Сравнительный анализ профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве
- Авторы: Шнарбекова М.К.1, Васильева Е.И.2, Зерчанинова Т.Е.2, Никитина А.С.2
-
Учреждения:
- Казахский национальный университет имени аль-Фараби
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023)
- Страницы: 186-207
- Раздел: Мониторинг образования
- Статья получена: 23.05.2025
- Статья одобрена: 23.05.2025
- Статья опубликована: 30.06.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-9468/article/view/293304
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.186-207
- ID: 293304
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В современном мире происходит глобальный переход к новой ценностной парадигме обуче ния, воспитания и профессионального самоопределения, что актуализирует значимость изучения обра зовательных и профессиональных установок молодежи. Цель статьи – проанализировать факторы, влия ющие на формирование системы ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана, а также спрогнозировать социальные сценарии их развития.
Материалы и методы. Для изучения образовательных и профессиональных ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана в 2021 г. было проведено международное эмпирическое со циологическое исследование. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования, в котором приняли участие 2 005 чел. в возрасте 14–35 лет. Все респонденты проживали на территории России и Казахстана.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлен высокий уровень социально-куль турного, ценностного потенциала молодых людей России и Казахстана в образовательном пространстве. Молодежь обеих стран отмечает значимость высшего образования в личностном и профессионально-ка рьерном росте и самореализации. Их профессиональные установки и желаемые профессиональные ори ентиры разнородны. К основным факторам выбора профессии они относят интерес к профессии, высокую оплату труда, рейтинг учебного заведения; к факторам риска – низкую востребованность профессии на рынке труда, отсутствие личного интереса к профессии, низкий уровень дохода. В качестве возможно го сценария выявлены востребованность IT-компетенций на российских и казахстанских рынках труда, трансформации ценностно-профессиональных установок в сторону большей свободы и творчества, соци ально-профессиональной мобильности и гибкости молодежи.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть использованы образовательными организа циями, органами власти, реализующими государственную политику в сфере образования для совершен ствования работы по формированию и развитию ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве и сфере профессионального самоопределения.
Полный текст
Введение
Высшее образование как институт охватывает важные элементы общества, в котором оно функционирует, и воспроизводит его доминирующие черты, способствуя сохранению социального порядка. В связи с этим в научно-исследовательском сообществе все чаще проводятся дискуссии относительно проблемы ценностных установок и ориентиров современной молодежи в сфере образования. Актуальность исследования данной проблемы связана с расширением возможностей выбора на национальном и международном уровнях, массовостью получения высшего образования молодежью наряду со снижением значимости диплома на рынке труда, стратификацией вузов по качеству образования и престижу, коммерциализацией высшего образования, способствующей расширению возможностей обучаться на платной основе, увеличением показателя трудоустройства молодежи не по своей специальности, несоответствия профессионального выбора молодежи запросам рынка труда, которое приводит к перенасыщению и недостатку определенных профессий. Как отмечает А. Ю. Гайфуллин, «адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни и являются одними из центральных и судьбоносных решений в жизни каждого молодого человека» [1, с. 141]. В современном мире мы становимся свидетелями глобального перехода к новой ценностной парадигме обучения, профессионального самоопределения и трансформации ценностно-образовательных и карьерных установок молодежи. Установки являются социальной конструкцией и могут быть интерпретированы по-разному. В широком смысле установки можно понимать, как устремление к достижению определенной цели. Устремления отличаются от ожиданий тем, что представляют собой идеалы или более высокие значения, тогда как ожидания учитывают реальные и/или предполагаемые ограничения. В связи с этим категория «установки» может быть использована в описании целей, которых молодежь хотела бы достичь. В данной статье авторы рассматривают категорию «профессионально-ценностные установки» как предрасположенность молодежи к определенной модели поведения в сфере образования и рынка труда, формируемую на основе взаимодействия индивидуальных особенностей и влияния окружающей среды для достижения своих целей. Профессионально-ценностные установки молодых людей динамичны и изменяются в контексте социальной действительности и их восприятия молодежью. Процесс выбора высшего образования и профессии включает три взаимосвязанных этапа: формирование профессионально-ценностных установок и предпочтений, выбор профессии, профессиональная самореализация. По мнению Р. Г. Сафиной, выбор определяется предпочтением одной альтернативы из доступных или предложенных вариантов1.Изучение образовательных устремлений молодежи связано с противоречием между эгалитарным дискурсом, усиливающим общее стремление молодежи стать более образованными, и ограничениями получения качественного образования и поступления в престижные университеты. Ю. Айсопакала-Буре подчеркивает, что такое противоречие потенциально может привести к аномическому состоянию, характеризуемого ситуацией, в которой выраженное желание поступить в престижный вуз сочетается со структурными ограничениями [2].Наряду с массификацией образования образовательное неравенство переместилось в другую область – неравенство выбора. Французский социолог Р. Будон описывает неравенство в образовании как отражение социального и гендерного дифференцированного поведения молодежи из разных социальных групп [3]. В своем исследовании Ж. Лаброссе, М. Гаудирилт и Ф. Пикард доказали, что социальная дифференцация начинается уже в школе, где формируется стартовый образовательный капитал, влияющий на установки и выбор образовательной траектории молодежи [4]. По мнению А. В. Меренкова, Д. Г. Сандлера, В. С. Шаврина, успешное трудоустройство определяется социально-демографическими характеристиками (полом, социальным статусом, материальным положением семьи) молодежи, т. е. «успешность одного поколения определяет успех следующего поколения» [5].
Таким образом, следует отметить высокую междисциплинарную проработанность образовательных установок и профессиональных ориентаций молодежи как социальной группы. Однако незначительное количество научных трудов посвящено проведению сравнительного анализа профессионально-образовательных ценностей и установок российской и казахстанской молодежи. Поэтому изучение данной проблемы представляет не только научный, но и практический интерес в связи с необходимостью понимания закономерностей формирования и возможностей реализации образовательных траекторий и установок молодежи в образовательном пространстве и сфере профессионального самоопределения.
Проведение международного исследования и сравнение полученных исследовательских данных позволит выявить факторы, влияющие на формирование образовательных ценностных установок молодежи России и Казахстана, спрогнозировать социальные сценарии дальнейших ценностных траекторий профессионального поведения молодежи. Для реализации поставленной цели в статье будут рассмотрены ценностные траектории и установки современной российской и казахстанской молодежи в образовательном пространстве и сфере профессионального самоопределения.
Гипотезы исследования:
- Формирование профессиональных установок молодежи детерминировано социокультурной спецификой определенного общества и глобальными процессами в целом, поэтому установки молодежи из двух стран могут иметь как национальные особенности, так и общие характеристики.
- Профессионально-ценностные установки российской и казахстанской молодежи трансформируются и смещаются от ориентированности на специальности экономического, юридического направления в сторону технических, творческих (в том числе блогерство) специальностей в контексте изменения спроса рынка труда.
- Ценность высшего образования в молодежной среде сохраняется, но в выборе образования и профессии будут превалировать рациональные мотивы (возможность получения высокого дохода, достижение успеха, обучение в престижном учебном заведении) и стремление к профессиям, предполагающим мобильность и гибкость.
Цель статьи – на основе сравнительного анализа выявить общие и национальные характеристики, определяющие профессионально-ценностные установки российской и казахстанской молодежи в сфере высшего образования и на рынке труда и спрогнозировать их дальнейшие возможные стратегии профессионального поведения.
Обзор литературы
Вопросы ценностных профессионально-образовательных ориентаций и установок молодежи изучаются отечественными и зарубежными учеными, но необходимо учитывать несколько важных аспектов. Во-первых, ценности молодежи постоянно меняются в контексте как национальных, так и глобальных трансформаций, что требует проведения новых исследований с учетом нынешней социально-экономической ситуаций в мире и стране. Во-вторых, данные международных исследований не всегда применимы для всех стран. Многие исследования показали, что культурные ценности влияют на факторы, определяющие выбор профессии молодежью [6; 7; 8]. Одним из важных измерений культуры является «индивидуализм – коллективизм». Западные страны (Австралия, Великобритания, США) придерживаются индивидуализма, в то время как постсоветские и азиатские страны характеризуются коллективизмом, в котором люди отождествляют себя с социальной взаимозависимостью и общественными благами2. В индивидуалистических культурах человек воспринимается как «независимый», в коллективистских – как «взаимозависимый». Таким образом, профессиональный выбор в индивидуалистических культурах основан на собственных желаниях молодых людей, в то время как в коллективистских культурах выбор обсуждается со значимыми другими (семьей, родственниками, друзьями и сверстниками), и основной целью является в оптимизации выгоды группы или сообщества.
Значимость ценностных установок в профессиональном выборе определяется многими исследованиями. Так, М. А. Абрамова, А. В. Быков и Е. А. Настина акцентируют взаимосвязь ценностных установок и карьерных достижений молодежи [9]. Также аксиологический подход к образованию находит продолжение в трудах К. У. Камбарова [10]. Ряд российских авторов внесли существенный вклад в определение социологического понятия «ценностных траекторий» и «ценности образования»: проанализированы возможности интеграции духовно-нравственного и гуманитарного образования [11], нравственные установки студенческой молодежи [12]. В контексте международной интеграции Г. Ф. Шафранов-Куцев и Е. Н. Яркова рассматривают ценности российского образования [13].
В современном казахстанском обществе образование выступает как фактор социальной мобильности, где ее высокий уровень повышает не только экономический потенциал страны, но и благосостояние людей, их социальный статус и в значительной степени способствует преодолению неравенства. Ранее проведенные исследования свидетельствуют о том, что в связи с нестабильностью социальных структур и перемещением людей в системе социальной иерархии в значительной зависимости между уровнем образования и доходами, исследование ценностно-профессиональных ориентиров молодежи актуализируется [14].
В работах казахстанских авторов нашли отражение ценностные и поведенческие аспекты молодежи Казахстана, которые влияют на ее образовательную деятельность и профессиональные ориентации. В частности, Н. А. Ткачева и Р. С. Баймухаметова определяют, что после приобретения независимости в структуре жизненных ценностей и приоритетов молодежи произошли существенные трансформации как позитивного, так и негативного характера. Отмечается увеличение масштабности проблем жизнедеятельности молодежи Казахстана, связанных с изменением их ценностных ориентаций и поведенческих паттернов в сфере образования и на рынке труда [15]. Говоря о молодежи Казахстана, нельзя не отметить изменение статуса ценности труда. В молодежной среде наблюдается преобладание прагматизма и стремления к материальному достатку, что в свою очередь вступает в противоречие с реальностями занятости молодежи. Отсюда ориентации на подработки, работу не по специальности и предпринимательскую деятельность. По данным исследования С. А. Калиевой и Ф. Г. Альжановой в ценностных ориентациях современной казахстанской молодежи можно обозначить противоречивые проявления, которые характеризуются наличием традиционных ценностей (отношение к семье, браку, уважение к старшим) и проявлением крайнего индивидуализма [16].
В зарубежной научной литературе вопросы образовательного и профессионального выбора рассматриваются, начиная с 1980 гг. С. Митич и Д. Моич исследуют выбор в двух аспектах: выбор профессии и выбор определенного вуза. Они приходят к выводу, что основными критериями выбора выступают возможность трудоустройства и международный рейтинг вуза [17]. По итогам анализа практик изучения процесса выбора высшего образования было определено, что традиционно процесс выбора высшего образования изучался с позиции социально-экономической перспективы, в рамках которой характеризуются факторы, влияющие на выбор молодежью определенного вуза. Эти модели имеют тенденцию подчеркивать социологические и экономические факторы – образование родителей, стоимость обучения, социальный статус, которые в определенной степени объясняют различия в образовательном выборе [18]. Важно отметить, что обнаруженные различия значительно сильнее проявляются в выборе университета, чем специальности. Другими словами, влияние уровня образования родителей и семейного дохода на выбор профессии незначителен, значимость этих факторов проявляется именно в выборе учебного заведения [19]. А. Н. Пинчук, С. Г. Карепова и Д. А. Тихомиров считают, что востребованность определенного направления профессиональной подготовки динамична и может варьироваться в зависимости от разных условий и ситуаций [20], тогда как ценность престижного вуза на рынке труда статична. В свою очередь А. Бергерсон подчеркнул, что социально-экономическая перспектива была наиболее доминирующей, а дальнейшие исследования должны фокусироваться на индивидуальном процессе принятия решений, изучая сомнения молодежи и пути их преодоления [21].
В изучении выбора высшего образования молодежью также выделяется важная роль интересов и предпочтений, так как они способствуют пониманию мотивов, почему студенты внезапно меняют программу обучения или продолжают обучение по определенной программе несмотря на сомнения [22]. С. Ф. Аккерман и A. Баккер определяют интересы как любые виды деятельности, идеи и объекты, с которыми молодежь идентифицирует себя и стремится повторить их со временем [23]. Таким образом, интересы по своей сути ориентированы на будущее и определяют жизненный выбор молодежи, в том числе и выбор высшего образования и специальности. На основе лонгитюдного исследования Р. Коглер и его коллеги разработали типологию образовательных и профессиональных ориентаций. Они выделили четыре типа ориентаций: – решительный («Я достигну своей цели») – характеризуется конкретной и стабильной профессиональной ориентацией, сопровождающейся активными и уверенными действиями со стороны молодого человека;– неуверенный («Думаю, моя идея не реализуется») – описывается нарастанием обобщенности и нестабильности. Молодые люди с неуверенным типом ориентации откладывают и задерживают какие-либо действия и стремятся к прагматизму;– поэтапно нарастающий («Я попробую, посмотрим, как получится») – определяется последовательным увеличением определенности и стабильности в профессиональных ориентациях. Молодые люди становятся более активными и гибкими;– плавающий («Я до сих пор не знаю, чего хочу») – отличается расплывчатостью и нестабильностью, а категория молодежи с плавающим типом ориентации находятся в стагнации и не имеют никакой стратегии в достижении образовательных и профессиональных траекторий [24]. В связи с коммерциализацией высшего образования профессиональный выбор молодежи начали сравнивать с классическим процессом принятия решения потребителем, рассматриваемым в литературе по маркетингу. В научной литературе по выбору высшего образования нет общепринятой модели, описывающей процесс принятия решений молодежью, но при этом существуют трех- и пятиэтапная модели. Пятиэтапная модель выбора высшего образования связана с пятиэтапным процессом принятия решения потребителем, разработанного П. Котлером. Согласно данной модели, процесс начинается с распознавания проблемы и поиска информации, за которыми следуют этапы оценки альтернатив, решение о покупке и поведенческие практики после покупки3. При выборе высшего образования в социологии более распространена трехступенчатая модель, которую разработали Д. Хосслер и К. С. Галлахер. В рамках данной модели процесс выбора высшего образования включает следующие этапы: предрасположенность – принятие решения о продолжении образования; поиск – сбор информации, выработка критериев оценки университетов и определение основных альтернатив; выбор специальности и вуза [25]. Однако в других исследованиях ставится под сомнение господствующий дискурс о том, что выбор высшего образования является выбором потребителя и идеей маркетинга высшего образования. Х. Хайвуд и Р. Скаллион выбор высшего образования рассматривают как сложный рациональный процесс, связанный с изменением ролей. В данном аспекте основное внимание уделяется родителям, которые играют все большую роль в формировании образовательных установок молодого человека и переживают этот процесс в первую очередь как родители, а не как потребители. В процессе выбора для родителей сохранить хорошие отношения является более приоритетным, чем выбор определенной образовательной траектории или университета. Это достигается двумя основными способами: избегание конфликтов и семейное обсуждение [26]. В изучении ценностно-профессиональных установок молодежи большинство современных исследователей выделяют межклассовые различия. Такие исследования сосредотачивают внимание на социально-экономических факторах, таких как семья, сверстники, сообщество, социальные сети, занятость, место проживания и средства массовой информации, оказывающих влияние на выбор. Так, зарубежные исследователи изучают влияние социального класса на доступность образования [27], возможность получения высшего образования в разрезе социально-экономического статуса семьи [28], анализируют значимость социального медиа на академические успехи4. Особую актуальность приобретает изучение и анализ внутриклассовых различий, в частности среднего класса, поскольку однородность среднего класса была поставлена под сомнение и выявлены различия. Однако внутриклассовые различия молодежи из рабочего класса недостаточно исследованы и теоретизированы. П. Вудворд полагает, что рабочий класс также может быть дифференцирован и иметь различные образовательные траектории выбора. В связи с этим оправдан вопрос о том, использует ли молодежь из рабочего класса, социальный и культурный капитал при выборе высшего образования. В своих поздних работах П. Вудворд вводит понятие «территориального капитала», обозначающего стремление избегать определенных регионов, таких как «сельская местность» или «провинция» в выборе высшего учебного заведения. Хотя молодежь среднего класса имеет больше доступа к этому ресурсу, молодежь из рабочего класса также имеет доступ к территориальному капиталу, что позволяет объяснить внутриклассовые различия рабочего класса в выборе высшего образования. Территориальный капитал связан с социальным и культурным капиталом, но менее детерминирован социальным классом [29]. Важность территориального положения была отмечена и другими исследователями. К примеру, Б. Зевуде и Т. Хабтеджоржис подчеркивают, что, хотя большинство студентов предпочитают поступать в высшие учебные заведения в больших городах и мегаполисах, увеличивается доля студентов, заинтересованных поступать в высшие учебные заведения, расположенные в/поближе к их месту жительства [30]. Согласно, К. Каллендар и Г. Мелис выбор молодежи отражает их материальные ограничения, а также культурный и социальный капитал, социальные представления и формы самоисключения – все они привязаны к социальному классу. Несмотря на широкий объем выбора социальное неравенство имеет место быть, так как диапазон выбора социально дифференцирован [31]. В поздних исследованиях ученые начинают отмечать значительное влияние образовательных устремлений и ожиданий молодежи в выборе карьеры. В частности, Н. Хаттаб и его коллеги отмечают, что высокий уровень образовательных устремлений и ожиданий играют центральную роль в формировании будущей профессиональной траектории. Молодежь с высоким уровнем образовательных устремлений и ожиданий придает большое значение будущей работе и имеют более выраженные карьерные устремления [32]. Несмотря на многочисленность публикаций по данной проблематике, практически отсутствуют исследования по изучению профессионально-ценностных установок молодежи постсоветских стран в сравнительной перспективе. Многие исследования изучают выбор образования и специальности в контексте социально-экономического статуса семьи, игнорируя личные предпочтения и инициативy молодых людей. Авторы статьи впервые на основе единого инструментария исследовали общие и национальные черты в профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в сфере высшего образования в сравнительной перспективе.
Материалы и методы
В статье представлены данные международного социологическое исследования (2021 г.), направленного на изучение профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана. Для сбора эмпирических данных был проведен анкетный опрос. Объект исследования – население России и Казахстана в возрасте 14–35 лет. Объем выборки исследования – 2 005 респондентов, в том числе в Казахстане было опрошено – 1 000, в России – 1 005 респондентов. Все респонденты были ознакомлены с целью и задачами исследования и выразили готовность (согласие) к сотрудничеству.
Применялся квотный метод, где учитывались следующие переменные: пол, возраст и регион проживания. Формирование выборки и проведение опроса включает несколько этапов.
- Выборка была разделена на взаимно исчерпывающие подгруппы, т. е. молодой человек мог стать частью только одной подгруппы. Единицами отбора подгрупп выступали регион проживания молодежи и половозрастная структура региона. На данном этапе был применен случайный отбор.
- На основе данных переписей и национальных докладов о доле и половозрастной структуре молодежи в регионах каждой страны проведена оценка пропорции, в которой подгруппы молодежи существуют в генеральной совокупности. Данная пропорция представлена в выборке.
- Сформирован подходящий объем выборки, сохраняя пропорцию, оцененную на предыдущих этапах.
- Проведен опрос среди молодежи в соответствии с установленными квотами на предыдущих этапах.
В Российской Федерации молодежью признаются граждане в возрасте 14–35 лет5. Численность российской молодежи составляет 34,7 млн чел., из них молодых людей мужского пола – 17,4 млн, женского – 17 млн чел.6. По состоянию на 1 января 2021 г., в городской местности проживало 26,4 млн российской молодежи (76,1 %), в сельской местности – 8,3 млн (23,9 %)7.
В Казахстане молодежью признаются молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет8. «По данным Комитета по статистике МНЭ РК, на начало 2021 г. численность казахстанской молодежи в возрасте 14–29 лет составила 20,2 % от общей численности населения страны»9 (3,7 млн чел.). Из общей численности молодежи 51 % составляют лица мужского пола, 49 % – женского. В городской местности проживают 2,1 млн молодых людей (56,4 %), в сельской – 1,6 млн (43,6 %)10.
Распределение выборочной совокупности респондентов представлено в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Распределение выборочной совокупности по полу, возрасту, уровню образования, %
Table 1. Distribution of the sample population by sex, age and degree of education, %
Переменные / Variables | Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan | |
Пол / Gender | |||
1 | Мужской / Male | 50,7 | 48,3 |
2 | Женский / Female | 49,3 | 51,7 |
Интервал возраста, годы / Age interval, years | |||
1 | 15–19 | 22,1 | 27,6 |
2 | 20–24 | 51,4 | 37,1 |
3 | 25–29 | 18,6 | 35,3 |
4 | 30–35 | 7,9 | –11 |
Уровень образования / Education degree | |||
1 | Нет образования, начальное / No education, primary | 3,6 | 6,4 |
2 | Неполное среднее (базовое) / Partial secondary (basic) | 10 | 12,3 |
3 | Среднее общее, ПТУ / Secondary general, vocational school | 8,6 | 12,3 |
4 | Среднее профессиональное (техникум, колледж, училище и т.д.) / Secondary professional (technical school, college, etc.) | 16,3 | 20,9 |
5 | Незаконченное высшее / Unfinished college degree | 29,8 | 16,7 |
6 | Высшее (включая бакалавриат и магистратуру) / Higher Education (including undergraduate and master degree) | 31,7 | 31,4 |
Место проживания / Place of residence | |||
1 | Город / City | 71,0 | 46,0 |
2 | Село / Rural area | 29,0 | 54,0 |
Категория молодежи / Youth group | |||
1 | Работающая / Working | 47,4 | 50,3 |
2 | Студенческая / Students | 27,3 | 24,9 |
3 | Учащаяся / High school students | 19,6 | 20,1 |
4 | Безработная / Unemployed | 5,2 | 4,7 |
Источник: здесь и далее все таблицы составлены авторами.
Source: Hereinafter in this article all tables were made by the authors.
Таблица 2. Распределение выборочной совокупности по региону проживания
Table 2. Distribution of the sample population by region
№ | Российская Федерация / Russian Federation | |
Федеральные округа / Federal districts | % | |
1 | Центральный федеральный округ / Central federal district | 12,4 |
2 | Северо-Западный федеральный округ / Northwestern federal district | 8,6 |
3 | Приволжский федеральный округ / Volga federal district | 12,4 |
4 | Уральский федеральный округ / Ural federal district | 25,4 |
5 | Северо-Кавказский федеральный округ / North Caucasian federal district | 5,2 |
6 | Южный федеральный округ / Southern federal district | 21,4 |
7 | Сибирский федеральный округ / Siberian federal district | 9,6 |
8 | Дальневосточный федеральный округ / Far Eastern federal district | 5,0 |
| Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan | |
Регионы / Regions | % | |
1 | Западный регион / Western region | 15,0 |
2 | Восточный регион / East region | 8,4 |
3 | Центральный регион / Central region | 13,9 |
4 | Южный регион / Southern region | 23,4 |
5 | Северный регион / North region | 11,9 |
6 | Алматы (город республиканского значения) / Almaty (city of republic significance) | 17,8 |
7 | Астана (столица) / Astana (capital) | 9,6 |
Для проведения опроса среди молодежи России и Казахстана была разработана единая анкета (на казахском и русском языках), которая включала закрытые и открытые вопросы. В процессе проведения исследования респондентам двух стран предложено ответить на блок вопросов, посвященных их уровню ценностных образовательно-профессиональных, карьерных ориентиров и установок, паттернов поведения в образовательном пространстве. Также анкета содержала вопросы о представлениях молодежи о себе, факторах, связанных с выбором образования и переходом на рынок труда.
Результаты исследования
Анализ статистических данных по уровню образования и формам занятости молодежи обеих стран показывает, что в России большинство молодых людей учатся или работают. За последние десять лет уровень молодых «карьерно-образовательных маргиналов» – людей, которые не хотят ни работать и не учиться, составил около 10,6 %. В целом по России более трети молодых людей в возрасте 17–25 лет получают высшее образование12. Основные сферы занятости работающей российской молодежи – услуги, торговля, менеджмент и маркетинг, IT-индустрия.
В Казахстане также большинство молодых людей учатся и (или) работают. На начало 2021 г. занятая молодежь в возрасте от 15–28 лет составила 2,01 млн чел., в то время как зафиксированный уровень молодежной безработицы составил около 3,8 %. Основные сферы занятости – торговля, сельское хозяйство, образование. Молодежное предпринимательство, составило свыше 470 тыс. чел13.
Анализ статистических данных свидетельствует о достаточно высоком уровне карьерных и образовательных притязаний российской и казахстанской молодежи, высоком уровне мотивации к учебе и труду. Более 60 % респондентов из обеих стран связывают возможность достижения успехов в жизни с определенным уровнем образования, что подтверждают данные социологического исследования. По мнению молодежи, необходимым уровнем образования для личностной и профессионально-карьерной самореализации является высшее образование (41,3 % – молодежь России, 47,0 % – молодежь Казахстана) (табл. 3).
Таблица 3. Распределение ответов респондентов относительно уровня образования, достаточного для успеха в жизни, % от числа ответивших
Table 3. Distribution of respondents’ answers regarding the level of education sufficient for success in life, % of the number of respondents
Уровень образования / Level of education | Российская Федерация /Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan |
Неполное среднее (базовое) / Secondary (basic) | 4,0 | 2,0 |
Среднее специальное (техникум, колледж, училище и т. д.) / Secondary specialized (technical school, college, etc.) | 15,4 | 7,4 |
Высшее (включая бакалавр и магистратуру) / Higher (including Bachelor’s and Master’s Degrees | 41,3 | 47,0 |
Ученая степень, Ph.D / Academic Degree, Ph.D | 2,5 | 10,1 |
Образование не определяет жизненные успехи / Education does not define life success | 30,8 | 25,7 |
Трудно сказать / It is difficult to say | 6,0 | 7,8 |
Итого / Total | 100,0 | 100,0 |
Среди российской молодежи набирает все большую популярность среднее специальное образование (15,4 %), в то время как в Казахстане, по сравнению с ответами российских респондентов, к факторам жизненно-профессионального успеха относят ученую степень и Ph.D (10,1 %). В то же время около трети молодых респондентов из обеих стран считают, что образование не определяет жизненные успехи и не является ценностным ядром профессионально-карьерного роста (30,8 % – молодежь России, 25,7 % – молодежь Казахстана). Наиболее престижными профессиями, по мнению обеих групп респондентов, являются юриспруденция, медицина, экономика, IT-индустрия (табл. 4).
Таблица 4. Распределение ответов респондентов относительно наиболее престижных профессий, % от числа ответивших
Table 4. Distribution of respondents’ answers regarding the most prestigious professions, % of the of respondents
Наименование профессий / Professions | Российская Федерация / Russia | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan |
Медицина (хирург, cтоматолог, провизор, судмедэксперт, дерматолог, врач и др.) / Medicine (surgeon, dentist, pharmacist, forensic expert, dermatologist, doctor, etc.) | 34,5 | 15,1 |
Технические профессии (электрик, стандартизация, программист / IT-специалист, инженер) / Technical professions (electrical, standardization, programmer / IT specialist, engineer) | 30,0 | 6,7 |
Юриспруденция (прокурор, адвокат, юрист, нотариус и др.) / Jurisprudence prosecutor, lawyer, attorney, notary, etc.) | 26,6 | 21,1 |
Экономика (бухгалтер, финансист, банковское дело, экономист, логист, аудиторы и др.) / Economics (accountant, financier, banking, economist, logist, auditors, etc.) | 25,2 | 16,8 |
Образование и наука (преподаватель/учитель, ученый) / Education and science (teacher, scientist) | 8,4 | 6,7 |
Предпринимательство и бизнес / Entrepreneurship and business | 7,6 | 3,9 |
Сфера услуг (стилист/визажист, ресторанное дело/ рестораторы, стюардесса/стюард, администратор, парикмахер, риэлтор, спасатель, охранник, брокер, продавец и др.) / Services (stylist/makeup artist, restaurant/restaurateurs, stewardess/steward, administrator, hairdresser, realtor, rescuer, guard, broker, seller, etc. ) | 6,5 | 4,0 |
Творчество и кино (певец/вокалист, дизайнер/модельер, музыкант, актер/актриса, танцор, писатель, режиссер и др.) / Creativity and cinema (singer/vocalist, designer/fashion designer, musician, actor/actress, dancer, writer, director, etc.) | 4,0 | 5,8 |
Блогерство / Blogging | 4,3 | – |
Военное дело / Military matters | 4,3 | 1,9 |
Строитель (архитектор, электронщик, конструктор/инженер-конструктор, инженер-строитель и др.) / Builder (architect, electronician, constructor/engineer, civil engineer, etc.) | 1,7 | 2,6 |
Машиностроение (автомеханик/механик, машинист и др) / Mechanical engineering (auto mechanic/ mechanic, machinist, etc.) | 1,9 | 1,5 |
Филология (журналист, переводчик, лингвист/языковед) / Philology (journalist, translator, linguist) | 0,9 | 2,4 |
Горное дело, металлургия, нефтяное дело / Mining, metallurgy, oil industry | – | 2.4 |
Политика (политолог) / Politics (political scientist) | – | 1,3 |
Спорт (футболист, тренер, спортсмен) / Sport (footballer, coach, athlete) | – | 0,7 |
Наименее престижными профессиями являются журналисты, переводчики, лингвисты, металлурги, автомеханики, шахтеры. Можно выделить и национальные особенности при ответе на данный вопрос. По мнению российской молодежи, наиболее востребованы медицинские специалисты, в частности хирурги и стоматологи (34,5 %), также IT-специалисты (30 %) и блогеры (4,3 %). Молодежь Казахстана престижными и прибыльными считает такие профессии, как юриспруденция (21,1 %), предпринимательство и экономика (16,8 %).
Значимым фактором при выборе будущей профессии для молодежи обеих стран выступает возможность хорошего дохода и заработка (64,3 % – молодежь России, 64,1 % – молодежь Казахстана). На втором по значимости месте – актуальность и востребованность получаемой профессии на рынке труда (табл. 5).
Таблица 5. Распределение ответов респондентов относительно критериев значимости и важности при выборе будущей профессии, % от числа ответивших
Table 5. Distribution of respondents’ answers regarding significance and importance of criteria in choosing a future profession, % of the number of respondents
Критерии выбора / Selection criteria | Очень важно /Very important | Не важно /It does not matter | ||
Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan | Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan | |
Хороший доход / High income | 64,3 | 64,1 | 0,6 | 0,5 |
Востребованность на рынке труда / Demand in the labor market | 55,4 | 52,3 | 0,9 | 0,8 |
Признание, уважение в обществе / Recognized and respected in society | 24,0 | 37,5 | 5,8 | 1,6 |
Доступ к власти, управлению, руководству / Access to power, administration, management | 25,3 | 22,2 | 7,9 | 11,9 |
Высококвалифицированный характер (умственный, интеллектуальный труд) / Highly skilled (mental, intellectual work) | 29,45 | 33,6 | 11,54 | 2,8 |
Доступность и простота подготовки / Availability and ease of preparation | 21,7 | 26,4 | 10,7 | 9,0 |
Сравнительный анализ факторов при выборе профессии по уровню важности показывает, что самым значимым для обеих групп молодежи является хороший доход, менее значимым – доступность и простота подготовки. Респонденты из Казахстана выделяют профессию, которая пользуется большим признанием и уважением в обществе (37,5 %), в то время как для российской молодежи профессия, предполагающая доступ к власти, управлению, руководству является более значимой (37,5 %).
Получаемое образование в целом соответствует сформированным ценностным установкам и ожиданиям российской и казахстанской молодежи. Респонденты видят и ценят в нем перспективы материального и социально-статусного роста (табл. 6). Однако отдельная группа ответивших отмечает ценностно-мотивационный и статусный дефицит в получаемом образовании, который не даст ни доход, ни социальный статус в будущем, по мнению 12,4 % молодежи из России и 7,4 % – из Казахстана.
Таблица 6. Распределение ответов респондентов относительно ценности получаемого образования, % от числа ответивших
Table 6. Distribution of respondents’ answers regarding the values of the education received, % of the number of respondents
Варианты ответов / Response options | Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan |
Доход и социальный статус / Income аnd social status | 44,2 | 50,3 |
Только социальный статус / Only social status | 24,1 | 12,7 |
Только доход / Only income | 19,3 | 7,2 |
Ни доход, ни социальный статус / Neither income nor social status | 12,4 | 7,4 |
Затрудняюсь ответить / It is difficult to say | – | 22,4 |
Продолжая дискуссию об образовательных и карьерных ожиданиях и установок молодежи, отметим, что меньше половины опрошенной молодежи удовлетворена получаемым/полученным образованием и специальностью (39,3 % – молодежь России, 40,6 % – молодежь Казахстана), в то время как около трети опрошенных молодых россиян и каждый пятый молодой казахстанец предпочли бы выбрать новую специальность (30,8 % – молодежь России, 20,0 % – молодежь Казахстана), что свидетельствует о несоответствии ожидаемым образовательным установкам (табл. 7).
Таблица 7. Распределение ответов на вопрос «Если бы Вам представилась возможность, какой был бы Ваш профессиональный выбор?», % от числа ответивших
Table 7. Distribution of answers to the question “If you had the opportunity, what speciality would you choose?”, % of the number of respondents
№ | Варианты ответов / Response options | Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Ka-zakhstan |
1 | Выбрал бы вновь ту же специальность, которой обучался / I would choose again the same speciality that I studied | 39,3 | 40,6 |
2 | Не выбрал бы вновь ту же специальность, которой обучался / I would not choose again the same speciality in which I studied | 30,8 | 20,0 |
3 | Трудно сказать / It is difficult to say | 29,9 | 39,4 |
Полученные результаты коррелируют с ответами респондентов на вопрос «работаете ли вы по специальности», где вариант «нет» выбрали 34,9 % российской молодежи, и 25,2 % молодежи Казахстана.
Наиболее значимым при выборе учебного заведения, по мнению российской и казахстанской молодежи, является интересность получаемой специальности (57,2 % – молодежь России, 51,7 % – молодежь Казахстана), возможность получения качественного знания (52,3 % – молодежь России, 61,4 % – молодежь Казахстана), авторитет и рейтинг вуза (40,3 % – молодежь России, 37,4 % – молодежь Казахстана). Также выделяют и национальные различия в процессе выбора учебного заведения. Казахстанская молодежь в большей степени склоняется к возможности бесплатного обучения как детерминирующего фактора при выборе учебного заведения (46,8 %), возможность получения качественного знания (табл. 8).
Таблица 8. Распределение ответов респондентов относительно критериев значимости и важности при выборе учебного заведения, % от числа ответивших
Table 8. Distribution of respondents’ answers regarding significance and importance of criteria in choosing an educational institution, % of the number of respondents
Критерии выбора вуза / Selection criteria | Очень важно /Very important | Не важно /It does not matter | ||
Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan | Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Ka-zakhstan | |
Интересная специальность / Interesting speciality | 57,2 | 51,7 | 1,3 | 1,4 |
Возможность получения качественного знания / Opportunity to gain quality knowledge | 52,3 | 61,4 | 0,9 | ,7 |
Авторитет и рейтинг вуза / Authority of the university, university ranking | 40,3 | 37,4 | 2,5 | 3,6 |
Низкая оплата, возможность бесплатного обучения / Low tuition fees, free education | 35,7 | 46,8 | 4,5 | 2,3 |
Изучение более одного иностранного языка / Learning more than one foreign language | 30,7 | 31,3 | 9,0 | 3,6 |
Предоставление общежития / Provision of dormitory | 27,6 | 22,5 | 16,9 | 15,7 |
Удобное, близкое расположение к местожительству / Convenient, close location to the place of residence | 26,6 | 27,1 | 10,4 | 8,0 |
Возможность дополнительно обучаться за границей и получить два диплома / Opportunity to further study abroad and receive two diplomas | 22,2 | 33,4 | 11,0 | 5,3 |
Наличие военной кафедры / Presence of military department | 19,4 | 20,9 | 29,7 | 22,8 |
Удовлетворенность профессиональной деятельностью молодыми людьми определяется такими параметрами, как интерес к профессии, высокий уровень дохода, возможность профессионального роста (табл. 9).
Таблица 9. Распределение ответов респондентов относительно требований, которым должна отвечать любимая работа, % от числа ответивших
Table 9. Distribution of respondents’ answers regarding the requirements that a favorite job should meet, % of the number of respondents
Варианты ответов / Selection criteria | Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan |
Высокооплачиваемая / Highly paid | 65,5 | 69,1 |
Интересная для меня / Interesting for me | 59,4 | 66,9 |
Обеспечивает возможности профессионального роста / Opportunities for professional growth | 41,8 | 22,8 |
С хорошими условиями труда / Good working conditions | 41,0 | 32,8 |
Разнообразная, творческая, предполагающая инициативу / Diverse, creative, suggesting initiative | 23,9 | 16,3 |
Оставляет много времени для других занятий (отдыха, семьи) / Leaves plenty of time for other activities (vacation, family) | 22,8 | 12,1 |
Полезная обществу / Useful to society | 20,7 | 19,6 |
Престижная / Prestigious | 19,2 | 19,5 |
Обеспечивает возможность сделать быструю карьеру / Opportunity to make a quick career | 18,3 | 13,8 |
Не утомительная / Not tiring | 13,7 | 5,8 |
Иметь пенсионные отчисления / Retirement income | – | 0,1 |
Профессиональные установки молодежи формируются в процессе понимания и определения того, что они хотят делать, и изучения различных вариантов выбора [33]. Результаты данного исследования свидетельствуют, что оплата, интерес и условия труда являются лидирующими критериями оценки профессии для всех групп молодежи. Менее значимыми критериями выступают престиж, утомительность работы и возможность иметь свободное время. В разрезе указанных категорий молодежи по критериям к желаемой профессии значимых различий не выявлено (табл. 10).
Таблица 10. Распределение ответов респондентов относительно критериев к желаемой работе в разрезе различных групп молодежи, % от числа ответивших
Table 10. Distribution of respondents’ answers regarding criteria for the desired job in the context of various groups of young people, % of the number of respondents
Критерии к желаемой работе / Criteria for desired job
| Работающая молодежь / Working youth | Студенты / Students | Учащаяся / High school students | |||
Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan | Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan | Российская Федерация / Russian Federation | Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan | |
Высокооплачиваемая / Highly paid | 62,5 | 70,7 | 54,0 | 66,1 | 32,6 | 66,8 |
Интересная для меня / Interesting for me | 50,7 | 67,0 | 42,8 | 66,5 | 30,7 | 67,9 |
С хорошими условиями труда / With good working conditions | 50,4 | 35,7 | 45,6 | 29,8 | 31,6 | 31,6 |
Возможность профессионального роста / Opportunities for professional growth | 49,4 | 24,2 | 44,5 | 24,4 | 31,5 | 18,9 |
Разнообразная, творческая, предполагающая инициативу / Diverse, creative, suggesting initiative | 45,1 | 14,3 | 36,7 | 18,2 | 30,8 | 20,9 |
Полезная обществу / Socially significant | 42,5 | 19,5 | 36,3 | 20,7 | 30,7 | 18,9 |
Престижная / Prestigious | 38,9 | 16,4 | 38,4 | 22,3 | 30,8 | 24,5 |
Не утомительная / Not tedious | 36,7 | 7,4 | 33,2 | 3,7 | 30,5 | 4,1 |
Иметь достаточное свободное время / Have enough free time | 31,0 | 11,7 | 31,2 | 13,6 | 30,0 | 10,2 |
Полученные данные на основе сравнительного анализа позволяют выявить общие и национальные характеристики образовательных и профессиональных установок молодежи России и Казахстана по различным аспектам.
- При ранжировании профессий по престижности молодежь обеих стран к наиболее престижным относят юриспруденцию, экономику и медицину в разной степени. В частности, для российской молодежи актуальность медицинских специальностей в два раза выше по сравнению с казахстанской молодежью. Также по оценкам российской молодежи, наиболее востребованными являются IT-профессии, значимость которых для казахстанской молодежи в пять раз ниже.
- Важными факторами при выборе профессии для молодежи обеих стран являются возможность хорошего дохода и заработка, востребованность профессии на рынке труда. Однако для молодежи Казахстана, в отличие от российской, более значимой является профессия, которая пользуется большим признанием и уважением в обществе.
- При выборе учебного заведения молодежь обеих стран в тройку важных факторов включает интерес к специальности, возможность получения качественного знания, авторитет и рейтинг вуза. В то же время можно выделить национальные различия: казахстанская молодежь в большей степени склоняется к возможности бесплатного обучения.
- Удовлетворенность профессиональной деятельностью рассматриваемых групп определяется интересом к профессии, высоким уровнем дохода, возможностью профессионального роста.
Результаты исследования подтверждают гипотезу относительно того, что установки молодежи из двух стран могут иметь как национальные, так и общие характеристики, формируемые в контексте государственных и глобальных процессов. Хотя были выявлены некоторые различия в профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве, прослеживается общая тенденция характерная молодежи из обеих стран.
Обсуждение и заключение
Современная молодежь России и Казахстана характеризуется всеобщим стремлением к получению высшего образования. Несмотря на такую тенденцию при опросе было выявлено, что каждый пятый молодой казахстанец и каждый третий молодой россиянин при возможности изменили бы свой первоначальный выбор профессии. Такие установки в дальнейшем проецируются на рынке труда и молодежь с высшим образованием не работают по специальности. Данные ранее проведенных исследований показывают, что российская молодежь в среднем больше двух раз меняет свое место работы и 40,3 % экономически активного населения страны работали или в настоящее время работают в неформальном рынке труда14. По данным официальной статистики Казахстана, 30 % молодежи не работают по специальности15.
В ходе сравнительного исследования были изучены ценностные траектории и установки современной российской и казахстанской молодежи в образовательном пространстве. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Во-первых, стоит отметить высокий уровень социально-культурного, ценностного, образовательного потенциала молодых людей России и Казахстана в образовательном пространстве. Полученные результаты анкетного опроса свидетельствуют о достаточно высоком уровне карьерных и образовательных их притязаний, высоком уровне мотивации к учебе и труду. Большинство респондентов из обеих стран признают ценность и значимость высшего образования в контексте личностного и профессионально-карьерного роста и самореализации.
Во-вторых, в структуре профессиональных предпочтений молодых людей наиболее престижными профессиональными сферами, по мнению обеих групп респондентов, являются юриспруденция, медицина, экономика; наименее престижными – журналистика, лингвистика, металлургия, рабочие специальности. В то же время можно выделить национальные особенности при ответе на данный вопрос. По мнению российской молодежи, наиболее востребованы специалисты из медицины, в частности хирурги и стоматологии, а также IT-специалисты, блогеры. Молодежь Казахстана наиболее престижными и прибыльными считает юриспруденцию, предпринимательство и экономику. Данные результаты только частично подтверждают гипотезу относительно смещения профессионально-ценностных установок российской и казахстанской молодежи в сторону технических, творческих (в том числе блогерство) специальностей. Несмотря на повышение престижа IT-профессий и блогерства среди российской молодежи, казахстанская молодежь все еще отдает предпочтение обучению по экономическим, юридическим направлениям. В целях повышения престижа инженерно-технических специальностей и подготовки высококвалифицированных специалистов в данной отрасли в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан по переориентированию программы «Болашак» (национальная программа, позволяющая казахстанской молодежи обучаться зарубежом) изменено соотношение в сторону инженерно-технических специальностей. Если в 2021 г. на инженерно-технические специальности было выделено 36% стипендий, то в этом году – 60%.
В-третьих, определены позитивные факторы и факторы риска, способствующие и препятствующие формированию системы ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана в образовательно-профессиональной среде. К позитивным факторам стоит отнести интерес получаемой профессии, ее высокооплачиваемость, рейтинг учебного заведения. К факторам риска стоит отнести низкую востребованность получаемой профессии на рынке труда, отсутствие личного интереса и заинтересованности к получаемой профессии, низкий уровень дохода. Полученные результаты по изучению значимости образования в жизни человека и факторов, которым должна отвечать работа, по мнению молодежи из обеих стран, частично подтверждает гипотезу о сохранении ценности высшего образования в молодежной среде, но превалированием рациональных мотивов в выборе высшего образования, который предполагает выбор специальности и вуза.
Результаты ранних исследований мотивов российской молодежи при выборе профессии показывают высокую значимость «интереса к профессии», далее следует оплата труда и социальная значимость профессии [34]. Результаты ранних казахстанских исследований свидетельствуют, что молодежь рассматривает цель университета с точки зрения его экономической ценности, то есть в качестве ресурса, позволяющего расширить возможность трудоустройства и улучшить финансовое благополучие. Хотя будущие карьерные перспективы выступают ключевыми мотивами к получению высшего образования, роль университетских дипломов в трудоустройстве снижается. Отношение к профессии у выпускников и молодых специалистов формируется под влиянием рыночных отношений и имеет рациональное содержание [35]. В целом иерархическая структура мотивов выбора высшего образования молодежью из обеих стран сохраняется с доминируем рациональных мотивов в выборе специальности.
Говоря о дальнейших возможных сценариях профессионального поведения молодежи России и Казахстана в ближайшем будущем, хотелось бы отметить стремительный рост и востребованность IT-компетенций на российских и казахстанских рынках труда, трансформации ценностно-профессиональных установок в сторону большей свободы и творчества, социально-профессиональной мобильности и гибкости работающей молодежи. Данные изменения не должны остаться вне поля зрения деятельности институтов власти, образования и воспитания, направленных на вовлечение российской и казахстанской молодежи в конструктивные формы профессионально-образовательной активности.
Проведенное количественное исследование позволило оценить распространенность и величину изучаемых параметров в сравнительной перспективе на основе исследования молодежной когорты двух постсоветских стран, но для выявления причинно-следственных связей между профессионально-образовательными намерениями российской и казахстанской молодежи и практиками их реализации необходимо проведение дополнительного исследования, основанного на качественном методе сбора эмпирических данных.
Данное исследование вносит вклад в развитие новых перспектив в понимании процесса выбора высшего образования молодежью в контексте их ценностно-профессиональных установок, формируемых на основе индивидуальных характеристик и влияния окружающей среды на макро- и микроуровнях. Понимание ценностно-профессиональных установок молодежи позволит улучшить работу заинтересованных ведомств и организаций в сфере образования в целях регулирования и соответствия установок молодежи запросам рынка труда. Это позволит высшим учебным заведениям более эффективно реализовывать основную миссию образования в подготовке высокоэффективных сотрудников.
1 Сафина Р. Г. Выбор студентами профессиональной карьеры: гендерные аспекты: (на примере Республики Татарстан) : дисс. ... канд. социол. наук. Казань, 2015. 193 с.
2 Sinha J. B. P. Collectivism and Individualism // Psycho-Social Analysis of the Indian Mindset. New Delhi : Springer, 2014. doi: https://doi.org/10.1007/978-81-322-1804-3_2
3 Kotler P., Keller K. L. Marketing Management. Pearson Education, 2016. 812 p.
4 Seymour C. Successes and Setbacks of Social Media: Impact on Academic Life. John Wiley & Sons, 2021. 192 p.
5 О молодежной политике в Российской Федерации : федер. закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ : принят Государственной Думой 23 декабря 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328 (дата обращения: 10.03.2022).
6 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 г. : статистич. бюллетень. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). М., 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (дата обращения: 10.03.2022).
7 Там же.
8 О государственной молодежной политике : закон Республики Казахстан от 09.02.2015 г. № 285-V [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31661446&pos=112;-32#pos=112;-32 (дата обращения: 10.03.2022).
9 Официальные данные Комитета по статистике МНЭ РК [Электронный ресурс]. URL: https://strategy2050.kz/ru/news/strategicheskiy-resurs-kazakhstana-molodezh/ (дата обращения: 10.03.2022).
10 Там же.
11 В Казахстане молодежью признаются молодые люди в возрасте 14–29 лет.
12 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 г. : статистич. бюллетень.
13 Официальные данные Комитета по статистике МНЭ РК.
14 Krupets Y., Sablina A., Vyhovska H. Russian Youth in the Labour Market: Work Attitudes, Career Paths and Regional Disparities // Youth in Putin’s Russia ; E. Omelchenko (eds). Palgrave Macmillan, Cham, 2021. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-82954-4_9
15 Youth of Kazakhstan. Statistical collection. Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan. Bureau of National Statistics. Nur-Sultan, 2020. 127 p.
Об авторах
Меруерт Какпанбаевна Шнарбекова
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Автор, ответственный за переписку.
Email: shnarbekova.meruert@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1350-2806
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, ученый Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
Казахстан, 050040, Алматы, пр-т аль-Фараби, д. 71Елена Игоревна Васильева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: vasileva-ei@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0003-3475-5412
кандидат социологических наук, доцент кафедры регионального и муниципального управления
Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82Татьяна Евгеньевна Зерчанинова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: zerchaninova-te@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0002-1582-1982
кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой регионального и муниципального управления
Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82Алена Сергеевна Никитина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: nikitina-as@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0002-3804-4952
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом
Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82Список литературы
- Гайфуллин А. Ю. Профессиональные ориентиры и карьерные установки современной учащейся молодежи: социологический анализ // Уфимский гуманитарный научный форум. 2021. № 3 (7). С. 140–150. EDN: LDKTCN
- Isopahkala-Bouret U. University Non-Admittance and Anomie: Reconsidering the Promise of an Egalita rian Society // British Journal of Sociology of Education. 2020. Vol. 41, issue 3. P. 361–376. https://doi.org/10.1080/01425692.2020.1726172
- Liu Y. Choices, Risks and Rational Conformity: Extending Boudon’s Positional Theory to Understand Higher Education Choices in Contemporary China // High Education. 2019. Vol. 77. P. 525–540. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0285-7
- Labrosse J., Gaudreault M., Picard F. School Choice Options Limit Access to Higher Education for Var ious Groups of Students in Quebec // European Journal of Higher Education. 2017. Vol. 7, issue 1. P. 56–77. https://doi.org/10.1080/21568235.2017.1265788
- Меренков А. В., Сандлер Д. Г., Шаврин В. С. Особенности изменений ориентаций выпускни ков бакалавриата на трудоустройство // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 116–142. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-116-142
- Wambu G., Hutchison B., Pietrantoni Z. Career Decision-Making and College and Career Access among Recent African Immigrant Students // Journal of College Access. 2017. Vol. 3, issue 2. Available at: http://scholarworks.wmich.edu/jca/vol3/iss2/6 (дата обращения: 22.12.2022).
- Hui K., Lent R. W. The Roles of Family, Culture, and Social Cognitive Variables in the Career Interests and Goals of Asian American College Students // Journal of Counseling Psychology. 2018. Vol. 65, issue 1. P. 98–109. https://doi.org/10.1037/cou0000235
- The Cultural Shaping of Career Aspirations: Acculturation and Chinese Biculturals’ Career Identity Styles / D. Tao [et al.] // Canadian Journal of Behavioural Science. 2018. Vol. 50, issue 1. P. 29–41. http://dx.doi.org/10.1037/cbs0000091
- Быков А. В., Настина Е. А. Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодежи) // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 67–77. https://doi.org/10.31857/S013216250009288-9
- Камбарова К. У. Образование как ценность и ценности в образовании // Наука, новые техноло гии и инновации Кыргызстана. 2019. № 1. С. 112–115. URL: http://www.science-journal.kg/media/Papers/nntiik/2019/1/112-115.pdf (дата обращения: 22.12.2022).
- Коростелева А. А. Духовно-нравственное образование в контексте интеграционного образовательного процесса: перспективы развития // Проблемы современного образования. 2013. № 3. C. 48–58. URL: http://pmedu.ru/res/2013_3_3.pdf (дата обращения: 22.12.2022).
- Маслова Е. В. Динамика нравственных установок студенческой молодежи // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2021. № 1 (29). C. 13–16. EDN: PXTXXR
- Шафранов-Куцев Г. Ф., Яркова Е. Н. О национальных ценностях отечественного образования в условиях международной интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2018. Т. 18, № 3. C. 532–541. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3-532-541
- Шнарбекова М. К. Эффекты семейного капитала в стратегии выбора высшего образования казах станской молодежью // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 4. С. 712–727. https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.712-727
- Ткачева Н. A., Баймухаметова Р. С. Ценностные ориентации казахстанской молодежи // Социоло гические и гуманитарные науки. 2016. Т. 8, № 6/2. С. 134–139. 6/2-134-139
- Калиева С. A., Альжанова Ф. Г. Молодежь на рынке труда в условиях формирования наукоемкой экономики Казахстана // Европейский журнал экономических наук и управления. 2019. № 4. С. 56–60. https://doi.org/10.29013/EJEMS-19-4-56-60
- Mitić S., Mojić D. Student Choice of Higher Education Institutions in a Post-Transitional Country: Evi dence from Serbia // Economic Research-Ekonomska Istraživanja. 2020. Vol. 33, issue 1. P. 3509–3527. https://doi.org/10.1080/1331677X.2020.1774794
- Vulperhorst J. P., van der Rijst R. M., Akkerman S. F. Dynamics in Higher Education Choice: Weighing One’s Multiple Interests in Light of Available Programmes // Higher Education. 2020. Vol. 79. P. 1001–1021. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00452-x
- Шнарбекова М. К. Роль высшего образования в воспроизводстве социального неравенства на рынке труда Казахстана // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 3. С. 114–127. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-114-127
- Пинчук А. Н., Карепова С. Г., Тихомиров Д. А. Транспрофессиональное образование в студенче ском дискурсе: востребованность, ожидания, риски // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 3. С. 184–220. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-184-220
- Bergerson A. A. College Choice and Access to College: Moving Policy, Research, and Practice to the 21st Century // ASHE Higher Education Report. 2009. Vol. 35, issue 4. P. 1–141. https://doi.org/10.1002/aehe.3504
- Unravelling Why Students Do or Do Not Stay Committed to a Programme when Making a Higher Education Choice / J. P. Vulperhorst [et al.] // Journal of Further and Higher Education. 2022. Vol. 46, issue 5. P. 651–666. https://doi.org/10.1080/0309877X.2021.1986686
- Akkerman S. F., Bakker A. Persons Pursuing Multiple Objects of Interest in Multiple Contexts // European Journal of Psychology of Education. 2019. Vol. 34. P. 1–24. 018-0400-2
- Kogler R., Vogl S., Astleithner F. Transitions, Choices and Patterns in Time: Young People’s Educational and Occupational Orientation // Journal of Education and Work. 2023. Vol. 36, issue 2. P. 94–108. https://doi.org/10.1080/13639080.2023.2167954
- Hossler D., Gallagher K. Studying Student College Choice: A Three-Phase Model and the Implications for Policymakers // College and University. 1987. Vol. 62, issue 3. P. 207–221.
- Haywood H., Scullion R. It’s Quite Difficult Letting Them Go, Isn’t It? Uk Parents’ Experiences of Their Child’s Higher Education Choice Process // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, issue 12. P. 2161–2175. https://doi.org/10.1080/03075079.2017.1315084
- College Integration and Social Class / M. J. Álvarez Rivadulla [et al.] // Higher Education. 2022. Vol. 84 P. 647–669. https://doi.org/10.1007/s10734-021-00793-6
- The Impact of Family Socio-Economic Status on Access to Higher Education in Vietnam / Hoang-Van Ha [et al.] // International Journal of Educational Sciences (IJES). 2020. Vol. 28, issue 1–3. P. 80–85. https://doi.org/10.31901/24566322.2020/28.1-3.1124
- Woodward P. Location and Locational Capital: An Examination of Factors Influencing Choice of Hig her Education Applications by Working-Class Students in a Sixth-Form College // Educational Review. 2022. Vol. 74, issue 6. P. 1119–1136. https://doi.org/10.1080/00131911.2021.1874306
- Zewude B., Habtegiorgis T. Higher Education and Career Aspirations Among Secondary School Stu dents in Southern Ethiopia // International Journal of Adolescence and Youth. 2022. Vol. 27, issue 1. P. 235–248. https://doi.org/10.1080/02673843.2022.2076604
- Callender C., Melis G. The Privilege of Choice: How Prospective College Students’ Financial Concerns Influence Their Choice of Higher Education Institution and Subject of Study in England // The Journal of Higher Education. 2022. Vol. 93, issue 3. P. 477–501. https://doi.org/10.1080/00221546.2021.1996169
- Fragmented Career Orientation: The Formation of Career Importance, Decidedness and Aspirations among Students / N. Khattab [et al.] // International Journal of Adolescence and Youth. 2022. Vol. 27, issue 1. P. 45–59. https://doi.org/10.1080/02673843.2021.2025114
- Porfeli E. J., Lee B. Career Development During Childhood and Adolescence // New Directions for Youth Development. 2012. Vol. 2012, issue 134. P. 11–22. https://doi.org/10.1002/yd.20011
- Константиновский Д. Л. Формирование ориентаций молодежи в сфере образования // Вестник Института социологии. 2016. № 19. С. 13–27. https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.427
- Jonbekova D. The Diploma Disease in Central Asia: Students’ Views about Purpose of University Edu cation in Kazakhstan and Tajikistan // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 45, issue 6. P. 1183–1196. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1628199
Дополнительные файлы



