Психологическая адаптация личности, переживающей одиночество, к условиям обучения в вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Переживание одиночества представляет собой одну из важнейших проблем общества, которая существует на протяжении многих лет. Переживание одиночества студентами педагогических направлений подготовки может негативно сказываться на успешности овладения учебным материалом, адаптации к новому социальному статусу, а также негативно влиять на формирование образа педагогической профессии. Наиболее актуально исследовать проблему переживания одиночества у людей, которые по роду своей профессиональной деятельности включены в постоянное взаимодействие с другими членами общества. Целью нашего исследования является изучение психологических особенностей адаптации личности, переживающей одиночество, к условиям обучения в вузе, что является одной из актуальных проблем, обусловленной влиянием успешности или неуспешности прохождения процесса адаптации на становление отношения студентов к учебе, а также к будущей профессиональной педагогической деятельности. Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, – 290 студентов 1-го курса педагогических направлений подготовки, очной формы обучения. В исследовании были использованы следующие методы: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, «Диагностика переживания одиночества» Е.Е. Роговой, методы математической обработки данных, корреляционный критерий rs-Спирмена. В результате исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что существует статистически доказанная взаимосвязь между переживаемым личностью одиночеством и особенностями адаптации к условиям обучения в вузе. Результаты исследования позволят определить особенности индивидуальной работы со студентами педагогических направлений с различным уровнем одиночества и разработать индивидуальную программу адаптации обучающихся в зависимости от актуально переживаемого личностью одиночества, особенно на первых курсах обучения.

Об авторах

Зинаида Игоревна Березина

Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: brigak_zinaida@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3787-2019
SPIN-код: 3859-3932
Scopus Author ID: 57221197149

доктор психологических наук, заведующий кафедрой «Общая и клиническая психология»

Россия, 344022, Ростов-на-Дону, Нахичеванский переулок, 29

Ирина Николаевна Улыбышева

Южный федеральный университет

Email: iren537@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4072-5586
SPIN-код: 9837-1858
Scopus Author ID: 57351505700
ResearcherId: ABD-1404-2021

старший преподаватель Академии психологии и педагогики

Россия, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

Список литературы

  1. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза // Вестник Совета молодых учrных и специалистов Челябинской области. – 2016. – Т. 4. – № 2 (13). – С. 4–8 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26224617 (дата обращения: 01.05.2023).
  2. Батколина В.В. К вопросу об адаптации студентов к условиям обучения в университете // Цивилизация знаний: российские реалии: Труды 19-й Международной научной конференции, Москва, 20–21 апреля 2018 года. – М.: Российский новый университет, 2018 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37325560 (дата обращения: 01.05.2023).
  3. Di Battista S., Pivetti M., Melotti G., Berti C. Lecturer Competence from the Perspective of Undergraduate Psychology Students. A Qualitative Pilot Study. Education Sciences. 2022. Vol. 12. No. 2. https://www.researchgate.net/publication/358780287 (accessed June 21, 2023).
  4. Алексеева Г.Е. Междисциплинарный подход к анализу понятия социальная адаптация // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 2. – № 60. – С. 516–524 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28427536 (дата обращения: 01.06.2023).
  5. Oliveira Silva G., Del Angelo N., Galdino-Junior H. Academic performance, adaptation and mental health of nursing students: A cross-sectional study. Nurse Education in Practice. 2021. Vol. 55. Pр. 103145.
  6. Кураева А.М. Проблема профессиональной адаптации студентов // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2017. – № Т32. – С. 352–354 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29072950 (дата обращения: 01.06.2023).
  7. Ледовская Т.В. Индивидуально-психологические особенности и успешность учебной деятельности студентов с организаторскими способностями // Вестник Вятского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 138–148.
  8. Луну А.А. Особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: Материалы Международной электронной научно-практической конференции, Казань, 19–20 мая 2017 года. – Казань: Бриг, 2017 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30020565 (дата обращения: 02.05.2023).
  9. Любякин А.А. Исследование субъективного ощущения одиночества и адаптивности у студентов // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 9. – С. 101–107.
  10. Gargallo B., Morera I., Garcia E. Innovative methodology at the university. Its effects on learning processes of university students. Anales de Psicologia. 2015. Vol. 31. No. 3. Pp. 901–915. https://www.researchgate.net/publication/283025386 (accessed June 26, 2023).
  11. Волосникова Л.М. Самоорганизация студентов-педагогов как детерминанта благополучия в условиях дистанционного обучения // Вестник Вятского государственного университета. – 2022. – № 3 (145). – С. 148–154.
  12. Ren-Zhong Peng, Wei-Ping Wu. Measuring communication patterns students in adaptation. International Journal of Intercultural Relations. 2019. Vol. 70. Pp. 78–88.
  13. Миронов И.П. Адаптация студентов вуза к учебному процессу в посткарантинный период обучения // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2022. – Т. 28. – № 2. – С. 200–212 [Электронный ресурс]. – URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/5966 (дата обращения: 01.06.2023).
  14. Решетникова Е.В. Психологические проблемы адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении (на примере института социальных наук ИГУ) // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XVII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Иркутск, 26–27 апреля 2018 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2018. – С. 215–218. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=hetnri (дата обращения: 21.06.2023).
  15. Роль личностно-ориентированного подхода в образовании в становлении будущего специалиста // Сборник статей по материалам научно-технической конференции Института технологических машин и транспорта леса по итогам научно-исследовательских работ 2018 года, Санкт-Петербург, 30 января – 06 февраля 2019 года / отв. ред. В.А. Соколова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, 2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=lpebwk (дата обращения: 21.06.2023).
  16. Хрипунова О.Г., Лунева Е.В., Бобкова Н.Д., Брызгалова О.Н. Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2020. – № 8. – С. 38–42 [Электронный ресурс]. – URL: https://almavest.ru/ru/archive/3264/4769 (дата обращения: 21.06.2023).
  17. Улыбышева И.Н. Динамика адаптации студентов к образовательной среде вуза // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Международной научно-практической конференции. – 2022. – № 10. – С. 81–86 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50284763 (дата обращения: 21.06.2023).
  18. Кудрявцева Е.В. Психолого-акмеологическая программа преодоления деструктивного отчуждения в юношеском возрасте // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 10 (102). – С. 134–140 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17009351 (дата обращения: 21.05.2023).
  19. So C., Fiori K. Attachment anxiety and loneliness during the first-year of college: Self-esteem and social support as mediators, Personality and Individual, Differences. 2022. Vol. 187. Pp. 111405. https://www.sciencegate.app/document/10.1016/j.paid.2021.111405 (accessed June 21, 2023).
  20. Ti Y., Wei J., Hao Z. The longitudinal association between loneliness and self-esteem among Chinese college freshmen. Personality and Individual Differences. 2022. Vol. 193.
  21. Naritaa Z., Banawab R., Zhouc S., DeVylderd J., Koyanagief А., Oh H. Loneliness and psychotic experiences among US university students: Findings from the Healthy Minds Study. Psychiatry Research. 2022. Vol. 308. Pp. 114362.
  22. Малышева C.B., Рождественская H.A. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2001. – № 3. – С. 63–68.
  23. Chen Lu W. Future work-self salience and proactive career behavior among college student in Taiwan: A career construction model of adaptation, Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2020. Vol. 27. Pp. 100259. https://www.researchgate.net/publication/343698670 (accessed June 21, 2023).
  24. Белышева А.Н. Особенности ценностно-смысловой сферы субъективно-одиноких студентов // Нижегородский психологический альманах. – 2022. – № 2. – С. 98–106 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50173720 (дата обращения: 21.06.2023).
  25. Nottage M.K., Oei N.Y.L., Wolters N., Klein A., Van der Heijde C.M., Vonk P., Wiers R.W., Koelen J. Loneliness mediates the association between insecure attachment and mental health among university students. Personality and Individual. 2022. Vol. 185. Pp. 111233. https://www.semanticscholar.org/paper/Loneliness-mediates-the-association-between-and-Nottage-Oei/ 3ec338392ec7f06e64050cf3099a879c15c22e37 (accessed June 28, 2023).
  26. Чурилова Е.Е. Феномен одиночества в философии и психологии // Вестник Вятского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 114–129.
  27. Рыжакова Е.В. Проблема одиночества современной студенческой молодежи // Нижегородский психологический альманах. – 2018. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: http://psykaf417.esrae.ru/pdf/2018/1/150.pdf (дата обращения: 21.06.2023).
  28. Улыбышева И.Н. Особенности изучения одиночества у будущих педагогов // Интернет-журнал «Мир науки». – 2019. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42596489 (дата обращения: 21.05.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение исследуемой выборки по актуально переживаемому виду одиночества, %

Скачать (44KB)
3. Рис. 2. Интегральные показатели социально-психологической адаптации:

Скачать (41KB)

© Березина З.И., Улыбышева И.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».