Становление субъектности старшеклассников в процессе профессионального самоопределения
- Авторы: Волкова Е.С.1, Капцов А.В.1
-
Учреждения:
- Самарский филиал Московского городского педагогического университета
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 103-116
- Раздел: Психология образования
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/253334
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.4.9
- ID: 253334
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальной проблемой педагогической психологии является эффективность профессионального самоопределения учащихся. При этом для успешного самоопределения необходимо обладать качествами полноценного субъекта. Ученые, несмотря на отличия в определениях понятий «субъект» и «субъектность», сходятся в общих характеристиках: субъект должен обладать самостоятельностью (автономностью), активностью, ответственностью, способностью к саморефлексии и самопознанию. Все это – необходимые качества для осознанного выбора будущей профессии старшеклассниками. Соответственно развитие субъектности учащихся приобретает особую важность в образовании. При этом в качестве одной из составляющих активности субъекта, а также фактора успешного самоопределения выступают ценностные ориентации учащихся. Целью данного исследования являлось определение особенностей становления субъектности старшеклассников в процессе их профессионального становления. В исследовании участвовали две выборки учащихся (одиннадцатые и девятые классы общеобразовательной школы). Учащиеся девятых классов были разделены на группы: экспериментальную, с которой проводился тренинг профессионального самоопределения, и контрольную, проходящую обучение в обычном режиме. Диагностические срезы в девятых классах проходили в три этапа: до тренинга, сразу после тренинга (через 19 недель) и на той же выборке в десятом классе (через 7 месяцев после второго среза). В качестве диагностических методик использовались опросник стадий становления субъектности старшеклассников (ОСС-Ш) и проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся. Математическая обработка полученных данных была осуществлена посредством применения Т-критерия Вилкоксона для сравнения изменения параметров во времени и непараметрического коэффициента корреляции тау-Кендалла для выявления взаимосвязей. В результате исследования выявлены особенности становления субъектности старшеклассников в процессе профессионального самоопределения, включающие целостность стадий, влияние профориентационных мероприятий, в данном случае тренинга, на изменения в состояниях стадий субъектности, а также взаимосвязь становления субъектности с ценностью стадии для учащегося и пониманием необходимых шагов для достижения идеального уровня стадии. Практическая значимость данного исследования заключается в обосновании необходимости профориентационного тренинга для старшеклассников с целью повышения учебной мотивации, самостоятельности и качества выполняемой ими работы.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Евгения Сергеевна Волкова
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Email: volkova.es2014@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-3546-7161
аспирант кафедры «Педагогическая и прикладная психология»
Россия, 443081, г. Самара, ул. Стара Загора, 76Александр Васильевич Капцов
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: avkaptsov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7999-6546
SPIN-код: 1469-9079
доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогическая и прикладная психология»
Россия, 443081, г. Самара, ул. Стара Загора, 76Список литературы
- Маркова Е.А. Ценностные ориентации профессионального самоопределения учащихся старших классов // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2019. – № 1 (3). – С. 284–292. EDN: ODUXNE.
- Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 480 с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 216 с.
- Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. – М.: Пер Сэ: Логос, 2007. – С. 114–118.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. – Л., 1967. – Вып. 2. – С. 235–249.
- Панов В.И. Субъектность педагога в условиях цифровизации образования: экопсихологический аспект // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: Коллективная монография / под ред. Л.М. Митиной. – М.: Психологический институт РАО: Бахрах, 2022. – С. 63–73. EDN: RYNCWG.
- Панов В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. Вып. 3 (11). – С. 214–224. doi: 10.18500/2304-9790-2014-3-3-214-224
- Thomas D. Social Being: A Theory for Social Psychology By Rom Harré Oxford: Basil Blackwell. Philosophy. 1981. No. 56 (215). Pp. 133–134. doi: 10.1017/S0031819100049913
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. – М.: Academia, 2008. – 320 с.
- Цыганкова М.Н. Формирование субъектности как условие профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. пс. наук: 19.00.03. – М.: НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», 2016. – 275 с.
- Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health. Canadian Psychology. 2008. No. 49 (3). Pp. 82–185. doi: 10.1037/a0012801.
- Hauskeller M. The Things That Really Matter: Philosophical conversations on the cornerstones of life. London: UCL Press, 2022. 294 p. doi: 10.14324/111.9781800082175.
- Markus H.R., Kitayama S. Models of agency: Sociocultural diversity in the construction of action. Nebraska Symposium on Motivation. Vol. 49. Cross-Cultural Differences in Perspectives on the Self. Lincoln (NB), 2003. Pp. 1– 57.
- Gutman L.M., Schoon I. Aiming high, aiming low, not knowing where to go: Career aspirations and later outcomes of adolescents with special educational needs. International Journal of Educational Research. 2018. Vol. 89. P. 92–102. doi: 10.1016/j.ijer.2017.10.002
- Ng-Knight T., Schoon I. Can locus of control compensate for socioeconomic adversity in the transition from school to work? Journal of Youth and Adolescence. 2017. Vol. 46. No. 10. Pр. 2114–2128. doi: 10.1007/s10964-017-0720-6.
- Reeve J., Tseng C.M. Agency as a fourth aspect of students’ engagement during learning activities. Contemporary Educational Psychology. 2011. No. 36. Pp. 257–267. doi: 10.1016/j.cedpsych.2011.05.002.
- Reeve J. How students create motivationally supportive learning environments for themselves: The concept of agentic engagement. Journal of Educational Psychology. 2013. No. 105. Pp. 579–595. doi: 10.1037/a0032690.
- Patall E.A., Pituch K.A., Steingut R.R., Vasquez A.C., Yates N., Kennedy A. Agency and high school science students’ motivation, engagement, and classroom support experiences. Journal of Applied Developmental Psychology. 2019. No. 62. Pp. 77–92. doi: 10.1016/j.appdev.2019.01.004.
- Arnold J., Clarke D.J. What is ‘agency’? Perspectives in science education research. International Journal of Science Education. 2014. Vol. 36. No. 5. Pp. 735–754. doi: 10.1080/09500693.2013.825066.
- Aron I.S. Agency in Professional Self-Determination of Adolescents with Special Social Situations of Development. Cultural-Historical Psychology. 2017. No. 13 (4). Pp. 64–72. doi: 10.17759/chp.2017130407.
- Bateman T.S. Agency Is the Highest Level of Personal Competence. 2022. https://www.psychologytoday.com/intl/blog/getting-proactive/202203/agency-is-the-highest-level-personal-competence (accessed September 20, 2023).
- Côté J.E., Bynner J.M. Changes in the transition to adulthood in the UKand Canada: The role of structure and agency in emerging adulthood. Journal of Youth Studies. 2018. No. 11. Pp. 251–268.
- Côté J.E., Levine C.G. Identity formation, agency, and culture: A social psychological synthesis. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2002. 247 p.
- Elmore T. How Parents Can Steal Agency From Their Kids. 2023. https://www.psychologytoday.com/intl/blog/artificial-maturity/202307/how-parents-can-steal-agency-from-their-kids (accessed September 20, 2023).
- Gray P., Lancy D.F., Bjorklund D.F. Decline in Independent Activity as a Cause of Decline in Children’s Mental Wellbeing: Summary of the Evidence. The Journal of Pediatrics. 2003. No. 260 (2). doi: 10.1016/j.jpeds.2023.02.004
- Антопольская Т.А., Панов В.И., Силаков А.С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2020. – № 3. – С. 43–50. doi: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-5. EDN PSTRUO.
- Капцов А.В., Матасова И.Л., Шаталина М.А. Устойчивость эффекта развивающей программы по формированию стрессоустойчивости на становление субъектности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2022. – Т. 11, № 1 (41). – С. 4–15. doi: 10.18500/2304-9790-2022-11-1-4-15. EDN DRPLOW.
- Волкова Е.С., Капцов А.В. Особенности факторов становления субъектности и способов выполнения учебных действий учащихся старших классов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2021. – № 1 (29). – С. 42–65. EDN: HDUCMI
- Волкова Е.С., Капцов А.В., Панов В.И. Проективная методика определения состояния стадий становления субъектности учащихся // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2022. – Вып. 5. – С. 500–508. doi: 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64.
- Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2016. – № 4. – С. 16–25. EDN: YQFMSJ
- Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 4. – С. 91–103. doi: 10.17759/pse.2021260408
Дополнительные файлы
