Иноязычное онлайн-обучение: вызовы и пути решения
- Авторы: Батенина И.К.1, Орехова Ю.М.2
-
Учреждения:
- Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
- Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023)
- Страницы: 133-148
- Раздел: Обучение онлайн
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/253321
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.3.10
- ID: 253321
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья посвящена актуальной проблеме преподавания иностранного языка в условиях организации обучения в онлайн-формате. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, современные политические и экономические трансформации в мире оказали влияние и на сферу образования: онлайн-обучение получило мощный импульс к стремительному развитию. На данный момент цифровизация лингвистического образования является одним из мировых трендов, нашедшим свое отражение в требованиях модернизированного ФГОС среднего и высшего профессионального образования. Развитие цифровой дидактики, нового и актуального направления педагогической науки, напрямую затрагивает процесс преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык». Вместе с тем внедрение инноваций вызывает множество трудностей и вопросов у специалистов, привыкших к традиционным методам обучения и стремящихся в условиях погони за новизной избежать снижения качества образования. В этой связи тема настоящего исследования приобретает особую актуальность. В статье рассмотрены преимущества и недостатки обучения иностранному языку в образовательных учреждениях разного вида, реализуемого с помощью дистанционных технологий и современных программных средств обучения. Анкетирование и опрос преподавателей позволили выявить и подробно описать преимущества и недостатки проведения онлайн-занятий по иностранному языку в Ярославский градостроительный колледж (г. Ярославль) и Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва). Также был рассмотрен вопрос повышения эффективности обучения иностранному языку в дистанционном формате за счет решения ряда методических проблем, например, таких, как использование специфической клишированной лексики в процессе коммуникации на иностранном языке на разных этапах учебного занятия. Решение данной проблемы позволит снять ряд психологических трудностей, возникающих при общении «через экран» у всех субъектов образовательного процесса, и сделать общение более эмоциональным.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Инесса Константиновкна Батенина
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Автор, ответственный за переписку.
Email: inessa_korn@mail.ru
SPIN-код: 1899-1447
старший преподаватель, кафедра иностранных языков № 2
Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., 36Юлия Михайловна Орехова
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
Email: nikitina_89@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6501-154X
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра иностранных языков
Россия, 150001, Ярославль, Московский пр., 28Список литературы
- Поддубная Т.Н. Дистанционное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2021. – Т. 13, № 1. – С. 67–72.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.12.2022).
- Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 18.12.2022).
- Aladyshkin I., Kulik S., Michurin A., Anosova N. Information Prospects For Socio-Cultural Development: Contradictory Grounds. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2017. No. 35. Pр. 19–25.
- Азимов Э.Г. Электронные учебники по русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы развития // Русистика. – 2020. – Т. 18, № 1. – С. 39–53. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53.
- Blake R. Brave new digital classrooms: technology and foreign language learning. Washington: Georgetown University Press, 2013. 215 р.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
- Бетретдинова И.Х. Оценка уровня языковой компетенции в сетевых коммуникациях учащихся старших классов средней общеобразовательной школы // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2013. – № 3. – С. 60–63.
- Herring S. Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse. Language@Internet. 2007. Vol. 4. Article 1. https://www.languageatinternet.org/articles/2007/761 (accessed March 21, 2022).
- Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
- Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. – М., 2009. – 239 с.
- Дьякова Т.А., Хворова Л.Е. Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности // Русистика. – 2020. – Т. 18, № 2. – С. 209–219.
- Hewings M. Advanced Grammar in Use. 3rd edition. Cambridge University Press. 2013. 306 p.
- Gaebel M., Kupriyanova V., Morais R., Colucc E. E-learning in European Higher Education Institutions. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013. 92 p.
- Garrison D., Vaughan N. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. Jossey-Bass, 2008. 272 р.
- Mumtaz Sh. Factors affecting teachers’ use of information and communications technology: a review of the literature. Journal of Information Technology for Teacher Education. 2000. Vol. 9. Issue 3. Pр. 319–342.
- Чижикова Н.В. К проблеме внедрения дистанционных технологий в процесс обучения иностранным языкам в техническом высшем учебном заведении // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. – 2021. – № 3 (14). – С. 84–89.
- Allison J., Emmerson P. The Business 2.0 Intermediate. Student’s Book. Macmillan, 2013. 159 p.
- Dhawan S. Online learning: A panacea in the time of COVID-19 crisis. Journal of Educational Technology Systems. 2020. No. 49 (1). Pр. 5–22.
- Абрамовский А.Л., Ребышева Л.В. Дистанционные образовательные технологии и трансформация высшего образования в условиях пандемии COVID-19: возможности, вызовы, перспективы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2020. – № 2. – С. 43–52.
- Sadeghi M.A. Shift from classroom to distance learning: advantages and limitations. International Journal of Research in English Education. 2019. No. 4 (1). Pр. 80–88.
- Лосева Е.С., Гозалова М.Р., Макарова А.И. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам на ступени высшего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – № 3 (28). – С. 145–148.
- Ермакова Ю.Д., Капустина Л.В., Ермаков Е.К. Дистанционное обучение как неотъемлемый компонент высшего образования во время пандемии // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2022. – № 19 (2). – C. 35-44. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.2.3
- Блоховцова Г.Г. Перспективы развития дистанционного образования, преимущества и недостатки // Символ науки. – 2016. – № 10. – С. 119–121.
- Орехова Ю.М., Бетретдинова И.К. О специфике реализации онлайн-обучения иностранному языку // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2021. – № 1 (37). – С. 175–189.
Дополнительные файлы
