Модель формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров
- Авторы: Качалов Ю.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 39-52
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/275763
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.3.3
- ID: 275763
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается понятие коммуникативной компетентности звукорежиссера. Выявлено значение коммуникаций в профессиональной деятельности звукорежиссера. Проанализированы теоретико-методологические подходы к понятию коммункативной компетентности. Определена роль личностно-ориентированного подхода в формировании коммуникативной компетентности. Предложена модель формирования коммуникативной компетентности будущих звукорежиссеров с использованием личностно-ориентированного подхода, состоящая из четырех блоков: целевого, методологического, содержательного, оценочно-результативного. Блоки наглядно распределяют методологический и методический аспекты достижения поставленной цели. Представлены компоненты коммуникативной компетентности звукорежиссеров, в соответствии с ними подобраны методы обучения в рамках личностно-ориентированной методологии. При этом за счет расширения субъектного опыта, применения самоанализа и эмпатии дополнительно стимулируется развитие личности обучающихся. Используя модель, педагог может внедрять предложенные методики или адаптировать собственный профессиональный и коммуникативный опыт в рамках формирования конкретного компонента коммуникативной компетентности звукорежиссеров. Это дает возможность более гибко подходить к повышению коммуникативных навыков обучающихся с разным уровнем коммуникативной компетентности. Изложены принципы реализации модели в процессе обучения. Составлена структура курса «Профессиональные коммуникации звукорежиссеров». Описаны методы, направленные на получение и закрепление основной теоретической информации, необходимой для понимания коммуникативных процессов в работе звукорежиссера. Статья последовательно раскрывает методологию формирования функциональных компонентов коммуникативной компетентности путем применения личностно-ориентированных методик обучения. Анализируется применение активных и интерактивных методов обучения в контексте личностно-ориентированной методологии. Рассмотрено важнейшее условие реализации модели формирования коммуникативной компетентности звукорежиссеров: подготовка педагогов к применению личностно-ориентированного подхода.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юрий Алексеевич Качалов
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: kachalovyuriy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5192-0286
аспирант кафедры «Экономика и управление социально-культурной деятельностью», старший преподаватель кафедры «Звукорежиссура и цифровые технологии»
Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167Список литературы
- Введенский В.Н., Донникова Т.С. Соотношение деятельности и проектной компетентности специалиста // Наука. Искусство. Культура. – 2014. – № 4. – С. 152–161.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
- Зимняя И.А. Компетенция – компетентность: субъектная трансформация // Акмеология. – 2010. – № 2. – С. 47–51.
- Болдырева Н.В., Болдырева Н.П. Ключевые компетенции в современных условиях // Вестник евразийской науки. – 2022. – Т. 14. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://esj.today/PDF/08ECVN222.pdf (дата обращения: 09.05.2024).
- Агафонова И.Д. Педагогическая модель формирования коммуникативной компетенции менеджеров в системе дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 5 (12). – С. 249–251.
- Колмогорова Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 205 с.
- Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: избранные труды. – М.: Смысл, 2007. – 387 с.
- Горбунова Н.В. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов в контексте идей личностно-ориентированного подхода // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 87–89.
- Омельченко Н.В., Скрипниченко Л.С. Формирование коммуникативной компетентности персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – № 2. – С. 40–45.
- Храмцова А.Б. Коммуникативная подготовка выпускника вуза как субъекта социума // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – Т. 6. – № 3. – С. 174–179.
- Молокова О.А. Теоретические предпосылки использования личностно-центрированного подхода в сопровождении студентов на этапе адаптации в новой среде // Психолого-педагогический поиск. – 2018. – № 1. – С. 79–88.
- Турянская О.Ф. Теоретические основы личностно ориентированного подхода к обучению: монография. – Орел: ОГУ, 2015. – 278 с.
- Беляев Д.А., Киреева Е.А. Инновационные образовательные технологии в личностно-ориентированном обучении // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 4–2. – С. 37–41.
- Батырева Н.А., Кубышкин В.И., Станиславская К.А. Технологии личностно-ориентированного обучения // Наука без границ. – 2017. – № 6 (11). – С. 141–143.
- Захарова Т.В., Басалаева Н.В. Диалог как технология обучения: основные понятия и характеристики // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2–2. – С. 245–248.
- Качалов Ю.А. Функциональные компоненты коммуникативной компетентности звукорежиссера // Вестник Владимирского государственного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – № (3) 77 (в печати).
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. – Волгоград: Перемена, 2000. – 148 с.
- Муравьева О.И. Психология коммуникативной компетентности. Теоретические и практические аспекты: монография. – Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 146 c.
- Кутергин Н.Б., Тарасенко А.А., Тимофеева Л.В. Современные педагогические технологии, расширяющие организационно-методический инструментарий образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 6 (2–3). – С. 134–138.
- Лапшова А.В., Зиновьева С.А., Воронина И.Р. Социально-коммуникативная компетентность – механизм адаптации к условиям профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74–4. – С. 153–155.
- Бейлина Н.С. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических вузов в процессе изучения дисциплины «Психология социальных коммуникаций» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2021. – № 80. – С. 11–17.
Дополнительные файлы
