Средства подготовки студентов гуманитарных вузов


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены теоретические основы и практические аспекты использования современных средств для организации процесса подготовки студентов гуманитарных вузов к профессиональной деятельности с учётом формирования творческой, неординарной личности выпускника. Учтена многоаспектность понятия «средство» и представлена специфика использования средств обучения в работе гуманитарных вузов на примере образовательной деятельности вуза культуры. Внимание уделено классификационным характеристикам и типологии современных средств обучения. В статье проведен обзор публикаций о применении современных средств в профессиональной подготовке студентов с учётом требований стандартов и работодателей. Отмечается важность выбора наиболее рационального пути в качественной профессиональной подготовке студентов, подчеркивается роль преподавателя в этом процессе как основного проектировщика и организатора учебно- воспитательного процесса в вузе, в руках которого сосредоточены современные методические механизмы в виде разнообразных средств обучения студентов. Представлены результаты исследования, проведённого на занятиях дисциплины «Педагога досуга» со студентами направления подготовки 51.03.03«Социально-культурная деятельность». Система занятий основывалась на системном, субъектном, средовом, проективном, мультимодальном подходах. Выявлены структурные компоненты профессиональной подготовленности будущего специалиста социально-культурной деятельности в виде когнитивного, коммуникативного, мотивационного, эмпирического компонентов. В зависимости от представленных компонентов показаны результаты исследовательской работы и приведены итоги самоанализа студентов о значимости полученного опыта самореализации в творческой деятельности на занятиях по дисциплине«Педагога досуга» с использованием современных средств подготовки (технологий, форм и методов). Основным средством подготовки студентов к профессиональной деятельности выступили социально-культурные технологии.

Об авторах

Вера Алексеевна Курина

Самарский государственный институт культуры

Email: kurina@smrgaki.ru
доктор педагогических наук, профессор, директор факультета культурологии и социально-культурных технологий 443010, Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 167

Эллеонора Александровна Куруленко

Самарский государственный институт культуры

доктор культурологии, профессор, ректор Самарского государственного института культуры 443010, Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 167

Сергей Алексеевич Голубков

Самарский университет

Email: golubkovsa@ssau.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью 443011, Россия, г. Самара, ул. Потапова, 64/163

Список литературы

  1. Агафонов А.В. Компьютерные средства обучения (КСО) в познавательной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Научный вестник МГТУ ГА. Серия: История, философия, социология. 2017. № 101. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-sredstva-obucheniya-kso-v- poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov.
  2. Ариарский М.А. Педагогическая культурология : в 2 т. Т. 1: Методология и методика постижения культуры. Санкт-Петербург: Концерт, 2012. 399 с.; Т. 2 : Социально-культурная деятельность и технологии её организации. Санкт- Петербург: Концерт, 2012. 447 с.
  3. Арсенькина Л.С., Буренина В.И. Использование технических средств обучения как фактор эффективности освоения образовательного процесса // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 8. С. 5-10.
  4. Борисова С.П. Подготовка студентов-будущих экономистов к профессиональной деятельности средствами электронного обучения: дисс.. канд. пед. наук : 13.00.08 / Борисова Светлана Павловна; [Место защиты: Сам. гос. ун-т]. Самара, 2012. 192 с.
  5. Грибан О.Н. Компьютерные технологии как условие качественной профессио- нальной подготовки студентов вузов [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. Екатеринбург. 2012. № 2. С. 113-116. Режим доступа: http://www.griban.ru/blog/44-kompjuternye-tehnologii-kak-uslovie-kachestvennoj-professionalnoj-podgotovki-studentov-vuzov.html.
  6. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Часть 1. Живое знание. Самара, 1998. 216 с.
  7. Иконникова С.Н. История культурологии: учебник для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 416 с.
  8. Каравайкина П.Е. Средства обучения, используемые в преподавании экономических дисциплин // Студент и наука (Гуманитарный цикл) - 2018; Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. С. 517-519.
  9. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 352 с.
  10. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006. 394 с.
  11. Орлов А.Б. Трансличностное начало индивидуальности // Психология индивидуальности: новые модели и концепции: коллективная монография под ред. Е.Б.
  12. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ; НОУ ВПО Московский психолого- социальный институт, 2009. C. 332-355. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  13. Сагатовский В.Н. Ценностные основания гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. Новосибирск, 1992. С. 12.
  14. Cенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: учеб. пособие. Рос. акад. образования, МПСУ. М.: МПСУ, 2015. 252 с.
  15. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
  16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  17. Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: монография. Волгоград; Перемена, 2000. 295 с.
  18. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. 512 с.
  19. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2010. - Режим доступа: view/grigoreva-ei-sovremennye- tehnologii-socialno-kulturnoy-deyatelnosti_bf09db6b36e.html.
  20. Средства обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-reading.club/chapter.php/97816/55/Voiitina_-_Shpargalka _po_ obshchim_ osnovam_pedagogiki.html.
  21. Старикова С.В. Арт-технологии как средство подготовки студентов к социально-педагогической деятельности в системе профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Users/%D0%AF/Downloads/art- tehnologii-kak-sredstvo-podgotovki-studentov-k-sotsialno-pedagogicheskoy- deyatelnosti-v-sisteme-professionalnogo -obrazovaniya.pdf.
  22. Степанчук О.А. Гуманитарные знания в системе современного образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 24-27.
  23. Чупрова Л.В. Разработка и использование современных дидактических средств обучения для активизации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / Л.В. Чупрова, О.А. Мишурина, Э.Р. Муллина, О.В. Ершова // Современные проблемы науки и образования. Раздел: Педагогические науки. 2014. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16695 (дата обращения: 22.09.2018).
  24. Щербакова И.А. Субъект-субъектное взаимодействие как средство повышения эффективности профессиональной подготовки студентов колледжа // Современные наукоемкие технологии. № 8. Ч. I. 2016. С. 168-173.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Курина В.А., Куруленко Э.А., Голубков С.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».