Организация творческой деятельности студентов: цели, методика, результаты


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Творческая деятельность студентов, как магистров, так и бакалавров, понимается чаще всего как научное творчество. Основной вектор стимулирования государством творческих студенческих соревнований направлен на выявление и поддержку молодых талантов, а наиболее популярной их формой, поддерживаемой государством, стали всероссийские студенческие олимпиады. Но для российского образования студенческие творческие соревнования более полезными и эффективными будут не как средство выявления и поддержки ограниченного количества молодых дарований, а как средство повышения качества образования гораздо большей массы студентов. Цель данного исследования - обосновать, что формы студенческих творческих соревнований должны в большей степени учитывать профессиональную специфику подготовки бакалавров и выполнять более широкий круг функций: стимулирования интереса к обучению, развития умения конкурировать, оценки сформированности компетенций, а в государственной образовательной политике необходимо опираться на уже сложившиеся формы организации подобных соревнований. На примере олимпиады для бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» выявлены недостатки «олимпийского движения». Сделан краткий обзор всероссийских творческих конкурсов для студентов направлений подготовки в сфере медиакоммуникаций, дизайна и смежных специальностей. На основе анализа почти десятилетнего авторского опыта организации творческой деятельности студентов Белгородского университета кооперации, экономики и права, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», рассматриваются мотивация, формы работы студенческого объединения, результаты участия студентов в творческих соревнованиях, затрагивается возможность использовать итоги конкурсов в качестве оценочного средства сформированности компетенций, определены основные методические подходы к данной форме активизации творческой деятельности студентов.

Об авторах

Дмитрий Александрович Трищенко

Белгородский университет кооперации, экономики и права

Email: trishchenkoda@yandex.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры «Коммерческая деятельность и реклама». Российская Федерация, 308023, г. Белгород, ул. Садовая, 116а

Список литературы

  1. Бородай А.Д. Взаимодействие вузов с работодателями в подготовке кадров для рекламной индустрии // Высшее образование в России. - 2012. - № 6. - С. 95-100.
  2. Дымова С.С. Конкурсы как критерий эффективности работы высшего учебного заведения // Бизнес и дизайн ревю. - 2017. - Т. 1. № 2 (6) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://obe.ru/journal/vypusk-2017-g-2-6-iyun/dymova-s-skonkursy-kak-kriterij-effektivnosti-raboty-vysshego-uchebnogo-zavedeniya/ (дата обращения: 14.12.2019).
  3. Стаценко Е.Р. Проектные студии в вузе как средство формирования творческих компетенций у студентов-бакалавров в процессе инновационного обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - С. 352-354.
  4. Лукашевич Е.В., Семилет Т.А., Фотиева И.В., Кулинкина Т.Ю. Творческий конкурс как проективный опыт формирования профессиональных компетенций студентов- журналистов // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4 (71). - С. 173-174.
  5. Штерензон В.А. Профессиональные конкурсы и олимпиады как инновационная форма САПР-компетентностной подготовки бакалавров // Преподаватель XXI век. - 2017. - № 4-1. - С. 65-78.
  6. Москвина А.В., Кочемасова Л.А. Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого- педагогические науки. - 2019. - № 2 (42). - С. 119-133. doi: 10.17673/vsgtu- pps.2019.2.9.
  7. Szczepinska T., Iwasaki W., Abeel T. The spirit of competition: to win or not to win. PLoS Computational Biology, 2013. No. 9 (12). doi: 10.1371/journal.pcbi.1003413.
  8. Гоник И.Л., Юрова О.В., Текин А.В., Фетисов А.В., Чесноков О.К. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 119-124.
  9. Устюжанинова Е.В. Мотивация студентов к обучению в вузе как к творческой деятельности: постановка проблемы, SWOT-анализ // ГосРег: Государственное регулирование общественных отношений. - 2016. - № 1 (15) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/15number/articles15/ Ustyuzhaninova_15.pdf
  10. Николаева Н.А., Ога Р.К. Творческие соревнования студентов как способ развития интересов личности // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 3. - С. 129-133.
  11. Попов А.И. Олимпиадное движение студентов в условиях модернизации профессионального образования // Экопотенциал. - 2016. - № 4 (16). - С. 179-187.
  12. Попов А.И., Пучков Н.П. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2017. - № 6. - С. 65-71.
  13. Холод Н.И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1 (166). - С. 115-118.
  14. Кошкин В.И., Гордеев А.И., Белоцерковский А.В., Каплунов И.А., Мальцева А.А., Пустовалова Е.Л. О повышении эффективности всероссийских студенческих олимпиад // Высшее образование в России. - 2014. - № 11. - С. 25-30.
  15. Guzakova O.L. The influence of external environment factors on the activity of higher educational establishments in the Russian Federation. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2014. No. 2 (32). 89-102 рр.
  16. Александрова И.Б., Пятко Л.А. Формирование профессиональной компетентности через актуализацию творческого потенциала личности студента // Перспективы науки. - 2017. - № 5 (92). - С. 74-78.
  17. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119/ (дата обращения: 14.12.2019).
  18. Регламент ВСО // Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/62531/ (дата обращения: 14.12.2019).
  19. Мальцева А.А., Барсукова Н.Е., Клюшникова Е.В. О системе практико-ориентированного научно-технического творчества // Высшее образование в России. - 2017. - № 7 (214). - С. 79-88.
  20. Shubina I., Kulakli A. Pervasive Learning and Technology Usage for Creativity Development in Education. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2019. Vol. 14. No. 1. 95-109 рр. http:/doi.org/10.3991/ijet.v14i01.9067 (accessed 14.12.2019)
  21. Попов А.И., Пучков Н.П. Балльно-рейтинговая система в условиях реализации компетентностного подхода в обучении // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2016. - № 2 (60). - С. 122-130 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2016/02/13.pdf (дата обращения: 14.12.2019).
  22. Петрухина О.А., Феттер И.В. Особенности педагогического взаимодействия в конкурсной деятельности студентов педагогического вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2016. - № 1 (17). - С. 252-258 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/28_17_2016.pdf
  23. Результаты участников Всероссийской олимпиады студентов образовательных организаций высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (25-28 апреля 2016 г., Красноярск) в номинации тестирования (закрытые и открытые вопросы) и решения формализованных кейс-заданий (индивидуальное первенство) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gf.sibsau.ru/images/olimp-pr-2016/vso-sibsau-2016-itog.pdf]
  24. Победители командного конкурса Всероссийской студенческой Олимпиады по рекламе и связям с общественностью (финал) и Всероссийского фестиваля «Неделя PR и рекламы на Енисее 2018» («Ярпиар») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gf.sibsau.ru/pr-olimp/7-novosti-fakulteta/795-news-480
  25. Коммуникационный кейс № 1 для команд фестиваля 2019 года. Культурный маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gf.sibsau.ru/ index.php/pr-olimp

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Трищенко Д.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».