их дальнейшей профессиональной деятельности. В работе исследуются виды личных границ и способы их отстаивания. Данная цель достигается посредством решения следующих задач: изучить основные теоретические подходы к описанию личных границ; выявить типологию, виды и функции личных границ; проанализировать виды нарушения личного пространства у студентов; рассмотреть способы исправления нарушений и отстаивания границ. Упор делается на выявление наличия личного пространства и умения отстаивать социальные границы у студентов. Студенты находятся на заключительном этапе процесса формирования своей личности, в моменте перехода от детства к взрослой жизни, и потому их психологическое состояние особенно противоречиво: заложенные родителями основы отходят на второй план, а все недосказанное восполняется за счет личных амбиций и самостоятельного изучения окружающего мира. Часто неверный подход родителей к воспитанию детей в детстве находит отражение в студенчестве и порой может быть главной причиной нарушения личных границ, которая часто имеет весомое значение в студенческой жизни и дальнейшей рабочей деятельности. Потому изучение темы суверенного пространства у студентов приобретает особую актуальность. В качестве методов изучения обозначенной проблемы был применен комплексный анализ теоретических основ темы личных границ и результатов проведенного анкетирования, которые подтвердили предположение о необходимости более глубокого освещения данной темы и ее дальнейших исследований. Подобные методы в дальнейшем могут быть полезны для реализации грамотного подхода к воспитанию людей с устойчивой и здоровой психикой, которая окажет положительное воздействие на их положение в обществе и трудоспособность.



Теория и методология образования
Использование зарубежных сайтов на практических занятиях по иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции обучающихся
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению целесообразности использования аутентичных материалов при обучении иностранному языку с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Автор анализирует понятие «аутентичность», выделяя его типы, свойства и характеристики, а также особенности использования аутентичных материалов в учебном процессе. Причисляя зарубежные официальные сайты правоохранительных органов к аутентичным материалам, автор рассматривает их как одно их эффективных средств формирования коммуникативной компетенции в условиях отсутствия естественного языкового окружения. Автором была разработана и методически обоснована система работы с аутентичными материалами в виде зарубежных официальных сайтов правоохранительных органов, которая была апробирована на практическом занятии по иностранному языку в Кузбасском институте ФСИН России. Анализ проведения экспериментального занятия позволил автору прийти к выводам о целесообразности и эффективности организации работы с аутентичными материалами на основе методически разработанного учебного задания для формирования коммуникативной компетенции обучающихся, расширения их социокультурных и профессиональных знаний и мотивации к изучению иностранного языка.



Психология образования
Источники психологического и эмоционального дискомфорта обучающихся и методические способы их преодоления
Аннотация
В статье анализируются результаты опроса студентов первого курса Сибирского государственного автодорожного университета, проведенного для выявления проблемных зон и факторов, влияющих на возникновение психоэмоционального дискомфорта у обучающихся на начальном этапе обучения. Перспективой исследования является дальнейшая разработка и внедрение эффективных методов нивелирования факторов, являющихся источниками психоэмоционального дискомфорта во время учебно-воспитательного процесса, и создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей когнитивное и эмоционально-рефлексивное включение обучающихся в образовательный процесс.
Исследование проводилось в несколько этапов. Ответы респондентами давались в свободной форме. Результаты первого опроса позволили оценить степень психоэмоционального комфорта обучающихся на 26 разных дисциплинах. На втором этапе было проанализировано наличие психологического комфорта у обучающихся на занятиях в зависимости от характера дисциплины. Третий этап исследования был направлен на выявление источников дискомфорта. Выявленные источники были подразделены на внешние, связанные с личностью педагога, и внутренние, связанные с самим обучающимся. Затем был проведен дальнейший опрос с целью выявления факторов, вызывающих психоэмоциональный дискомфорт. В качестве внешних факторов респонденты указали языковую личность педагога, манеру подачи материала и характер требований. Внутренними факторами являются уровень собственных знаний респондентов, неуверенность в себе и неопределенность перспективы. На последнем этапе исследования респонденты должны были предложить способы преодоления дискомфорта на занятии. Анализ ответов показал, что большинство респондентов готовы самостоятельно решать проблемы психоэмоционального дискомфорта путем совершенствования знаний, более тщательной подготовки к занятиям, воспитания большей уверенности в себе, а также путем своевременного решения возникающих вопросов и конструктивного диалога с педагогом. В заключительной части на основании выявленных источников и факторов формулируются методические рекомендации по способам устранения психоэмоционального дискомфорта обучающихся на занятии.



Теория педагогики
Педагогический мониторинг нравственной культуры дошкольника
Аннотация
Статья посвящена проблеме комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у детей дошкольного возраста. Проблематика, затрагиваемая в статье, актуализирована существующим в психолого-педагогических исследованиях противоречием между обширным вниманием науки к вопросам нравственного воспитания, морально-нравственного становления личности и неопределенностью критериев оценки и соответствующих им средств педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. Предлагаемые исследователями варианты мониторинга нравственной культуры детей не отражают общее понимание нравственной культуры, акцентируют внимание на отдельных ее сторонах (национальные ценности, православные нравственные категории, различные морально-нравственные качества и т. д.), что, несомненно, значимо для науки и практики. Однако задачи дошкольного образования, диктуемые современными стандартами, требуют качественно нового подхода к целостной и всесторонней оценке результатов воспитания нравственной культуры, что подчеркивает необходимость создания, описания и эмпирической апробации модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников. В рамках описываемой в статье модели комплексного педагогического мониторинга развития нравственной культуры у дошкольников предлагается процедура мониторинга, позволяющая всесторонне оценить нравственное развитие детей по когнитивно-смысловому, эмоционально-оценочному и поведенческому критериям. Эмпирическая апробация показала, что предложенная процедура мониторинга соответствует решению поставленных задач, дает возможность оценки как отдельных критериев, так и общего уровня развития нравственной культуры дошкольников, а полученные результаты соотносятся с экспертными оценками и наблюдениями педагогов и воспитателей.



Направления модернизации образования
Прогностическая модель социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов
Аннотация
В статье представлены теоретико-методологические основания, актуализирующие разработку прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов. Определены проблемы и риски, объективно затрудняющие выход молодых людей на рынок труда, и негативные последствия (эффекты) трудовой незанятости молодых специалистов для самих себя, образовательных организаций высшего образования и в целом государства. На основе междисциплинарного анализа отечественной и зарубежной научной литературы, передового педагогического опыта уточнены основные понятия исследования и обоснована блочная структура прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов. В статье охарактеризованы взаимосвязанные целевой, методологический, содержательный, организационно-технологический, результативный блоки авторской модели. Представлен целевой блок модели, отражающий целевые ориентиры обеспечения социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов на основе анализа социального заказа общества на осуществление продуктивной первичной занятости студентов вузов, изучения нормативно-правовых документов в сферах образования, труда, экономики, центров занятости населения. Охарактеризован методологический блок авторской модели, отображающий концептуальные идеи акмеологического и деятельностного научных подходов, закономерностей и вытекающих из них общенаучных принципов (профессиональной направленности; ориентации на саморазвитие ключевых компетенций; субъектности; целесообразности и осознанной перспективы; деятельностного полифонизма). Представлен содержательный блок прогностической модели, нацеленный на поэтапное осуществление смысловых ориентиров (субъектность, фасилитация, партнерство), стратегий (актуализации профессионально-личностного потенциала молодых специалистов; социально-педагогического ориентирования студентов на успешную самопрезентацию; активизации профессионального самоопределения и предоставления права выбора; скаффолдинга), методов и форм прогностической направленности изучаемого феномена. Рассмотрен организационно-технологический блок авторской модели, описывающий совокупность организационных условий оптимального функционирования модели. Представлен результативный блок прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов, выполняющий функции обратной связи и позволяющий в ходе обоснования критериально-диагностического инструментария определить динамику и уровень сформированности культуры трудоустройства выпускников вузов (как результата авторской модели).



Педагогика высшей школы
Опыт использования интерактивной формы проведения промежуточной аттестации магистров по иностранному языку
Аннотация
Иностранный язык в магистратуре является инструментом для ведения научно-исследовательской работы по определенному образовательной программой кругу вопросов. Умение рассуждать и доносить суть проводимой работы на иностранном языке отражает коммуникативную компетенцию обучающегося. Успешность иноязычной коммуникации на профессионально-ориентированные темы должна определяться с помощью объективных показателей и в такой форме, которая позволяет испытуемому максимально проявить свою готовность к иноязычному общению.
Цель данной статьи — обозначить оптимальные формы проведения промежуточной аттестации обучающихся по иностранному языку по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция. Автор предлагает обсудить целесообразность применения трех форм проведения экзамена: традиционной и инновационной, предполагающей два варианта организации интерактивного взаимодействия магистрантов на экзамене в виде презентации и обсуждения перспективных направлений изучения вопросов, связанных с криминологией, уголовным и уголовно-исполнительным правом. Обсуждение может проводиться коллективно или индивидуально в режиме «студент – преподаватель».
В статье представлены оценочный аппарат для промежуточной аттестации магистров, методика оценивания и опыт проведения экзамена с использованием всех трех вышеобозначенных организационных форм работы. Очерчены преимущества и недостатки каждой из заявленных форм проведения промежуточной аттестации. Статистические методы (U-критерий Манна-Уитни) оценки результативности проведения экзамена указывают на то, что целесообразно использовать интерактивную форму проведения экзамена в режиме индивидуальной защиты презентации научной проблемы. В то же самое время качественная характеристика результатов показывает, что коллективное обсуждение научных презентаций позволяет лучшим и объективным образом проверить все субкомпетенции коммуникативной компетенции, в то время как традиционная форма и индивидуальная защита презентаций оценивают компетенцию экзаменующихся по отдельным ее компонентам только частично.
Таким образом, данная статья актуализирует вопросы отбора показателей измерения иноязычной компетенции магистрантов и позволяет активизировать дискуссию по поводу методической составляющей процедуры оценивания способности магистрантов к общению.



Формирование гражданской позиции студентов вуза на современном этапе развития общества
Аннотация
Демократические принципы и ценности должны изучаться каждым поколением, чтобы решать насущные проблемы. Целью нашего исследования было теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования гражданской позиции студентов вуза. Объект исследования — гражданская позиция студентов. Мы создавали и в опытно-экспериментальной работе проверяли педагогические условия, способствующие формированию гражданской позиции студентов вуза. Выборку составили 90 преподавателей, среди которых 22 куратора, 260 студентов Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии. Опрос проводился с 2016 по 2020 год. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, подтвержденные данными комплексной оценки уровня сформированности гражданской позиции студентов вуза на современном этапе развития общества. Рассмотрен содержательный компонент деятельности педагогов, студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности, основанный на принципах гражданственности, демократии, толерантности, вовлечения в опыт гражданского действия. Представлен ход организации деятельности кураторов по формированию гражданской позиции студентов, развитию самоуправления в студенческих группах. Описана работа вуза по развитию партнерства с общественностью, образовательными учреждениями, властью, бизнесом. Анализ результатов позволяет констатировать, что данный процесс управляемый, а педагогическими условиями являются: взаимодействие всех субъектов вуза в аудиторной и внеаудиторной деятельности, их профессиональная подготовка, взаимодействие с общественностью; формирование временных рабочих команд из преподавателей для выделения в изучаемых студентами дисциплинах специальных тем, вопросов, оказывающих воздействие на развитие у студентов гражданского сознания и поведения, и широкое использование в образовательном процессе активных методов обучения; организация деятельности кураторов, направленная на формирование гражданской позиции студентов; мониторинг процесса формирования гражданской позиции студентов.



Организация учебной дисциплины «Педагогическая риторика» в вузе
Аннотация
В статье рассматривается содержание и специфика дисциплины «Педагогическая риторика», которая является обязательной в подготовке будущих учителей. Актуализируется проблема уровня риторического мастерства, связанного с подготовкой в вузе, активной практической деятельностью, а также с самостоятельной работой студентов. Представлен анализ содержательного наполнения речевой подготовки будущего учителя. Цель статьи — теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих формированию знаний принципов коммуникации в профессиональной этике учителя, коммуникационных технологий в профессиональном взаимодействии. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют научные представления о педагогических условиях эффективного формирования у студентов необходимых умений коммуникативного воздействия и взаимодействия с целью формирования успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в профессиональной педагогической сфере; обогащают теорию и методику профессионального образования в области формирования ораторского и актерского мастерства будущих педагогов. Теоретико-методологической основой исследования являются личностный, индивидуальный, культурологический, деятельностный, психодраматический подходы. Отражен опыт преподавания дисциплины «Педагогическая риторика» в Севастопольском государственном университете. Представлены особенности организации занятий, выполнения практических заданий студентами, разнообразие использованных форм, методов и средств обучения. В работе подчеркивается важность создания условий для творческой деятельности будущих педагогов.



Педагогическая деятельность в цифровой среде вуза
Аннотация
Стремительное распространение информационных технологий, радикально меняющих жизненное и образовательное пространство, изменение структуры потребностей и деятельностей как психологическое последствие развития информационных технологий для человека — все эти факторы влекут за собой изменения ролей и функций преподавателя в новой цифровой среде вуза, заостряют вопросы о его компетентности, конкурентоспособности, о повышении качества образования в российском вузе. Цель данной работы — выявить эмпирическим путем профессионально-психологические трудности и проблемы в педагогической деятельности преподавателей военного вуза (n = 100), связанные с их готовностью к переходу на новый стандарт, ориентированный на электронное обучение. Методологической основой исследования послужила теоретическая модель единой информационной среды вуза (Н.В. Тихомирова). В качестве методики исследования использовался авторский опросник преподавателя. В ходе исследования получены данные о трех группах преподавателей, отличающихся своей готовностью осуществлять педагогическую деятельность в условиях неопределенности, связанной с характером и задачами в цифровой среде вуза. Статистическая обработка полученных результатов с помощью метода дискриминантного анализа показала, что данные группы статистически достоверно отличаются своими потенциальными возможностями, готовностью быть субъектами информационной образовательной среды, результатами и достижениями в электронном обучении. Главное внутреннее препятствие/трудность — это нежелание, неготовность занять позицию внутри информационной образовательной среды, непонимание своей новой роли в ней, то есть определенные проблемы в профессиональном самосознании. Было установлено, что позиция преподавателя (активная, пассивная или внесредовая) не связана ни с педагогическим стажем в вузе, а значит и с возрастом, ни с его научным статусом и должностью. Предиктором эффективности образовательной деятельности преподавателя в цифровой среде выступает военно-техническое образование. Прикладной аспект данной работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в понимание трудностей и проблем преподавателя вуза в условиях цифровизации образования.



Формирование аксиологических взглядов бакалавров в процессе их профессиональной подготовки в условиях дистанционного обучения
Аннотация
Внезапный всплеск пандемии COVID-19 по всему миру изменил жизнь миллионов людей. Смена парадигмы мышления учащихся и учителей при внедрении цифрового обучения является сложной задачей. В современных условиях возникает необходимость перевести некоторые образовательные мероприятия на цифровое образование. Трудно внезапно изменить свое мышление и обратиться к новым цифровым методам обучения и преподавания. Цель состоит в том, чтобы выяснить уровень эффективного формирования аксиологических взглядов бакалавров в процессе их профессиональной подготовки с использованием новых технологий электронного обучения в высших учебных заведениях и оценить со статистической значимостью корреляции уровень электронного обучения и уровень сформированности аксиологических взглядов бакалавров. Результат довольно логичен, поскольку чем эффективнее электронное обучение, тем меньше у человека ощущения, что его достижений недостаточно и что он ими не удовлетворен. С другой стороны, это свидетельствует о том, что электронное обучение является одним из факторов, вызывающих сокращение формирования аксиологических взглядов в процессе профессиональной подготовки студентов практических специальностей, которые нуждаются в реальной профессиональной подготовке, имея дело с реальными проблемами и поиском их решений.



«Менеджмент фармацевтической организации» — практические коммуникативные лекции на английском языке
Аннотация
Условия современного фармацевтического рынка диктуют ряд дополнительных требований к перечню профессиональных компетенций фармацевтических работников, которые должны свободно ориентироваться в ключевых аспектах управления, поиска новых активных веществ, фармацевтической разработки, доклинических и клинических исследований, регистрации, а также маркетинговых и постмаркетинговых исследований. Принимая во внимание достаточно широкий и наделенный специфическими особенностями круг задач фармацевтической отрасли, сегодня возникает острая потребность в совершенствовании подготовки будущих фармацевтических специалистов международного уровня с ориентацией на более полную реализацию их личностного потенциала.
Цель исследования заключалась в оценке эффективности разработанной методики нового формата преподавания дисциплины на иностранном языке в неязыковом фармацевтическом вузе. В работе представлены содержание и структура дисциплины «Менеджмент в фармации» на иностранном (английском) языке, а также рассмотрены особенности формирования групп и подходы к преподаванию, в том числе предоставлению материалов, в соответствии с уровнем владения языка обучающихся. Выявлены ключевые точки взаимодействия с ординаторами для более эффективной работы и повышения их мотивации в образовательном процессе. На базе ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России была разработана методика эффективного преподавания теоретического материала по дисциплине «Менеджмент в фармации», сочетающая одновременное изучение теории и возможность практики иностранного языка. Данный метод получил наименование «практические коммуникативные лекции». Методика была апробирована на ординаторах университета в первом семестре 2021–2022 учебного года. Оценка результатов предварительного и итогового тестирования показала, что абсолютно все обучающиеся, принявшие участие в эксперименте, повысили уровень владения английским языком. Это говорит о высокой эффективности курса и методики с точки зрения практики иностранного языка в разрезе аудирования, говорения и чтения профессиональной литературы, а также снижения языкового барьера.


