Synergetic effects of interdisciplinary integratio in ecologi-geographical scientific and methodical works of professor Ilgizar Timergalievich Gaisin


Cite item

Full Text

Abstract

The contribution of the prominent Russian scientist in the field of ecological and geographical education, the doctor of pedagogical sciences, professor Gaysin Ilgizar Timergalievich, in the development of current scientific and pedagogical problem of interdisciplinary integration is considered. The authors analyze his scientific and educational methods, which set forth the fundamental and methodological provisions for the interdisciplinary integration of scientific knowledge, the design and implementation of integrated educational disciplines on the basis of the dominant courses in geography and ecology, as well as interdisciplinary didactic complexes and modules in the structures of slave educational disciplines. The mechanism of interdisciplinary integration is explained. Based on the author's quoted works, the characteristics of the values and merits of interdisciplinary integration as one of the innovative and highly intensive pedagogical technologies are given.The article is dedicated to the 65th anniversary of the outstanding scientist and teacher, professor, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Gaisin Ilgizar Timergalievich.

About the authors

Valentin N. Mikhelkevich

Samara State Technical University

Email: J918@yandex.ru
Dr. Tech. Sci., Professor of Psychology and Pedagogy Department 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100, Russia

Elena N. Chekanushkina

Samara State Technical University

Email: elenacheka@mail.ru
Cand. of Ped. Sci., Associate Professor of Physical Education and Sports Department. 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100, Russia

Nina A. Tymoschuk

Samara State Technical University

Email: 7.60n@mail.ru
Cand. of Phil. Sci., Associate Professor of Psychology and Pedagogy Department. 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100, Russia

References

  1. Селевко Г.К. Модель интеграции содержания в учебных дисциплинах // Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 479-488.
  2. Решетов А.Г. Синергетика информации: учеб. пособие. - СПб: СПбПУ, 2010. - 140 с.
  3. Михелькевич В.Н., Чеканушкина Е.Н. Междисциплинарная интеграция в системе экологической подготовки бакалавров гуманитарного профиля: синергетический аспект / Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: Сб. статей Международной научной конференции. - Тольятти: Изд-во ПГУС, 2015. - С. 163-168.
  4. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: учеб. пособие. 4-е изд. - М.: Лань, 2017. - 364 с.
  5. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - М.: Республика, 1999. - 399 с.
  6. Михелькевич В.Н. Интеллектуальная собственность и ее правовая защита: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2004. - 89 с.
  7. Тимощук Н.А. К вопросу формирования метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов / Самарский научный вестник. - 2016. - № 2(15). - С. 189-194.
  8. Тимощук Н.А., Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н. Междисциплинарная интеграция как метод обеспечения высокой интенсивности обучения одаренных обучающихся / Самарский научный вестник. - 2017. - № 2(19). - Т. 6. - С. 252-258.
  9. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2004. - 91 с.
  10. Иванова Е.Е., Галимов Ш.Ш., Гайсин И.Т., Мустафин М.Р., Хусаинов З.А. Экономическая и социальная география Республики Татарстан: Учеб. пособие / Под ред. И.Т. Гайсина. - Казань: КГПУ, 2005. - 250 с.
  11. Гайсин И.Т., Галимов Ш.Ш. Общая характеристика хозяйства России: Учеб. пособие. - Казань: Школа, 2005. - 168 с.
  12. Развитие экологической культуры учащихся и студентов в естественнонаучном образовательном процессе // Сб. матер. Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2 / Сост. С.М. Файрушина, Т.О. Газизуллина. - Казань: Отечество, 2012. - 274 с.
  13. Формирование эколого-географической культуры учащейся молодежи в школе и вузе / Матер. Всероссийской научно-методической конференции / Отв. ред. З.А. Хусаинов. - Казань: К(П)ФУ, 2013. - 270 с.
  14. Файрушина С.М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
  15. Гафуров М.Т. Формирование эколого-экономических знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Марийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2012. - 22 с.
  16. Мазитова Л.А. Педагогические условия формирования у младших школьников экологического отношения к природе в процессе обучения естествознанию: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 21 с.
  17. Набиуллин Д.Х. Педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников при изучении естественнонаучных дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед наук: 13.00.01 / Марийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2011. - 24 с.
  18. Галиева Г.М. Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных технологий: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Марийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2011. - 23 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Mikhelkevich V.N., Chekanushkina E.N., Tymoschuk N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».