Концептуализация понятия «бизнес» в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема концептуализации лексемы «бизнес» в процессе преподавания иностранного языка на примере МГИМО, Одинцовский филиал (Московская область). Изучаются вопросы концептуализации содержания образования в процессе изучения неродного языка обучающимися неязыковых направлений подготовки в условиях реализации текущего Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ (уровень бакалавриата, магистратуры), реализуемых в образовательном процессе образовательных организаций, подведомственных Министерству иностранных дел Российской Федерации. Описываются способы работы с концептом и разрабатывается алгоритм работы, который был успешно апробирован на базе института. Анализируются материалы предлагаемого исследования, которыми выступили национальный корпус английского языка, аутентичные учебники и учебные сайты. Данные материалы позволяют обучающимся всесторонне и многопланово изучить концепт «бизнес», а преподавателям - актуализировать содержание образования. Коммуникативная направленность процесса изучения неродного языка способствует проведению всестороннего анализа данного концепта с точки зрения родной культуры и культуры изучаемого языка Предложены принципы конструирования образовательного процесса по предмету: 1) изучение с первого семестра практико-ориентированных устных тем с учетом специфики исследуемого концепта; 2) диалогизация процесса практико-ориентированного общения на неродном языке в ходе изучения концепта; 3) реализация научно-исследовательской работы обучающихся на основе применения оригинальной специализированной литературы. Разработанный алгоритм предполагает использование различных форм активной работы обучающихся по освоению концепта: индивидуальной, парной и групповой. Алгоритм включает три этапа работы: конструирование ассоциограмм, фиксирование пространства концепта и сравнение. Установлено, что предложенная форма работы с концептом нацелена не только на развитие учебной мотивации обучающихся, но и на совершенствование уровня владения иностранным языком обучающихся и иноязычной коммуникативной компетенции.

Об авторах

Анна Леонидовна Морозова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, Одинцовский филиал

Email: llg04@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Англий- ский язык». Российская Федерация,143007, Московская обл., г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, 3

Татьяна Анатольевна Костюкова

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: kostykova@inbox.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Общая и педагогическая психология». Российская Федерация, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36

Список литературы

  1. Обдалова О.А., Гураль С.К. Концептуальные основы разработки образовательной среды для обучения межкультурной коммуникации // Язык и культура. - 2012. - № 4 (20). - С. 83-96.
  2. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. 2-е изд. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 256 с.
  3. Guiora A.Z. Language and concept formation: A cross-lingual analysis. Behavior Science Research. 1983. 228-256 pp.
  4. Жигалев Б.А., Савруцкая Е.П., Устинкин С.В. Образование в системе факторов влияния на ценностные ориентации молодежи // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2015. - № 32. - С. 148-159.
  5. Волошина С.В., Толстова М.А. Концепт «Работа» в женских автобиографических рассказах сибирских старожилов: константы и трансформация // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 425. - С. 12-18.
  6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
  7. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: дис.. докт. филол. наук. - Волгоград, 2004. - 323 c.
  8. Гынгазова Л.Г. Ценностная картина мира диалектоносителя: к проблеме лакунарности // Лакунарность в языке, картине мира, словаре и тексте. - Новосибирск, 2009. - С. 115-122.
  9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
  10. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004. - С. 42-67.
  11. Кочергина К.С., Демешкина Т.А. Возможности применения корпусных технологий в лингвоэкспертологии // МНСК-2017: Прикладная лингвистика: Материалы 55-й Международной научной студенческой конференции. - 2017. - С. 1617.
  12. Гусева Э.Ю. Языковая репрезентация концепта «бизнес» в американской лингвокультуре: автореф. дис. … канд. филол. наук. - Самара, 2011. - 26 с.
  13. Демешкина Т.А. «Ссылка» как феномен cибирской лингвокультуры // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2018. - № 56. - С. 34-46.
  14. Кунбуттаева А.Ш. Способы вербализации концепта «богатство» во фразеологических и паремиологических единицах лакского языка // Вестник Костромского государственного университетата им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 6. - С. 114-116.
  15. Резанова З.И., Ершова Е.Ю. Влияние грамматического рода на концептуализацию объектов (экспериментальное исследование) // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2017. - № 50. - C. 104-124.
  16. Guiora A.Z., Sagi A. A cross-cultural study of symbolic meaning - developmental aspects. Language Learning, 1978. Vol. 28. No. 2. 381-386 рр.
  17. Hawkins E.W. Modern languages in the curriculum. Cambridge, CUP, 2007. 353 p.
  18. Hutmacher W. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne, Switzezland. Berlin, Council for Cultural Cooperation, 1997. 43-57 рр.
  19. Kramsch C. Context and Culture in Language Teaching. Oxford, OUP, 1993. 241 p.
  20. Krashen S.D., Terrell T.D. The natural approach: language acquisition in the classroom. Oxford, Pergamon, 2003. 542 p.
  21. Little D., Devitt S., Singleton D. Authentic texts in foreign language teaching: theory and practice. Dublin, Authentik, 1998. 384 p.
  22. MacKay W.F. Language teaching analysis. London, Longman, 2005. 531 p.
  23. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Reading (Mass.), London, Longman, 1983. 142 p.
  24. Gardner R.C. A student’s contribution to second language learning. Language teaching. London, McMillan, 2002. 36-53 рр.
  25. Teaching reading in Europe: Contexts, Policies and Practices. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency: 2011, 224 p. http://eacea.ec.europa.eu/education / Eurydice/documents/ thematic_reports/130EN.pdf/ (accessed September 21, 2019).
  26. Timperley H., Wilson A., Barrar H., Fung I. Teacher Professional Learning and Development. New Zealand, Ministry of education, 2007, 344 р. http://www.oecd.org/education/school/48727127.pdf (accessed September 21, 2019).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Морозова А.Л., Костюкова Т.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».