Иноязычное онлайн-обучение: вызовы и пути решения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме преподавания иностранного языка в условиях организации обучения в онлайн-формате. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, современные политические и экономические трансформации в мире оказали влияние и на сферу образования: онлайн-обучение получило мощный импульс к стремительному развитию. На данный момент цифровизация лингвистического образования является одним из мировых трендов, нашедшим свое отражение в требованиях модернизированного ФГОС среднего и высшего профессионального образования. Развитие цифровой дидактики, нового и актуального направления педагогической науки, напрямую затрагивает процесс преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык». Вместе с тем внедрение инноваций вызывает множество трудностей и вопросов у специалистов, привыкших к традиционным методам обучения и стремящихся в условиях погони за новизной избежать снижения качества образования. В этой связи тема настоящего исследования приобретает особую актуальность. В статье рассмотрены преимущества и недостатки обучения иностранному языку в образовательных учреждениях разного вида, реализуемого с помощью дистанционных технологий и современных программных средств обучения. Анкетирование и опрос преподавателей позволили выявить и подробно описать преимущества и недостатки проведения онлайн-занятий по иностранному языку в Ярославский градостроительный колледж (г. Ярославль) и Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва). Также был рассмотрен вопрос повышения эффективности обучения иностранному языку в дистанционном формате за счет решения ряда методических проблем, например, таких, как использование специфической клишированной лексики в процессе коммуникации на иностранном языке на разных этапах учебного занятия. Решение данной проблемы позволит снять ряд психологических трудностей, возникающих при общении «через экран» у всех субъектов образовательного процесса, и сделать общение более эмоциональным.

Об авторах

Инесса Константиновкна Батенина

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Автор, ответственный за переписку.
Email: inessa_korn@mail.ru
SPIN-код: 1899-1447

старший преподаватель, кафедра иностранных языков № 2

Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., 36

Юлия Михайловна Орехова

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

Email: nikitina_89@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6501-154X

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра иностранных языков

Россия, 150001, Ярославль, Московский пр., 28

Список литературы

  1. Поддубная Т.Н. Дистанционное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2021. – Т. 13, № 1. – С. 67–72.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.12.2022).
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 18.12.2022).
  4. Aladyshkin I., Kulik S., Michurin A., Anosova N. Information Prospects For Socio-Cultural Development: Contradictory Grounds. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2017. No. 35. Pр. 19–25.
  5. Азимов Э.Г. Электронные учебники по русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы развития // Русистика. – 2020. – Т. 18, № 1. – С. 39–53. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53.
  6. Blake R. Brave new digital classrooms: technology and foreign language learning. Washington: Georgetown University Press, 2013. 215 р.
  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
  8. Бетретдинова И.Х. Оценка уровня языковой компетенции в сетевых коммуникациях учащихся старших классов средней общеобразовательной школы // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2013. – № 3. – С. 60–63.
  9. Herring S. Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse. Language@Internet. 2007. Vol. 4. Article 1. https://www.languageatinternet.org/articles/2007/761 (accessed March 21, 2022).
  10. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
  11. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. – М., 2009. – 239 с.
  12. Дьякова Т.А., Хворова Л.Е. Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности // Русистика. – 2020. – Т. 18, № 2. – С. 209–219.
  13. Hewings M. Advanced Grammar in Use. 3rd edition. Cambridge University Press. 2013. 306 p.
  14. Gaebel M., Kupriyanova V., Morais R., Colucc E. E-learning in European Higher Education Institutions. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013. 92 p.
  15. Garrison D., Vaughan N. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. Jossey-Bass, 2008. 272 р.
  16. Mumtaz Sh. Factors affecting teachers’ use of information and communications technology: a review of the literature. Journal of Information Technology for Teacher Education. 2000. Vol. 9. Issue 3. Pр. 319–342.
  17. Чижикова Н.В. К проблеме внедрения дистанционных технологий в процесс обучения иностранным языкам в техническом высшем учебном заведении // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. – 2021. – № 3 (14). – С. 84–89.
  18. Allison J., Emmerson P. The Business 2.0 Intermediate. Student’s Book. Macmillan, 2013. 159 p.
  19. Dhawan S. Online learning: A panacea in the time of COVID-19 crisis. Journal of Educational Technology Systems. 2020. No. 49 (1). Pр. 5–22.
  20. Абрамовский А.Л., Ребышева Л.В. Дистанционные образовательные технологии и трансформация высшего образования в условиях пандемии COVID-19: возможности, вызовы, перспективы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2020. – № 2. – С. 43–52.
  21. Sadeghi M.A. Shift from classroom to distance learning: advantages and limitations. International Journal of Research in English Education. 2019. No. 4 (1). Pр. 80–88.
  22. Лосева Е.С., Гозалова М.Р., Макарова А.И. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам на ступени высшего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – № 3 (28). – С. 145–148.
  23. Ермакова Ю.Д., Капустина Л.В., Ермаков Е.К. Дистанционное обучение как неотъемлемый компонент высшего образования во время пандемии // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2022. – № 19 (2). – C. 35-44. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.2.3
  24. Блоховцова Г.Г. Перспективы развития дистанционного образования, преимущества и недостатки // Символ науки. – 2016. – № 10. – С. 119–121.
  25. Орехова Ю.М., Бетретдинова И.К. О специфике реализации онлайн-обучения иностранному языку // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2021. – № 1 (37). – С. 175–189.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Трудности, возникающие в процессе онлайн-обучения

Скачать (430KB)

© Батенина И.К., Орехова Ю.М., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».