Повышение уровня сформированности учебной мотивации и познавательной самостоятельности при изучении естественно-научных дисциплин
- Авторы: Филипович Л.А.1, Кондаурова И.Г.1
-
Учреждения:
- Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия
- Выпуск: Том 20, № 1 (2023)
- Страницы: 87-100
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/144067
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.1.7
- ID: 144067
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Формирование личностных качеств обучающихся, направленных на обучение, на получение новых знаний и умение использовать эти знания при необходимости, невозможно без осознания важности процесса обучения лично для самого себя. Интерес к учебной деятельности и к самому процессу познания, понимание учебного материала можно сформировать, только используя активные, творческие методы обучения. В нашей работе рассматривается использование практико-ориентированных заданий при изучении дисциплин естественно-научного цикла. Мы считаем, что для того, чтобы сформировать и активизировать интерес обучающихся к изучению естественно-научных дисциплин, необходимо моделировать производственные проблемные ситуации, которые решаются при помощи полученных на занятиях знаний и умений. Если студенты понимают, как они могут практически применить полученные на занятиях теоретические знания в своей профессиональной деятельности, то и изучение сложного материала становится более понятным и интересным. Мы выделяем два личностных качества обучающихся, которые, на наш взгляд, превалируют над другими при рассмотрении процесса обучения – это учебная мотивация и познавательная самостоятельность. Необходимо не только сформировать эти качества, но и всемерно активизировать их в процессе обучения студентов для успешного овладения знаниями и навыками, которые будут востребованы специалистом в его будущей профессиональной деятельности. Целью нашей работы было установить, оказывает ли использование практико-ориентированных заданий влияние на формирование и активизацию учебной мотивации студентов и познавательную самостоятельность. Результаты исследования подтвердили, что использование практико-ориентированных заданий при изучении дисциплин естественно-научного цикла оказывает положительное влияние на формирование и активизацию учебной мотивации студентов и познавательную самостоятельность.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Лариса Анатольевна Филипович
Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия
Email: laf.47@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогические технологии»
Россия, 650056, Кемерово, ул. Марковцева, 5Ирина Геннадьевна Кондаурова
Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия
Автор, ответственный за переписку.
Email: kondirina08@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогические технологии»
Россия, 650056, Кемерово, ул. Марковцева, 5Список литературы
- Хасанова А.Р. Использование практико-ориентированных заданий для повышения мотивации учения // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты». Воронеж, 26–27 декабря 2017. – 158–162 с.
- Khaibullin A.R., Iusupov R.G., Ershov V.F., Valeev A.S., Sitnova I.A. Development of innovative technologies in education. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Vol. 8. No. 3. Рр. 5947–5951.
- Бухарова А.В. Воспитание мотивации учения как педагогическая проблема // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2012. – № 3.– С. 159–161.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Сфера, 2007. – 320 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 290 с.
- Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников. – Екатеринбург, 2006. – 40 с.
- Morgan A. Theoretical Aspects of Project‐Based Learning in Higher Education. British Journal of Educational Technology. 2006. No. 14. Рр. 66–78. doi: 10.1111/j.1467-8535.1983.tb00450.x.
- Smirnova Zh., Vaganova O., Loshkareva D., Konyaeva E., Gladkova M. Practice-oriented approach implementation in vocational education. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. DOI:483. 012003. 10.1088/1757-899X/483/1/012003.
- Dolgova V.I., Belikov V.A., Kozhevnikov M.V. Partnership as a factor in the effectiveness of practice-oriented education of students. International Journal of Education and Practice. 2019. Vol. 7. No. 2. Рр. 78–87.
- Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся [Электронный ресурс]. –URL: http://www.koob.ru/age_psychology/ (дата обращения: 10.01.2023).
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2000. – С. 192.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 290 с.
- Филипович Л.А., Кондаурова И.Г., Стенина Н.А. Формирование учебной мотивации обучающихся в аграрном вузе // Актуальные научно-технические средства и сельскохозяйственные проблемы»: Материалы III Национальной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА, Кемерово, 2019. – С. 180–186.
- Аристова Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук из опыта учителей школ ТАССР. – Казань: Таткнигоиздат, 1963. – 54 с.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.
- Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. – Казань: Изд-во КГУ, 1975. – 302 с.
- Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах // Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. – М.: Просвещение, 1966. – 438 с.
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. – 1961. – № 8. – С. 32–42.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Электронный ресурс]. –URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001087464 (дата обращения: 10.01.2023).
- Филипович Л.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза. – Кемерово, 2006. – 135 с.
- Кондаурова И.Г., Филипович Л.А. Практико-ориентированное обучение при изучении естественно-научных дисциплин в сельскохозяйственном вузе // Актуальные научно-технические средства и сельскохозяйственные проблемы: материалы III Национальной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА, Кемерово, 2019. – С. 148–155.
Дополнительные файлы
