Развитие субъектности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Ценности общественной жизни в XXI веке сильно изменились. Специалистам для успешной социализации сегодня необходимы: критическое мышление, готовность к изменениям, обоснованность своей диспозиции, осознанное принятие решений, активное управление ситуацией. Этот набор личностных качеств психологи обозначили как субъектность. Во все времена она не утрачивала своей профессиональной значимости для педагогов, а сегодня становится для них еще более актуальной. Субъектность будущих педагогов, обучаемых в колледжах и университетах, следует рассматривать как приспособительное качество личности, требующее креативности ума и поведения. Диспуты о психологическом содержании субъектности, ее типах, детерминантах формирования и изменения однозначно не определили ее как теоретическую категорию научной психологии. Цель проведенного эмпирического исследования - выявить типы субъектности будущих педагогов в учебной деятельности. Изучалось развитие субъектности будущих педагогов в процессе обучения. Предполагалось, что доминирующий тип сознания студента определяет конфигурацию его субъектности, которую можно изменить в процессе обучения. Субъектность представлена как психологический конструкт, интегрально описывающий способность личности произвольно изменять себя и окружающую реальность. Ее критерии, обуславливающие отличие от сознания, - ценностно-смысловая ориентация и саморегуляция, проявляющиеся в активно преобразующей деятельности. Субъектность изучалось у 314 студентов педагогических вузов и колледжей на протяжении четырех лет обучения. Тип преобладающего сознания диагностировался по индикаторам «деятельный» и «созерцательный», а общительность - по показателям «коммуникабельность» и«рефлексивность». Результаты представлены в виде графических профилей субъектности, которые по доминирующему в профиле индикатору классифицированы на четыре типа: «философ», «организатор», «фасилитатор», «учитель» с их последующим описанием. Психологическое сопровождение обучаемых проводилось с целью повышения их субъектности. Это достигалось в тренингах путем развития осознанности, социальной активности, самооценки, притязаний. В завершающей диагностике будущих педагогов отмечено повышение рефлексии и субъектности по выделенным показателям: в группе учащихся колледжа - с 17 до 32 %, в группе очного обучения студентов университета - с 16 до 22 %, в студенческой группе заочного обучения - с 12 до 23 %.

Об авторах

Вера Сергеевна Горынина

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова

Email: vera.gorynina@gmail.com
аспирант факультета психологии и педагогики. 42, Moskovskaya st., Kazan, Republic of Tatarstan, 420111, Russian Federation

Ильдар Масгудович Юсупов

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова

Email: knyaz5491@mail.ru
доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология развития и психофизиология». 42, Moskovskaya st., Kazan, Republic of Tatarstan, 420111, Russian Federation

Список литературы

  1. Heckman J.J., Kautz T. Hard evidence on soft skills. Labour economics, 2012. No. 19 (4). 451-464 рр.
  2. Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 110-121.
  3. Абульханова К.А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. - 2006. - № 2 (46). - С. 80-95.
  4. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 440-442. URL: https://moluch.ru/archive/46/5654
  5. Дьяков С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования: учеб. пособие; 3-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 528 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/1037572
  6. Скрипкина Т.П., Крищенко Е.П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе: монография. - Ростов/нД: Изд-во ЮФУ, 2010. - 328 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/550882
  7. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.
  8. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: дис.. докт. психол. наук / Рос. акад. образования, Психол. ин-т им. Л.Г. Щукиной. - М., 1998. - 308 с.
  9. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.
  10. Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, № 3. - С. 23-34.
  11. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 148-150.
  12. Ивлева Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды: дис.. канд. психол. наук / ИПК работников образования РТ. - Казань, 2000. - 176 с.
  13. Прыгин Г.С. Неклассическая психология: психология субъектной реальности. - Наб. Челны: Изд-во НГПУ, 2018. - 268 с.
  14. Мухаметзянова Ф.Г. Становление образовательной и профессиональной субъектности студента // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности: Сб. науч. тр. - Казань, 2004. - С. 53-59.
  15. Сосновский Б.А. Актуальные вопросы психологии человека в современной России // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. - М., 1994. - С. 3-10.
  16. Акопов Г.В. Диагностика профессионального сознания (учебно-профессиональные установки): метод. разработка. - Самара: Сам. гос. пед. ун-т, 2004. - 44 с.
  17. Горынина В.С. Преобладающий тип сознания лиц с нарушениями зрения и без нарушений зрения в терминах дихотомии «созерцание - деятельность» // Вестник Удмуртского университета. - 2018. - № 1. - C. 54-63. URL: http://ru.philosophy.vestnik.udsu.ru/archive/show/3-2018-1-7
  18. Созерцание: диагностический инструментарий. Диагностика склонности к созерцанию: метод. разработка / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. - Самара: ПГСГА, 2015. - 52 с.
  19. Комплексная психологическая диагностика общения: метод. разработка / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. - Самара: ПГСГА, 2015. - 30 с.
  20. Baer R.A., Smith G.T., Hopkins J. et all. Five Facet Mindfulness Questionnaire. Using Self-Report Assessment Methods to Explore Facets of Mindfulness. SAGE Journals, 2006. No. 13. 27-45 рр. URL: http://dx.doi.org/10.1177/1073191105283504

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Горынина В.С., Юсупов И.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».