Том 20, № 4 (2023)
Теория и методология образования
Этические аспекты образовательной деятельности в цифровой среде: взгляд будущих педагогов
Аннотация
Эпоха цифровой трансформации делает необходимым включение педагогических работников во взаимодействие с участниками образовательного процесса в цифровой среде, что приводит к созданию новых ситуаций взаимодействия, а следовательно, и к поднятию новых этических вопросов организации взаимодействия участников образовательного процесса. Авторами отмечается, что в настоящее время отсутствует единый общепринятый перечень норм профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде. Целью исследования является определение положений кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде на основе анализа взглядов будущих педагогов. В качестве методов исследования авторами использовались формальная логика, индуктивно-дедуктивный анализ, изучение и обобщение опыта будущих педагогов в рамках анализа их продуктов деятельности (кейс-технология), а также анкетирование и педагогическое наблюдение. Данные для анализа были получены в рамках Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике «ФОРСАЙТ-ПЕДАГОГИКА». Результатом проведенного исследования является выделение трех разделов кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде. Первый раздел кодекса посвящен нормам самопрезентации педагогических работников в цифровой среде; второй раздел решает задачи, связанные с нормами разработки и реализации электронных образовательных ресурсов; третий раздел связан с нормами организации взаимодействия в цифровой среде. Данные разделы построены по нескольким направлениям, отражающим профессиональные и общечеловеческие ценности: образ педагога, коммуникация, информация, свобода, корпоративная культура. В приложения содержатся пояснения к пунктам разделов кодекса. Также в статье представлены принципы построения работы в цифровой среде: справедливость; прозрачность; честность; безопасность и конфиденциальность. Материалы данной статьи будут полезны для организаторов учебного процесса в педагогических вузах, а также для действующих педагогических работников и будущих педагогов в целях совершенствования их работы в цифровой среде.



Теория педагогики
Совершенствование терминологии современной педагогики как одно из направлений педагогической семиологии
Аннотация
Обсуждается проблема совершенствования терминологии современной педагогики как одного из направлений педагогической семиологии. Педагогика к настоящему моменту имеет в значительной мере сложившийся понятийно-терминологический аппарат, однако ученые отмечают проблему методологической амбивалентности. Поэтому уточнение и дефинирование понятийного аппарата педагогики, совершенствование ее языка крайне актуальны в настоящее время. Задачей прояснения терминологического аппарата педагогики сегодня занимается педагогическая семиология – междисциплинарная область исследований, вмещающая в себя наработки семиотики и когнитивной лингвистики. Приводятся характерные особенности педагогической семиологии как науки, а также тематика научного поиска и исследований в рамках этого направления. Научный анализ педагогической действительности обрабатывает материал в виде научно-педагогических фактов, педагогических терминов, понятий и концептов. Единицей смыслового представления какой-либо формы научного рассуждения и базовой единицей педагогической семиологии является концепт. Использование термина «концепт» позволяет структурировать научные представления о педагогическом объекте.



Направления модернизации образования
Этапы цифровой трансформации университета 4.0 в работах зарубежных учёных
Аннотация
Важнейшей частью преобразования университетов в Университет 4.0 является цифровая трансформация, которая на сегодняшний день разворачивается наряду с тенденциями интернационализации и экспорта образования. Данные процессы актуализируют опыт зарубежных университетов по вопросу цифровой трансформации. Цель статьи – описать и систематизировать знания об этапах цифровой трансформации университета, представленные в работах зарубежных ученых. Авторы проанализировали исследования, проведенные в университетах стран Латинской Америки, Испании, Румынии за последние 4 года. В изученных работах цифровая трансформация понимается как целенаправленно организованный комплексный процесс, не ограниченный цифровизацией и информатизацией. Опыт цифровой трансформации зарубежных университетов позволяет проследить целый ряд направлений: развитие инфраструктуры, человеческого капитала, инноваций и сетевого взаимодействия с организациями-партнерами. Исследованные работы характеризует идея об уникальности процесса цифровой трансформации каждого конкретного университета. Практическая значимость статьи состоит в систематизации знаний об этапах цифровой трансформации в трудах зарубежных ученых.



Педагогика высшей школы
Особенности мотивации профессиональной карьеры абитуриентов, поступивших на педагогические программы бакалавриата
Аннотация
Подготовка педагогических кадров, отвечающих запросам динамично развивающегося мира, является стратегической задачей, определяющей благополучие общества и государства. Одним из эффективных способов ее решения может быть привлечение на вузовские программы педагогического образования мотивированных абитуриентов, которые осознают значимость и многоаспектность работы учителя, ориентированы на личностное развитие учащегося, готовы осваивать современные технологии и подходы. В этой связи особенно актуальны исследования, направленные на выявление закономерностей мотивации выбора педагогической профессии, факторов, ее определяющих, включая карьерные ориентации. Исходя из вышеуказанного целью исследования является выявление особенностей мотивации профессиональной карьеры абитуриентов, поступивших на педагогические программы, и определение взаимосвязи их карьерных ориентаций с социально-демографическими и мотивационно-профессиональными характеристиками. В качестве эмпирических методов исследования использовались методика Э. Шейна «Якоря карьеры» и анкетирование. В исследовании приняли участие 107 абитуриентов и 107 студентов 2-го курса Смоленского государственного университета. Полученные результаты свидетельствуют об устойчивых трендах в мотивации выбора педагогической профессии, выраженных в карьерных ориентациях «служение» и «стабильность места работы», которые преобладают у испытуемых обеих изучаемых групп. Кроме того, абитуриенты, осознанно выбравшие педагогическую профессию, демонстрируют готовность к профессиональному развитию и преодолению трудностей. Показатели абитуриентов, имеющих опыт педагогической деятельности и планы работы по специальности, по шкалам «профессиональная компетентность» и «вызов» статистически выше тех, у кого преобладает внешняя мотивация поступления. Данные исследования подтверждают целесообразность предпрофессиональной подготовки будущих учителей.



Дидактические возможности учебника в подготовке студентов к самостоятельной познавательной деятельности
Аннотация
Показано, что обозначенная тема является актуальной, на основе современной реальности и нашего понимания образования как процесса, в котором обучающийся выступает активным участником своей образовательной деятельности. Внимание авторов сосредоточено на таких понятиях, как «самостоятельная познавательная деятельность», «метакогнитивные навыки и умения» и «личностно-ориентированные методы обучения», раскрывается их взаимосвязь в процессе обучения. Глубокий развивающий потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» позволяет организовать «конструирующую, познавательную и творческую активность» обучающихся, стремящихся к саморазвитию. Цель статьи – проанализировать потенциальные дидактические возможности учебника в подготовке студентов к самостоятельной познавательной деятельности и наглядно продемонстрировать их на примере конкретных заданий. Авторы исследуют основные характеристики учебника иностранного языка, разработанного для неязыкового вуза. Одной из важных характеристик учебника иностранного языка обозначается его направленность на развитие самостоятельной познавательной деятельности через методический аппарат учебника. В этом контексте уделяется внимание личностно ориентированным заданиям, включенным в учебники иностранного языка. К таким заданиям относятся мини-проекты, круглые столы, конференции, дискуссии, ролевые игры, проблемные ситуации и др. Прикладная ценность проведенного исследования определяется задаваемой учебником возможностью применить результаты для эффективного развития метакогнитивных навыков студентов, лежащих в основе самообразования. Задания, представленные и проанализированные в контексте проблематики статьи, позволяют сделать вывод о важности и необходимости использования личностно ориентированных подходов в учебном процессе для подготовки студентов к самостоятельной познавательной деятельности через развитие метакогнитивных навыков.



Воспитательный потенциал предметной подготовки будущего учителя в условиях современной образовательной политики
Аннотация
Актуальность проблемы воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя обусловлена возрастающим интересом к проблеме воспитания подрастающего поколения. Геополитические трансформации актуализировали поиск ценностно-смысловых регулятивов воспитательной работы в образовательных организациях. Цель исследования – обоснование воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя в условиях современной образовательной политики. Методология исследования представлена аксиологическим и деятельностным подходами. В качестве основных методов применялись: сравнительный анализ педагогической и методической литературы, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих воспитательный процесс в образовательных организациях; обобщение и синтез полученных результатов; анкетирование и наблюдение. На основе данных мониторинговых исследований представлен портрет современного подрастающего поколения, а также характеристика поколения «Альфа», то есть детей, родившихся после 2010 года (в соответствии с концепцией Марка Мак-Кринда). К научной новизне исследования относим выявленные компоненты воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя. Ценность проведенного исследования заключается в обосновании воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя в условиях современной образовательной политики. Практическая значимость исследования выражается в представлении педагогических наработок в реализации воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя на примере учебной дисциплины «История России».



Психология развития
Возрастная динамика графической репрезентации социальной идентичности
Аннотация
Социальная идентичность в последние десятилетия нашего транзитивного времени стала одним из актуальных предметов научного исследования в социальной психологии, социальной когнитивной психологии. Социальная идентичность отражает осознаваемые и неосознаваемые чувства сопричастности человека к определенным общностям, является контекстом для принятия решений в ситуациях выбора. Новизна исследования заключается в анализе малоосознаваемых аспектов идентичности, а именно субъективной значимости общностей, к которым человек принадлежит по факту своего рождения или основной деятельности, а также субъективной включенности в такую общность.
Автором разработана процедура графической репрезентации социальной идентичности, основанная на приемах, используемых в проективных рисуночных методах. Испытуемому предлагается с помощью кругов нарисовать себя и пять общностей (семья, группа по роду деятельности, населенный пункт, страна проживания, все люди мира). Данная экспериментальная процедура проведена в девяти возрастных группах, начиная с участников 7-летнего возраста и завершая работающими взрослыми. Всего в эксперименте приняли участие 282 человека. Данные (21 показатель) подвергнуты факторному анализу методом главных компонент.
Были получены следующие результаты: для каждой возрастной группы выявлены средние размеры изображений себя и предложенных социальных общностей, с помощью t-критерия Стьюдента получены выводы о значимых различиях в размерах изображений страны и территории проживания для возрастных групп. Факторный анализ методом главных компонент позволил выявить четыре типа социальной идентичности, которые были обозначены как множественная, иерархическая, эгоцентрическая и диффузная социальная идентичность. Предложенные типы социальной идентичности описаны, дана их психологическая интерпретация, предложены критерии идентификации по графическому изображению. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике, практике психолого-педагогического консультирования.



Психология образования
Имплицитный эффект в экспериментальном изучении девиантного поведения подростков
Аннотация
Девиантное поведение в подростковом возрасте отмечалось родителями, педагогами и философами во все исторические времена, но имело описательный характер. Это социальное явление обрело актуальность для общества в связи с урбанизацией, а стало быть, с высокой плотностью расселения на ограниченной территории. Научное изучение общественно значимого феномена столкнулось с трудностями выявления неочевидных внутренних и средовых мотиваторов, побуждающих субъектов к отклоняющемуся поведению. Психологическая проблема усматривается в выявлении и валидной регистрации неявных факторов, стимулирующих субъекта к социально неодобряемым поступкам. Цель проведенного исследования – экспериментально выявить скрытые переменные, предрасполагающие к снижению отклонений в поведении подростков. Объект изучения – девиантное подростковое поведение. Задача – регистрировать имплицитный эффект, снижающий результат воздействия в коррекционном тренинге. В опытах участвовали 43 волонтера в возрасте 14–15 лет. По наблюдаемым поведенческим признакам они были разделены на две группы: группа лиц с предпосылками девиантного поведения и группа с общественно приемлемым поведением. Для диагностических процедур были подобраны методики Басса – Дарки, Спилбергера – Ханина, В. Зунга и программа коррекции девиантности Г.И. Макартычевой. Достоверность результатов определялась по критериям Манна – Уитни и Вилкоксона, а также вычислялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате у подростков с предпосылками к девиантному поведению зафиксирован имплицитный эффект – фасилитация (эффект Зайонца) в форме повышения тревожности в ситуации групповых коррекционных занятий.



Становление субъектности старшеклассников в процессе профессионального самоопределения
Аннотация
Актуальной проблемой педагогической психологии является эффективность профессионального самоопределения учащихся. При этом для успешного самоопределения необходимо обладать качествами полноценного субъекта. Ученые, несмотря на отличия в определениях понятий «субъект» и «субъектность», сходятся в общих характеристиках: субъект должен обладать самостоятельностью (автономностью), активностью, ответственностью, способностью к саморефлексии и самопознанию. Все это – необходимые качества для осознанного выбора будущей профессии старшеклассниками. Соответственно развитие субъектности учащихся приобретает особую важность в образовании. При этом в качестве одной из составляющих активности субъекта, а также фактора успешного самоопределения выступают ценностные ориентации учащихся. Целью данного исследования являлось определение особенностей становления субъектности старшеклассников в процессе их профессионального становления. В исследовании участвовали две выборки учащихся (одиннадцатые и девятые классы общеобразовательной школы). Учащиеся девятых классов были разделены на группы: экспериментальную, с которой проводился тренинг профессионального самоопределения, и контрольную, проходящую обучение в обычном режиме. Диагностические срезы в девятых классах проходили в три этапа: до тренинга, сразу после тренинга (через 19 недель) и на той же выборке в десятом классе (через 7 месяцев после второго среза). В качестве диагностических методик использовались опросник стадий становления субъектности старшеклассников (ОСС-Ш) и проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся. Математическая обработка полученных данных была осуществлена посредством применения Т-критерия Вилкоксона для сравнения изменения параметров во времени и непараметрического коэффициента корреляции тау-Кендалла для выявления взаимосвязей. В результате исследования выявлены особенности становления субъектности старшеклассников в процессе профессионального самоопределения, включающие целостность стадий, влияние профориентационных мероприятий, в данном случае тренинга, на изменения в состояниях стадий субъектности, а также взаимосвязь становления субъектности с ценностью стадии для учащегося и пониманием необходимых шагов для достижения идеального уровня стадии. Практическая значимость данного исследования заключается в обосновании необходимости профориентационного тренинга для старшеклассников с целью повышения учебной мотивации, самостоятельности и качества выполняемой ими работы.



Социальная психология
Коммуникативные способности старшеклассников в ракурсе экопсихологических типов субъект-средовых взаимодействий
Аннотация
Статья посвящена эмпирическому исследованию коммуникативных способностей старшеклассников в контексте экопсихологических типов субъект-средовых взаимодействий. Актуальность этой темы объясняется необходимостью развития у старшеклассников способности к диалогическому общению в совместной деятельности. В качестве теоретических предпосылок использовались экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий и виды направленности личности в общении. Исследование было проведено на учащихся 10-х и 11-х классов г. Владимира в количестве 85 человек (30 юношей и 55 девушек) с помощью методики «Направленность личности в общении». Результаты, полученные на данной выборке, показывают, что в 92,6 % случаев коммуникативные способности старшеклассников представляют монологические виды направленности личности. В то же время диалогическая направленность, соответствующая субъект-порождающему и субъект-совместному типам взаимодействий, представлена всего лишь в 7,4 % случаях. Большинство старшеклассников (56,9 %) показали средний уровень развития такой коммуникативной способности, как направленность личности в общении. В наибольшей мере у старшеклассников представлена субъектная позиция в общении. Она выражается в стремлении использовать общение для манипулирования другими (манипулятивный вид направленности), что соответствует субъект-объектному типу коммуникативных взаимодействий. В то же время для значительной части старшеклассников характерно желание занять объектную позицию в общении, подчинившись мнению других (конформная направленность), что соответствует объект-субъектному типу коммуникативных взаимодействий.


