Сравнительный анализ профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В современном мире происходит глобальный переход к новой ценностной парадигме обуче ния, воспитания и профессионального самоопределения, что актуализирует значимость изучения обра зовательных и профессиональных установок молодежи. Цель статьи – проанализировать факторы, влия ющие на формирование системы ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана, а также спрогнозировать социальные сценарии их развития.

Материалы и методы. Для изучения образовательных и профессиональных ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана в 2021 г. было проведено международное эмпирическое со циологическое исследование. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования, в котором приняли участие 2 005 чел. в возрасте 14–35 лет. Все респонденты проживали на территории России и Казахстана.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлен высокий уровень социально-куль турного, ценностного потенциала молодых людей России и Казахстана в образовательном пространстве. Молодежь обеих стран отмечает значимость высшего образования в личностном и профессионально-ка рьерном росте и самореализации. Их профессиональные установки и желаемые профессиональные ори ентиры разнородны. К основным факторам выбора профессии они относят интерес к профессии, высокую оплату труда, рейтинг учебного заведения; к факторам риска – низкую востребованность профессии на рынке труда, отсутствие личного интереса к профессии, низкий уровень дохода. В качестве возможно го сценария выявлены востребованность IT-компетенций на российских и казахстанских рынках труда, трансформации ценностно-профессиональных установок в сторону большей свободы и творчества, соци ально-профессиональной мобильности и гибкости молодежи.

Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть использованы образовательными организа циями, органами власти, реализующими государственную политику в сфере образования для совершен ствования работы по формированию и развитию ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве и сфере профессионального самоопределения.

Полный текст

Введение

Высшее образование как институт охватывает важные элементы общества, в котором оно функционирует, и воспроизводит его доминирующие черты, способствуя сохранению социального порядка. В связи с этим в научно-исследовательском сообществе все чаще проводятся дискуссии относительно проблемы ценностных установок и ориентиров современной молодежи в сфере образования. Актуальность исследования данной проблемы связана с расширением возможностей выбора на национальном и международном уровнях, массовостью получения высшего образования молодежью наряду со снижением значимости диплома на рынке труда, стратификацией вузов по качеству образования и престижу, коммерциализацией высшего образования, способствующей расширению возможностей обучаться на платной основе, увеличением показателя трудоустройства молодежи не по своей специальности, несоответствия профессионального выбора молодежи запросам рынка труда, которое приводит к перенасыщению и недостатку определенных профессий. Как отмечает А. Ю. Гайфуллин, «адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни и являются одними из центральных и судьбоносных решений в жизни каждого молодого человека» [1, с. 141]. В современном мире мы становимся свидетелями глобального перехода к новой ценностной парадигме обучения, профессионального самоопределения и трансформации ценностно-образовательных и карьерных установок молодежи. Установки являются социальной конструкцией и могут быть интерпретированы по-разному. В широком смысле установки можно понимать, как устремление к достижению определенной цели. Устремления отличаются от ожиданий тем, что представляют собой идеалы или более высокие значения, тогда как ожидания учитывают реальные и/или предполагаемые ограничения. В связи с этим категория «установки» может быть использована в описании целей, которых молодежь хотела бы достичь. В данной статье авторы рассматривают категорию «профессионально-ценностные установки» как предрасположенность молодежи к определенной модели поведения в сфере образования и рынка труда, формируемую на основе взаимодействия индивидуальных особенностей и влияния окружающей среды для достижения своих целей. Профессионально-ценностные установки молодых людей динамичны и изменяются в контексте социальной действительности и их восприятия молодежью. Процесс выбора высшего образования и профессии включает три взаимосвязанных этапа: формирование профессионально-ценностных установок и предпочтений, выбор профессии, профессиональная самореализация. По мнению Р. Г. Сафиной, выбор определяется предпочтением одной альтернативы из доступных или предложенных вариантов1.Изучение образовательных устремлений молодежи связано с противоречием между эгалитарным дискурсом, усиливающим общее стремление молодежи стать более образованными, и ограничениями получения качественного образования и поступления в престижные университеты. Ю. Айсопакала-Буре подчеркивает, что такое противоречие потенциально может привести к аномическому состоянию, характеризуемого ситуацией, в которой выраженное желание поступить в престижный вуз сочетается со структурными ограничениями [2].Наряду с массификацией образования образовательное неравенство переместилось в другую область – неравенство выбора. Французский социолог Р. Будон описывает неравенство в образовании как отражение социального и гендерного дифференцированного поведения молодежи из разных социальных групп [3]. В своем исследовании Ж. Лаброссе, М. Гаудирилт и Ф. Пикард доказали, что социальная дифференцация начинается уже в школе, где формируется стартовый образовательный капитал, влияющий на установки и выбор образовательной траектории молодежи [4]. По мнению А. В. Меренкова, Д. Г. Сандлера, В. С. Шаврина, успешное трудоустройство определяется социально-демографическими характеристиками (полом, социальным статусом, материальным положением семьи) молодежи, т. е. «успешность одного поколения определяет успех следующего поколения» [5].

Таким образом, следует отметить высокую междисциплинарную проработанность образовательных установок и профессиональных ориентаций молодежи как социальной группы. Однако незначительное количество научных трудов посвящено проведению сравнительного анализа профессионально-образовательных ценностей и установок российской и казахстанской молодежи. Поэтому изучение данной проблемы представляет не только научный, но и практический интерес в связи с необходимостью понимания закономерностей формирования и возможностей реализации образовательных траекторий и установок молодежи в образовательном пространстве и сфере профессионального самоопределения.

Проведение международного исследования и сравнение полученных исследовательских данных позволит выявить факторы, влияющие на формирование образовательных ценностных установок молодежи России и Казахстана, спрогнозировать социальные сценарии дальнейших ценностных траекторий профессионального поведения молодежи. Для реализации поставленной цели в статье будут рассмотрены ценностные траектории и установки современной российской и казахстанской молодежи в образовательном пространстве и сфере профессионального самоопределения.

Гипотезы исследования:

  1. Формирование профессиональных установок молодежи детерминировано социокультурной спецификой определенного общества и глобальными процессами в целом, поэтому установки молодежи из двух стран могут иметь как национальные особенности, так и общие характеристики.
  2. Профессионально-ценностные установки российской и казахстанской молодежи трансформируются и смещаются от ориентированности на специальности экономического, юридического направления в сторону технических, творческих (в том числе блогерство) специальностей в контексте изменения спроса рынка труда.
  3. Ценность высшего образования в молодежной среде сохраняется, но в выборе образования и профессии будут превалировать рациональные мотивы (возможность получения высокого дохода, достижение успеха, обучение в престижном учебном заведении) и стремление к профессиям, предполагающим мобильность и гибкость.

Цель статьи – на основе сравнительного анализа выявить общие и национальные характеристики, определяющие профессионально-ценностные установки российской и казахстанской молодежи в сфере высшего образования и на рынке труда и спрогнозировать их дальнейшие возможные стратегии профессионального поведения.

Обзор литературы

Вопросы ценностных профессионально-образовательных ориентаций и установок молодежи изучаются отечественными и зарубежными учеными, но необходимо учитывать несколько важных аспектов. Во-первых, ценности молодежи постоянно меняются в контексте как национальных, так и глобальных трансформаций, что требует проведения новых исследований с учетом нынешней социально-экономической ситуаций в мире и стране. Во-вторых, данные международных исследований не всегда применимы для всех стран. Многие исследования показали, что культурные ценности влияют на факторы, определяющие выбор профессии молодежью [6; 7; 8]. Одним из важных измерений культуры является «индивидуализм – коллективизм». Западные страны (Австралия, Великобритания, США) придерживаются индивидуализма, в то время как постсоветские и азиатские страны характеризуются коллективизмом, в котором люди отождествляют себя с социальной взаимозависимостью и общественными благами2. В индивидуалистических культурах человек воспринимается как «независимый», в коллективистских – как «взаимозависимый». Таким образом, профессиональный выбор в индивидуалистических культурах основан на собственных желаниях молодых людей, в то время как в коллективистских культурах выбор обсуждается со значимыми другими (семьей, родственниками, друзьями и сверстниками), и основной целью является в оптимизации выгоды группы или сообщества.

Значимость ценностных установок в профессиональном выборе определяется многими исследованиями. Так, М. А. Абрамова, А. В. Быков и Е. А. Настина акцентируют взаимосвязь ценностных установок и карьерных достижений молодежи [9]. Также аксиологический подход к образованию находит продолжение в трудах К. У. Камбарова [10]. Ряд российских авторов внесли существенный вклад в определение социологического понятия «ценностных траекторий» и «ценности образования»: проанализированы возможности интеграции духовно-нравственного и гуманитарного образования [11], нравственные установки студенческой молодежи [12]. В контексте международной интеграции Г. Ф. Шафранов-Куцев и Е. Н. Яркова рассматривают ценности российского образования [13].

В современном казахстанском обществе образование выступает как фактор социальной мобильности, где ее высокий уровень повышает не только экономический потенциал страны, но и благосостояние людей, их социальный статус и в значительной степени способствует преодолению неравенства. Ранее проведенные исследования свидетельствуют о том, что в связи с нестабильностью социальных структур и перемещением людей в системе социальной иерархии в значительной зависимости между уровнем образования и доходами, исследование ценностно-профессиональных ориентиров молодежи актуализируется [14].

В работах казахстанских авторов нашли отражение ценностные и поведенческие аспекты молодежи Казахстана, которые влияют на ее образовательную деятельность и профессиональные ориентации. В частности, Н. А. Ткачева и Р. С. Баймухаметова определяют, что после приобретения независимости в структуре жизненных ценностей и приоритетов молодежи произошли существенные трансформации как позитивного, так и негативного характера. Отмечается увеличение масштабности проблем жизнедеятельности молодежи Казахстана, связанных с изменением их ценностных ориентаций и поведенческих паттернов в сфере образования и на рынке труда [15]. Говоря о молодежи Казахстана, нельзя не отметить изменение статуса ценности труда. В молодежной среде наблюдается преобладание прагматизма и стремления к материальному достатку, что в свою очередь вступает в противоречие с реальностями занятости молодежи. Отсюда ориентации на подработки, работу не по специальности и предпринимательскую деятельность. По данным исследования С. А. Калиевой и Ф. Г. Альжановой в ценностных ориентациях современной казахстанской молодежи можно обозначить противоречивые проявления, которые характеризуются наличием традиционных ценностей (отношение к семье, браку, уважение к старшим) и проявлением крайнего индивидуализма [16].

В зарубежной научной литературе вопросы образовательного и профессионального выбора рассматриваются, начиная с 1980 гг. С. Митич и Д. Моич исследуют выбор в двух аспектах: выбор профессии и выбор определенного вуза. Они приходят к выводу, что основными критериями выбора выступают возможность трудоустройства и международный рейтинг вуза [17]. По итогам анализа практик изучения процесса выбора высшего образования было определено, что традиционно процесс выбора высшего образования изучался с позиции социально-экономической перспективы, в рамках которой характеризуются факторы, влияющие на выбор молодежью определенного вуза. Эти модели имеют тенденцию подчеркивать социологические и экономические факторы – образование родителей, стоимость обучения, социальный статус, которые в определенной степени объясняют различия в образовательном выборе [18]. Важно отметить, что обнаруженные различия значительно сильнее проявляются в выборе университета, чем специальности. Другими словами, влияние уровня образования родителей и семейного дохода на выбор профессии незначителен, значимость этих факторов проявляется именно в выборе учебного заведения [19]. А. Н. Пинчук, С. Г. Карепова и Д. А. Тихомиров считают, что востребованность определенного направления профессиональной подготовки динамична и может варьироваться в зависимости от разных условий и ситуаций [20], тогда как ценность престижного вуза на рынке труда статична. В свою очередь А. Бергерсон подчеркнул, что социально-экономическая перспектива была наиболее доминирующей, а дальнейшие исследования должны фокусироваться на индивидуальном процессе принятия решений, изучая сомнения молодежи и пути их преодоления [21].

В изучении выбора высшего образования молодежью также выделяется важная роль интересов и предпочтений, так как они способствуют пониманию мотивов, почему студенты внезапно меняют программу обучения или продолжают обучение по определенной программе несмотря на сомнения [22]. С. Ф. Аккерман и A. Баккер определяют интересы как любые виды деятельности, идеи и объекты, с которыми молодежь идентифицирует себя и стремится повторить их со временем [23]. Таким образом, интересы по своей сути ориентированы на будущее и определяют жизненный выбор молодежи, в том числе и выбор высшего образования и специальности. На основе лонгитюдного исследования Р. Коглер и его коллеги разработали типологию образовательных и профессиональных ориентаций. Они выделили четыре типа ориентаций: – решительный («Я достигну своей цели») – характеризуется конкретной и стабильной профессиональной ориентацией, сопровождающейся активными и уверенными действиями со стороны молодого человека;– неуверенный («Думаю, моя идея не реализуется») – описывается нарастанием обобщенности и нестабильности. Молодые люди с неуверенным типом ориентации откладывают и задерживают какие-либо действия и стремятся к прагматизму;– поэтапно нарастающий («Я попробую, посмотрим, как получится») – определяется последовательным увеличением определенности и стабильности в профессиональных ориентациях. Молодые люди становятся более активными и гибкими;– плавающий («Я до сих пор не знаю, чего хочу») – отличается расплывчатостью и нестабильностью, а категория молодежи с плавающим типом ориентации находятся в стагнации и не имеют никакой стратегии в достижении образовательных и профессиональных траекторий [24]. В связи с коммерциализацией высшего образования профессиональный выбор молодежи начали сравнивать с классическим процессом принятия решения потребителем, рассматриваемым в литературе по маркетингу. В научной литературе по выбору высшего образования нет общепринятой модели, описывающей процесс принятия решений молодежью, но при этом существуют трех- и пятиэтапная модели. Пятиэтапная модель выбора высшего образования связана с пятиэтапным процессом принятия решения потребителем, разработанного П. Котлером. Согласно данной модели, процесс начинается с распознавания проблемы и поиска информации, за которыми следуют этапы оценки альтернатив, решение о покупке и поведенческие практики после покупки3. При выборе высшего образования в социологии более распространена трехступенчатая модель, которую разработали Д. Хосслер и К. С. Галлахер. В рамках данной модели процесс выбора высшего образования включает следующие этапы: предрасположенность – принятие решения о продолжении образования; поиск – сбор информации, выработка критериев оценки университетов и определение основных альтернатив; выбор специальности и вуза [25]. Однако в других исследованиях ставится под сомнение господствующий дискурс о том, что выбор высшего образования является выбором потребителя и идеей маркетинга высшего образования. Х. Хайвуд и Р. Скаллион выбор высшего образования рассматривают как сложный рациональный процесс, связанный с изменением ролей. В данном аспекте основное внимание уделяется родителям, которые играют все большую роль в формировании образовательных установок молодого человека и переживают этот процесс в первую очередь как родители, а не как потребители. В процессе выбора для родителей сохранить хорошие отношения является более приоритетным, чем выбор определенной образовательной траектории или университета. Это достигается двумя основными способами: избегание конфликтов и семейное обсуждение [26]. В изучении ценностно-профессиональных установок молодежи большинство современных исследователей выделяют межклассовые различия. Такие исследования сосредотачивают внимание на социально-экономических факторах, таких как семья, сверстники, сообщество, социальные сети, занятость, место проживания и средства массовой информации, оказывающих влияние на выбор. Так, зарубежные исследователи изучают влияние социального класса на доступность образования [27], возможность получения высшего образования в разрезе социально-экономического статуса семьи [28], анализируют значимость социального медиа на академические успехи4. Особую актуальность приобретает изучение и анализ внутриклассовых различий, в частности среднего класса, поскольку однородность среднего класса была поставлена под сомнение и выявлены различия. Однако внутриклассовые различия молодежи из рабочего класса недостаточно исследованы и теоретизированы. П. Вудворд полагает, что рабочий класс также может быть дифференцирован и иметь различные образовательные траектории выбора. В связи с этим оправдан вопрос о том, использует ли молодежь из рабочего класса, социальный и культурный капитал при выборе высшего образования. В своих поздних работах П. Вудворд вводит понятие «территориального капитала», обозначающего стремление избегать определенных регионов, таких как «сельская местность» или «провинция» в выборе высшего учебного заведения. Хотя молодежь среднего класса имеет больше доступа к этому ресурсу, молодежь из рабочего класса также имеет доступ к территориальному капиталу, что позволяет объяснить внутриклассовые различия рабочего класса в выборе высшего образования. Территориальный капитал связан с социальным и культурным капиталом, но менее детерминирован социальным классом [29]. Важность территориального положения была отмечена и другими исследователями. К примеру, Б. Зевуде и Т. Хабтеджоржис подчеркивают, что, хотя большинство студентов предпочитают поступать в высшие учебные заведения в больших городах и мегаполисах, увеличивается доля студентов, заинтересованных поступать в высшие учебные заведения, расположенные в/поближе к их месту жительства [30]. Согласно, К. Каллендар и Г. Мелис выбор молодежи отражает их материальные ограничения, а также культурный и социальный капитал, социальные представления и формы самоисключения – все они привязаны к социальному классу. Несмотря на широкий объем выбора социальное неравенство имеет место быть, так как диапазон выбора социально дифференцирован [31]. В поздних исследованиях ученые начинают отмечать значительное влияние образовательных устремлений и ожиданий молодежи в выборе карьеры. В частности, Н. Хаттаб и его коллеги отмечают, что высокий уровень образовательных устремлений и ожиданий играют центральную роль в формировании будущей профессиональной траектории. Молодежь с высоким уровнем образовательных устремлений и ожиданий придает большое значение будущей работе и имеют более выраженные карьерные устремления [32]. Несмотря на многочисленность публикаций по данной проблематике, практически отсутствуют исследования по изучению профессионально-ценностных установок молодежи постсоветских стран в сравнительной перспективе. Многие исследования изучают выбор образования и специальности в контексте социально-экономического статуса семьи, игнорируя личные предпочтения и инициативy молодых людей. Авторы статьи впервые на основе единого инструментария исследовали общие и национальные черты в профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в сфере высшего образования в сравнительной перспективе.

 Материалы и методы

В статье представлены данные международного социологическое исследования (2021 г.), направленного на изучение профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана. Для сбора эмпирических данных был проведен анкетный опрос. Объект исследования – население России и Казахстана в возрасте 14–35 лет. Объем выборки исследования – 2 005 респондентов, в том числе в Казахстане было опрошено – 1 000, в России – 1 005 респондентов. Все респонденты были ознакомлены с целью и задачами исследования и выразили готовность (согласие) к сотрудничеству.

Применялся квотный метод, где учитывались следующие переменные: пол, возраст и регион проживания. Формирование выборки и проведение опроса включает несколько этапов.

  1. Выборка была разделена на взаимно исчерпывающие подгруппы, т. е. молодой человек мог стать частью только одной подгруппы. Единицами отбора подгрупп выступали регион проживания молодежи и половозрастная структура региона. На данном этапе был применен случайный отбор.
  2. На основе данных переписей и национальных докладов о доле и половозрастной структуре молодежи в регионах каждой страны проведена оценка пропорции, в которой подгруппы молодежи существуют в генеральной совокупности. Данная пропорция представлена в выборке.
  3. Сформирован подходящий объем выборки, сохраняя пропорцию, оцененную на предыдущих этапах.
  4. Проведен опрос среди молодежи в соответствии с установленными квотами на предыдущих этапах.

В Российской Федерации молодежью признаются граждане в возрасте 14–35 лет5. Численность российской молодежи составляет 34,7 млн чел., из них молодых людей мужского пола – 17,4 млн, женского – 17 млн чел.6. По состоянию на 1 января 2021 г., в городской местности проживало 26,4 млн российской молодежи (76,1 %), в сельской местности – 8,3 млн (23,9 %)7.

В Казахстане молодежью признаются молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет8. «По данным Комитета по статистике МНЭ РК, на начало 2021 г. численность казахстанской молодежи в возрасте 14–29 лет составила 20,2 % от общей численности населения страны»9 (3,7 млн чел.). Из общей численности молодежи 51 % составляют лица мужского пола, 49 % – женского. В городской местности проживают 2,1 млн молодых людей (56,4 %), в сельской – 1,6 млн (43,6 %)10.

Распределение выборочной совокупности респондентов представлено в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1. Распределение выборочной совокупности по полу, возрасту, уровню образования, %

Table 1. Distribution of the sample population by sex, age and degree of education, %

 

Переменные / Variables

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Пол / Gender

1

Мужской / Male

50,7

48,3

2

Женский / Female

49,3

51,7

Интервал возраста, годы / Age interval, years

1

15–19

22,1

27,6

2

20–24

51,4

37,1

3

25–29

18,6

35,3

4

30–35

7,9

11

Уровень образования / Education degree

1

Нет образования, начальное / No education, primary

3,6

6,4

2

Неполное среднее (базовое) / Partial secondary (basic)

10

12,3

3

Среднее общее, ПТУ / Secondary general, vocational school

8,6

12,3

4

Среднее профессиональное (техникум, колледж, училище и т.д.) / Secondary professional (technical school, college, etc.)

16,3

20,9

5

Незаконченное высшее / Unfinished college degree

29,8

16,7

6

Высшее (включая бакалавриат и магистратуру) / Higher Education (including undergraduate and master degree)

31,7

31,4

Место проживания / Place of residence

1

Город / City

71,0

46,0

2

Село / Rural area

29,0

54,0

Категория молодежи / Youth group

1

Работающая / Working

47,4

50,3

2

Студенческая / Students

27,3

24,9

3

Учащаяся / High school students

19,6

20,1

4

Безработная / Unemployed

5,2

4,7

 Источник: здесь и далее все таблицы составлены авторами.

Source: Hereinafter in this article all tables were made by the authors.

 

Таблица 2. Распределение выборочной совокупности по региону проживания

Table 2. Distribution of the sample population by region

 

Российская Федерация / Russian Federation

Федеральные округа / Federal districts

%

1

Центральный федеральный округ / Central federal district

12,4

2

Северо-Западный федеральный округ / Northwestern federal district

8,6

3

Приволжский федеральный округ / Volga federal district

12,4

4

Уральский федеральный округ / Ural federal district

25,4

5

Северо-Кавказский федеральный округ / North Caucasian federal district

5,2

6

Южный федеральный округ / Southern federal district

21,4

7

Сибирский федеральный округ / Siberian federal district

9,6

8

Дальневосточный федеральный округ / Far Eastern federal district

5,0

 

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Регионы / Regions

%

1

Западный регион / Western region

15,0

2

Восточный регион / East region

8,4

3

Центральный регион / Central region

13,9

4

Южный регион / Southern region

23,4

5

Северный регион / North region

11,9

6

Алматы (город республиканского значения) / Almaty (city of republic significance)

17,8

7

Астана (столица) / Astana (capital)

9,6

 Для проведения опроса среди молодежи России и Казахстана была разработана единая анкета (на казахском и русском языках), которая включала закрытые и открытые вопросы. В процессе проведения исследования респондентам двух стран предложено ответить на блок вопросов, посвященных их уровню ценностных образовательно-профессиональных, карьерных ориентиров и установок, паттернов поведения в образовательном пространстве. Также анкета содержала вопросы о представлениях молодежи о себе, факторах, связанных с выбором образования и переходом на рынок труда.

 Результаты исследования

Анализ статистических данных по уровню образования и формам занятости молодежи обеих стран показывает, что в России большинство молодых людей учатся или работают. За последние десять лет уровень молодых «карьерно-образовательных маргиналов» – людей, которые не хотят ни работать и не учиться, составил около 10,6 %. В целом по России более трети молодых людей в возрасте 17–25 лет получают высшее образование12. Основные сферы занятости работающей российской молодежи – услуги, торговля, менеджмент и маркетинг, IT-индустрия.

В Казахстане также большинство молодых людей учатся и (или) работают. На начало 2021 г. занятая молодежь в возрасте от 15–28 лет составила 2,01 млн чел., в то время как зафиксированный уровень молодежной безработицы составил около 3,8 %. Основные сферы занятости – торговля, сельское хозяйство, образование. Молодежное предпринимательство, составило свыше 470 тыс. чел13.

Анализ статистических данных свидетельствует о достаточно высоком уровне карьерных и образовательных притязаний российской и казахстанской молодежи, высоком уровне мотивации к учебе и труду. Более 60 % респондентов из обеих стран связывают возможность достижения успехов в жизни с определенным уровнем образования, что подтверждают данные социологического исследования. По мнению молодежи, необходимым уровнем образования для личностной и профессионально-карьерной самореализации является высшее образование (41,3 % – молодежь России, 47,0 % – молодежь Казахстана) (табл. 3).

 

Таблица 3. Распределение ответов респондентов относительно уровня образования, достаточного для успеха в жизни, % от числа ответивших

Table 3. Distribution of respondents’ answers regarding the level of education sufficient for success in life, % of the number of respondents

 

Уровень образования / Level of education

Российская Федерация /Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Неполное среднее (базовое) / Secondary (basic)

4,0

2,0

Среднее специальное (техникум, колледж, училище и т. д.) / Secondary specialized (technical school, college, etc.)

15,4

7,4

Высшее (включая бакалавр и магистратуру) / Higher (including Bachelor’s and Master’s Degrees

41,3

47,0

Ученая степень, Ph.D / Academic Degree, Ph.D

2,5

10,1

Образование не определяет жизненные успехи / Education does not define life success

30,8

25,7

Трудно сказать / It is difficult to say

6,0

7,8

Итого / Total

100,0

100,0

 

Среди российской молодежи набирает все большую популярность среднее специальное образование (15,4 %), в то время как в Казахстане, по сравнению с ответами российских респондентов, к факторам жизненно-профессионального успеха относят ученую степень и Ph.D (10,1 %). В то же время около трети молодых респондентов из обеих стран считают, что образование не определяет жизненные успехи и не является ценностным ядром профессионально-карьерного роста (30,8 % – молодежь России, 25,7 % – молодежь Казахстана). Наиболее престижными профессиями, по мнению обеих групп респондентов, являются юриспруденция, медицина, экономика, IT-индустрия (табл. 4).

 

Таблица 4. Распределение ответов респондентов относительно наиболее престижных профессий, % от числа ответивших

Table 4. Distribution of respondents’ answers regarding the most prestigious professions, % of the of respondents

 

Наименование профессий / Professions

Российская Федерация / Russia

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Медицина (хирург, cтоматолог, провизор, судмедэксперт, дерматолог, врач и др.) / Medicine (surgeon, dentist, pharmacist, forensic expert, dermatologist, doctor, etc.)

34,5

15,1

Технические профессии (электрик, стандартизация, программист / IT-специалист, инженер) / Technical professions (electrical, standardization, programmer / IT specialist, engineer)

30,0

6,7

Юриспруденция (прокурор, адвокат, юрист, нотариус и др.) / Jurisprudence prosecutor, lawyer, attorney, notary, etc.)

26,6

21,1

Экономика (бухгалтер, финансист, банковское дело, экономист, логист, аудиторы и др.) / Economics (accountant, financier, banking, economist, logist, auditors, etc.)

25,2

16,8

Образование и наука (преподаватель/учитель, ученый) / Education and science (teacher, scientist)

8,4

6,7

Предпринимательство и бизнес / Entrepreneurship and business

7,6

3,9

Сфера услуг (стилист/визажист, ресторанное дело/ рестораторы, стюардесса/стюард, администратор, парикмахер, риэлтор, спасатель, охранник, брокер, продавец и др.) / Services (stylist/makeup artist, restaurant/restaurateurs, stewardess/steward, administrator, hairdresser, realtor, rescuer, guard, broker, seller, etc. )

6,5

4,0

Творчество и кино (певец/вокалист, дизайнер/модельер, музыкант, актер/актриса, танцор, писатель, режиссер и др.) / Creativity and cinema (singer/vocalist, designer/fashion designer, musician, actor/actress, dancer, writer, director, etc.)

4,0

5,8

Блогерство / Blogging

4,3

Военное дело / Military matters

4,3

1,9

Строитель (архитектор, электронщик, конструктор/инженер-конструктор, инженер-строитель и др.) / Builder (architect, electronician, constructor/engineer, civil engineer, etc.)

1,7

2,6

Машиностроение (автомеханик/механик, машинист и др) / Mechanical engineering (auto mechanic/ mechanic, machinist, etc.)

1,9

1,5

Филология (журналист, переводчик, лингвист/языковед) / Philology (journalist, translator, linguist)

0,9

2,4

Горное дело, металлургия, нефтяное дело / Mining, metallurgy, oil industry

2.4

Политика (политолог) / Politics (political scientist)

1,3

Спорт (футболист, тренер, спортсмен) / Sport (footballer, coach, athlete)

0,7

 

Наименее престижными профессиями являются журналисты, переводчики, лингвисты, металлурги, автомеханики, шахтеры. Можно выделить и национальные особенности при ответе на данный вопрос. По мнению российской молодежи, наиболее востребованы медицинские специалисты, в частности хирурги и стоматологи (34,5 %), также IT-специалисты (30 %) и блогеры (4,3 %). Молодежь Казахстана престижными и прибыльными считает такие профессии, как юриспруденция (21,1 %), предпринимательство и экономика (16,8 %).

Значимым фактором при выборе будущей профессии для молодежи обеих стран выступает возможность хорошего дохода и заработка (64,3 % – молодежь России, 64,1 % – молодежь Казахстана). На втором по значимости месте – актуальность и востребованность получаемой профессии на рынке труда (табл. 5).

 

Таблица 5. Распределение ответов респондентов относительно критериев значимости и важности при выборе будущей профессии, % от числа ответивших

Table 5. Distribution of respondents’ answers regarding significance and importance of criteria in choosing a future profession, % of the number of respondents

 

Критерии выбора / Selection criteria

Очень важно /Very important

Не важно /It does not matter

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Хороший доход / High income

64,3

64,1

0,6

0,5

Востребованность на рынке труда / Demand in the labor market

55,4

52,3

0,9

0,8

Признание, уважение в обществе / Recognized and respected in society

24,0

37,5

5,8

1,6

Доступ к власти, управлению, руководству / Access to power, administration, management

25,3

22,2

7,9

11,9

Высококвалифицированный характер (умственный, интеллектуальный труд) / Highly skilled (mental, intellectual work)

29,45

33,6

11,54

2,8

Доступность и простота подготовки / Availability and ease of preparation

21,7

26,4

10,7

9,0

 

Сравнительный анализ факторов при выборе профессии по уровню важности показывает, что самым значимым для обеих групп молодежи является хороший доход, менее значимым – доступность и простота подготовки. Респонденты из Казахстана выделяют профессию, которая пользуется большим признанием и уважением в обществе (37,5 %), в то время как для российской молодежи профессия, предполагающая доступ к власти, управлению, руководству является более значимой (37,5 %).

Получаемое образование в целом соответствует сформированным ценностным установкам и ожиданиям российской и казахстанской молодежи. Респонденты видят и ценят в нем перспективы материального и социально-статусного роста (табл. 6). Однако отдельная группа ответивших отмечает ценностно-мотивационный и статусный дефицит в получаемом образовании, который не даст ни доход, ни социальный статус в будущем, по мнению 12,4 % молодежи из России и 7,4 % – из Казахстана.

 

Таблица 6. Распределение ответов респондентов относительно ценности получаемого образования, % от числа ответивших

Table 6. Distribution of respondents’ answers regarding the values of the education received, % of the number of respondents

 

Варианты ответов / Response options

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Доход и социальный статус / Income аnd social status

44,2

50,3

Только социальный статус / Only social status

24,1

12,7

Только доход / Only income

19,3

7,2

Ни доход, ни социальный статус / Neither income nor social status

12,4

7,4

Затрудняюсь ответить / It is difficult to say

22,4

 

Продолжая дискуссию об образовательных и карьерных ожиданиях и установок молодежи, отметим, что меньше половины опрошенной молодежи удовлетворена получаемым/полученным образованием и специальностью (39,3 % – молодежь России, 40,6 % – молодежь Казахстана), в то время как около трети опрошенных молодых россиян и каждый пятый молодой казахстанец предпочли бы выбрать новую специальность (30,8 % – молодежь России, 20,0 % – молодежь Казахстана), что свидетельствует о несоответствии ожидаемым образовательным установкам (табл. 7).

 

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос «Если бы Вам представилась возможность, какой был бы Ваш профессиональный выбор?», % от числа ответивших

Table 7. Distribution of answers to the question “If you had the opportunity, what speciality would you choose?”, % of the number of respondents

 

Варианты ответов / Response options

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Ka-zakhstan

1

Выбрал бы вновь ту же специальность, которой обучался / I would choose again the same speciality that I studied

39,3

40,6

2

Не выбрал бы вновь ту же специальность, которой обучался / I would not choose again the same speciality in which I studied

30,8

20,0

3

Трудно сказать / It is difficult to say

29,9

39,4

 

Полученные результаты коррелируют с ответами респондентов на вопрос «работаете ли вы по специальности», где вариант «нет» выбрали 34,9 % российской молодежи, и 25,2 % молодежи Казахстана.

Наиболее значимым при выборе учебного заведения, по мнению российской и казахстанской молодежи, является интересность получаемой специальности (57,2 % – молодежь России, 51,7 % – молодежь Казахстана), возможность получения качественного знания (52,3 % – молодежь России, 61,4 % – молодежь Казахстана), авторитет и рейтинг вуза (40,3 % – молодежь России, 37,4 % – молодежь Казахстана). Также выделяют и национальные различия в процессе выбора учебного заведения. Казахстанская молодежь в большей степени склоняется к возможности бесплатного обучения как детерминирующего фактора при выборе учебного заведения (46,8 %), возможность получения качественного знания (табл. 8).

 

Таблица 8. Распределение ответов респондентов относительно критериев значимости и важности при выборе учебного заведения, % от числа ответивших

Table 8. Distribution of respondents’ answers regarding significance and importance of criteria in choosing an educational institution, % of the number of respondents

 

Критерии выбора вуза / Selection criteria

Очень важно /Very important

Не важно /It does not matter

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Ka-zakhstan

Интересная специальность / Interesting speciality

57,2

51,7

1,3

1,4

Возможность получения качественного знания / Opportunity to gain quality knowledge

52,3

61,4

0,9

,7

Авторитет и рейтинг вуза / Authority of the university, university ranking

40,3

37,4

2,5

3,6

Низкая оплата, возможность бесплатного обучения / Low tuition fees, free education

35,7

46,8

4,5

2,3

Изучение более одного иностранного языка / Learning more than one foreign language

30,7

31,3

9,0

3,6

Предоставление общежития / Provision of dormitory

27,6

22,5

16,9

15,7

Удобное, близкое расположение к местожительству / Convenient, close location to the place of residence

26,6

27,1

10,4

8,0

Возможность дополнительно обучаться за границей и получить два диплома / Opportunity to further study abroad and receive two diplomas

22,2

33,4

11,0

5,3

Наличие военной кафедры / Presence of military department

19,4

20,9

29,7

22,8

 

Удовлетворенность профессиональной деятельностью молодыми людьми определяется такими параметрами, как интерес к профессии, высокий уровень дохода, возможность профессионального роста (табл. 9).

 

Таблица 9. Распределение ответов респондентов относительно требований, которым должна отвечать любимая работа, % от числа ответивших

Table 9. Distribution of respondents’ answers regarding the requirements that a favorite job should meet, % of the number of respondents

 

Варианты ответов / Selection criteria

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Высокооплачиваемая / Highly paid

65,5

69,1

Интересная для меня / Interesting for me

59,4

66,9

Обеспечивает возможности профессионального роста / Opportunities for professional growth

41,8

22,8

С хорошими условиями труда / Good working conditions

41,0

32,8

Разнообразная, творческая, предполагающая инициативу / Diverse, creative, suggesting initiative

23,9

16,3

Оставляет много времени для других занятий (отдыха, семьи) / Leaves plenty of time for other activities (vacation, family)

22,8

12,1

Полезная обществу / Useful to society

20,7

19,6

Престижная / Prestigious

19,2

19,5

Обеспечивает возможность сделать быструю карьеру / Opportunity to make a quick career

18,3

13,8

Не утомительная / Not tiring

13,7

5,8

Иметь пенсионные отчисления / Retirement income

0,1

 

Профессиональные установки молодежи формируются в процессе понимания и определения того, что они хотят делать, и изучения различных вариантов выбора [33]. Результаты данного исследования свидетельствуют, что оплата, интерес и условия труда являются лидирующими критериями оценки профессии для всех групп молодежи. Менее значимыми критериями выступают престиж, утомительность работы и возможность иметь свободное время. В разрезе указанных категорий молодежи по критериям к желаемой профессии значимых различий не выявлено (табл. 10).

 

Таблица 10. Распределение ответов респондентов относительно критериев к желаемой работе в разрезе различных групп молодежи, % от числа ответивших

Table 10. Distribution of respondents’ answers regarding criteria for the desired job in the context of various groups of young people, % of the number of respondents

 

Критерии к желаемой работе / Criteria for desired job

 

Работающая молодежь / Working youth

Студенты / Students

Учащаяся / High school students

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Российская Федерация / Russian Federation

Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan

Высокооплачиваемая / Highly paid

62,5

70,7

54,0

66,1

32,6

66,8

Интересная для меня / Interesting for me

50,7

67,0

42,8

66,5

30,7

67,9

С хорошими условиями труда / With good working conditions

50,4

35,7

45,6

29,8

31,6

31,6

Возможность профессионального роста / Opportunities for professional growth

49,4

24,2

44,5

24,4

31,5

18,9

Разнообразная, творческая, предполагающая инициативу / Diverse, creative, suggesting initiative

45,1

14,3

36,7

18,2

30,8

20,9

Полезная обществу / Socially significant

42,5

19,5

36,3

20,7

30,7

18,9

Престижная / Prestigious

38,9

16,4

38,4

22,3

30,8

24,5

Не утомительная / Not tedious

36,7

7,4

33,2

3,7

30,5

4,1

Иметь достаточное свободное время / Have enough free time

31,0

11,7

31,2

13,6

30,0

10,2

 

Полученные данные на основе сравнительного анализа позволяют выявить общие и национальные характеристики образовательных и профессиональных установок молодежи России и Казахстана по различным аспектам.

  1. При ранжировании профессий по престижности молодежь обеих стран к наиболее престижным относят юриспруденцию, экономику и медицину в разной степени. В частности, для российской молодежи актуальность медицинских специальностей в два раза выше по сравнению с казахстанской молодежью. Также по оценкам российской молодежи, наиболее востребованными являются IT-профессии, значимость которых для казахстанской молодежи в пять раз ниже.
  2. Важными факторами при выборе профессии для молодежи обеих стран являются возможность хорошего дохода и заработка, востребованность профессии на рынке труда. Однако для молодежи Казахстана, в отличие от российской, более значимой является профессия, которая пользуется большим признанием и уважением в обществе.
  3. При выборе учебного заведения молодежь обеих стран в тройку важных факторов включает интерес к специальности, возможность получения качественного знания, авторитет и рейтинг вуза. В то же время можно выделить национальные различия: казахстанская молодежь в большей степени склоняется к возможности бесплатного обучения.
  4. Удовлетворенность профессиональной деятельностью рассматриваемых групп определяется интересом к профессии, высоким уровнем дохода, возможностью профессионального роста.

Результаты исследования подтверждают гипотезу относительно того, что установки молодежи из двух стран могут иметь как национальные, так и общие характеристики, формируемые в контексте государственных и глобальных процессов. Хотя были выявлены некоторые различия в профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве, прослеживается общая тенденция характерная молодежи из обеих стран.

 Обсуждение и заключение

Современная молодежь России и Казахстана характеризуется всеобщим стремлением к получению высшего образования. Несмотря на такую тенденцию при опросе было выявлено, что  каждый пятый молодой казахстанец и каждый третий молодой россиянин при возможности изменили бы свой первоначальный выбор профессии. Такие установки в дальнейшем проецируются на рынке труда и молодежь с высшим образованием не работают по специальности. Данные ранее проведенных исследований показывают, что российская молодежь в среднем больше двух раз меняет свое место работы и 40,3 % экономически активного населения страны работали или в настоящее время работают в неформальном рынке труда14. По данным официальной статистики Казахстана, 30 % молодежи не работают по специальности15.

В ходе сравнительного исследования были изучены ценностные траектории и установки современной российской и казахстанской молодежи в образовательном пространстве. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Во-первых, стоит отметить высокий уровень социально-культурного, ценностного, образовательного потенциала молодых людей России и Казахстана в образовательном пространстве. Полученные результаты анкетного опроса свидетельствуют о достаточно высоком уровне карьерных и образовательных их притязаний, высоком уровне мотивации к учебе и труду. Большинство респондентов из обеих стран признают ценность и значимость высшего образования в контексте личностного и профессионально-карьерного роста и самореализации.

Во-вторых, в структуре профессиональных предпочтений молодых людей наиболее престижными профессиональными сферами, по мнению обеих групп респондентов, являются юриспруденция, медицина, экономика; наименее престижными – журналистика, лингвистика, металлургия, рабочие специальности. В то же время можно выделить национальные особенности при ответе на данный вопрос. По мнению российской молодежи, наиболее востребованы специалисты из медицины, в частности хирурги и стоматологии, а также IT-специалисты, блогеры. Молодежь Казахстана наиболее престижными и прибыльными считает юриспруденцию, предпринимательство и экономику. Данные результаты только частично подтверждают гипотезу относительно смещения профессионально-ценностных установок российской и казахстанской молодежи в сторону технических, творческих (в том числе блогерство) специальностей. Несмотря на повышение престижа IT-профессий и блогерства среди российской молодежи, казахстанская молодежь все еще отдает предпочтение обучению по экономическим, юридическим направлениям. В целях повышения престижа инженерно-технических специальностей и подготовки высококвалифицированных специалистов в данной отрасли в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан по переориентированию программы «Болашак» (национальная программа, позволяющая казахстанской молодежи обучаться зарубежом) изменено соотношение в сторону инженерно-технических специальностей. Если в 2021 г. на инженерно-технические специальности было выделено 36% стипендий, то в этом году – 60%.

В-третьих, определены позитивные факторы и факторы риска, способствующие и препятствующие формированию системы ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана в образовательно-профессиональной среде. К позитивным факторам стоит отнести интерес получаемой профессии, ее высокооплачиваемость, рейтинг учебного заведения. К факторам риска стоит отнести низкую востребованность получаемой профессии на рынке труда, отсутствие личного интереса и заинтересованности к получаемой профессии, низкий уровень дохода. Полученные результаты по изучению значимости образования в жизни человека и факторов, которым должна отвечать работа, по мнению молодежи из обеих стран, частично подтверждает гипотезу о сохранении ценности высшего образования в молодежной среде, но превалированием рациональных мотивов в выборе высшего образования, который предполагает выбор специальности и вуза. 

Результаты ранних исследований мотивов российской молодежи при выборе профессии показывают высокую значимость «интереса к профессии», далее следует оплата труда и социальная значимость профессии [34]. Результаты ранних казахстанских исследований свидетельствуют, что молодежь рассматривает цель университета с точки зрения его экономической ценности, то есть в качестве ресурса, позволяющего расширить возможность трудоустройства и улучшить финансовое благополучие. Хотя будущие карьерные перспективы выступают ключевыми мотивами к получению высшего образования, роль университетских дипломов в трудоустройстве снижается. Отношение к профессии у выпускников и молодых специалистов формируется под влиянием рыночных отношений и имеет рациональное содержание [35]. В целом иерархическая структура мотивов выбора высшего образования молодежью из обеих стран сохраняется с доминируем рациональных мотивов в выборе специальности.

Говоря о дальнейших возможных сценариях профессионального поведения молодежи России и Казахстана в ближайшем будущем, хотелось бы отметить стремительный рост и востребованность IT-компетенций на российских и казахстанских рынках труда, трансформации ценностно-профессиональных установок в сторону большей свободы и творчества, социально-профессиональной мобильности и гибкости работающей молодежи. Данные изменения не должны остаться вне поля зрения деятельности институтов власти, образования и воспитания, направленных на вовлечение российской и казахстанской молодежи в конструктивные формы профессионально-образовательной активности.

Проведенное количественное исследование позволило оценить распространенность и величину изучаемых параметров в сравнительной перспективе на основе исследования молодежной когорты двух постсоветских стран, но для выявления причинно-следственных связей между профессионально-образовательными намерениями российской и казахстанской молодежи и практиками их реализации необходимо проведение дополнительного исследования, основанного на качественном методе сбора эмпирических данных.

Данное исследование вносит вклад в развитие новых перспектив в понимании процесса выбора высшего образования молодежью в контексте их ценностно-профессиональных установок, формируемых на основе индивидуальных характеристик и влияния окружающей среды на макро- и микроуровнях. Понимание ценностно-профессиональных установок молодежи позволит улучшить работу заинтересованных ведомств и организаций в сфере образования в целях регулирования и соответствия установок молодежи запросам рынка труда. Это позволит высшим учебным заведениям более эффективно реализовывать основную миссию образования в подготовке высокоэффективных сотрудников.

 

 

1 Сафина Р. Г. Выбор студентами профессиональной карьеры: гендерные аспекты: (на примере Республики Татарстан) : дисс. ... канд. социол. наук. Казань, 2015. 193 с.

2 Sinha J. B. P. Collectivism and Individualism // Psycho-Social Analysis of the Indian Mindset. New Delhi : Springer, 2014. doi: https://doi.org/10.1007/978-81-322-1804-3_2

3 Kotler P., Keller K. L. Marketing Management. Pearson Education, 2016. 812 p.

4 Seymour C. Successes and Setbacks of Social Media: Impact on Academic Life. John Wiley & Sons, 2021. 192 p.

5 О молодежной политике в Российской Федерации : федер. закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ : принят Государственной Думой 23 декабря 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328 (дата обращения: 10.03.2022).

6 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 г. : статистич. бюллетень. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). М., 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

7 Там же.

8 О государственной молодежной политике : закон Республики Казахстан от 09.02.2015 г. № 285-V [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31661446&pos=112;-32#pos=112;-32 (дата обращения: 10.03.2022).

9 Официальные данные Комитета по статистике МНЭ РК [Электронный ресурс]. URL: https://strategy2050.kz/ru/news/strategicheskiy-resurs-kazakhstana-molodezh/ (дата обращения: 10.03.2022).

10 Там же.

11 В Казахстане молодежью признаются молодые люди в возрасте 14–29 лет.

12 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 г. : статистич. бюллетень.

13 Официальные данные Комитета по статистике МНЭ РК.

14 Krupets Y., Sablina A., Vyhovska H. Russian Youth in the Labour Market: Work Attitudes, Career Paths and Regional Disparities // Youth in Putin’s Russia ; E. Omelchenko (eds). Palgrave Macmillan, Cham, 2021. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-82954-4_9

15 Youth of Kazakhstan. Statistical collection. Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan. Bureau of National Statistics. Nur-Sultan, 2020. 127 p.

 

×

Об авторах

Меруерт Какпанбаевна Шнарбекова

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Автор, ответственный за переписку.
Email: shnarbekova.meruert@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1350-2806

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, ученый Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе

Казахстан, 050040, Алматы, пр-т аль-Фараби, д. 71

Елена Игоревна Васильева

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: vasileva-ei@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0003-3475-5412

кандидат социологических наук, доцент кафедры регионального и муниципального управления 

Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82

Татьяна Евгеньевна Зерчанинова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: zerchaninova-te@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0002-1582-1982

кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой регионального и муниципального управления

Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82

Алена Сергеевна Никитина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: nikitina-as@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0002-3804-4952

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом 

Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82

Список литературы

  1. Гайфуллин А. Ю. Профессиональные ориентиры и карьерные установки современной учащейся молодежи: социологический анализ // Уфимский гуманитарный научный форум. 2021. № 3 (7). С. 140–150. EDN: LDKTCN
  2. Isopahkala-Bouret U. University Non-Admittance and Anomie: Reconsidering the Promise of an Egalita rian Society // British Journal of Sociology of Education. 2020. Vol. 41, issue 3. P. 361–376. https://doi.org/10.1080/01425692.2020.1726172
  3. Liu Y. Choices, Risks and Rational Conformity: Extending Boudon’s Positional Theory to Understand Higher Education Choices in Contemporary China // High Education. 2019. Vol. 77. P. 525–540. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0285-7
  4. Labrosse J., Gaudreault M., Picard F. School Choice Options Limit Access to Higher Education for Var ious Groups of Students in Quebec // European Journal of Higher Education. 2017. Vol. 7, issue 1. P. 56–77. https://doi.org/10.1080/21568235.2017.1265788
  5. Меренков А. В., Сандлер Д. Г., Шаврин В. С. Особенности изменений ориентаций выпускни ков бакалавриата на трудоустройство // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 116–142. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-116-142
  6. Wambu G., Hutchison B., Pietrantoni Z. Career Decision-Making and College and Career Access among Recent African Immigrant Students // Journal of College Access. 2017. Vol. 3, issue 2. Available at: http://scholarworks.wmich.edu/jca/vol3/iss2/6 (дата обращения: 22.12.2022).
  7. Hui K., Lent R. W. The Roles of Family, Culture, and Social Cognitive Variables in the Career Interests and Goals of Asian American College Students // Journal of Counseling Psychology. 2018. Vol. 65, issue 1. P. 98–109. https://doi.org/10.1037/cou0000235
  8. The Cultural Shaping of Career Aspirations: Acculturation and Chinese Biculturals’ Career Identity Styles / D. Tao [et al.] // Canadian Journal of Behavioural Science. 2018. Vol. 50, issue 1. P. 29–41. http://dx.doi.org/10.1037/cbs0000091
  9. Быков А. В., Настина Е. А. Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодежи) // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 67–77. https://doi.org/10.31857/S013216250009288-9
  10. Камбарова К. У. Образование как ценность и ценности в образовании // Наука, новые техноло гии и инновации Кыргызстана. 2019. № 1. С. 112–115. URL: http://www.science-journal.kg/media/Papers/nntiik/2019/1/112-115.pdf (дата обращения: 22.12.2022).
  11. Коростелева А. А. Духовно-нравственное образование в контексте интеграционного образовательного процесса: перспективы развития // Проблемы современного образования. 2013. № 3. C. 48–58. URL: http://pmedu.ru/res/2013_3_3.pdf (дата обращения: 22.12.2022).
  12. Маслова Е. В. Динамика нравственных установок студенческой молодежи // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2021. № 1 (29). C. 13–16. EDN: PXTXXR
  13. Шафранов-Куцев Г. Ф., Яркова Е. Н. О национальных ценностях отечественного образования в условиях международной интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2018. Т. 18, № 3. C. 532–541. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3-532-541
  14. Шнарбекова М. К. Эффекты семейного капитала в стратегии выбора высшего образования казах станской молодежью // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 4. С. 712–727. https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.712-727
  15. Ткачева Н. A., Баймухаметова Р. С. Ценностные ориентации казахстанской молодежи // Социоло гические и гуманитарные науки. 2016. Т. 8, № 6/2. С. 134–139. 6/2-134-139
  16. Калиева С. A., Альжанова Ф. Г. Молодежь на рынке труда в условиях формирования наукоемкой экономики Казахстана // Европейский журнал экономических наук и управления. 2019. № 4. С. 56–60. https://doi.org/10.29013/EJEMS-19-4-56-60
  17. Mitić S., Mojić D. Student Choice of Higher Education Institutions in a Post-Transitional Country: Evi dence from Serbia // Economic Research-Ekonomska Istraživanja. 2020. Vol. 33, issue 1. P. 3509–3527. https://doi.org/10.1080/1331677X.2020.1774794
  18. Vulperhorst J. P., van der Rijst R. M., Akkerman S. F. Dynamics in Higher Education Choice: Weighing One’s Multiple Interests in Light of Available Programmes // Higher Education. 2020. Vol. 79. P. 1001–1021. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00452-x
  19. Шнарбекова М. К. Роль высшего образования в воспроизводстве социального неравенства на рынке труда Казахстана // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 3. С. 114–127. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-114-127
  20. Пинчук А. Н., Карепова С. Г., Тихомиров Д. А. Транспрофессиональное образование в студенче ском дискурсе: востребованность, ожидания, риски // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 3. С. 184–220. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-184-220
  21. Bergerson A. A. College Choice and Access to College: Moving Policy, Research, and Practice to the 21st Century // ASHE Higher Education Report. 2009. Vol. 35, issue 4. P. 1–141. https://doi.org/10.1002/aehe.3504
  22. Unravelling Why Students Do or Do Not Stay Committed to a Programme when Making a Higher Education Choice / J. P. Vulperhorst [et al.] // Journal of Further and Higher Education. 2022. Vol. 46, issue 5. P. 651–666. https://doi.org/10.1080/0309877X.2021.1986686
  23. Akkerman S. F., Bakker A. Persons Pursuing Multiple Objects of Interest in Multiple Contexts // European Journal of Psychology of Education. 2019. Vol. 34. P. 1–24. 018-0400-2
  24. Kogler R., Vogl S., Astleithner F. Transitions, Choices and Patterns in Time: Young People’s Educational and Occupational Orientation // Journal of Education and Work. 2023. Vol. 36, issue 2. P. 94–108. https://doi.org/10.1080/13639080.2023.2167954
  25. Hossler D., Gallagher K. Studying Student College Choice: A Three-Phase Model and the Implications for Policymakers // College and University. 1987. Vol. 62, issue 3. P. 207–221.
  26. Haywood H., Scullion R. It’s Quite Difficult Letting Them Go, Isn’t It? Uk Parents’ Experiences of Their Child’s Higher Education Choice Process // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, issue 12. P. 2161–2175. https://doi.org/10.1080/03075079.2017.1315084
  27. College Integration and Social Class / M. J. Álvarez Rivadulla [et al.] // Higher Education. 2022. Vol. 84 P. 647–669. https://doi.org/10.1007/s10734-021-00793-6
  28. The Impact of Family Socio-Economic Status on Access to Higher Education in Vietnam / Hoang-Van Ha [et al.] // International Journal of Educational Sciences (IJES). 2020. Vol. 28, issue 1–3. P. 80–85. https://doi.org/10.31901/24566322.2020/28.1-3.1124
  29. Woodward P. Location and Locational Capital: An Examination of Factors Influencing Choice of Hig her Education Applications by Working-Class Students in a Sixth-Form College // Educational Review. 2022. Vol. 74, issue 6. P. 1119–1136. https://doi.org/10.1080/00131911.2021.1874306
  30. Zewude B., Habtegiorgis T. Higher Education and Career Aspirations Among Secondary School Stu dents in Southern Ethiopia // International Journal of Adolescence and Youth. 2022. Vol. 27, issue 1. P. 235–248. https://doi.org/10.1080/02673843.2022.2076604
  31. Callender C., Melis G. The Privilege of Choice: How Prospective College Students’ Financial Concerns Influence Their Choice of Higher Education Institution and Subject of Study in England // The Journal of Higher Education. 2022. Vol. 93, issue 3. P. 477–501. https://doi.org/10.1080/00221546.2021.1996169
  32. Fragmented Career Orientation: The Formation of Career Importance, Decidedness and Aspirations among Students / N. Khattab [et al.] // International Journal of Adolescence and Youth. 2022. Vol. 27, issue 1. P. 45–59. https://doi.org/10.1080/02673843.2021.2025114
  33. Porfeli E. J., Lee B. Career Development During Childhood and Adolescence // New Directions for Youth Development. 2012. Vol. 2012, issue 134. P. 11–22. https://doi.org/10.1002/yd.20011
  34. Константиновский Д. Л. Формирование ориентаций молодежи в сфере образования // Вестник Института социологии. 2016. № 19. С. 13–27. https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.427
  35. Jonbekova D. The Diploma Disease in Central Asia: Students’ Views about Purpose of University Edu cation in Kazakhstan and Tajikistan // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 45, issue 6. P. 1183–1196. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1628199

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шнарбекова М.К., Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е., Никитина А.С., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».