Методика анализа стратегий реализации образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования как составляющая адаптивного маркетинга

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В современных условиях функционирования новых регионов Российской Федерации (Луганская Народная Республика, Донецкая Народная Республика, Запорожская и Херсонская области) необходимо выстраивать кардинально новые процессы адаптации образовательных организаций к российскому правовому полю. В научных исследованиях не учитываются внутренняя составляющая организации и динамические процессы запроса целевой аудитории на соответствующие образовательные программы, в частности в системе дополнительного профессионального образования. Образовательной организации важно анализировать современные тенденции и вырабатывать рекомендации по созданию гибкой маркетинговой модели, реагирующей на изменения спроса, конкурентной среды и технологических инноваций. Цель. Обосновать основные этапы анализа применяемых стратегий реализации образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования как основы адаптивного маркетинга. Материалы и методы. Использованы методы анализа, структурирования, дедукции и математического моделирования. Исследование проведено на материалах Института дополнительного профессионального образования и дистанционного обучения Луганского государственного университета имени Владимира Даля. Результаты. Раскрыт алгоритм применения адаптивной маркетинговой стратегии реализации образовательных программ для обеспечения процесса дополнительного профессионального образования. Описаны этапы методики анализа стратегий реализации образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования. Сформированы установки по определению инструментов маркетинга образовательных услуг в разрезе определенных стратегий роста, стабильности и сокращения. Выводы. Установлено, что интенсивность использования маркетинговых инструментов отражает степень готовности организации высшего образования к реализации адаптивной маркетинговой стратегии, использованию современных методов конкурентной борьбы, ориентации на достижение лидирующих позиций на выбранном сегменте рынка или на рынке в целом. Перспективы дальнейших исследований включают развитие математической модели поиска сбалансированности расходов на продвижение образовательных программ и расходов на их реализацию.

Об авторах

О. С. Харитонова

Луганский государственный университет им. Владимира Даля

Email: deineka@yandex.ru
кандидат экономических наук, доцент, директор Института дополнительного профессионального образования и дистанционного обучения 291034, Луганская Народная Республика, г. Луганск, кв. Молодежный, д. 20А

Список литературы

  1. Новиков С. В. Адаптивное управление сферой высшего образования посредством интеграции образования, науки и производства // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 101-2. С. 55–59. doi: 10.18411/trnio-09-2023-70. EDN YJVJBY
  2. Азарян Е. М. Формирование организационной культуры в системе высшего образования // Торговля и рынок. 2022. Т. 2, № 3-1 (63). С. 9–15. EDN ZMSBGS
  3. Возиянова Н. Ю, Дещенко А. Ю. Стратегические перспективы и проблемы развития экономики на принципах цифровизации, услуг и знаний // Торговля и рынок. 2022. № 2 (62). С. 64–74. EDN YUMWRH
  4. Возиянова Н. Ю., Доронина И. Е. Применение теории игр к механизму предложения на рынке образовательных услуг // Научный вестник Луганского государственного аграрного университета. 2019. № 5. С. 66–71. EDN OFZMSP
  5. Рогова В. А. Маркетинговые стратегии нового набора в образовательных организациях высшего образования // Научный журнал. 2018. № 4 (27). С. 64–70. EDN XNRPGH
  6. Аликов К. Р. Маркетинговая стратегия образовательных организаций высшего образования // Вектор экономики. 2019. № 2 (32). Статья 9. EDN YZAUFN
  7. Топилина И. И., Топилина Н. В. Адаптивное маркетинговое управление вузом как условие его инновационного развития // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. 2011. № 2. С. 337–343. EDN OYLOXN
  8. Топилина И. И. Развитие маркетинга образовательных услуг вуза на основе адаптивных стратегий: монография / под ред. О. С. Причина. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2011. 216 с. EDN QYMPMF
  9. Третьякова М. С. Влияние современных маркетинговых стратегий на привлекательность образовательных учреждений // Современные тренды в исследованиях систем управления: новые модели и стратегии: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 16–17 мая 2024 г.). Курск: Курский гос. ун-т, 2024. С. 265–270. EDN HTLXQV
  10. Абабков Ю. Н., Абабкова М. Ю. Маркетинговые исследования потребителей образовательных услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 2 (4). С. 96–102. EDN MEHMEP
  11. Абабков Ю. Н. Современные технологии маркетинга на рынке образовательных услуг // Технико-технологические проблемы сервиса. 2009. № 3 (9). С. 77–87. EDN MQIXUZ
  12. Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С., Ефремов И. А., Чахоян Г. А. Управленческие практики и результативность вузов в реализации непрерывного образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 1. С. 9–34. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-9-34. EDN JXLXZR
  13. Шеховцов В. В., Плотников А. С., Фетисова О. В. Дополнительное профессиональное образование слушателей в ходе реализации федеральных проектов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 4. С. 119–126. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-119-126. EDN USDVPF
  14. Болышева А. В. Маркетинг в профессиональном образовании // Научный аспект. 2023. Т. 4, № 11. С. 456–460. EDN WOKHAJ
  15. Гладкова М. В. Концептуальные подходы к формированию маркетинговой стратегии вуза // Modern Economy Success. 2022. № 1. С. 235–238. EDN GUNTNB
  16. Карпова Е. Г., Мореева Е. В. Трансформация маркетинговой деятельности вузов в соответствии со Стратегией национальной безопасности в Российской Федерации: монография. М.: Ритм, 2022. 290 с. EDN RTIPQV
  17. Шумакова И. А. Управление маркетинговой деятельностью российских вузов и его адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках // Экономика. Информатика. 2021. Т. 48, № 1. С. 72–81. doi: 10.52575/2687-0932-2021-48-1-72-81. EDN PCJAPZ
  18. Афанасьева М. Ф., Бондаренко В. А., Максаев А. А. Реалии и прогнозные тенденции развития высшей школы в России: маркетинговый аспект // Евразийский юридический журнал. 2020. № 4 (143). С. 416–418. EDN IHORRM
  19. Харитонова О. С. Концептуальные основы продвижения программ ДПО в контексте адаптивной маркетинговой стратегии образовательной организации высшего образования // Экономика строительства. 2024. № 5. С. 51–53. EDN ONMHGK
  20. Харитонова О. С. Разработка адаптивной маркетинговой стратегии образовательной организации высшего образования на основе анализа жизненного цикла услуги // Инновации и инвестиции. 2024. № 7. С. 219–222. EDN OVLJCH

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».