Том 17, № 1 (2020)

Статьи

Активизация учебной деятельности школьников при овладении математическими методами познания

Бекоева М.И.

Аннотация

Статья посвящена проблеме совершенствования преподавания математики в общеобразовательной школе, активизации учебнопознавательной деятельности на основе математических методов познания, выявлению наиболее эффективных технологий обучения, способствующих развитию у обучающихся творческого мышления, способности к самостоятельному решению нестан дартных задач, моделированию сложных математических объектов. В связи с введением в общеобразовательную школу инноваций, которые поставили перед учеными и педагогами принципиально важные вопросы специфики обучения и воспитания школьников, возникла необходимость в разрешении диалектического противоречия между целесообразностью реализации компетентностного подхода, основанного на способах и приемах научного познания, математической логике, системе алгоритмических предписаний, обеспечивающих творческую деятельность обучающихся, и все еще практикующимся дедуктивным характером традиционных методов обучения математике. В статье внимание акцентируется на том, что для активизации творческой учебно познавательной деятельности учащихся важно постоянное соотнесение изучаемых математических моделей с их реальными прототипами путем абстрагирования и обобщения явлений реального мира, содержательной и методологической связи теоретических умозаключений с практической работой. Предлагаемые в статье методы и подходы к обучению учащихся решению задач и уравнений в совокупности образуют методологическое поле разнообразных методов и приемов обучения в новых, более гибких сочетаниях и в нестандартных для общего курса математики контекстах. Творческое освоение богатейших возможностей, характерное для практики работы лучших преподавателей, должно стать достоянием всех учителей математики, должно найти отражение в инновационных подходах к обучению математике, формированию логического мышления у обучающихся.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):6-19
pages 6-19 views

Основные свойства теста в терминосистемах языкового тестирования и оценивания в английском, русском и испанском языках

Бондарева Е.В., Польшина Ю.А., Сорокина В.А.

Аннотация

Необходимость создания и унификации системы терминов языкового тестирования и оценивания определена как повсеместным интересом к изучению иностранных языков, предопределяющим потребность в стандартизированной системе проверки результатов этого изучения, так и процессами глобализации и интеграции образовательных структур, развитием коммуникации специалистов данной сферы. Поскольку английский язык является одним из наиболее популярных иностранных языков, изучаемых во всем мире, неудивительно, что большое количество терминов языкового тестирования появляется именно на английском, а потом заимствуется в терминосистемы других языков. Однако, как и при любом процессе заимствования, неизбежны модификации и даже искажения исходной семантики термина, что может препятствовать его универсализации и приводить к сбоям коммуникации. Целью настоящего исследования является выявление тех изменений, которые претерпевают англоязычные термины тестирования и оценивания (в частности, которые относятся к характеристикам теста как инструмента проверки знаний) в результате их переноса в русский и испанский языки. При помощи переводческого и сопоставительного анализа дефиниций и контекстуального употребления семи терминов, определяющих основные свойства теста в английском, русском и испанском языках, были определены различия в плане их выражения и содержания. В результате было установлено, что одной из основных тенденций в процессе заимствования терминов данной сферы из английского в русский и испанский языки является вариативность способов перевода на этапе передачи плана выражения и наличие ряда искажений в плане содержания некоторых единиц. Предполагается, что подобные искажения обусловлены недостаточным уровнем профессиональной грамотности специалистов в области языкового тестирования и оценивания и могут создавать сложности при создании стандартизированных заданий для проверки уровня владения языком. Кроме того, отмечается необходимость в дальнейшем изучении данного вопроса.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):20-36
pages 20-36 views

Развитие субъектности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки

Горынина В.С., Юсупов И.М.

Аннотация

Ценности общественной жизни в XXI веке сильно изменились. Специалистам для успешной социализации сегодня необходимы: критическое мышление, готовность к изменениям, обоснованность своей диспозиции, осознанное принятие решений, активное управление ситуацией. Этот набор личностных качеств психологи обозначили как субъектность. Во все времена она не утрачивала своей профессиональной значимости для педагогов, а сегодня становится для них еще более актуальной. Субъектность будущих педагогов, обучаемых в колледжах и университетах, следует рассматривать как приспособительное качество личности, требующее креативности ума и поведения. Диспуты о психологическом содержании субъектности, ее типах, детерминантах формирования и изменения однозначно не определили ее как теоретическую категорию научной психологии. Цель проведенного эмпирического исследования - выявить типы субъектности будущих педагогов в учебной деятельности. Изучалось развитие субъектности будущих педагогов в процессе обучения. Предполагалось, что доминирующий тип сознания студента определяет конфигурацию его субъектности, которую можно изменить в процессе обучения. Субъектность представлена как психологический конструкт, интегрально описывающий способность личности произвольно изменять себя и окружающую реальность. Ее критерии, обуславливающие отличие от сознания, - ценностно-смысловая ориентация и саморегуляция, проявляющиеся в активно преобразующей деятельности. Субъектность изучалось у 314 студентов педагогических вузов и колледжей на протяжении четырех лет обучения. Тип преобладающего сознания диагностировался по индикаторам «деятельный» и «созерцательный», а общительность - по показателям «коммуникабельность» и«рефлексивность». Результаты представлены в виде графических профилей субъектности, которые по доминирующему в профиле индикатору классифицированы на четыре типа: «философ», «организатор», «фасилитатор», «учитель» с их последующим описанием. Психологическое сопровождение обучаемых проводилось с целью повышения их субъектности. Это достигалось в тренингах путем развития осознанности, социальной активности, самооценки, притязаний. В завершающей диагностике будущих педагогов отмечено повышение рефлексии и субъектности по выделенным показателям: в группе учащихся колледжа - с 17 до 32 %, в группе очного обучения студентов университета - с 16 до 22 %, в студенческой группе заочного обучения - с 12 до 23 %.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):37-48
pages 37-48 views

Формирование инженерной этики средствами дисциплины «Иностранный язык»: социокультурный аспект

Гриднева Н.А., Швайкина Н.С.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования инженерной этики средствами дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. Критически оценивая доминирующий подход к решению данной проблемы, когда базовые этические ценности инженерной деятельности подаются в отрыве от социокультурных особенностей страны изучаемого языка, автор предлагает актуализировать социо-культурный аспект обучения через осмысление профессиональной этики как феномена, имеющего национально детерминированную социокультурную специфику, и последующее включение ее в учебный процесс именно в этом качестве. По мнению автора, на занятиях по иностранному языку ключевые принципы инженерной этики должны быть представлены, во-первых, как часть профессиональной культуры технического сообщества страны изучаемого языка, и во-вторых, в зеркале ее общенационального социокультурного опыта, т. е. опыта взаимодействия профессионального сообщества и социума. Предлагаемый подход позволяет сделать воспитание профессионально-этической культуры будущих инженеров частью лежащего в основе обучения иностранному языку диалога культур, т. е. он в большей мере соответствует собственной логике целеполагания дисциплины и потому может быть более эффективен для достижения ее конечной цели - формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции. Разработанный подход также в большей мере соответствует логике инженерной этики, которая, как и любая другая прикладная этика, должна, по мнению специалистов, основываться на эмпирическом материале, т. е. на «чужом опыте». Разработанный подход был положен в основу двух недавно изданных учебно-методических пособий по немецкому языку для студентов инженерно-строительных специальностей, где в качестве «чужого опыта», подлежащего оценке и осмыслению, выступает опыт Германии (как страны изучаемого языка).
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):49-66
pages 49-66 views

Деревянная азбука жестового языка как способ взаимодействия и обучения детей

Каукина О.В., Лавриченко Г.А.

Аннотация

На сегодняшний день инклюзивное образование активно внедряется в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из принципов инклюзивного образования является право человека на общение, право быть уникальным, которые отражают возможность ускорить социализацию посредством жестового языка. В статье рассматривается инклюзивное образование в странах Европы и России. Даны определения инклюзивного образования, жестового языка и азбуки. Был проведен исторический обзор обучения детей с ОВЗ по слуху в разных странах Европы и России. Также в данной статье освещены результаты исследований в области инклюзии, которыми занимались различные научные исследователи и педагоги. Опираясь на исследования ученых, авторы предлагают модель деревянной жестовой азбуки как наглядного дидактического пособия, используемого в ходе практической деятельности для лучшего запоминания как письменного, так и жестового алфавита детьми с ОВЗ. Целью разработки данного проекта является достижение плавного перехода от жестового языка к письменному алфавиту.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):67-79
pages 67-79 views

Реализация идей Януша Корчака в научном творчестве студентов педагогических вузов

Кочемасова Л.А.

Аннотация

Автор обращается к педагогическому наследию выдающегося педагогагуманиста ХХ столетия - Януша Корчака. В статье произведена попытка осмысления основных концептуальных идей Януша Корчака с позиции современных требований к методологии нового образования посредством привлечения студентов к самостоятельному научному творчеству. Педагогика Януша Корчака и ее методология характеризуются в контексте популяризации и преемственности идей гуманизма в современном образовании. Представлены приоритетные направления конкурса по реализации идей педагога-гуманиста о самоценности детства, определивших значимость права ребенка на уважение. Особое внимание уделяется своду прав ребенка, обеспечивающих его полноценное развитие. Рассмотрены позиции ведущих ученых-исследователей (Р.А. Валеева, И.Д. Демакова, М. Каминьска, А. Левин, И. Неверли, М. Михалак и др.), которые развивают идеи педагога, анализируют проблемы теории и практики воспитания в педагогической концепции Януша Корчака. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на активизацию научного творчества студентов путем реализации педагогических идей Януша Корчака в международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов». Представленные результаты исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях России для решения задач усиления научно-исследовательской деятельности студентов путем прочтения по-новому педагогического наследия Януша Корчака. Статья будет интересна студентам образовательных организаций высшего образования (уровня подготовки бакалавриат, магистратура), представителям высшей школы, аспирантам.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):80-95
pages 80-95 views

Музыкальные способности в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы

Курина В.А., Лукашева С.С.

Аннотация

Представлено мнение авторов о проблеме подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов социально-культурной сферы, актуальность которой повышается в связи с новыми требованиями к выпускникам вузов, обозначенными во ФГОС ВО 3++. Представлена практика осуществления образовательного процесса на примере обучения студентов направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» двух профилей «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Социально-культурная анимация и рекреация». Обзор литературы по вопросу подготовленности выпускников к профессиональной деятельности позволил авторам сформулировать основные теоретические положения и определить важность владения музыкальными способностями студентами - будущими специалистами социально-культурной сферы.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемый проблеме, а также экспериментальная работа подтвердили значимость музыкальной подготовленности студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность», необходимость формирования у них музыкальных способностей, которые нужны при реализации различных проектов, мероприятий, программ, так как социально-культурные разработки, проекты невозможны без музыкального сопровождения. Музыкальный кругозор специалиста социально-культурной сферы способствует развитию музыкальной культуры, повышению уровня профессиональной подготовки выпускников.В результате исследования уточнены основные понятия «профессиональная деятельность», «профессия», «музыкальные способности». Авторы охарактеризовали основные навыки, необходимые для специалистов социально-культурной сферы; раскрыты квалификационные требования, запросы работодателей, а также требования ФГОС ВО 3++, связанные с профессиональными навыками и способностями будущих специалистов социально-культурной сферы.Особое внимание авторы уделили экспериментам и результатам исследования; представлены данные, полученные в процессе опроса студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» о значимости музыкальных способностей для их деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):96-107
pages 96-107 views

Сравнительные характеристики подготовки кадров высшей квалификации в университетах России и Беларуси

Кушаева Э.Р., Кремнева Е.Г.

Аннотация

В России, так же как и в других странах постсоветского пространства, на институт аспирантуры возложена миссия подготовки научных и научно-педагогических кадров как для науки, высшего образования, так и для производства. В данной статье представлены сравнительные характеристики подготовки кадров высшей квалификации в аспирантурах России и Беларуси. На примере двух университетов - Казанского национального исследовательского технологического университета и Полоцкого государственного университета - показано, как осуществляется подготовка аспирантов, рассмотрены имеющиеся проблемы, перспективы обучения и сотрудничества между вузами-партнерами. В заключение сделаны выводы о подходах к обучению аспирантов, показаны общие и отличительные особенности, их влияние на подготовку кадров, возможные перспективы по улучшению качества подготовки специалистов данного уровня.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):108-121
pages 108-121 views

Концептуализация понятия «бизнес» в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе

Морозова А.Л., Костюкова Т.А.

Аннотация

Рассматривается проблема концептуализации лексемы «бизнес» в процессе преподавания иностранного языка на примере МГИМО, Одинцовский филиал (Московская область). Изучаются вопросы концептуализации содержания образования в процессе изучения неродного языка обучающимися неязыковых направлений подготовки в условиях реализации текущего Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ (уровень бакалавриата, магистратуры), реализуемых в образовательном процессе образовательных организаций, подведомственных Министерству иностранных дел Российской Федерации. Описываются способы работы с концептом и разрабатывается алгоритм работы, который был успешно апробирован на базе института. Анализируются материалы предлагаемого исследования, которыми выступили национальный корпус английского языка, аутентичные учебники и учебные сайты. Данные материалы позволяют обучающимся всесторонне и многопланово изучить концепт «бизнес», а преподавателям - актуализировать содержание образования. Коммуникативная направленность процесса изучения неродного языка способствует проведению всестороннего анализа данного концепта с точки зрения родной культуры и культуры изучаемого языка Предложены принципы конструирования образовательного процесса по предмету: 1) изучение с первого семестра практико-ориентированных устных тем с учетом специфики исследуемого концепта; 2) диалогизация процесса практико-ориентированного общения на неродном языке в ходе изучения концепта; 3) реализация научно-исследовательской работы обучающихся на основе применения оригинальной специализированной литературы. Разработанный алгоритм предполагает использование различных форм активной работы обучающихся по освоению концепта: индивидуальной, парной и групповой. Алгоритм включает три этапа работы: конструирование ассоциограмм, фиксирование пространства концепта и сравнение. Установлено, что предложенная форма работы с концептом нацелена не только на развитие учебной мотивации обучающихся, но и на совершенствование уровня владения иностранным языком обучающихся и иноязычной коммуникативной компетенции.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):122-138
pages 122-138 views

Интерактивные методы обучения математике в технических вузах: образовательный и воспитательный аспекты

Николаева Е.Н., Егорова И.П.

Аннотация

Обоснована актуальность исследований, направленных на выявление перспективных интерактивных методов преподавания математики для повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса. Определена необходимость систематизации представлений об интерактивных методах обучения математике, способствующих повышению качества образования и воспитания студентов. Показаны как образовательные, так и воспитательные ресурсы интерактивного обучения, где воспитание возможно за счет целенаправленного формирования личных качеств через развитие самостоятельного творческого, креативного и критического мышления. Отмечено, что программные продукты, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные доски, STEM-занятия как составляющие интерактивных методов должны не только использоваться для передачи информации, но и способствовать процессу накопления и обмена знаниями для формирования личности, творческого потенциала и способностей студента. Определено, что проектные методы, когда обучаемые взаимодействуют для решения поставленных задач в течение заданного периода времени, индивидуально или группами, способствуют развитию внутренней мотивации, независимого мышления, самооценки и социальной ответственности. При этом педагогические усилия должны быть направлены на снижение межличностной напряженности в группе для достижения синергетического эффекта от работы в команде, а также на использование необходимого для воспитания элемента игры, способствующего повышению уверенности, мотивации и эффективности обучения студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):139-151
pages 139-151 views

Обучение студентов неязыковых специальностей переводу английских имен собственных в процессе изучения иностранного языка

Перцевая Е.А.

Аннотация

Тема исследования является актуальной, поскольку связана с практическими аспектами обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Передача значения лексических единиц является одной из наиболее распространенных проблем, поскольку требует знания семантического значения единицы не только на родном, но и на изучаемом языке. Английский язык представляется сложным для изучения именно потому, что его лексические единицы обладают некоторым созвучием со словами русского языка, а вследствие этого переводятся неверно. Особое внимание уделяется проблеме перевода таких лексических единиц, как реально существующие имена собственные, которые в большом количестве встречаются в переводимых текстах научно- технической литературы, отражающих новейшие тенденции в исследованиях: статьях, монографиях, руководствах. Цель исследования состоит в необходимости обучить студентов неязыковых специальностей нахождению готовых и действующих способов перевода имен собственных с английского на русский язык. Для этого в статье выделяются наиболее часто и успешно применяемые варианты. Все лексические единицы данной группы разделяются на три подгруппы: географические именования, имена и фамилии, названия компаний. Наиболее эффективной версией передачи на русский язык значения этих единиц являются следующие переводческие приемы: поиск существующих эквивалентов, транскрибирование и транслитерация. В реальной практике в некоторых случаях требуется сочетание указанных приемов для корректного звучания текста на языке перевода и полной его эквивалентности тексту на оригинальном языке. Практическое применение результатов исследования возможно при обучении различным аспектам английского языка студентов неязыковых специальностей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):152-163
pages 152-163 views

Организация творческой деятельности студентов: цели, методика, результаты

Трищенко Д.А.

Аннотация

Творческая деятельность студентов, как магистров, так и бакалавров, понимается чаще всего как научное творчество. Основной вектор стимулирования государством творческих студенческих соревнований направлен на выявление и поддержку молодых талантов, а наиболее популярной их формой, поддерживаемой государством, стали всероссийские студенческие олимпиады. Но для российского образования студенческие творческие соревнования более полезными и эффективными будут не как средство выявления и поддержки ограниченного количества молодых дарований, а как средство повышения качества образования гораздо большей массы студентов. Цель данного исследования - обосновать, что формы студенческих творческих соревнований должны в большей степени учитывать профессиональную специфику подготовки бакалавров и выполнять более широкий круг функций: стимулирования интереса к обучению, развития умения конкурировать, оценки сформированности компетенций, а в государственной образовательной политике необходимо опираться на уже сложившиеся формы организации подобных соревнований. На примере олимпиады для бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» выявлены недостатки «олимпийского движения». Сделан краткий обзор всероссийских творческих конкурсов для студентов направлений подготовки в сфере медиакоммуникаций, дизайна и смежных специальностей. На основе анализа почти десятилетнего авторского опыта организации творческой деятельности студентов Белгородского университета кооперации, экономики и права, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», рассматриваются мотивация, формы работы студенческого объединения, результаты участия студентов в творческих соревнованиях, затрагивается возможность использовать итоги конкурсов в качестве оценочного средства сформированности компетенций, определены основные методические подходы к данной форме активизации творческой деятельности студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):164-179
pages 164-179 views

Копинг-поведение в диадических отношениях партнеров с нормативным и нарушенным развитием

Шипова Н.С.

Аннотация

Изучение категории лиц с нарушенным здоровьем в настоящий момент является недостаточно полным с научной точки зрения, однако весьма значимым с социальной. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования совладающего поведения индивидуального и группового субъектов, а именно диад партнеров разного статуса здоровья: пар, включающих партнеров с нормативным и нарушенным развитием; пар, включающих партнеров с нарушенным развитием; пар, состоящих из нормативно развивающихся партнеров. Цель исследования состоит в комплексном анализе системы совладающих усилий в диаде партнеров, состоящих в близких отношениях. Наличие заболевания у одного или обоих партнеров в диаде понимается нами как стресс, причем хронический, поскольку мы рассматриваем статус инвалидности у взрослых. При этом стресс обладает характеристиками и внешнего, и внутреннего. Вслед за зарубежными учеными мы полагаем, что заболевание представляет собой общий стресс и сопровождается специфичными функциями, поскольку основное внимание уделяется физической болезни одного партнера, что добавляет динамики диадическому стрессу и процессу преодоления. Нами предпринята попытка систематизации ситуации совладающих усилий партнеров в паре с нарушенным здоровьем. Произведен анализ выраженности индивидуальных и диадических копинг-стратегий в парах разных групп, проанализирована картина корреляционных связей изучаемых параметров с аспектами качества жизни, адаптации и сплоченности диад, а также наличием нарушений здоровья. Проведен регрессионный анализ влияния статуса инвалидности на комплекс исследуемых показателей. Таким образом, выделена специфика совладающего поведения в диадах с разным статусом здоровья партнеров.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(1):180-196
pages 180-196 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».