Том 20, № 3 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Теория и методология образования

Подготовка будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей на основе реализации психолого-педагогических механизмов

Пахомова М.А.

Аннотация

Рассматривается эффективность применения психолого-педагогических механизмов для подготовки будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей. Работа педагогов школ по просвещению родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей всегда остается актуальной и требующей особого внимания, поскольку современные родители часто испытывают проблемы, связанные с организацией семейного воспитания. Применение в работе с будущими педагогами таких механизмов, как стимулирование эмоционального переживания, насыщения и педагогическая поддержка мотивации, является в данном случае наиболее эффективным и легко реализуемым в формате учебного тренинга. Тренинг выступает методом активного обучения, целью которого является развитие знаний, умений, навыков и различных социальных установок. После анализа разных источников и результатов проведенного исследования по проблеме реализации психолого-педагогических механизмов стимулирования эмоционального переживания и мотивации будущих учителей к взаимодействию с родителями нами был разработан тренинг «Позитивное взаимодействие и мотивация». Применение предложенных нами материалов при организации образовательной деятельности в педагогическом вузе позволяет решить проблему подготовки будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей, а также создать позитивный эмоциональный настрой и повысить уровень мотивации студентов к данному виду деятельности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):5-16
pages 5-16 views

Развитие критического мышления обучающихся как фактор формирования их функциональной грамотности

Жураковская В.М., Кривых С.В.

Аннотация

Показателями качества, конкурентности общего образования являются признанные в мире образовательные результаты обучающихся, соответствующие функциональной грамотности, к которой относят в том числе критическое мышление обучающихся. Целью статьи являются разработка приема по развитию критического мышления обучающихся «Критический анализ текста» и его обоснование, описание его практического применения в образовательной практике общеобразовательной школы. К методам исследования отнесены методы теоретического и эмпирического исследования. В статье предлагаются: прием «Критический анализ текста», представленный новым списком вопросов, обоснование которого осуществлено на основе четырех законов логики; критерии отбора содержания образования, на котором возможно разрабатывать приемы по развитию критического мышления обучающихся; пример использования приема «Критический анализ текста» на классном часе «Разговоры о важном». Анализ достижений опытно-экспериментальной работы, связанной с использованием в образовательном процессе приемов по развитию критического мышления обучающихся, позволил установить приращение опыта критического мышления обучающихся, что дало основание считать разработанные приемы эффективными. К научной новизне исследования относим прием «Критический анализ текста», представленный новым списком вопросов, разработанных на основе теорий критического мышления и логики. Теоретическая значимость исследования связана с обоснованием списка вопросов для приема «Критический анализ текста», осуществленным на основе теории аргументации; с разработкой критериев отбора содержания образования, на основе которого возможно разрабатывать разноуровневые задания по развитию критического мышления обучающихся. Практическая значимость результатов исследования выражается в приведенном примере использования приема «Критический анализ текста» в образовательной практике, в частности на классном часе «Спорт и политика» («Разговоры о важном»). Разработанный в исследовании прием «Критический анализ текста», определяющий развитие критического мышления учащихся, обогащает теорию педагогического проектирования и открывает новые возможности для ее дальнейшего развития.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):17-34
pages 17-34 views

К вопросу повышения мотивации к изучению английского языка как иностранного среди студентов университета

Пирогова Н.Г., Рожков Г.А.

Аннотация

Большинство преподавателей иностранного языка сходятся во мнении о том, что потенциал к обучению у студентов возрастает, когда они положительно относятся к изучению языка и имеют высокий уровень мотивации. Исследования, посвященные установлению взаимосвязи между положительным отношением и успешным овладением иностранным языком, подтверждают эту идею. Тем не менее необходимо понять, что на эту корреляцию влияет ряд факторов, включая многие сложные социальные и психологические характеристики поведения. В статье рассматриваются вопросы, связанные с отношением и мотивацией к изучению иностранного языка. Подробно описывается реализованный проект, в ходе которого исследовались факторы, влияющие на мотивацию, и оценивалось влияние использования специальных приемов, материалов и заданий для формирования положительного отношения к изучению языка. В основе проекта лежит «исследование в действии», представляющее собой полезный метод с четкими этапами, которые позволяют преподавателю определять, исследовать и использовать приемы обучения, а также анализировать результаты и составлять рекомендации с целью совершенствования приемов обучения и образовательного процесса в целом.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):35-48
pages 35-48 views

Теория педагогики

Процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации

Белоклоков С.В.

Аннотация

Представлены теоретико-методологические основания, актуализирующие разработку процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации как регулятива продуктивного стимулирования гражданского, патриотического, духовно-нравственного становления молодых людей, основы подготовки к созидательной деятельности в изменяющейся действительности, базиса осознанного противостояния деструктивным влияниям рискогенного социума. Определены проблемы и риски недостаточного внимания к формированию социальной инициативности подростков в школе с использованием возможностей воспитывающей среды. Конкретизировано содержание основных понятий исследования на основе междисциплинарного анализа литературы и передового педагогического опыта. Представлена разработанная процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации, ее блочная структура (целевой, методологический, содержательный, результативный блоки), оптимально осуществляемая в последовательности реализации взаимообусловленных этапов (ориентирующий, активизирующий, рефлексивный). Охарактеризован целевой блок модели, задающий ориентиры актуализации проведения исследования на основе социального заказа общества, требований нормативно-правовых документов в области образования и социальной сферы. Обоснован методологический блок авторской модели, отображающий концептуальные идеи средового, деятельностного научных подходов и вытекающих из них общенаучных принципов (аксиологизации, индивидуальности и личностных приоритетов, социального сотрудничества, событийности). Описан содержательный блок, нацеленный на поэтапное осуществление организационных форм и методов процессной модели формирования социальной инициативности подростков с позиции использования возможностей воспитывающей среды общеобразовательной организации (смысловые, информационные, активизирующие) и ее составляющих (ценностно-регулятивная, информационная, коммуникативная, событийная, пространственная). Отображен результативный блок авторской модели, выполняющий функции обратной связи и позволяющий определить продуктивность проводимого исследования в контексте последовательного перехода уровня сформированности компонентов социальной инициативности подростков (гносеологический, аксиологический, праксеологический) с низкого на средний и высокий.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):49-62
pages 49-62 views

Социализация младших школьников: обновленные приоритеты и содержательные характеристики

Чергинская З.И.

Аннотация

Представлены теоретико-методологические основания, актуализирующие разработку обновленных приоритетов и содержательных характеристик социализации младших школьников. Определены проблемы и рискогенные ситуации социального становления взрослеющих субъектов. Представлен анализ основных нормативно-правовых документов, позволяющих актуализировать значимость обновления содержания процесса социализации младших школьников. Определены обновленные приоритеты («моральное долженствование», «субъектность», «фасилитация», «социальное партнерство», «онлайни офлайн-инфоцентрированность») и соответствующие им содержательные характеристики социализации младших школьников: а) ценностно-нормативное ориентирование в системе общественных отношений (активное и осознанное приобщение обучающихся к нормам и установкам социума, а также к традиционным российским духовно-нравственным ценностям); б) активизация субъектной позиции обучающихся в контексте расширения поля их самореализации, самоутверждения и социальной успешности (обучение новым моделям конструктивного взаимодействия с другими людьми, формирование толерантности и умения жить в многонациональной и поликультурной среде); в) социально-психологическая защищенность обучающихся в аспекте приоритетности гуманного педагогического влияния, компетентного и безопасного по отношению ко всем участникам образовательных отношений; г) социальная интеграция возможностей системы образования и семьи в социальном становлении обучающихся (плодотворная организация сотрудничества всех участников образовательных отношений как союзников и единомышленников в целях достижения высокого уровня социализированности младших школьников); д) инфоосведомленность и реалистичная оценка обучающимися онлайн-рисков и путей их своевременной минимизации в современном мире (расширение диапазона знаний о подстерегающих обучающихся рискогенных ситуациях в цифровом мире, формирование навыков грамотного противодействия деструктивным онлайн-влияниям).

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):63-76
pages 63-76 views

Сущность взаимодействия в педагогической ситуации

Доброва В.В.

Аннотация

В статье детально рассматривается сущность и специфика процесса педагогического взаимодействия в границах педагогической ситуации. Поскольку понятие «педагогическая ситуация» как в литературе, так и на практике трактуется слишком произвольно, то на основе проведенных нами исследований мы предложили собственное определение концепта «педагогическая ситуация» как процесса педагогического взаимодействия субъектов педагогической деятельности, в рамках которого решается единичная педагогическая задача по трансляции единицы культуры в специально организованных педагогических условиях и пространственно-временном континууме. Педагогический процесс – это развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение образовательно-воспитательных задач. Привычная система обучения оказывается ориентированной на субъект-объектное взаимодействие, при котором позиции педагога и учащегося находятся в неравновесном состоянии. Современная педагогика ориентирована на организацию субъект-субъектных взаимодействий, в которых и учитель, и ученик являются субъектами, сотрудниками в совместной познавательной деятельности. Показано, что ученик – это субъект, предстающий как объект воспитательного воздействия; в этом парадоксальном отношении участников ситуации состоит диалектика педагогического процесса. Педагогическая ситуация всегда ориентирована на взаимодействие одного человека, выполняющего педагогические функции, с другим человеком с целью его развития и совершенствования, она определяет характер складывающихся и проявляющихся отношений субъектов.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):77-86
pages 77-86 views

Педагогика высшей школы

Применение технологии драматизации для формирования ценностных ориентиров студентов

Григорьева В.Г., Назарова Н.В.

Аннотация

Статья посвящена вопросам применения технологии драматизации на занятиях по иностранному языку в целях развития общекультурных, духовно-нравственных ценностей у студентов неязыковых специальностей. Целью данного исследования стало доказать эффективность использования технологии драматизации как средства развития ценностных ориентаций у студентов в процессе изучения иностранного языка. Был проведен обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам, связанным с особенностями применения драматизации на занятиях по иностранному языку, а также краткий опрос преподавателей иностранного языка и студентов театрального факультета Самарского института культуры. Результаты опроса были использованы для уточнения наиболее значимых общекультурных ценностей по мнению педагогов и студентов, а также для определения интереса студентов театрального факультета к использованию приема драматизации в ходе изучения иностранного языка. Для подтверждения гипотезы и ее практической реализации был подготовлен театрализованный проект «Галопом по Европам. От Эсхила до Брехта», в котором были задействованы студенты театрального факультета 2-го года обучения. Были сделаны выводы, что дидактический потенциал технологии драматизации не ограничивается исключительно развитием языковых навыков и может быть эффективно использован для формирования ценностных ориентиров студентов.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):87-98
pages 87-98 views

Опыт применения онлайн-платформы MIRO на практических занятиях студентов по дисциплине «Основы инновационной инженерной деятельности»

Шекшаева Н.Н.

Аннотация

Поднята проблема привлечения внимания поколения Z (зуммеров) к изучению образовательной программы. Автор приводит аргументы в пользу использования цифровых сервисов в обучении для активизации внимания к изучаемому предмету, а также формирования компетенции – способности решать профессиональные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий. Представлен перечень цифровых сервисов, работающих на территории РФ. Дан анализ научной литературы в зарубежных и отечественных журналах о применении онлайн-платформы MIRO в образовательной практике. Представлен опыт использования онлайн-платформы MIRO в качестве цифрового средства обучения для организации групповой и индивидуальной работы при изучении дисциплины «Основы инновационной инженерной деятельности» (ОИИД) в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарёва в условиях аудиторного и самостоятельного обучения. Показано содержание дисциплины ОИИД для направления 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» в соответствии с ФГОС ВО. Описывается разработанный комплекс из 9 практических работ в MIRO по дисциплине «Основы инновационной инженерной деятельности», которые проводятся в форме деловой игры «Фирма», а также опыт выполнения этих работ студентами. Практика использования MIRO в обучении ОИИД показала, что онлайн-платформа доступна для педагогов и студентов, материалы для обучения легко размещаются на платформе, сложностей в использовании не возникало ни у студентов, ни у преподавателя. Отмечается более высокая заинтересованность в выполнении практических работ по ОИИД в MIRO в отличие от бумажного носителя и повышение успеваемости студентов по данной дисциплине. Практическая значимость данного исследования заключается в популяризации использования цифровых сервисов в учебном процессе.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):99-110
pages 99-110 views

Обучение онлайн

Предметная цифровая образовательная среда педагога в условиях реализации ФГИС «Моя школа»

Юсупова О.В., Галимуллина Э.З.

Аннотация

Одним из приоритетных направлений государственной политики является выявление, поддержка и развитие талантов и способностей у детей и молодежи, а также цифровая трансформация образования. Об этом свидетельствует Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» № 474 от 21 июля 2020 года. Для достижения национальной цели, направленной на обеспечение возможности самореализации и развития талантов, реализуется национальный проект «Образование». За счет мероприятий национального проекта «Образование» в каждом регионе России обеспечивается развитие системы образования по ключевым направлениям, одним из которых является реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Формирование цифровой образовательной среды в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» подразумевает не только оснащение школы современным оборудованием, но и внедрение федеральной государственной информационный системы Министерства просвещения Российской Федерации «Моя школа». Система «Моя школа» – российская образовательная платформа, созданная для эффективной информационной поддержки органов и организаций системы образования и граждан в рамках процессов организации получения образования и управления образовательным процессом, а также для создания условий цифровой трансформации системы образования и эффективного использования новых возможностей цифровых технологий. С другой стороны, в научных кругах достаточно длительное время исследуется проблема создания цифровой образовательной среды, ее компонентного состава и назначения. Многие исследователи подчеркивают необходимость предметной направленности процесса построения цифровой образовательной среды, которую создает педагог по своему авторскому замыслу. В связи с этим возникает необходимость определить роль и место предметной цифровой образовательной среды педагога в условиях реализации федеральной государственной информационной системы «Моя школа» и выявить возможности платформы «Моя школа», обеспечивающие учителя инструментарием создания цифрового образовательного контента для организации процесса обучения школьному предмету.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):111-132
pages 111-132 views

Иноязычное онлайн-обучение: вызовы и пути решения

Батенина И.К., Орехова Ю.М.

Аннотация

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме преподавания иностранного языка в условиях организации обучения в онлайн-формате. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, современные политические и экономические трансформации в мире оказали влияние и на сферу образования: онлайн-обучение получило мощный импульс к стремительному развитию. На данный момент цифровизация лингвистического образования является одним из мировых трендов, нашедшим свое отражение в требованиях модернизированного ФГОС среднего и высшего профессионального образования. Развитие цифровой дидактики, нового и актуального направления педагогической науки, напрямую затрагивает процесс преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык». Вместе с тем внедрение инноваций вызывает множество трудностей и вопросов у специалистов, привыкших к традиционным методам обучения и стремящихся в условиях погони за новизной избежать снижения качества образования. В этой связи тема настоящего исследования приобретает особую актуальность. В статье рассмотрены преимущества и недостатки обучения иностранному языку в образовательных учреждениях разного вида, реализуемого с помощью дистанционных технологий и современных программных средств обучения. Анкетирование и опрос преподавателей позволили выявить и подробно описать преимущества и недостатки проведения онлайн-занятий по иностранному языку в Ярославский градостроительный колледж (г. Ярославль) и Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва). Также был рассмотрен вопрос повышения эффективности обучения иностранному языку в дистанционном формате за счет решения ряда методических проблем, например, таких, как использование специфической клишированной лексики в процессе коммуникации на иностранном языке на разных этапах учебного занятия. Решение данной проблемы позволит снять ряд психологических трудностей, возникающих при общении «через экран» у всех субъектов образовательного процесса, и сделать общение более эмоциональным.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):133-148
pages 133-148 views

Опыт разработки и внедрения МООК в процесс обучения студентов-филологов

Осиянова О.М., Осиянова А.В.

Аннотация

Настоящая статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования – совершенствованию образовательного процесса на основе прогрессивных информационных технологий. Авторы обращаются к теоретическим и практическим аспектам разработки и внедрения массового открытого онлайн-курса (МООК) как образовательного ресурса и самостоятельного элемента образовательной системы, призванного решать задачи построения индивидуального образовательного маршрута и дополнительной профессиональной подготовки студента вуза, формирования у него способности к самоорганизации и самообразованию. В статье обобщается опыт разработки и внедрения МООК в процесс обучения студентов-филологов Оренбургского государственного университета, что потребовало выявления сущностных характеристик МООК, проектирования алгоритма его разработки и апробации, оценки полученных результатов и определения перспектив совершенствования. Системный анализ сущностных характеристик и потенциала МООК для образовательной практики в вузе, проведенный с использованием теоретических и практических методов исследования, позволил конкретизировать его достоинства и слабые стороны. Достоинствами МООК выступают интерактивность, быстрая оценка выполненных заданий, неограниченность во времени, логичная и хорошо структурированная подача материала, возможность осуществлять самостоятельный контроль результата обучения. Зависимость от технических возможностей, отсутствие тотального контроля над выполнением заданий и непосредственного визуального контакта между преподавателем и слушателями, самостоятельное освоение учебного материала снижают эффективность МООК. Выявлен поэтапный алгоритм разработки и внедрения МООК в образовательный процесс высшей школы, апробированный в авторском опыте на предметном содержании дисциплины «Методика обучения английскому языку», изучаемой студентами-филологами Оренбургского государственного университета. Алгоритм включает пять последовательных этапов (подготовительный, этапы разработки и производства, апробации, усовершенствования и тиражирования). Каждый этап имеет свою цель и задачи, содержание, средства реализации. Эффективность алгоритма подтверждена в ходе двухлетней опытной работы. Доказано, что использование ресурсов авторского МООК способствовало более рациональной организации образовательного процесса и продуктивному управлению учебным временем.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):149-166
pages 149-166 views

Общая психология

Психологическая адаптация личности, переживающей одиночество, к условиям обучения в вузе

Березина З.И., Улыбышева И.Н.

Аннотация

Переживание одиночества представляет собой одну из важнейших проблем общества, которая существует на протяжении многих лет. Переживание одиночества студентами педагогических направлений подготовки может негативно сказываться на успешности овладения учебным материалом, адаптации к новому социальному статусу, а также негативно влиять на формирование образа педагогической профессии. Наиболее актуально исследовать проблему переживания одиночества у людей, которые по роду своей профессиональной деятельности включены в постоянное взаимодействие с другими членами общества. Целью нашего исследования является изучение психологических особенностей адаптации личности, переживающей одиночество, к условиям обучения в вузе, что является одной из актуальных проблем, обусловленной влиянием успешности или неуспешности прохождения процесса адаптации на становление отношения студентов к учебе, а также к будущей профессиональной педагогической деятельности. Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, – 290 студентов 1-го курса педагогических направлений подготовки, очной формы обучения. В исследовании были использованы следующие методы: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, «Диагностика переживания одиночества» Е.Е. Роговой, методы математической обработки данных, корреляционный критерий rs-Спирмена. В результате исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что существует статистически доказанная взаимосвязь между переживаемым личностью одиночеством и особенностями адаптации к условиям обучения в вузе. Результаты исследования позволят определить особенности индивидуальной работы со студентами педагогических направлений с различным уровнем одиночества и разработать индивидуальную программу адаптации обучающихся в зависимости от актуально переживаемого личностью одиночества, особенно на первых курсах обучения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):167-178
pages 167-178 views

Психология образования

Опыт апробации и эмпирического обоснования экопсихологической модели становления субъектности в образовательной практике

Плаксина И.В.

Аннотация

Статья содержит краткое обобщение результатов теоретической апробации и эмпирического обоснования экопсихологической модели становления субъектности В.И. Панова, полученных в ходе исследований 2016–2022 годов, выполненных на выборках учащихся (N=897), студентов педагогического института (N=379) и педагогов школ г. Владимира (N=196).Выбор модели обусловлен необходимостью решения центральной задачи образовательной практики, заявленной ФГОС: формирование у обучающихся способности быть субъектом учебной деятельности.Экопсихологическая модель становления субъектности, инвариантная к предметному содержанию, позволяет на теоретическом и эмпирическом уровнях рассмотреть поэтапное становление субъектности в контексте экопсихологических взаимодействий в системе «учащийся – педагог /образовательная среда». Анализ и сопоставление результатов, полученных в разные годы на разных выборках,выявили ряд закономерностей становления субъекта учебной, учебно-профессиональной деятельности: нарушение процесса передачи компонентов учебной деятельности от педагога к ученику, возвращение трети учащихся 11-х классов к репродуктивным способам деятельности (низким стадиям субъектности), дефицит субъект-порождающих взаимодействий в образовательных средахв оценке учащихся и др. Результаты, полученные на студенческих выборках, характеризуюттрадиционные способы подготовки будущих педагогов, ориентированные на передачу знаний в предметной области. Экспериментальная проверкаэкопсихологической модели на выборке педагогов, реализующих региональный инновационныйпроект «Организационные и психолого-педагогические условия становления субъектности участников образовательного процесса», подтвердила обоснованность выбора экопсихологической модели становления субъекта педагогической деятельности. Теоретическое обоснование и эмпирическая проверка идей экопсихологического подхода позволяют утверждать, что экопсихологическая модель становления субъектности В.И. Панова объективизирует реалии образовательной практики, дифференцирует представления о взаимодействиях в системе «учащийся–образовательная среда», позволяет выявить степень ориентации на психологические закономерности развития учащихсяи служит основанием для разработки психодидактической модели обучения в соответствии с экопсихологическими этапами становления субъектности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(3):179-192
pages 179-192 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».