Том 14, № 3 (2017)

Статьи

Методологические ориентиры подготовки к инновационной инженерной деятельности автотранспортного профиля

Букалова Г.В.

Аннотация

Реализация стратегий инновационного развития - необходимое условие эффективного функционирования предприятий современного автотранспортного комплекса. Инженерно-технический персонал, способный воспринимать, создавать и использовать технико-технологические и организационные нововведения, становится ключевой корпоративной ценностью автотранспортного предприятия, развивающегося по инновационному типу. Выпускники вуза, прошедшие подготовку на бакалавриате автотранспортной направленности, пополняют инженерно-технический корпус автосервисных предприятий. Потребность в осуществлении инновационной деятельности, сформированная в сфере профильного производства, актуализирует ориентацию образовательного процесса вуза на формирование готовности выпускников к активному участию в производственной инновационной деятельности.Законодательное введение государственных компетентностно-ориентированных образовательных стандартов высшего образования свидетельствует о формировании в российской инженерной школе новой культуры - культуры стандартизации результата профессионального образования. Структурной составляющей стандартизации в области образования выступает внутривузовское образовательное нормирование. Законодательно вузу предоставляется возможность нормотворчества - проектирования образовательных целей, отражающих региональные социально-экономические особенности субъектов Российской Федерации.Инновационная деятельность в сфере автотранспортного производства многоаспектна. Это обуславливает многоаспектность образовательных целей, отражающих готовность выпускников вуза к профильной инновационной деятельности. Ввиду этого целесообразно применение междисциплинарного и компетентностного подхода в качестве совокупной методологической основы проектирования образовательных целей. Проектируемые образовательные цели представляют компетенции выпускника вуза и его личностные качества как готовность к участию в управленческой, производственной, маркетинговой инновационной деятельности.Сформированное студентом понимание собственной профессиональной идентичности является условием достижения эффективного результата подготовки к профильной производственной инновационной деятельности.Традиционная для российской инженерной школы информационно-накопительная модель образовательного процесса теряет свою актуальность в условиях ориентации на подготовку к инновационной деятельности. Педагогический потенциал проективного и проблемного обучения, технологии контекстного обучения в наибольшей степени соответствуют продуктивной реализации инновационно-ориентированного образовательного процесса.Обобщенный структурный состав инновационного процесса служит информационной основой для определения структурного состава совокупности проектируемых образовательных целей (компетенций выпускника вуза), обеспечивающих ориентацию образовательного процесса на подготовку обучающихся к профильной производственной инновационной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):6-24
pages 6-24 views

Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии дошкольников

Бутина Е.В.

Аннотация

Анализируются проблемы современного подхода к развитию эмоциональной сферы дошкольников. На фоне быстрого роста новых технологий, использования во всех сферах жизни интернета, различных гаджетов и компьютера ослабевает потребность к эстетике. В этой связи невозможно становление цельной, гармонически развитой личности, воспитания эстетически грамотных людей, с детских лет уважающих духовные ценности, умеющих понимать и ценить искусство. С прогрессирующим снижением духовного общения между людьми становится особенно важным уделить внимание развитию речи дошкольников и, как следствие, всех остальных творческих способностей: голоса, пластики, жестов, интересов, мышления, воображения, вкусов, что формирует основы их культуры и в целом способствует общему интеллектуальному и психологическому развитию.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):25-34
pages 25-34 views

Формы обучения сотрудников ОВД по дисциплине «физическая подготовка»

Козицын А.Л.

Аннотация

Сегодняшнее общество активно движется к информационной эпохе, требуя от специалистов все более высокого уровня подготовки. Поэтому перед учебными заведениями стоят определенные задачи, направленные на качественное обучение молодых людей и их профессиональное воспитание. В статье рассматриваются современные тенденции развития образовательного процесса для реализации целей, поставленных перед учебными заведениями. Автор уделяет особое внимание отдельным дисциплинам, для изучения которых необходима не только теоретическая составляющая, но и практическая часть. Описывается необходимость внедрения электронного учебника в учебные заведения системы органов внутренних дел для подготовки курсантов и обучения их навыкам, которые будут необходимы в будущей профессиональной деятельности, что способствует выполнению задач, стоящих перед правоохранительными органами.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):35-40
pages 35-40 views

Конкурс переводчиков научно-технической литературы как инструмент формирования переводческой компетенции у студентов электротехнического факультета СамгТУ

Кюрегян А.Л., Рыбальчик О.А.

Аннотация

Распространение научно-технических знаний требует как развития теории переводческого дела, так и совершенствования подготовки профессиональных переводчиков. В данной статье рассматривается конкурс переводчиков научно- технической литературы как инструмент формирования переводческой компетенции у студентов электротехнического факультета Самарского государственного технического университета. Под переводческой компетенцией подразумевается понятие, характеризующее профессиональную способность переводчика осуществлять коммуникативное посредничество в различных сферах деятельности, а именно знания, умения и навыки, направленные на адекватное восприятие, интерпретацию текста и коммуникативный эффект. Также в работе выделяются типичные ошибки, которые делают студенты в ходе выполнения переводов, и приводятся рекомендации, которые помогут в дальнейшем их избежать, поскольку перевод текстов технической направленности представляет собой трудоемкий процесс, в котором должны быть учтены многие параметры и особенности как родного, так и иностранного языка.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):41-46
pages 41-46 views

Формирование готовности специалистов технического профиля к профессиональной деятельности

Меркулова Л.П.

Аннотация

Рассматриваются требования к подготовке специалистов технического профиля на современном этапе развития высшей школы. Особое внимание уделяется инновационному подходу к формированию готовности специалистов технического профиля к профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды. Определены структура готовности и методология формирования инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста, цели гуманитарной и социально-экономической подготовки инженеров с высоким творческим потенциалом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):47-57
pages 47-57 views

Реализация программы «развитие потенциала одаренного подростка в креативном образовании» на базе общеобразовательных организаций города Оренбурга

Михалева Е.С.

Аннотация

В современной системе образования приоритетным направлением становится развитие потенциала одаренных обучающихся, а изучение их проблемных зон и перспектив развития является важнейшей задачей. Появляется необходимость в создании новой образовательной парадигмы в современной системе образования, приоритетом которой является креативное образование, предоставляющее возможность для развития потенциала одаренных подростков, и ориентированность на новые задачи, поиск жизненной перспективы, рождение множества нестандартных идей. Важная роль в развитии потенциала одаренного подростка в креативном образовании отводится педагогу. В статье описываются возможности обеспечения продуктивного развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):58-71
pages 58-71 views

Синергетика междисциплинарной интеграции в эколого-географических научных и учебно- методических работах профессора Ильгизара Тимергалиевича Гайсина

Михелькевич В.Н., Чеканушкина Е.Н., Тимощук Н.А.

Аннотация

Рассматривается вклад видного российского ученого в области эколого-географического образования, доктора педагогических наук, профессора Гайсина Ильгизара Тимергалиевича в развитие и становление актуальной научной и педагогической проблемы междисциплинарной интеграции. Анализируются его научные и учебно-методические разработки, в которых изложены фундаментальные и методологические положения по междисциплинарной интеграции научных знаний, по проектированию и реализации интегрированных учебных дисциплин на базе доминирующих курсов географии и экологии, а также междисциплинарных дидактических комплексов, модулей в структурах ведомых учебных дисциплин. Раскрывается механизм междисциплинарной интеграции. Дается на основании цитируемых работ автора характеристика ценностей и достоинств междисциплинарной интеграции как одной из инновационных и высокоинтенсивных педагогических технологий.Статья посвящена 65-летнему юбилею со дня рождения выдающегося ученого- педагога - профессора, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации И.Т. Гайсина.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):72-82
pages 72-82 views

Модели Бирнбаума для оценки качества теста «линейная алгебра, аналитическая геометрия»

Муратова Л.А.

Аннотация

Исследуется качество теста «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» с помощью современной теории тестирования, а именно строятся две модели Бирнбаума: двухпараметрическая и трехпараметрическая. Двухпараметрическая модель в отличие от однопараметрической модели Раша содержит параметр, характеризующий дифференцирующую способность задания. В трехпараметрической модели появляется еще и третий параметр, учитывающий угадывание правильного ответа. На этом этапе выполняется анализ полученных по тесту результатов и в соответствии с рекомендациями делается вывод об использовании тех или иных заданий. Далее строятся информационные функции отдельных заданий и всего теста. При этом используется тот факт, что количество информации (полученное с помощью данного задания) об уровне знаний обратно пропорционально стандартной ошибке измерения этого уровня. Результат по информационной функции говорит о качественности тестовых заданий.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):83-91
pages 83-91 views

Cпецифика реализации коммуникативных задач в иностранном языке для специальных целей

Федорова Т.А.

Аннотация

Статья рассматривает языковые, методологические характеристики иностранного языка для специальных целей, особенности деятельности участников процесса - преподавателя и обучаемого. Дидактика иностранного языка для специальных целей обеспечивает коммуникативную и профессиональную направленность процесса обучения языкам. Публикация затрагивает практический аспект.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):92-99
pages 92-99 views

Определение компонентов процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза

Фильченкова И.Ф.

Аннотация

Рассматривается вопрос моделирования процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена парадигмальными процессами модернизации системы российского высшего образования. Автор определяет вовлечение в инновационную деятельность как многоаспектную, управляемую систему целенаправленных процессов. В статье определены основные процессные компоненты вовлечения в инновационную деятельность - процессы управления инновациями в вузе, управления факторами среды вуза, управления личностно-профессиональными ресурсами, преодоления барьеров инновационной деятельности и психолого-педагогическая поддержка. Подчеркивается роль психолого-педагогической поддержки преодоления инновационных барьеров, систематизирующей внешние процессы вовлечения. Обосновывается вывод о том, что управление процессом вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза обеспечивает проявление инновационной активности преподавателей вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):100-109
pages 100-109 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».