Этапы цифровой трансформации университета 4.0 в работах зарубежных учёных

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Важнейшей частью преобразования университетов в Университет 4.0 является цифровая трансформация, которая на сегодняшний день разворачивается наряду с тенденциями интернационализации и экспорта образования. Данные процессы актуализируют опыт зарубежных университетов по вопросу цифровой трансформации. Цель статьи – описать и систематизировать знания об этапах цифровой трансформации университета, представленные в работах зарубежных ученых. Авторы проанализировали исследования, проведенные в университетах стран Латинской Америки, Испании, Румынии за последние 4 года. В изученных работах цифровая трансформация понимается как целенаправленно организованный комплексный процесс, не ограниченный цифровизацией и информатизацией. Опыт цифровой трансформации зарубежных университетов позволяет проследить целый ряд направлений: развитие инфраструктуры, человеческого капитала, инноваций и сетевого взаимодействия с организациями-партнерами. Исследованные работы характеризует идея об уникальности процесса цифровой трансформации каждого конкретного университета. Практическая значимость статьи состоит в систематизации знаний об этапах цифровой трансформации в трудах зарубежных ученых.

Об авторах

Елена Николаевна Белова

Сибирский федеральный университет

Email: belovaen@list.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Информационные технологии обучения и непрерывного образования», Институт педагогики, психологии и социологии

Россия, 660041, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Екатерина Юрьевна Андрюшкина

Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.yu.andryushkina@gmail.com

старший преподаватель кафедры «Латинский и иностранные языки»

Россия, 660022, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, зд. 1

Список литературы

  1. Moraes E. et al. Integration of Industry 4.0 technologies with Education 4.0: advantages for improvements in learning. Interactive Technology and Smart Education. 2022. https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ITSE-11-2021-0201/full/html (accessed August 25, 2023).
  2. Halili S.H. Technological advancements in Education 4.0. The Online Journal of Distance Education and e-Learning. 2019. Vol. 7. No. 1. Pp. 63–69.
  3. Gueye M.L., Expósito E. University 4.0: The Industry 4.0 paradigm applied to Education. IX Congreso Nacional de Tecnologías en la Educación. 2020. https://univ-pau.hal.science/hal-02957371/ (accessed September 01, 2023).
  4. Fisk P. Education 4.0. The future of learning will be dramatically different, in school and throughout life. 2017. www.peterfisk.com/2017/01/future-education-youngeveryone-taught-together/ (accessed February18, 2023).
  5. Нестеров А.Ю. Проблемы управления знаниями в университете четвертого поколения // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – № 1 (34). – С. 189–192.
  6. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – Т. 21. – № 1. – С. 16–29.
  7. Фадеев А.С., Змеев О.А., Газизов Т.Т. Модель университета 4.0 // Педагогическое обозрение. – 2020. – № 2 (30). – С. 172–178. doi: 10.23951/2307-6127-2020-2-172-178.
  8. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (дата обращения: 22.01.2023).
  9. Минева О.К., Полянская Э.В. Модель «Университет 4.0» версия 2 пролога цифровой эпохи // Вестник ТГПУ. – 2022. – № 5 (223). – С. 67–75.
  10. Третьякова Н.В., Карманова А.В. Перестройка педагогического процесса в высшей школе как ответ на вызовы, связанные с цифровой трансформацией образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-1. – С. 196–199.
  11. Белова Е.Н. Развитие ключевой управленческой компетентности работников сетевой самообучающейся организации // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 65–71.
  12. Канарейко Д.А. Модель универсальных навыков SKILLS 4.0 // Общество, экономика, управление. – 2020. – № 3. – С. 64–68.
  13. Паскова А.А. «Образование 4.0» в эпоху цифровой трансформации: перспективы и возможные пути реализации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2021. – № 4. – С. 100–107. doi: 10.47370/2078-1024-2021-13-4-100-106.
  14. Ершова И.В., Енькова Е.Е. Цифровая зрелость как показатель успешности цифровой трансформации университета // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2022. – № 12 (100). – С. 20–29. doi: 10.17803/2311-5998.2022.100.12.020-029.
  15. Кондюкова Е.С. и др. Цифровой университет: факторы трансформации // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 10-1 (100). – С. 143–147. doi: 10.23670/IRJ.2020.100.10.027.
  16. Гачко Г.А. и др. Цифровая трансформация университета (из опыта Гродненского государственного университета имени Янки Купалы) // Университет образовательных инноваций. – 2019. – № 2. – С. 6–16.
  17. Сафиуллин М.Р., Красина И.В., Бронская В.В. Цифровые инструменты подготовки менеджеров в информационной среде вуза: опыт цифровой трансформации Казанского федерального университета // Вестник НЦБЖД. – 2022. – № 4 (54). – С. 120–133.
  18. Гарифуллина Э.В. Этапы цифровой трансформации университета // Управление устойчивым развитием. – 2022. – № 1 (38). – С. 67–72. doi: 10.55421/2499992X_2022_1_67.
  19. Rof A., Bikfalvi A., Marques P. Digital Transformation in Higher Education: Intelligence in Systems and Business Models. Intelligent Systems in Digital Transformation. Ed. by C. Kahraman, E. Haktanır. Cham: Springer Nature Switzerland, 2023. Рр. 429–452. doi: 10.1007/978-3-031-16598-6_18.
  20. Avalos-Bravo V., Toro-Gonzalez J., Torres-Rivera A.D. Digital Transformation of Higher Education: Mexico City-IPN as a Practical Case. Telematics and Computing. Ed. by M.F. Mata-Rivera, C. Barra-Huidobro, R. Zagal-Flores. Cham: Springer Nature Switzerland, 2022. Рр. 352–363.
  21. Martínez-Pérez S., Rodríguez-Abitia G. A Roadmap for Digital Transformation of Latin American Universities. Radical Solutions for Digital Transformation in Latin American Universities, Lecture Notes in Educational Technology. Ed. by D. Burgos and J.W. Branch. Cham: Springer Nature Switzerland, 2021. Рр. 19–36. DOI:.
  22. Grosseck G., Malita L., Madalin B. Higher Education Institutions Towards Digital Transformation – The WUT Case. European Higher Education Area: Challenges for a New Decade. Ed. by A. Curaj, L. Deca, R. Pricopie. Cham: Springer Nature Switzerland, 2020. Рр. 565–581. doi: 10.1007/978-3-030-56316-5_35.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Белова Е.Н., Андрюшкина Е.Ю., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».