Development of subjectivity of future teachers in the course of professional training


Cite item

Full Text

Abstract

The values of public life in the twenty first century have changed dramatically. For successful socialization, specialists need: critical thinking, readiness for changes, reasonableness of their dispositions, conscious decision making, and active management of the situation. Psychologists have designated this set of personal qualities as subjectivity. At all times, it has not lost its professional significance for teachers, and today compliance with the challenges of the era is becoming relevant for them. Subjectivity of future teachers trained in colleges and universities should be considered as an adaptive quality of personality that requires creativity of mind and behavior. Debates about the psychological content of subjectivity, its types, and determinants of formation and change have not clearly defined it as a theoretical category of scientific psychology. The purpose of the conducted empirical research is to identify the types of subjectivity of future teachers in educational activities. We studied the development of subjectivity of future teachers in the learning process. It was assumed that the dominant type of consciousness of the student determines the configuration of its subjectivity, which can be changed in the course of training. Subjectivity is presented as a psychological construct integrally describing the ability of a personality to voluntarily change oneself and the surrounding reality. The criteria distinguishing it from consciousness are value-meaning orientation and self-regulation, which are revealed in transformational activity. Subjectivity was researched in 314 students of pedagogical universities and technical schools during four years of their studies. The type of prevailing consciousness was diagnosed by the indicators «active» and «contemplative» and communicativeness - by the indicators «communicability» and «reflectivity». The results are presented as graphic profiles of subjectivity, which are classified into four types according to the dominating indicator: «philosopher», «organizer», «facilitator» and «teacher»; the types were further described. The psychological support of the students was performed with a view of increasing their subjectivity. This was achieved via trainings promoting consciousness, social activity, self-concept, and aspirations. The final diagnostics of the future teachers showed subjectivity increase by the above indicators: in the group of technical school students - from 17 to 32%, in the group of full-time university students - from 16 to 22 %, in the group of university students by correspondence - from 12 to 23 %.

About the authors

Vera S. Gorynina

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov

Email: vera.gorynina@gmail.com
postgraduate student of Psychology and Pedagogy Faculty. 42, Moskovskaya st., Kazan, Republic of Tatarstan, 420111, Russian Federation

Il’dar M. Yusupov

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov

Email: knyaz5491@mail.ru
Dr. of Psych. Sci., Professor of Development Psychology and Psycho- physiology Department. 42, Moskovskaya st., Kazan, Republic of Tatarstan, 420111, Russian Federation

References

  1. Heckman J.J., Kautz T. Hard evidence on soft skills. Labour economics, 2012. No. 19 (4). 451-464 рр.
  2. Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 110-121.
  3. Абульханова К.А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. - 2006. - № 2 (46). - С. 80-95.
  4. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 440-442. URL: https://moluch.ru/archive/46/5654
  5. Дьяков С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования: учеб. пособие; 3-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 528 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/1037572
  6. Скрипкина Т.П., Крищенко Е.П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе: монография. - Ростов/нД: Изд-во ЮФУ, 2010. - 328 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/550882
  7. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.
  8. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: дис.. докт. психол. наук / Рос. акад. образования, Психол. ин-т им. Л.Г. Щукиной. - М., 1998. - 308 с.
  9. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.
  10. Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, № 3. - С. 23-34.
  11. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 148-150.
  12. Ивлева Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды: дис.. канд. психол. наук / ИПК работников образования РТ. - Казань, 2000. - 176 с.
  13. Прыгин Г.С. Неклассическая психология: психология субъектной реальности. - Наб. Челны: Изд-во НГПУ, 2018. - 268 с.
  14. Мухаметзянова Ф.Г. Становление образовательной и профессиональной субъектности студента // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности: Сб. науч. тр. - Казань, 2004. - С. 53-59.
  15. Сосновский Б.А. Актуальные вопросы психологии человека в современной России // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. - М., 1994. - С. 3-10.
  16. Акопов Г.В. Диагностика профессионального сознания (учебно-профессиональные установки): метод. разработка. - Самара: Сам. гос. пед. ун-т, 2004. - 44 с.
  17. Горынина В.С. Преобладающий тип сознания лиц с нарушениями зрения и без нарушений зрения в терминах дихотомии «созерцание - деятельность» // Вестник Удмуртского университета. - 2018. - № 1. - C. 54-63. URL: http://ru.philosophy.vestnik.udsu.ru/archive/show/3-2018-1-7
  18. Созерцание: диагностический инструментарий. Диагностика склонности к созерцанию: метод. разработка / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. - Самара: ПГСГА, 2015. - 52 с.
  19. Комплексная психологическая диагностика общения: метод. разработка / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. - Самара: ПГСГА, 2015. - 30 с.
  20. Baer R.A., Smith G.T., Hopkins J. et all. Five Facet Mindfulness Questionnaire. Using Self-Report Assessment Methods to Explore Facets of Mindfulness. SAGE Journals, 2006. No. 13. 27-45 рр. URL: http://dx.doi.org/10.1177/1073191105283504

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Gorynina V.S., Yusupov I.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».