Становление субъектности старшеклассников в процессе профессионального самоопределения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальной проблемой педагогической психологии является эффективность профессионального самоопределения учащихся. При этом для успешного самоопределения необходимо обладать качествами полноценного субъекта. Ученые, несмотря на отличия в определениях понятий «субъект» и «субъектность», сходятся в общих характеристиках: субъект должен обладать самостоятельностью (автономностью), активностью, ответственностью, способностью к саморефлексии и самопознанию. Все это – необходимые качества для осознанного выбора будущей профессии старшеклассниками. Соответственно развитие субъектности учащихся приобретает особую важность в образовании. При этом в качестве одной из составляющих активности субъекта, а также фактора успешного самоопределения выступают ценностные ориентации учащихся. Целью данного исследования являлось определение особенностей становления субъектности старшеклассников в процессе их профессионального становления. В исследовании участвовали две выборки учащихся (одиннадцатые и девятые классы общеобразовательной школы). Учащиеся девятых классов были разделены на группы: экспериментальную, с которой проводился тренинг профессионального самоопределения, и контрольную, проходящую обучение в обычном режиме. Диагностические срезы в девятых классах проходили в три этапа: до тренинга, сразу после тренинга (через 19 недель) и на той же выборке в десятом классе (через 7 месяцев после второго среза). В качестве диагностических методик использовались опросник стадий становления субъектности старшеклассников (ОСС-Ш) и проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся. Математическая обработка полученных данных была осуществлена посредством применения Т-критерия Вилкоксона для сравнения изменения параметров во времени и непараметрического коэффициента корреляции тау-Кендалла для выявления взаимосвязей. В результате исследования выявлены особенности становления субъектности старшеклассников в процессе профессионального самоопределения, включающие целостность стадий, влияние профориентационных мероприятий, в данном случае тренинга, на изменения в состояниях стадий субъектности, а также взаимосвязь становления субъектности с ценностью стадии для учащегося и пониманием необходимых шагов для достижения идеального уровня стадии. Практическая значимость данного исследования заключается в обосновании необходимости профориентационного тренинга для старшеклассников с целью повышения учебной мотивации, самостоятельности и качества выполняемой ими работы.

Об авторах

Евгения Сергеевна Волкова

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Email: volkova.es2014@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-3546-7161

аспирант кафедры «Педагогическая и прикладная психология»

Россия, 443081, г. Самара, ул. Стара Загора, 76

Александр Васильевич Капцов

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: avkaptsov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7999-6546
SPIN-код: 1469-9079

доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогическая и прикладная психология»

Россия, 443081, г. Самара, ул. Стара Загора, 76

Список литературы

  1. Маркова Е.А. Ценностные ориентации профессионального самоопределения учащихся старших классов // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2019. – № 1 (3). – С. 284–292. EDN: ODUXNE.
  2. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 480 с.
  3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 216 с.
  4. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. – М.: Пер Сэ: Логос, 2007. – С. 114–118.
  5. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. – Л., 1967. – Вып. 2. – С. 235–249.
  6. Панов В.И. Субъектность педагога в условиях цифровизации образования: экопсихологический аспект // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: Коллективная монография / под ред. Л.М. Митиной. – М.: Психологический институт РАО: Бахрах, 2022. – С. 63–73. EDN: RYNCWG.
  7. Панов В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. Вып. 3 (11). – С. 214–224. doi: 10.18500/2304-9790-2014-3-3-214-224
  8. Thomas D. Social Being: A Theory for Social Psychology By Rom Harré Oxford: Basil Blackwell. Philosophy. 1981. No. 56 (215). Pp. 133–134. doi: 10.1017/S0031819100049913
  9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. – М.: Academia, 2008. – 320 с.
  10. Цыганкова М.Н. Формирование субъектности как условие профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. пс. наук: 19.00.03. – М.: НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», 2016. – 275 с.
  11. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health. Canadian Psychology. 2008. No. 49 (3). Pp. 82–185. doi: 10.1037/a0012801.
  12. Hauskeller M. The Things That Really Matter: Philosophical conversations on the cornerstones of life. London: UCL Press, 2022. 294 p. doi: 10.14324/111.9781800082175.
  13. Markus H.R., Kitayama S. Models of agency: Sociocultural diversity in the construction of action. Nebraska Symposium on Motivation. Vol. 49. Cross-Cultural Differences in Perspectives on the Self. Lincoln (NB), 2003. Pp. 1– 57.
  14. Gutman L.M., Schoon I. Aiming high, aiming low, not knowing where to go: Career aspirations and later outcomes of adolescents with special educational needs. International Journal of Educational Research. 2018. Vol. 89. P. 92–102. doi: 10.1016/j.ijer.2017.10.002
  15. Ng-Knight T., Schoon I. Can locus of control compensate for socioeconomic adversity in the transition from school to work? Journal of Youth and Adolescence. 2017. Vol. 46. No. 10. Pр. 2114–2128. doi: 10.1007/s10964-017-0720-6.
  16. Reeve J., Tseng C.M. Agency as a fourth aspect of students’ engagement during learning activities. Contemporary Educational Psychology. 2011. No. 36. Pp. 257–267. doi: 10.1016/j.cedpsych.2011.05.002.
  17. Reeve J. How students create motivationally supportive learning environments for themselves: The concept of agentic engagement. Journal of Educational Psychology. 2013. No. 105. Pp. 579–595. doi: 10.1037/a0032690.
  18. Patall E.A., Pituch K.A., Steingut R.R., Vasquez A.C., Yates N., Kennedy A. Agency and high school science students’ motivation, engagement, and classroom support experiences. Journal of Applied Developmental Psychology. 2019. No. 62. Pp. 77–92. doi: 10.1016/j.appdev.2019.01.004.
  19. Arnold J., Clarke D.J. What is ‘agency’? Perspectives in science education research. International Journal of Science Education. 2014. Vol. 36. No. 5. Pp. 735–754. doi: 10.1080/09500693.2013.825066.
  20. Aron I.S. Agency in Professional Self-Determination of Adolescents with Special Social Situations of Development. Cultural-Historical Psychology. 2017. No. 13 (4). Pp. 64–72. doi: 10.17759/chp.2017130407.
  21. Bateman T.S. Agency Is the Highest Level of Personal Competence. 2022. https://www.psychologytoday.com/intl/blog/getting-proactive/202203/agency-is-the-highest-level-personal-competence (accessed September 20, 2023).
  22. Côté J.E., Bynner J.M. Changes in the transition to adulthood in the UKand Canada: The role of structure and agency in emerging adulthood. Journal of Youth Studies. 2018. No. 11. Pp. 251–268.
  23. Côté J.E., Levine C.G. Identity formation, agency, and culture: A social psychological synthesis. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2002. 247 p.
  24. Elmore T. How Parents Can Steal Agency From Their Kids. 2023. https://www.psychologytoday.com/intl/blog/artificial-maturity/202307/how-parents-can-steal-agency-from-their-kids (accessed September 20, 2023).
  25. Gray P., Lancy D.F., Bjorklund D.F. Decline in Independent Activity as a Cause of Decline in Children’s Mental Wellbeing: Summary of the Evidence. The Journal of Pediatrics. 2003. No. 260 (2). doi: 10.1016/j.jpeds.2023.02.004
  26. Антопольская Т.А., Панов В.И., Силаков А.С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2020. – № 3. – С. 43–50. doi: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-5. EDN PSTRUO.
  27. Капцов А.В., Матасова И.Л., Шаталина М.А. Устойчивость эффекта развивающей программы по формированию стрессоустойчивости на становление субъектности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2022. – Т. 11, № 1 (41). – С. 4–15. doi: 10.18500/2304-9790-2022-11-1-4-15. EDN DRPLOW.
  28. Волкова Е.С., Капцов А.В. Особенности факторов становления субъектности и способов выполнения учебных действий учащихся старших классов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2021. – № 1 (29). – С. 42–65. EDN: HDUCMI
  29. Волкова Е.С., Капцов А.В., Панов В.И. Проективная методика определения состояния стадий становления субъектности учащихся // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2022. – Вып. 5. – С. 500–508. doi: 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64.
  30. Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2016. – № 4. – С. 16–25. EDN: YQFMSJ
  31. Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 4. – С. 91–103. doi: 10.17759/pse.2021260408

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Волкова Е.С., Капцов А.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».