Модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается понятие коммуникативной компетентности звукорежиссера. Выявлено значение коммуникаций в профессиональной деятельности звукорежиссера. Проанализированы теоретико-методологические подходы к понятию коммункативной компетентности. Определена роль личностно-ориентированного подхода в формировании коммуникативной компетентности. Предложена модель формирования коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров с использованием личностно-ориентированного подхода, состоящая из четырех блоков: целевого, методологического, содержательного, оценочно-результативного. Блоки наглядно распределяют методологический и методический аспекты достижения поставленной цели. Представлены компоненты коммуникативной компетентности звукорежиссеров, в соответствии с ними подобраны методы обучения в рамках личностно-ориентированной методологии. При этом за счет расширения субъектного опыта, применения самоанализа и эмпатии дополнительно стимулируется развитие личности обучающихся. Используя модель, педагог может внедрять предложенные методики или адаптировать собственный профессиональный и коммуникативный опыт в рамках формирования конкретного компонента коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Это дает возможность более гибко подходить к повышению коммуникативных навыков обучающихся с разным уровнем коммуникативной компетентности. Изложены принципы реализации модели в процессе обучения. Составлена структура курса «Профессиональные коммуникации звукорежиссеров». Описаны методы, направленные на получение и закрепление основной теоретической информации, необходимой для понимания коммуникативных процессов в работе звукорежиссера. Статья последовательно раскрывает методологию формирования функциональных компонентов коммуникативной компетентности путем применения личностно-ориентированных методик обучения. Анализируется применение активных и интерактивных методов обучения в контексте личностно-ориентированной методологии. Рассмотрено важнейшее условие реализации модели формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров: подготовка педагогов к применению личностно-ориентированного подхода.

Об авторах

Юрий Алексеевич Качалов

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: kachalovyuriy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5192-0286

аспирант кафедры «Экономика и управление социально-культурной деятельностью», старший преподаватель кафедры «Звукорежиссура и цифровые технологии»

Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167

Список литературы

  1. Введенский В.Н., Донникова Т.С. Соотношение деятельности и проектной компетентности специалиста // Наука. Искусство. Культура. – 2014. – № 4. – С. 152–161.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
  3. Зимняя И.А. Компетенция – компетентность: субъектная трансформация // Акмеология. – 2010. – № 2. – С. 47–51.
  4. Болдырева Н.В., Болдырева Н.П. Ключевые компетенции в современных условиях // Вестник евразийской науки. – 2022. – Т. 14. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://esj.today/PDF/08ECVN222.pdf (дата обращения: 09.05.2024).
  5. Агафонова И.Д. Педагогическая модель формирования коммуникативной компетенции менеджеров в системе дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 5 (12). – С. 249–251.
  6. Колмогорова Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 205 с.
  7. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: избранные труды. – М.: Смысл, 2007. – 387 с.
  8. Горбунова Н.В. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов в контексте идей личностно-ориентированного подхода // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 87–89.
  9. Омельченко Н.В., Скрипниченко Л.С. Формирование коммуникативной компетентности персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – № 2. – С. 40–45.
  10. Храмцова А.Б. Коммуникативная подготовка выпускника вуза как субъекта социума // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – Т. 6. – № 3. – С. 174–179.
  11. Молокова О.А. Теоретические предпосылки использования личностно-центрированного подхода в сопровождении студентов на этапе адаптации в новой среде // Психолого-педагогический поиск. – 2018. – № 1. – С. 79–88.
  12. Турянская О.Ф. Теоретические основы личностно ориентированного подхода к обучению: монография. – Орел: ОГУ, 2015. – 278 с.
  13. Беляев Д.А., Киреева Е.А. Инновационные образовательные технологии в личностно-ориентированном обучении // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 4–2. – С. 37–41.
  14. Батырева Н.А., Кубышкин В.И., Станиславская К.А. Технологии личностно-ориентированного обучения // Наука без границ. – 2017. – № 6 (11). – С. 141–143.
  15. Захарова Т.В., Басалаева Н.В. Диалог как технология обучения: основные понятия и характеристики // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2–2. – С. 245–248.
  16. Качалов Ю.А. Функциональные компоненты коммуникативной компетентности звукорежиссера // Вестник Владимирского государственного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – № (3) 77 (в печати).
  17. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. – Волгоград: Перемена, 2000. – 148 с.
  18. Муравьева О.И. Психология коммуникативной компетентности. Теоретические и практические аспекты: монография. – Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 146 c.
  19. Кутергин Н.Б., Тарасенко А.А., Тимофеева Л.В. Современные педагогические технологии, расширяющие организационно-методический инструментарий образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 6 (2–3). – С. 134–138.
  20. Лапшова А.В., Зиновьева С.А., Воронина И.Р. Социально-коммуникативная компетентность – механизм адаптации к условиям профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74–4. – С. 153–155.
  21. Бейлина Н.С. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических вузов в процессе изучения дисциплины «Психология социальных коммуникаций» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2021. – № 80. – С. 11–17.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Распределение исследуемой выборки по уровню коммуникативных и организаторских склонностей, %

Скачать (96KB)

© Качалов Ю.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».