Особенности мотивации профессиональной карьеры абитуриентов, поступивших на педагогические программы бакалавриата

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Подготовка педагогических кадров, отвечающих запросам динамично развивающегося мира, является стратегической задачей, определяющей благополучие общества и государства. Одним из эффективных способов ее решения может быть привлечение на вузовские программы педагогического образования мотивированных абитуриентов, которые осознают значимость и многоаспектность работы учителя, ориентированы на личностное развитие учащегося, готовы осваивать современные технологии и подходы. В этой связи особенно актуальны исследования, направленные на выявление закономерностей мотивации выбора педагогической профессии, факторов, ее определяющих, включая карьерные ориентации. Исходя из вышеуказанного целью исследования является выявление особенностей мотивации профессиональной карьеры абитуриентов, поступивших на педагогические программы, и определение взаимосвязи их карьерных ориентаций с социально-демографическими и мотивационно-профессиональными характеристиками. В качестве эмпирических методов исследования использовались методика Э. Шейна «Якоря карьеры» и анкетирование. В исследовании приняли участие 107 абитуриентов и 107 студентов 2-го курса Смоленского государственного университета. Полученные результаты свидетельствуют об устойчивых трендах в мотивации выбора педагогической профессии, выраженных в карьерных ориентациях «служение» и «стабильность места работы», которые преобладают у испытуемых обеих изучаемых групп. Кроме того, абитуриенты, осознанно выбравшие педагогическую профессию, демонстрируют готовность к профессиональному развитию и преодолению трудностей. Показатели абитуриентов, имеющих опыт педагогической деятельности и планы работы по специальности, по шкалам «профессиональная компетентность» и «вызов» статистически выше тех, у кого преобладает внешняя мотивация поступления. Данные исследования подтверждают целесообразность предпрофессиональной подготовки будущих учителей.

Об авторах

Фаина Маратовна Кремень

Смоленский государственный университет

Email: fmkremen@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5451-4347
SPIN-код: 4841-2980
Scopus Author ID: 57932898000
ResearcherId: AAR-6392-2020

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная работа»

Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Сергей Анатольевич Кремень

Смоленский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: skremen@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6162-9986
SPIN-код: 6115-0050
Scopus Author ID: 57220835681
ResearcherId: X-8871-2018

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология»

Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Список литературы

  1. Пак Л.Г., Кочемасова Л.А. Активизация профессионального самоопределения обучающихся // Личность. Профессия. Карьера: Сборник научных трудов психолого-педагогического профориентационного форума с международным участием. – Оренбург, 2020. – С. 61–66.
  2. Кремень С.А. Диагностическое изучение индивидуальных особенностей личности, обеспечивающих эффективность процесса профессионального самоопределения будущего учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2000. – 16 c.
  3. Simonsz H., Leeman Y., Veugelers W. Beginning student teachers’ motivations for becoming teachers and their educational ideals. Journal of Education for Teaching. 2022. Vol. 49. Рр. 207–221. doi: 10.1080/02607476.2022.2061841.
  4. Врублевская Е.Г. Личностные результаты образования в психолого-педагогических классах // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – Т. 1. – № 1 (82). – С. 78–88. doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-78-88.
  5. Валеева Р.А., Парфилова Г.Г., Демакова И.Д., Адамян Е.И., Кремень Ф.М., Кремень С.А. и др. Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17. – № 3. – С. 169–186. doi: 10.26907/esd.17.3.14.
  6. Kremen S.A., Kremen F.M. Career development of future teachers: Research on American students. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2020. Vol. VIII. IFTE 2019. Рр. 316–331. doi: 10.15405/epsbs.2020.01.38.
  7. Jones K., Christie F., Brophy S. Getting in, getting on, going further: Exploring the role of employers in the degree apprentice to graduate transition. British Educational Research Journal. 2023. Vol. 49. Рр. 93–109. doi: 10.1002/berj.3831.
  8. Hong Ji, Greene B., Roberson R., Cross Francis D., Keenan L.R. Variations in pre-service teachers’ career exploration and commitment to teaching. Teacher Development. 2018. Vol. 22. No. 3. Рр. 408–426. doi: 10.1080/13664530.2017.1358661.
  9. Jackson D., Wilton N. Career choice status among undergraduates and the influence of career management competencies and perceived employability. Journal of Education and Work. 2017. Vol. 30. No. 5. Рр. 552–569. doi: 10.1080/13639080.2016.1255314.
  10. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk-taking of behavior. Psychological Review. 1957. Vol. 64. Рр. 359–372.
  11. Eccles J.S. Subjective task value and the Eccles et al. Model of achievement related choice. In A.J. Elliot & C.S. Dweck (Eds.). Handbook of competence and motivation. New York: Guilford Press, 2005. Рр. 105–121.
  12. Krumboltz J.D. A Social Learning Theory of Career Choice. Social Learning Theory and Career Decision Making, edited by M. Mitchell, G.B. Jones, J.D. Krumboltz, Cranston, RI: Carroll Press, 1979. Рр. 19–49.
  13. Кажарская О.Н., Кондрашихина О.А., Медведева С.А. Мотивационные аспекты выбора педагогической профессии у студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 2 (52). – С. 156–162.
  14. Андросова Ю.В., Вершинина Л.В. Ценностные ориентации и мотивация профессии учителя как компоненты профессионально-педагогического мировоззрения студентов вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 9. – С. 9–14.
  15. Минеева О.А., Максимова К.А., Бакулина Н.А., Слюзнева К.В. Выбор профессии учителя: изучение мотивации студентов педагогических специальностей // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – № 4 (46). – С. 136–142.
  16. Николаева Е.Ф. Роль мотивационных факторов в выборе профессии будущих молодых специалистов психолого-педагогического профиля // Вестник Чувашского университета. – 2013. – № 2. – С. 132–136.
  17. Heinz M. Why choose teaching? An international review of empirical studies exploring student teachers’ career motivations and levels of commitment to teaching. Educational Research and Evaluation. 2015. Vol. 21. No. 3. Рр. 258–297. doi: 10.1080/13803611.2015.1018278.
  18. Kyriacou C., Coulthard M. Undergraduate’s views of teaching as a career choice. Journal of Education for Teaching. 2000. Vol. 26. No. 2. Рр. 117–126. doi: 10.1080/02607470050127036.
  19. Moran A., Kilpatrick R., Abbot L., Dallat J., McClune B. Training to teach: Motivating factors and implications for recruitment. Evaluation and Research in Education. 2001. No. 15 (1). Рр. 17–32.
  20. Bhattacharya S., Raju V. Career choice in teaching among engineering graduates: A study of the altruistic, extrinsic and intrinsic factors. International Journal of Business and Systems Research. 2019. Vol. 13. No. 4. Рр. 391–403. doi: 10.1504/IJBSR.2019.102523
  21. Richardson P.W., Watt H.M.G. Who chooses teaching and why? Profiling characteristics and motivations across three Australian universities. Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2006. Vol. 34. No. 1. Рр. 27–56. doi: 10.1080/13598660500480290.
  22. Low E.L., Ng P.T., Hui C., Cai L. Teaching as a Career Choice: Triggers and Drivers. Australian Journal of Teacher Education. 2017. Vol. 42. No. 2, article 3. DOI: https://doi.org/10.14221/ajte.2017v42n2.3.
  23. Han J., Yin H. Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers. Cogent Education. 2016. Vol. 3. doi: 10.1080/2331186X.2016.1217819.
  24. Bess J.L. The motivation to teach. The Journal of Higher Education. 1977. Vol. 48. No. 3. Рр. 243–258.
  25. Watt H.M.G., Richardson P.W. Motivational factors influencing teaching as a career choice: Development and validation of the FIT-Choice Scale. Journal of Experimental Education. 2007. Vol. 75. No. 3. Рр. 167–202. doi: 10.3200/JEXE.75.3.167-202.
  26. Watt H.M.G., Richardson P.W., Klusmann U., Kunter M., Beyer B., Trautwein U., Baumert J. Motivations for Choosing Teaching as a Career: An International Comparison Using the FIT-choice Scale. Teaching and Teacher Education. 2012. Vol. 28. No. 6. Рр. 791–805. doi: 10.1016/j.tate.2012.03.003.
  27. Swennen A., Jones K., Volman M. Teacher educators: their identities, sub-identities and implications for professional development. Professional Development in Education. 2010. Vol. 36. No. 1–2. Рр. 131–148. doi: 10.1080/19415250903457893.
  28. Darling-Hammond L. Powerful teacher education: lessons from exemplary programs. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2006. 448 p.
  29. Dik B., Duffy R. Calling and Vocation at Work: Definitions and Prospects for Research and Practice. The Counseling Psychologist. 2009. Vol. 37. No. 3. Рр. 424–450.
  30. Ахмедзянова Л.М. Теоретические основы и практика развития педагогического призвания: дис. … д-ра пед. наук. – Киев, 1996. – 530 с.
  31. Hansen D.T. The Call to Teach. New York: Teachers College Press, 1995. 168 p.
  32. Olsen B. How Reasons for Entry into the Profession Illuminate Teacher Identity Development. Teacher Education Quarterly. 2008. Vol. 35. No. 3. Рр. 23–40.
  33. Rust F. Redesign in teacher education: the roles of teacher educators. European Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 42. No. 4. Рр. 523–533. doi: 10.1080/02619768.2019.1628215.
  34. Бережная И.Ф. Профессиональная подготовка будущих педагогов в классическом университете // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – Т. 10. – № 2–3. – С. 97–100.
  35. Høgheim S., Federici R.A. Interest in teacher education: exploring the relation between student teacher interest and ambitions in teacher education. European Journal of Teacher Education. 2022. Vol. 45. No. 5. Рр. 581–599. doi: 10.1080/02619768.2020.1860006.
  36. Pop M.M., Turner J.E. To Be or Not to Be … a Teacher? Exploring Levels of Commitment Related to Perceptions of Teaching among Students Enrolled in Al Teacher Education Program. Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2009. Vol. 15. No. 6. Рр. 683–700. doi: 10.1080/13540600903357017.
  37. Izadinia M. A Review of Research on Student Teachers’ Professional Identity. British Educational Research Journal. 2013. Vol. 39. No. 4. Рр. 694–713.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Сравнение средних показателей абитуриентов и студентов по методике «Якоря карьеры»

Скачать (227KB)

© Кремень Ф.М., Кремень С.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».